Фролова Н.М., Верещагин (Лаво) К.А. На перекрестке эзотерики, психологии и духовных практик

Категория: Учения, Система Таро | Просмотров: 2971

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Психотерапия, – продолжает Р. Скиннер, – относится к обычной жизни, к развитию человека от рождения до смерти по горизонтальной линии времени, к предотвращению угрозы психической стабильности, устранению препятствий и помех, появляющихся в процессе роста, когда человек переходит от положения ребенка к самостоятельности взрослого.

Священные традиции обращены к вертикальной линии развития: это постоянное осознание человеком цепи взаимного преображения и обмена между уровнями более высоких сфер, связь с этой цепью и служение ей.

Место, где встречаются оба этих измерения, находится на перекрестке внутри каждого человека, где линия времени пересекается с линией вечности, с ее уровнем и масштабом, заключает Р. Скиннер.

Система Таро и духовная традиция

Великие восточные духовные традиции веками сохраняются и передаются от учителя ученику в ходе продолжительного обучения в специально организованных местах, в монастырях, в ашрамах. История западной эзотерической традиции драматична, линия вековой прямой передачи знания не сохранилась, и поэтому некоторые исследователи задаются вопросом, а существует ли она вообще. Но есть и противоположное мнение: западная духовная традиция существует, живет, развивается, и одним из ее элементов и способов ее сохранения и передачи являются карты Таро и система Арканов Таро.

В России начала XX века существовали эзотерческие школы, изучавшие Арканы Таро. Московскую возглавлял розенкрейцер Владимир Шмаков, автор фундаментального труда «Священная книга Тота. Великие Арканы Таро». В Санкт-Петербурге видный розенкрейцер Григорий Оттонович Мебес, известный по инициалам Г.О.М., в течении нескольких лет вел кружок и прочитал свои знаменитые лекции, записанные его ученицей и изданные под названием «Курс энциклопедии оккультизма». В своем курсе Г.О.М. соединил в единое целое Каббалу и Таро. Г.О.М. называет Арканы Таро посвятительным алфавитом, систематизирует методы изучения 22 Мажорных Арканов как одну из форм изучения Каббалы. К фундаментальным трудам об Арканах Таро также относятся «Символы Таро» П.Д. Успенского, «Сакральный мистицизм Египта. 22 ступени посвятительного пути» Н.П. Рудниковой и книга Валентина Томберга «Медитации на Таро. Путешествие к истокам христианского герметизма».

Известно, что в качестве одной из духовных практик этих школ было медитативное погружение и проживание Арканов Таро. К счастью, случилось так, что эта практика сохранилась и была передана одной из учениц Г.О.М-а по цепочке учитель–ученик, и в настоящее время линия передачи живет.

Медитации на Арканы Таро как практика

Мы попробовали систематизировать технологии и виды медитаций на Арканы. В этом тексте мы их только обозначим, но не будем описывать подробно.

Классифицировать технологии можно следующим образом.

1. По способу погружения в пространство Аркана:

• визуализация карты или ее элементов;
• визуализация образа, зачитываемого проводником;
• визуализация буквы еврейского алфавита, соответствующей Аркану;
• ассоциативные;
• другие.
2. По объекту медитации:

• медитации на Старшие Арканы;
• медитации на различные комбинации Старших Арканов: пары, тройки, четверки, шестерки;
• медитации на Младшие Арканы;
• медитации на Арканы на Древе Сефирот.
Практические результаты медитативной практики

Погружаясь в пространство Аркана и проживая его, мы прежде всего встречаемся с собственным внутренним миром, с его расщепленностью и обретаем шанс принять его. «Прими себя» – простая фраза, часто повторяемая, вроде бы понятная, но крайне трудно реализуемая. Принятие себя и согласие с собой должны произойти не на уровне слов, а на уровне глубин психики. Архетипы Арканов дают энергию для погружения в собственные глубины, для встречи со своей Тенью, со своим вытесненным психическим материалом. Появляется энергия, позволяющая интегрировать вытесненный материал в сознание, исцелить травмы и таким образом, увидеть себя чуть более объективно, несколько более «настоящим» и цельным, освобожденным от ограничивающих натуру привычек, состояний, стереотипов мышления, сформировавшихся в процессе жизни. Практика медитативного погружения в Арканы дает возможность согласиться с собой, с собственным несовершенством и научиться с этим знанием иметь дело или, напротив, увидеть свои дремлющие способности, таланты и дать себе право их развивать и реализовывать.

Происходит ли изменение характера? И да, и нет. Да – потому что многое изменяется в поведении человека, в восприятии людей, отношений (в широком понимании) и окружающего мира в целом. Главное – появляется бо´льшая ответственность за свои действия и слова, и бо´льшая внешняя или внутренняя активность. Нет – потому что, на самом деле, человек приходит к себе настоящему, такому, каким именно он «задуман» природой или Богом и воплощен родителями.

И эта часть подобных результатов соответствует по классификации Р. Скиннера психотерапевтической работе, то есть укреплению его личности и взрослению, движению по горизонтали. Мы назвали бы это первым путешествием героя. Но регулярное медитативное соприкосновение с Арканами, с символической формой передачи духовной традиции, способствует пробуждению практикующего, стремлению к более высокому уровню знания, к встрече с более высокими энергиями, открывается вертикальная (по определению Р. Скиннера) составляющая. Начинается второе путешествие героя, но в нем уже проявлена вертикальная составляющая. Собственно говоря, путешествий героя оказывается много, они в спиральном движении вверх способствуют значительному изменению (расширению) сознания человека. И появляется Путь, четко представленный Арканами, появляется карта Пути – Арканы. Арканы, которые, как мы уже писали, могут проявляться на разных уровнях, на тех, которые мы назвали в начале статьи, и на тех, которые не были названы, так как мы пока еще не знаем, как их назвать и классифицировать.

Расстановки на картах Таро

В настоящее время интенсивно развивается метод системных расстановок. Создатель метода Берт Хеллингер и многие его последователи практикуют духовные расстановки. Это «расстановки, в которых движение, ведущее к решению, приходит не от расстановщика, а от высшей третьей инстанции, которая больше, чем мы. Появление этого Большего перевело расстановки из решения задачи поиска «хорошего решения» в духовную практику – поиска контакта с Большим»[7].

Технологически расстановки выполняются по-разному, методов довольно много. Среди них эффективным и удобным оказалось использование карт Таро в качестве вспомогательного инструмента. Впервые использование Таро для расстановок описала А. Солодилова (Преображенская) в книге «Карты Таро в работе психолога».

С 2011 года мы начали практиковать использование Арканов Таро в групповой работе. Мы экспериментировали со следующими подходами:

• расстановка психологического портрета по А.А. Хшановской;
• расстановка Аркана личности;
• расстановка Аркана проблемы;
• расстановка выполненного расклада.
IV. Другие полевые практики с использованием Арканов Таро

«Живые расклады» на Таро

Мы практикуем расклады, в которых картируется поле клиента. Такую практику мы называем «живыми раскладами». Этот метод работы возник у нас как результат синтеза предсказательной и расстановочной практики. Значительную роль в разработке этого метода сыграла наша коллега Виктория Верик. Расстановками эту практику можно назвать условно, так как это в большей степени метод считывания информации.

Суть метода заключается в следующем. Карты, которые достает клиент, выкладываются консультантом не по жесткой схеме (как в раскладах, где у каждой карты свое место), а по ощущениям. Консультант неспеша, медленно пытается найти место каждой карте на рабочем поле, которое имеет свои границы (например, стол). Вначале карты выкладываются взакрытую.

При выкладывании карт встречается много интересных феноменов, например: может возникнуть ощущение, что в определенном месте должна быть не одна карта, а больше (2-3 или даже целая стопка); некоторые карты выносятся за рабочее поле, так как ощущается, что их место где-нибудь рядом с рабочим полем или совсем далеко. Кроме того, в такой работе учитываются те чувства и ощущения, которые идут от карты. Например, от карты может идти чувство холода либо, наоборот, ощущение тепла или даже жара. Карты могут дрожать и вибрировать, энергетически идти вниз (как будто они очень тяжелые) или вверх (как будто они стремятся улететь) и т.п. От разных карт в «живом раскладе» могут идти совсем разные ощущения.

Всем этим феноменам придается особая значимость, и они интерпретируются консультантом. Как интерпретируются? Жестких правил здесь нет, в большей степени это индивидуальные интерпретации. Мы при интерпретации используем расстановочный опыт по чтению поля.

И только после того, как все карты выложены и есть ощущение, что все лежит на своем месте, карты открываются и читаются (либо все сразу, либо поэтапно). При этом в интерпретации той или иной карты учитываются еще и те ощущения, которые шли от нее, когда мы выкладывали ее в рабочее поле. Учитываются не только традиционные («системные») значения, но и спонтанно рождающиеся ассоциации.

Важным фактором оказывается и то место, где «легла» карта. Рабочее пространство (поле) имеет свою разметку. Эта разметка аналогична расстановочной разметке поля. А кроме того, важно, как карты взаимодействуют между собой (какие «легли» ближе, какие дальше и т.п.).

Таким образом в «живых раскладах» учитываются: 1) ощущения, идущие от карты; 2) положение в рабочем поле; 3) взаимодействие с другими картами; 4) смысловая наполненность самой карты (значения карты и ассоциации).

В такой практике одновременно используется несколько каналов считывания информации[8]: проективный (ассоциации), полевый (непосредственное чтение поля клиента или поля системы клиента), системный (традиционные значения карт).

«Живые расклады» особенно интересно и продуктивно использовать для анализа разного рода элементов какой-то системы и их взаимоотношений (для каждого элемента достается отдельная карта). Например, когда стоит задача проанализировать отношения в рабочем коллективе, семье и т.п. Продуктивен этот метод и в работе с «внутренними частями» клиента, с субличностями.

Ресурсные ритуалы с Арканами Таро

Кроме вышеперечисленных практик, к полевым методам работы с Таро относятся ресурсные ритуалы с Арканами. В такой работе используются расстановочная технология с напольными якорями и технология концентрации архетипа из архетипотерапии В. Лебедько.

Заключение

В этой статье мы обозначили интересующие нас темы, которые будем обдумывать, обсуждать и описывать в дальнейшем. Для нас важно найти точки соприкосновения эзотерического, психологического и духовного знания.


[1] Величко А. Карты Таро без мистики и тайн. – М.: Росткнига, 1998; Величко А. Психология в зеркале Таро: Путь к истокам судьбы. – М.: Росткнига, 2002.

[2] Бедненко Г.Б. Страшие арканы Таро. Теория и практика. – М.: Центрполиграф, 2009; Бедненко Г.Б. Младшие арканы Таро. Теория и практика. – М.: Центрполиграф, 2010.

[3] Солодилова (Преображенская) А. Карты Таро в работе психолога. – СПб.: Весь, 2012; Солодилова (Преображенская) А. Архетипы Таро. Психологический практикум. – СПб.: Весь, 2015.

[4] Магический Театр Арканов, разработанный В. Лебедько, в данной статье мы рассматривать не будем. Подробнее об этой практике смотрите в книгах и статьях В. Лебедько и Е. Найденова.

[5] Психотерапия и духовные практики. Подход Запада и Востока к лечебному процессу. – Мн.: Вида-Н, 1998; Дейкман А. Наблюдающее Я. – М.: Эннеагон Пресс, 2007.

[6] Скиннер Р. Психотерапия и духовная традиция // Психотерапия и духовные практики. Подход Запада и Востока к лечебному процессу. – Мн.: Вида-Н, 1998. – С. 40-62.

[7] Веселаго Е. Современные системные расстановки: история, философия, технология. – Киев-Бостон: Толиман, 2013. – С. 48.

[8] Cеминары Елены Веселаго.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Таро и Каббала
  • Лон Майло Дюкетт. Таро Тота: предварительные знания
  • Fr. ThAVVTh HAVR. Трактовка старших арканов Таро в примитивном стиле, группами
  • Происхождение Таро
  • Лон Майло Дюкетт. Старшие арканы Таро Тота
  • Лон Майло Дюкетт. “Таро Тота” Алистера Кроули
  • Дьявол Таро
  • Лон Майло Дюкетт. Младшие Арканы Таро Тота
  • Лон Майло Дюкетт. Младшие арканы Таро в системе Золотой Зари: структура и каббалистическая символика
  • Hipparion. Старшие Арканы Таро Хайндля
  • Кэтлин Рейн. Йейтс, Таро и Золотая Заря
  • Банцхаф Хайо - Таро и путешествие героя. Мифологическая подоплека Старших Арканов
  • Билл Хайдрик. Медитация на ТАРО B.O.T.A.
  • Тогнетти Арлина, Ленард Лиза - Таро. The Complete Idiot's Guide to Tarot
  • Пол Фостер Кейс. Введение в изучение Таро
  • Алехандро Ходоровски. Путь Таро
  • Таро Теней Брата Александра
  • Мэри Грир. Пикси Смит и ее колода Таро
  • Мэри Грир. Пикси Смит и ее колода Таро
  • Макс фон Гугенхайм - Все о картах Таро
  • Лон Майло Дюкетт. Четыре Туза Таро Тота
  • Лаво Константин. Каналы восприятия информации в практике чтения раскладов
  • Образ XV Аркана в различных системах Таро
  • Лон Майло Дюкетт. Числовые карты Таро Тота
  • Колесов Евгений. Врата в мир карт Ленорман
  • Клаас Хоффман. Синтетическая проективная геометрия в картах Таро леди Фриды Харрис и в «Книге Закона» Алистера Кроули
  • Старберст. Магия как молоток
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • История создания и публикации колоды Тота Кроули
  • Лон Майло Дюкетт. Придворные карты Таро Тота
  • Жерар Анкосс (Папюс)
  • Определение своих личных карт в системе Таро – три способа Алистера Кроули
  • Еваника Данилкина. Архетипы в символике ТАРО
  • Тытарь Е. Таро и феномен синхронности Юнга.
  • Таро Брата Александра
  • Симболон - элементы интерфейса астролога и психолога
  • Грир Мэри К. Карл Юнг и Таро.
  • Котельникова Анна. Гармоники в предсказательных системах
  • Эльдемуров Феликс. Современная арканология как наука
  • Лон Майло Дюкетт. Тайны Розы и Креста
  • Арканы Таро на Древе Сефирот. Практика применения схемы Древа Сефирот в Таро-консультировании.
  • Soror I.C., Soror N, Frater Marsyas. Первоначальные сведения по магии
  • Фролова Н. М. Из опыта работы с картами Симболон.
  • Лон Майло Дюкетт. Эон Гора
  • Хапаьнюковская Эльза. Национальные школы таро
  • Полунина Антонина Васильевна. Рейки: кто и как подпитывает Эгрегоры
  • СВЯЩЕННАЯ КНИГА ТОТА. ВЕЛИКИЕ АРКАНЫ ТАРО. Абсолютные Начала Синтетической Философии Эзотеризма. Опыт комментария ВЛАДИМИРА ШМАКОВА
  • К чему снятся карты?
  • 9-я сефера, Йесод, (YSVD; «Основание») девятки в Таро
  • Мэри К. Грир. Карл Юнг о Старших Арканах



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь