Джеймс Холлис 'Под тенью Сатурна: мужские психические травмы и их исцеление'

Категория: Библиотека » Постъюнгианство | Просмотров: 28513



Не является ли и сокращение продолжительности жизни ещеодним проявлением патологии? Подумайте о тех веселых любителях пива, которых собралисовсем не глупые и очень проницательные предприниматели, чтобы показать, как тесначала вместе работают где-то на лесозаготовках или небоскребах, а затем, кактолько наступает "время", срываются к местному пивному заведению, гденаступает "счастливый миг" и в обществе анимы (блондинки илибрюнетки) они могут испытать те ощущения, которых были лишены целый день. Какимсчастливым становится это братство - свободным, вольным и получающим одобрениемужского сообщества-в алкогольном раю, таком, каким представляют его рекламныеагентства. Правда заключается в том, что эти любители пива тоже являютсямужчинами, у которых "первый тромбоз наступает, как Рождество". У нихвозникает сердечная недостаточность задолго до того тромба в сердце, о которомпишет в своей поэме Филипп Ларкин. Их одиночество можно сравнить с одиночествомбегуна на длинную дистанцию.

Сатурнианское колесо делает поворот. На нем находятся всемужчины. Их травмы не ускоряют осознания и не придают мудрости. Они простовызывают бессмысленную боль. Трудоголическая анестезия, наркотическое онемениенезависимо от того, является ли наркотик химическим или идеологическим, ужасодиночества - все эти травмы не вызывают последующей трансформации. Это травмыварварские и бездушные.

Разумеется, мужчине необходимо перенести травму, чтобы онсмог разорвать материнские узы. Но необходимо также, чтобы эта травма привелаего к дальнейшему личностному росту. Современный мужчина переживает свои травмыв одиночестве, но его поведение все равно беспокоит окружающих и вредит им. Ондолжен начать с признания тех травм, которые у него есть и которые ежедневнокровоточат и влияют на его жизнь, если хочет исцелиться сам или помочь этосделать другим.

[65] Многие практикующие психологи считают, чтоподростковый возраст начинается в 12 лет и продолжается до 28 лет приотсутствии переходных ритуалов. Совершенно очевидно, что Норман вышел даже заэти очень "свободные" границы.

[66] В сказке братьев Гримм "Железный Ганс"ключ от клетки с дикарем находится под подушкой у матери. Мальчик не можетпопросить у нее ключ, так как она ему его не отдаст. Она надеется, что мальчикбудет ее слушаться. Значит, ключ необходимо выкрасть, чтобы высвободить энергиювзрослого мужчины. Далее мы проанализируем сказку "Железный Ганс"более подробно.
Глава 4
Жажда отца

Все образы имеют две стороны. Если образ обладает определенной глубиной, он должен выражать двойственную сущность реальности. Признание и поддержание психического напряжения между полярными противоположностями - фундаментальный юнгианский принцип. Одностороннее восприятие искажает образ, извращает его и вызывает невроз. Так, например, архетип матери выражает двойственный аспект природы: природа, которая дает и которая берет обратно. Великая Мать представляет собой жизненную силу, которая и порождает, и губит, и утверждает, и уничтожает. Как кратко отметил Дилан Томас, "меня погубит... та растворенная в зелени сила, которая заставляет распуститься цветок"76.

Двойственным является и архетип отца. Отец дает жизнь, свет, энергию, поэтому нет ничего удивительного в том, что он традиционно ассоциировался с солнцем. Но вместе с тем отец может проклинать, лишать сил и подавлять. Доисторический разум развил образ солнца как центра энергии и жизнеутверждающего начала до образа Бога-Отца, который наполняет энергией и оплодотворяет феминную землю. Патриархальность заменила поклонение Матери-земле поклонением Небесному Отцу. (Нимб над головой Христа - это остаток солнечной ауры Отца, тогда как змей, ассоциируемый с образом Матери, в Книге Бытия был презрительно отвергнут народившейся патриархальностью.) Если ребенок воспринимает отца позитивно, он ощущает его силу и эмоциональную поддержку и, подпитываемый энергией отца, преобразует внешний мир. Если же он воспринимает отца негативно, хрупкая детская психика разрушается.

