|
Кормьер Ш. Хакни Г. Концептуализация проблем и постановка целейКатегория: Статьи » Психология | Просмотров: 2136
Автор: Кормьер Ш. Хакни Г.
Название: Концептуализация проблем и постановка целей Формат: HTML Язык: Русский УПРАЖНЕНИЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗНАНИЙ 8.3
Намечаем цели Предположим, Брент пришел к вам на консультирование и жалуется на бессонницу. Пока вы с Брентом исследуете разные стороны его проблемы, вы рассматриваете и конкретные изменения, к которым стремится Брент. Постепенно эти изменения преобразовываются в пункты плана по достижению желаемых целей. Мы рассматриваем это как план, потому что основные заголовки (I и II) представляют две общих или первоочередных конечных цели, а подзаголовки отражают процессуальные цели, или действия, которые Брент может выполнить, чтобы постепенно достичь основных целей. Помните, что постановка целей – это гибкий процесс и что цели, перечисленные в этом плане, могут изменяться в процессе консультирования Брента. Конечная цель I: Начать засыпать в течение часа после того как лег в постель хотя бы четыре раза в неделю (дома). А. Идентифицировать и записать все, что он раньше делал, чтобы заснуть (считал овец, мечтал, перекусывал и т. д.). Б. Заменить эти «попытки заснуть» занятиями, связанными со «старанием не спать». Конечная цель II: Увеличить до 50 % позитивные мысли и чувства Брента о себе за время его нахождения в консультировании. Заполните план: запишите промежуточные цели по выполнению второй конечной цели. Вы можете начать с установления критериев, которые Брент посчитает важными. Подумайте также, не предложить ли Бренту описать те ситуации, когда он бывает доволен собой. Кроме того, вы возможно, захотите исследовать, что он чувствовал мальчиком в связи со своим взрослением в своей семье и своей референтной группе. Что может сделать Брент для достижения своих ближайших и долгосрочных целей? Имея эту информацию и используя воображение, сконструируйте конкретные промежуточные цели, которые помогут Бренту достичь этой второй конечной цели. Продолжите этот процесс с окончательными целями II и III для Брента. Конечная цель II:_______________________________________ А. Б. В. Г. Конечная цель III:_______________________________________ А. Б. В. Г. Обратите внимание на процесс, в ходе которого устанавливаются цели. 1. Вначале это общие цели (не противоречащие культуре клиента), которые прямо связаны с конкретными или общими его проблемами, или описание нескольких проблем. 2. Конкретные и доступные наблюдению промежуточные/процессуальные цели устанавливаются так, чтобы они делали возможной реализацию общих целей. Таким образом, процесс постановки целей идет от общих целей к конкретным; конкретные цели напрямую связаны с общей целью, а общая цель отражает проблемы и потребности, которые клиент представил консультанту. СОПРОТИВЛЕНИЕ КЛИЕНТА ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ И СТАДИИ МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ Временами клиент может выражать сомнения относительно постановки целей или неохотно работать над достижением изменений. Например, проведя сессию с клиентом, консультант говорит: «Это была пятая встреча, а я все не могу сделать так, чтобы он говорил о целях». Когда такое происходит, консультант должен ответить на вопрос: «Чему сопротивляется клиент?» При работе с клиентами, которые сопротивляются постановке целей, полезно понимать, что такое поведение является преднамеренным. Иначе говоря, то, что клиент делает или старается не делать, помогает ему достичь некоего желаемого результата. Следовательно, вы можете обнаружить, что клиент, который сопротивляется постановке целей, защищает то поведение, которое нужно изменить, поскольку это поведение ему выгодно. Примером может быть хронический курильщик. Хотя человек может понимать негативные последствия курения, он все же цепляется за эту привычку, веря, что курить полезно в напряженных ситуациях, что это расслабляет, увеличивает удовольствие от хорошей еды и т. д. Почти все люди, зависимые от приема различных веществ, демонстрируют примеры такого поведения. Другой пример – избегание. Хотя многие клиенты могут хотеть что-то изменить, их избегание именно того, что они сами хотят изменить, может настолько переживаться как защищающее, что негативные последствия этого избегания превосходят потенциальные позитивные последствия изменения. Ваша задача – помочь клиентам увидеть, что они выигрывают, используя своих привычные поведенческие и межличностные паттерны. Делая это, вы сможете определить, как получить ту же выгоду или результат более приемлемым способом. Например, ученик может бросать бумажные самолетики из окна школы, чтобы привлечь внимание приятелей. Привлечение внимания – это и есть главная цель. Следовательно, его проблемой является способ привлечения внимания. Поэтому вы с вашим клиентом можете рассмотреть более приемлемые способы привлечения внимания вместо бросания самолетиков из школьного окна! В более сложном сценарии рассмотрим студента или работника, который вечно откладывает дела, в результате чего его успехи в учебе/работе оцениваются низко. Одного клиента эта реальная или воображаемая негативная обратная связь может подтолкнуть к тому, чтобы выполнять работу в срок. А другой, вновь и вновь откладывая дела, скрывает от других и самого себя боль, которую ему могут доставить низкий балл и плохая оценка. Это та выгода, за которую он осознанно или неосознанно так платит. Некоторые межличностные паттерны клиентов порождают проблемы – например, придирки к другу или партнеру; и все же стремление к контролю, который они получают в таком взаимодействии, мешает им серьезно задуматься об изменении этого паттерна. Полезный способ осмыслить сопротивление клиента постановке целей – задуматься о том, какое сопротивление у большинства людей вызывают изменения сами по себе. Конечные цели призывают клиентов к изменению. Прохазка, Ди Клементе и Норкросс (Prochaska, DiClemente, & Norcross, 1992) – авторы хорошо проверенной модели, называемой «моделью стадий изменения», которая помогает объяснить сопротивление клиентов изменениям. Они отмечают, что по существу стадии изменения представляют собой «специфический комплекс установок, намерений и поступков, связанных с готовностью индивидуума к циклу изменений» (Prochaska & Norcross, 2010, p. 492). В этой модели – шесть стадий изменения, которые проходит человек в этом процессе: 1. Предварительное рассмотрение. Клиент либо не отдает себе отчета в потребности измениться, либо не хочет меняться; он считает, что проблема заключается в ком-то другом. Если клиент появляется у консультанта на этой стадии, то обычно не по своей воле, а по чьему-либо настоянию. На стадии предварительного рассмотрения клиенты не отдают себе отчета не только в своих проблемах, но и в том, что их поведение подвергает их опасности. Большое количество людей, которые характеризуются рискованным или нездоровым поведением, попадают в эту категорию. На этой стадии изменений клиентам нужно признать, что проблема существует, и увеличить осознание ее негативных аспектов, чтобы перейти на следующую стадию (Prochaska & Norcross, 2010, p. 493). 2. Рассмотрение. Клиент начинает отдавать себе отчет в своей потребности меняться и думает об изменении, но еще не решился на то, чтобы что-то предпринимать в этом направлении. Некоторые люди «застревают» на стадии рассмотрения на годы, часто потому что, взвешивая все «за» изменения и «против», они остаются амбивалентными к самому изменению, и эта амбивалентность заставляет их топтаться на месте. Для того чтобы перейти к следующей стадии, клиенты на стадии рассмотрения «должны избежать ловушки навязчивого копания в проблеме на протяжении ряда лет (мы называем это “хроническим рассмотрением”) и принять твердое решение действовать» (Prochaska & Norcross, 2010, p. 494). Один из способов помочь клиенту это сделать – совершать отдельные действия, как бы маленькие шаги. Иногда жизненный кризис, например постановка опасного диагноза или смерть любимого человека, может спровоцировать выход из стадии хронического рассмотрения. 3. Подготовка. Клиент решил начать действовать в ближайшем будущем, может быть, в ближайшие один – два месяца. Возможно, на этой стадии клиент, попытался действовать, но безрезультатно. Консультантам следует распознавать клиентов, находящихся на этой стадии по некоторым признакам: они сообщают об уже произошедших маленьких изменениях в поведении, они начали выходить из состояния амбивалентности по поводу изменений, так как признают, что выигрыш при изменении превосходит риск при отказе от изменений. Прохазка и Норкросс (Prochaska and Norcross, 2010, p. 494) замечают: «Как и все, кто находится на пороге решающих действий, люди, переживающие стадии подготовки, должны определиться с целями и приоритетами. Кроме того, им нужно посвятить себя избранному ими плану действий». Вы видите, что клиенты на стадии подготовки с большей вероятностью будут готовы к постановке конечных целей, тогда как для клиентов, застрявших на стадии предварительного рассмотрения или рассмотрения, обычно предпочтительнее постановка промежуточных целей. 4. Действие. Клиент готов меняться и уже начал что-то предпринимать, чтобы достичь желаемой цели, хотя проблема еще не была успешно решена. Тем не менее на этой стадии клиенты являются высоко мотивированными к работе и достаточной степени осознают необходимость изменения имеющегося положения дел. Модель стадий изменения предполагает, что клиенты находятся на стадии действия, если они успешно изменили проблемное поведение, достигнув какого-то критерия, то есть, конкретного уровня на пути к конечной цели, которая была описана ранее. Клиенты на стадии действия часто заканчивают процесс консультирования быстро, но надлежащим образом, потому что они действуют эффективно. Более того, на этой стадии клиенты обычно «распознают “подводные камни”, которые могут помешать продолжению действий, являются ли они когнитивными, эмоциональными или средовыми» (Prochaska & Norcross, 2010, p. 495). 5. Сохранение. Клиент достиг своих целей, действуя в соответствии с различными планами, и к тому же он поддерживает эти изменения в течение по меньшей мере шести месяцев. Теперь в центре внимания оказывается обобщение всего, что достигнуто, и предотвращение рецидивов. При этом сохранение – не «статичное состояние», это, скорее, «продолжение, а не отсутствие изменений» (Prochaska & Norcross, 2010, p. 495). Для некоторых людей, особенно для людей с хронической проблемой, сохранение становится пожизненной стадией, чтобы не избежать рецидивов. 6. Рецидив и возобновление цикла. Как отмечают Прохазка и Норкросс (Prochaska & Norcross, 2010), многие люди, работающие над изменениями в своей жизни, не могут успешно сохранить достигнутое с первой или даже со второй попытки. Часто бывает, что клиенты некоторое время удерживают достигнутое, но достижения не выдерживают испытания временем, то есть в течение требуемого, как мы отмечали ранее, шестимесячного периода. Это особенно заметно в случае серьезных клинических расстройств или зависимостей. Если рецидив случается, многие из этих клиентов возвращаются к консультантам для «повторения цикла». Некоторые авторы называют это «вспомогательными сессиями». Например, в консультировании пар нередко бывает так, что партнеры возвращаются для повторного прохождения консультирования, если начинают испытывать трудности с сохранением приобретенных ранее изменений. Важно заметить, что модель изменений не рассматривается как линейная, когда люди поступательно движутся от стадии к стадии; это циклическая модель, согласно которой клиенты движутся по спирали. Например, когда у клиентов случается рецидив, они могут регрессировать на гораздо более раннюю стадию изменений, например, на стадию предварительного рассмотрения или, что более вероятно, на стадию рассмотрения или подготовки. Объясняя этот процесс, Прохазка и Норкросс отмечают: «спиральный паттерн предполагает, что большинство переживающих рецидив не бесконечно возвращаются на одни и те же витки и что они не возвращаются каждый раз туда же, откуда они начали. Вместо этого каждый раз, вновь проходя эти стадии, они, предположительно, учатся на ошибках и могут попытаться в следующий раз попробовать что-то делать по-другому» (2010, p. 496). Представив паттерн спирали, вы понимаете, что, когда у клиентов случается рецидив и они регрессируют на более раннюю стадию, цели консультирования, соответственно, тоже сдвигаются назад. Например, этот процесс может означать, что консультанту придется стать более внимательным к процессуальным целям, чтобы помочь восстановиться клиенту, переживающему срыв. А бывает, что клиент и консультант вновь возвращаются к конечным целям и перерабатывают их либо формулируют новые. В качестве примера этой модели рассмотрите случай с женщиной, которая в течение нескольких лет постоянно тревожится. Эта тревога хронически ослабляет ее и мешает заниматься своими делами. Она приходит в колледж или к специалисту в области психического здоровья и признается, что так она себя чувствует уже на протяжении несколько лет. За это время она нашла много информации о тревожности в интернете и книгах. Но принятие решения обратиться за помощью к консультанту и узнать о возможности лекарственного лечения заняло у нее два года. Находясь на стадии предварительного рассмотрения, клиентка не знала ни того, что у нее проблемы с тревогой, ни того, каковы последствия этих проблем. Осознав проблему, но все еще ничего не предпринимая, она перешла на стадию рассмотрения. Когда она искала информацию в книгах и в интернете, когда она думала о том, что эта информация значит для нее, она перешла на стадию подготовки. Когда она посетила специалиста, ища помощи и узнавая о лекарственной терапии, она перешла на стадию действия. Когда с помощью консультанта она начинает предпринимать действия, чтобы избавиться от тревоги, клиентка переходит к стадии сохранения, и теперь ее задачей будет продолжать следовать плану по избавлению от тревожности. Из исследования модели стадий изменения можно сделать выводы относительно сопротивления клиента изменениям. 1. Стадии моделей изменения помогают предсказать уход клиента из консультирования по ряду причин. Большинство клиентов, прерывающих консультирование преждевременно, находятся на стадии предварительного рассмотрения (Prochaska & Norcross, 2010). 2. Уровень прогресса клиентов в консультировании зависит от конкретной стадии изменения, на которой они находятся к началу консультативного процесса. Клиенты, находящиеся на стадиях предварительного рассмотрения и рассмотрения, еще не вполне готовы принять идею изменения. Клиенты на стадии подготовки пытаются посвятить себя изменениям, но они пока способны делать только маленькие шажки на пути к достижению цели. Как замечают Прохазка и Норкросс, «чем дальше от начала терапии находится стадия изменения, которой достигли клиенты, тем более быстрого прогресса можно от них ожидать» (p. 497). К несчастью, люди, готовые на стадии действий незамедлительно делать что-то для достижения конечной цели, в реальности представляют собой меньшинство среди тех, кто обращается за помощью. Соответственно, чтобы работать с клиентами, находящимися на стадиях предварительного рассмотрения, рассмотрения или подготовки, консультантам придется подстраивать стратегии изменения к той стадии, на которой находится каждый клиент» (Prochaska & Norcross, 2010; см. главу 9). Кроме того, очень важно помогать клиентам ставить цели, являющиеся реалистичными и выполнимыми, чтобы они были в состоянии переходить от одной стадии к другой (Prochaska & Norcross, 2010). Иногда клиенты сопротивляются попыткам ставить цели, так как ощущают, что консультант (открыто или менее навязчиво) подталкивает их в определенном направлении. Как мы упоминали ранее, это может произойти с клиентами, которые чувствуют себя маргинализованными. Если клиенты не могут сами определять свои цели в консультировании, возможность изменений минимальна. Чтобы преодолеть сопротивление клиента постановке целей консультирования, следует привлекать их к активному участию в постановке этих целей. УПРАЖНЕНИЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗНАНИЙ 8.4 Стадии изменения Рассмотрим модель стадий изменения, представленную в предыдущем разделе. Выберите две – три текущих проблемы в вашей жизни. Примените стадии модели изменения к каждой из этих проблем. Что вы заметили относительно стадий изменения в отношении этих двух или трех проблем? Какие выводы вы делаете из этого упражнения? Возможно, вы захотите выполнить это упражнение в вашей аудитории в одиночку, с партнером или в маленькой дискуссионной группе. УЧАСТИЕ КЛИЕНТА В ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ Часто постановка целей понимается как выслушивание клиента, мысленная оценка проблемы и последующее вынесение решения или установление цели. Такой подход обречен на неудачу. Природа консультирования такова, что в процесс постановки целей следует вовлекать клиента. В противном случае клиент фактически не имеет цели и исключается из участия в процессе. При том, что людям вообще трудно меняться, все становится еще сложнее, если клиент оказывается вне процесса изменений. Проиллюстрируем эту идею примером. Начинающий консультант работал с клиенткой, имевшей лишний вес, стеснявшейся своей фигуры, избегавшей социальных контактов из-за своей застенчивости и очень одинокой. Консультант сообщил клиентке, что ее цель – сбрасывать от одного до трех фунтов в неделю под наблюдением врача. После этого клиентка перешла к активной защите и отвергла цель консультанта, сказав: «Вы говорите, как моя мать!» Постановка целей – очень личное дело. Со стороны клиента она требует больших усилий и увлеченности. Поэтому клиент должен выбирать цели, которые для него важны. В приведенном примере сопротивление клиентки можно было предотвратить, если бы консультант продвигался вперед медленнее, позволяя ей самой решить, насколько значим для нее ее вес и насколько важна потенциальная потеря веса. Консультанту также нужно оставаться открытым возможности появления других целей, которые захочет поставить клиент. Этот консультант предположил, что цель, или желаемое изменение, клиентки заключается в потере веса. В этой конкретной ситуации через несколько сессий клиентка призналась, что она подвергалась сексуальному совращению со стороны своего отца и что она по-прежнему живет в родительском доме. И тогда она определилась со своим решением в этой ситуации и обратилась к проработке последствий травмы как цели в консультативной работе. Сперри, Карлсон и Киос (Sperry, Carlson, & Kjos, 2003) предложили несколько вопросов, полезных для вовлечения клиента в процесс постановки целей. – Как вы пытались улучшить ситуацию и с какими результатами? – Как, по-вашему, лучше всего работать с этой проблемой? Как вы видите ваше участие в процессе изменения? А мое участие? – Когда ситуация изменится и станет более благоприятной для вас? – Какой будет ваша жизнь, когда проблема для вас решится, и как вы это почувствуете? (p. 68) И наконец, мы вновь подчеркиваем, как важно учитывать существующие в культуре клиента установки и ценности при определении целей консультирования. По поводу последнего примера: учтите факт, что большинство американских девушек и женщин европейского происхождения озабочены весом и образом своего тела в большей степени, чем большинство мужчин и женщин латиноамериканского и африканского происхождения. Решать, какие цели будут подходящими, должен клиент, а не консультант, принадлежащий к преобладающей культуре. Заключение В этой главе мы приступили к рассмотрению активных действий в терапевтическом процессе. Помимо процесса взаимодействия между консультантом и клиентом, консультант начинает выстраивать процесс концептуализации внутреннего мира клиента. Это изучение происходит и в контексте внутреннего мира клиента, и в более широком контексте семьи, культуры и общества, в котором живет клиент. Клиент включается в это изучение, и, часто вполне естественно, это происходит по мере того, как раскрываются его опыт, чувства и мысли о самом себе и о других и его мир в данный момент. В этот процесс вплетается зарождающееся представление о других, и, возможно, лучших обстоятельствах, а из этого начинают формироваться цели. Некоторые из этих целей относятся к консультативным отношениям. Другие больше связаны с миром клиента. Распознав и поставив эти цели, консультант начинает понимать направление, которое примет консультативная работа, и помогать клиенту в достижении такого же понимания. В определении проблем клиента и целей консультирования полезно учитывать стадии модели изменения (Prochaska, DiClemente & Norcross, 1992). Не все клиенты вообще готовы к изменениям, не все готовы к значительным изменениям. Мы продолжаем это исследование процесса изменения в следующей главе, где обратимся к использованию терапевтических стратегий. Вопросы для рефлексии 1. Каждый – и клиент, и консультант – приносит на консультативную сессию свой мир. Мы отметили, что постановка целей возникает из понимания мира клиента. Как может мир консультанта повлиять на этот процесс постановки целей? Должен ли консультант заниматься этим вопросом ? Если да, почему? 2. В одиночку или со своим партнером по ролевым играм идентифицируйте какую-нибудь текущую проблему в своей жизни. Рассмотрите список ориентированных на будущее вопросов Игана. Как эти вопросы помогают вам (или вашему партнеру) формулировать цели и будущие сценарии для решения этой проблемы? 3. В начале этой главы мы обсуждали то, как неудовлетворенные детские потребности могут вновь активизироваться в жизни взрослого. В качестве упражнения (вначале для себя, а впоследствии – с клиентом) рассмотрите завершение следующего вопроса, поставленного Стайнемом (Steinem, 1992): «Перечислите [на листе бумаги] то, что вам хотелось получить в детстве, но чего вы не получили» (pp. 104–105). Когда закончите это упражнение, вы поймете, что вам нужно сделать для себя сейчас. 4. Чем потребности стесненного в средствах, малообеспеченного клиента отличаются от потребностей клиента, имеющего стабильную и высокооплачиваемую работу? Что можно сказать о потребностях менеджера компании, который недавно был уволен в связи с сокращением? Как эти потребности повлияют на определение конечных целей в консультировании? 5. Обсудите стадии модели изменения применительно к нескольким разным случаям работы с клиентами. Например, примените эту модель к следующим ситуациям: (1) ребенка, который боится ходить в школу; (2) девушки-подростка, которая забеременела, проведя ночь в состоянии опьянения, и не знает, что ей делать; (3) взрослого, у которого после серьезной травмы спины на работе сформировалась зависимость от обезболивающих лекарств; (4) старой женщины, у которой начинает развиваться деменция и которая не хочет покидать свой дом. «Моя лаборатория» Для выполнения каждого упражнения зайдите на сайт MyHelpingLab, а затем кликните Topics tab. 1. Кликните «Теории» и выберите раздел «Интегративная». В «Видеолаборатории» найдите подборки «Исследование проблемы», «Идентификация барьеров», «Движение к цели» и «Постановка цели». Просмотрев видеофрагменты, ответьте (перед аудиторией или работая в парах) на следующие вопросы. a. Что вы можете сказать о мире клиента, исходя из этих видеофрагментов? Можете ли вы идентифицировать конкретные потребности этого клиента (взяв за основу базовые потребности, названные Джурардом)? Можете ли вы идентифицировать различные аспекты проблем клиента? б. Исходя из этих сценариев, ответьте, на какой из пяти стадий модели изменения, по вашему мнению, находится клиент в данное время. в. Как бы вы в целом описали готовность клиента к изменению? г. Что вы думаете об уровне вовлеченности клиента в процесс постановки целей? д. Какие виды процессуальных целей в работе этого консультанта с данным клиентом были для вас очевидны во время просмотра видео? е. Какие конечные цели клиента стали очевидны для вас, когда вы просмотрели эти видеофрагменты? ё. Какие шаги или промежуточные цели вы выделили, когда просмотрели эти видеоролики? 2. Оставаясь в разделе «Теории», кликните раздел «Транстеоретические» и выберите «Видеолаботаторию». Просмотрите следующие три видео. а. «Оценка стадии». Как Норкросс определяет, на какой стадии изменений находится клиент с зависимостью от кокаина? б. «Подготовка». Что делает Норкросс, помогая клиенту оставаться на стадии сохранения и избежать рецидива его кокаиновой зависимости? в. «Ответственность клиента». Как Норкросс способствует развитию мотивации к изменениям клиента с алкогольной зависимостью ? Можете ли вы по этому клипу определить конечную цель, к которой будет стремиться клиент? Перевод с английского: Т. Литвиновой Conceptualizing Problems and Setting Goals Annotation The article focuses on the nature of client problems and establishment of goals that are realistic antecedents to the solution of those problems. Through the recognition and establishment these goals the counselor begins to understand the direction counseling will take. Keywords: counseling, conceptualization, needs, setting goals, process and outcome goals. Рекомендуемая литература DiClemente, C. C., Doyle, S. R. & Donovan, D. (2009). Predicting treatment seekers’ readiness to change their drinking behavior in the COMBINE study. Alcoholism Clinical and Experimental Research, 33, 879–892. DiClemente, C. C., Schumann, K., Greene, P. & Earley, M. (2011). A transtheoretical model perspective on change: Process focused interventions for mental health and substance abuse. In D. Cooper (Ed.), Principles of intervention in mental health-substance use. London: Radcliff. Egan, G. (2010). The skilled helper, 9th edition. Belmont, CA: Brooks/Cole, Cengage. Prochaska, J. & Norcross, J. C. (2002). Stages of change. In J. C. Norcross (Ed.), Psychotherapy relationships that work (pp. 303–314). New York: Oxford University Press. Prochaska, J. & Norcross, J. C. (2010). Systems of psychotherapy: A transtheoretical analysis, 9th edition. Belmont, CA: Brooks/Cole, Cengage. Sperry, L., Carlson, J. & Kjos, D. (2003). Becoming an effective therapist. Boston: Allyn & Bacon. Sue, D. W. & Sue, D. (2008). Counseling the culturally diverse. New York: John Wiley & Sons. Young, M. E. (2009). Learning the art of helping, 4th edition. Upper Saddle River, NJ: Pearson. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|