|
Фролова Н.М., Верещагин (Лаво) К.А. На перекрестке эзотерики, психологии и духовных практикКатегория: Учения, Система Таро | Просмотров: 2971
Автор: Фролова Н.М., Верещагин К.А. (Лаво)
Название: Фролова Н.М., Верещагин К.А. (Лаво) На перекрестке эзотерики, психологии и духовных практик Формат: HTML Язык: Русский Психотерапия, – продолжает Р. Скиннер, – относится к обычной жизни, к развитию человека от рождения до смерти по горизонтальной линии времени, к предотвращению угрозы психической стабильности, устранению препятствий и помех, появляющихся в процессе роста, когда человек переходит от положения ребенка к самостоятельности взрослого.
Священные традиции обращены к вертикальной линии развития: это постоянное осознание человеком цепи взаимного преображения и обмена между уровнями более высоких сфер, связь с этой цепью и служение ей. Место, где встречаются оба этих измерения, находится на перекрестке внутри каждого человека, где линия времени пересекается с линией вечности, с ее уровнем и масштабом, заключает Р. Скиннер. Система Таро и духовная традиция Великие восточные духовные традиции веками сохраняются и передаются от учителя ученику в ходе продолжительного обучения в специально организованных местах, в монастырях, в ашрамах. История западной эзотерической традиции драматична, линия вековой прямой передачи знания не сохранилась, и поэтому некоторые исследователи задаются вопросом, а существует ли она вообще. Но есть и противоположное мнение: западная духовная традиция существует, живет, развивается, и одним из ее элементов и способов ее сохранения и передачи являются карты Таро и система Арканов Таро. В России начала XX века существовали эзотерческие школы, изучавшие Арканы Таро. Московскую возглавлял розенкрейцер Владимир Шмаков, автор фундаментального труда «Священная книга Тота. Великие Арканы Таро». В Санкт-Петербурге видный розенкрейцер Григорий Оттонович Мебес, известный по инициалам Г.О.М., в течении нескольких лет вел кружок и прочитал свои знаменитые лекции, записанные его ученицей и изданные под названием «Курс энциклопедии оккультизма». В своем курсе Г.О.М. соединил в единое целое Каббалу и Таро. Г.О.М. называет Арканы Таро посвятительным алфавитом, систематизирует методы изучения 22 Мажорных Арканов как одну из форм изучения Каббалы. К фундаментальным трудам об Арканах Таро также относятся «Символы Таро» П.Д. Успенского, «Сакральный мистицизм Египта. 22 ступени посвятительного пути» Н.П. Рудниковой и книга Валентина Томберга «Медитации на Таро. Путешествие к истокам христианского герметизма». Известно, что в качестве одной из духовных практик этих школ было медитативное погружение и проживание Арканов Таро. К счастью, случилось так, что эта практика сохранилась и была передана одной из учениц Г.О.М-а по цепочке учитель–ученик, и в настоящее время линия передачи живет. Медитации на Арканы Таро как практика Мы попробовали систематизировать технологии и виды медитаций на Арканы. В этом тексте мы их только обозначим, но не будем описывать подробно. Классифицировать технологии можно следующим образом. 1. По способу погружения в пространство Аркана: • визуализация карты или ее элементов; • визуализация образа, зачитываемого проводником; • визуализация буквы еврейского алфавита, соответствующей Аркану; • ассоциативные; • другие. 2. По объекту медитации: • медитации на Старшие Арканы; • медитации на различные комбинации Старших Арканов: пары, тройки, четверки, шестерки; • медитации на Младшие Арканы; • медитации на Арканы на Древе Сефирот. Практические результаты медитативной практики Погружаясь в пространство Аркана и проживая его, мы прежде всего встречаемся с собственным внутренним миром, с его расщепленностью и обретаем шанс принять его. «Прими себя» – простая фраза, часто повторяемая, вроде бы понятная, но крайне трудно реализуемая. Принятие себя и согласие с собой должны произойти не на уровне слов, а на уровне глубин психики. Архетипы Арканов дают энергию для погружения в собственные глубины, для встречи со своей Тенью, со своим вытесненным психическим материалом. Появляется энергия, позволяющая интегрировать вытесненный материал в сознание, исцелить травмы и таким образом, увидеть себя чуть более объективно, несколько более «настоящим» и цельным, освобожденным от ограничивающих натуру привычек, состояний, стереотипов мышления, сформировавшихся в процессе жизни. Практика медитативного погружения в Арканы дает возможность согласиться с собой, с собственным несовершенством и научиться с этим знанием иметь дело или, напротив, увидеть свои дремлющие способности, таланты и дать себе право их развивать и реализовывать. Происходит ли изменение характера? И да, и нет. Да – потому что многое изменяется в поведении человека, в восприятии людей, отношений (в широком понимании) и окружающего мира в целом. Главное – появляется бо´льшая ответственность за свои действия и слова, и бо´льшая внешняя или внутренняя активность. Нет – потому что, на самом деле, человек приходит к себе настоящему, такому, каким именно он «задуман» природой или Богом и воплощен родителями. И эта часть подобных результатов соответствует по классификации Р. Скиннера психотерапевтической работе, то есть укреплению его личности и взрослению, движению по горизонтали. Мы назвали бы это первым путешествием героя. Но регулярное медитативное соприкосновение с Арканами, с символической формой передачи духовной традиции, способствует пробуждению практикующего, стремлению к более высокому уровню знания, к встрече с более высокими энергиями, открывается вертикальная (по определению Р. Скиннера) составляющая. Начинается второе путешествие героя, но в нем уже проявлена вертикальная составляющая. Собственно говоря, путешествий героя оказывается много, они в спиральном движении вверх способствуют значительному изменению (расширению) сознания человека. И появляется Путь, четко представленный Арканами, появляется карта Пути – Арканы. Арканы, которые, как мы уже писали, могут проявляться на разных уровнях, на тех, которые мы назвали в начале статьи, и на тех, которые не были названы, так как мы пока еще не знаем, как их назвать и классифицировать. Расстановки на картах Таро В настоящее время интенсивно развивается метод системных расстановок. Создатель метода Берт Хеллингер и многие его последователи практикуют духовные расстановки. Это «расстановки, в которых движение, ведущее к решению, приходит не от расстановщика, а от высшей третьей инстанции, которая больше, чем мы. Появление этого Большего перевело расстановки из решения задачи поиска «хорошего решения» в духовную практику – поиска контакта с Большим»[7]. Технологически расстановки выполняются по-разному, методов довольно много. Среди них эффективным и удобным оказалось использование карт Таро в качестве вспомогательного инструмента. Впервые использование Таро для расстановок описала А. Солодилова (Преображенская) в книге «Карты Таро в работе психолога». С 2011 года мы начали практиковать использование Арканов Таро в групповой работе. Мы экспериментировали со следующими подходами: • расстановка психологического портрета по А.А. Хшановской; • расстановка Аркана личности; • расстановка Аркана проблемы; • расстановка выполненного расклада. IV. Другие полевые практики с использованием Арканов Таро «Живые расклады» на Таро Мы практикуем расклады, в которых картируется поле клиента. Такую практику мы называем «живыми раскладами». Этот метод работы возник у нас как результат синтеза предсказательной и расстановочной практики. Значительную роль в разработке этого метода сыграла наша коллега Виктория Верик. Расстановками эту практику можно назвать условно, так как это в большей степени метод считывания информации. Суть метода заключается в следующем. Карты, которые достает клиент, выкладываются консультантом не по жесткой схеме (как в раскладах, где у каждой карты свое место), а по ощущениям. Консультант неспеша, медленно пытается найти место каждой карте на рабочем поле, которое имеет свои границы (например, стол). Вначале карты выкладываются взакрытую. При выкладывании карт встречается много интересных феноменов, например: может возникнуть ощущение, что в определенном месте должна быть не одна карта, а больше (2-3 или даже целая стопка); некоторые карты выносятся за рабочее поле, так как ощущается, что их место где-нибудь рядом с рабочим полем или совсем далеко. Кроме того, в такой работе учитываются те чувства и ощущения, которые идут от карты. Например, от карты может идти чувство холода либо, наоборот, ощущение тепла или даже жара. Карты могут дрожать и вибрировать, энергетически идти вниз (как будто они очень тяжелые) или вверх (как будто они стремятся улететь) и т.п. От разных карт в «живом раскладе» могут идти совсем разные ощущения. Всем этим феноменам придается особая значимость, и они интерпретируются консультантом. Как интерпретируются? Жестких правил здесь нет, в большей степени это индивидуальные интерпретации. Мы при интерпретации используем расстановочный опыт по чтению поля. И только после того, как все карты выложены и есть ощущение, что все лежит на своем месте, карты открываются и читаются (либо все сразу, либо поэтапно). При этом в интерпретации той или иной карты учитываются еще и те ощущения, которые шли от нее, когда мы выкладывали ее в рабочее поле. Учитываются не только традиционные («системные») значения, но и спонтанно рождающиеся ассоциации. Важным фактором оказывается и то место, где «легла» карта. Рабочее пространство (поле) имеет свою разметку. Эта разметка аналогична расстановочной разметке поля. А кроме того, важно, как карты взаимодействуют между собой (какие «легли» ближе, какие дальше и т.п.). Таким образом в «живых раскладах» учитываются: 1) ощущения, идущие от карты; 2) положение в рабочем поле; 3) взаимодействие с другими картами; 4) смысловая наполненность самой карты (значения карты и ассоциации). В такой практике одновременно используется несколько каналов считывания информации[8]: проективный (ассоциации), полевый (непосредственное чтение поля клиента или поля системы клиента), системный (традиционные значения карт). «Живые расклады» особенно интересно и продуктивно использовать для анализа разного рода элементов какой-то системы и их взаимоотношений (для каждого элемента достается отдельная карта). Например, когда стоит задача проанализировать отношения в рабочем коллективе, семье и т.п. Продуктивен этот метод и в работе с «внутренними частями» клиента, с субличностями. Ресурсные ритуалы с Арканами Таро Кроме вышеперечисленных практик, к полевым методам работы с Таро относятся ресурсные ритуалы с Арканами. В такой работе используются расстановочная технология с напольными якорями и технология концентрации архетипа из архетипотерапии В. Лебедько. Заключение В этой статье мы обозначили интересующие нас темы, которые будем обдумывать, обсуждать и описывать в дальнейшем. Для нас важно найти точки соприкосновения эзотерического, психологического и духовного знания. [1] Величко А. Карты Таро без мистики и тайн. – М.: Росткнига, 1998; Величко А. Психология в зеркале Таро: Путь к истокам судьбы. – М.: Росткнига, 2002. [2] Бедненко Г.Б. Страшие арканы Таро. Теория и практика. – М.: Центрполиграф, 2009; Бедненко Г.Б. Младшие арканы Таро. Теория и практика. – М.: Центрполиграф, 2010. [3] Солодилова (Преображенская) А. Карты Таро в работе психолога. – СПб.: Весь, 2012; Солодилова (Преображенская) А. Архетипы Таро. Психологический практикум. – СПб.: Весь, 2015. [4] Магический Театр Арканов, разработанный В. Лебедько, в данной статье мы рассматривать не будем. Подробнее об этой практике смотрите в книгах и статьях В. Лебедько и Е. Найденова. [5] Психотерапия и духовные практики. Подход Запада и Востока к лечебному процессу. – Мн.: Вида-Н, 1998; Дейкман А. Наблюдающее Я. – М.: Эннеагон Пресс, 2007. [6] Скиннер Р. Психотерапия и духовная традиция // Психотерапия и духовные практики. Подход Запада и Востока к лечебному процессу. – Мн.: Вида-Н, 1998. – С. 40-62. [7] Веселаго Е. Современные системные расстановки: история, философия, технология. – Киев-Бостон: Толиман, 2013. – С. 48. [8] Cеминары Елены Веселаго. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|