Употребляя современную метафору, можно сказать, что психика ребенка - это некий спектр возможностей, база данных, формирующаяся на основе родительской модели при поддержке самих родителей. Благодаря матери ребенок может ощущать мир как заботливую и защищающую его среду. Благодаря отцу он может получить поддержку, чтобы войти в мир и начать бороться за свою жизнь. Разумеется, мать также может помочь ему в борьбе за жизнь, а отец - позаботиться о нем, но архетипически они играют свойственные им роли. Мать активизирует материнский комплекс, который должен трансформироваться так, чтобы у ребенка исчезли многие внутренние ограничения; в противном случае он сохранит зависимость и вовремя не расстанется с детством. Мифы о Великой Матери составляют большой цикл, связанный с мотивом смерти - возрождения, то есть вечного возвращения. Мифы о Небесном Отце связаны с вечным поиском, странствием от наивности к опыту, от темноты к свету, от дома к горизонту. Каждый мифологический цикл должен быть пройден.

Если в результате родительского влияния у ребенка формируются неадекватные родительские образы, эти искажения и вызванный ими дефицит психической энергии остаются у него на всю жизнь. Он жаждет чего-то, словно ему не хватает витаминов или очень хочется поесть именно той пищи, которой нет. В отношениях с окружающими он бессознательно ищет энергию, дремлющую в его психике. Так, например, сам того не осознавая, он может побуждать жену играть роль заботливой матери и гневаться на нее, если она от этого отказывается, хотя сознательно он бы не позволил ей исполнять эту роль. Или же он может отказаться от своего внутреннего странствия и попасть в зависимость от другого мужчины, бессознательно пытаясь найти в нем отсутствующий образ отца. Он может быть зол на отца из-за его недостатков, или просто испытывать злость из-за отсутствия социально признанных авторитетов, или тайно скорбеть по потерянному для него отцу.

Потратив немало времени во второй главе на изучение воздействия материнского комплекса на жизнь мужчины, нам следует признать, что не меньше, а возможно, даже больше энергии теряется из-за неполной активизации образа отца. Кроме всего прочего, родной отец ребенка должен обязательно стать третьей вершиной родительско-детского треугольника. Если же отец фактически или психологически отсутствует, энергия материнского комплекса остается неуравновешенной. Или же, испытывая негативное влияние собственного материнского комплекса и пребывая в регрессивном состоянии, отец, выступая в роли борца против семейного гнета, ожесточенно разрушает все семейные устои, так как у него самого нет здоровой модели восстановления отношений с феминностью, которую ребенок должен наблюдать и интериоризировать. Семья, построенная по старой модели "папа лучше знает", была слишком дисгармоничной, чтобы считаться здоровой. Лишь очень немногие из нас выросли в семье, в которой существовали настоящее равноправие, демократический баланс сил и взаимная поддержка и где родители дополняли друг друга.

Сэм Ошерсон в книге "В поисках отца" приводит результаты обширного исследования, свидетельствующего о том, что только у 17% американских мужчин было позитивное отношение к отцу. В большинстве случаев влияния отца не было, потому что он умер, был разведен с матерью, отсутствовал фактически, был алкоголиком или наркоманом или же был эмоционально отчужден от семьи77. Даже если эта поразительная статистика и не совсем точна, она означает, что происходит очень серьезное и трагическое нарушение едва ли не самого важного равновесия в природе. Действительно, Роберт Блай утверждает, что с тех пор, как произошла индустриальная революция, отношениям между отцом и сыном был нанесен самый большой ущерб78.

Таким образом, мы пришли к седьмой великой тайне терзающей мужскую душу: каждый мужчина испытывает глубокую тоску по своему отцу и по старейшинам в своем сообщества.

Когда отцы и деды перестали вместе работать на полях и понемногу занялись торговлей, их семьи покинули свою землю и направились в города, где была работа. Когда отец покидал свой дом и отправлялся на фабрику или в торговую фирму, сын оставался дома. Ушла в прошлое тяжелая совместная работа; профессиональные секреты и навыки перестали передаваться из поколения в поколение, прервалась связь между мальчиком и отцом. Отец приходил домой, устав от тяжелой работы на сборочном конвейере или нудной бумажной рутины в учреждении. Наверное, по пути домой он терял последние силы. Джеймс Джойс рассказывает об одном таком отце, которого ни во что не ставил начальник, презирали друзья, отвергали женщины и который, как только входил в дом, бил своего сына "просто так". Тем самым он давал почувствовать деградацию своей души только тем, кто был слабее его79.

Отцы слишком часто возвращаются домой уставшими и душевно опустошенными. Они не могут быть образцом для своих сыновей, если так остро ощущают сатурнианский гнет. Нет ничего странного в том, что мужчина нередко ненавидит отца, так же как его отец мог ненавидеть своего. Такая причинно-следственная цепочка восходит к появлению городского мужчины и мужчины, занятого в индустрии. Когда общество поглотило племя или общину, намного превосходя их по масштабу, возможностей для мужского общения практически не осталось. Едва ли мы вернемся к племенному образу жизни, хотя суть мужского движения заключалась именно в том, чтобы с помощью барабанного боя и пения у костра восстановить ощущение племени и собрать вместе мужчин, которые делились бы своими историями.

Несомненно, идея активизации позитивного образа маскулинности является вполне приемлемой, и чувство общности между мужчинами способствует достижению этой цели. Но большинству мужчин такая возможность совместного переживания может никогда не представиться, а на многих из тех, у кого она появится, это переживание не окажет длительного воздействия. Та часть собственного внутреннего мира отца, которая осталась недоступной его самопознанию, никогда не сможет перейти к сыну. А мы сегодня не можем найти старейшин в залах заседаний крупных корпораций или среди служителей церкви. Поэтому все мужчины, знакомые или незнакомые нам, испытывают жажду по отцу и скорбят о его утрате. Им недостает его реального присутствия, его силы и мудрости.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Притча «Язык любви»
  • Редактор. Что делать с непослушными детьми?
  • Притча «Мертвое дерево»
  • Как избавиться от страха и тревоги
  • Торо Г. ЖИЗНЬ БЕЗ ПРИНЦИПА
  • Дмитриева Анна Ивановна. Эссе 'Быть Воспитателем'
  • Притча «Блудный сын»
  • Притча «Понимание»
  • Притча «Богатый или бедный?»
  • Притча «Характер»
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • 10 признаков умных людей
  • Ньютон Майкл. Предназначение души.
  • Что нужно делать предпринимателю, чтобы добиться успеха.
  • Притча «Воин света»
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Притча «Шахматная игра»
  • Елена Джеро. Зависимые отношения. Вход и выход
  • Ольга Маховская. Почему дети перестали читать? Как привить любовь к чтению
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Притча «Три сына»
  • Егор Горд. Как развить уверенность в себе и стать сильной личностью?
  • Егорова Елена. Жизненные сценарии
  • Притча «Простой выбор»
  • Притча «Прошлое, настоящее и будущее»
  • Притча «Три сына»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Притча «Какасбаль и собака (история народа майя)»
  • Притча «Куда Яма спрятал Истину»
  • Мерцалов В. Происхождение человека (Логика антропогенеза).
  • Притча «Школа жизни»
  • Притча «Упорство»
  • Е. Николаева. Говорить правду или быть честным? Правда и ложь
  • Притча «Король и конские яблоки»
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • Притча «Скверна»
  • Притча «Быть может лишь кажется мне...»
  • Колесов Евгений Николаевич. Тайная книга для женщин: как управлять мужчиной.
  • Притча «От Меня это было»
  • Притча «Небо нас искало»
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.
  • Притча «Самое главное»
  • Притча «Совет»
  • Блаватская Петровна Елена. Статьи (1888 1896 гг )
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Притча «Богач, который хотел стать бедняком»
  • Заговор, чтобы наказать обидчика на церковных свечах
  • Мадди С. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь