|
Вавилова Елена Юрьевна. Глубинная психология о проблеме злаКатегория: Аналитическая психология, Психоанализ, Психоанализ | Просмотров: 1967
Автор: Вавилова Елена Юрьевна
Название: Глубинная психология о проблеме зла Формат: HTML Язык: Русский Выделяются два уровня в исследовании архетипа тени:
субъективный, выраженный в индивидуальном бессознательном и имеющий истоки в содержаниях, не интегрированных в психику, а в ряде случаев в личной травме; объективный, сохраняемый в коллективном бессознательном. Коллективная тень синтезируется на основе негативного общечеловеческого опыта. Можно выделить тень крупных социальных общностей (обобщенный негативный национальный, религиозный опыт) и общечеловеческую тень. Однако архетип тени является необходимым этапом в развитии личной истории, его преодоление открывает доступ к энергиям коллективного бессознательного. Предполагается, что архетип тени как задача для дальнейшего развития проявляется в жизни человека многократно. Неприемлемое содержание, содержащееся в архетипе тени, преодолевается в соответствии с возрастными задачами и общим направлением индивидуации. Сам процесс проходит в соответствии с диалектической триадой: тезис (содержания архетипа эго/персоны) – антитезис (содержания архетипа тени, исключенные из эго/персоны) – синтез (обретение нового, прогрессивного уровня взаимодействия сознания – бессознательного). Архетип тени может являться перед сознанием в различных видах: антропоморфном или зооморфном, мужском или женском, единичном или множественном. В настоящее время, в связи с распространением техники, архетип тени может проявляться и как всплески технофобии, и как представления об опасном небиологическом организме (роботе, инопланетянине, киборге). Пристальный взгляд на культурное наследие показывает, что выделяются несколько архетипических сценариев, связанных с преодолением тени. Для архаичной культуры типичен сюжет борьбы с зооморфной тенью – битва героя с чудовищем, в образе которого нашли отражение первичные силы коллективного бессознательного (чаще всего этот сюжет интерпретируется как отделение от родовой, материнской общности и переход в мир культуры). В личной истории – отделение от родительской семьи или от матери, начало индивидуального существования. Распространен и другой вариант «битвы с тенью», представленной в антропоморфном облике. Часто этот антропоморфный противник обладает всеми качествами характера героя, но с «обратным знаком», его воля обратила те же самые задатки не во благо (борьба за справедливость – неотъемлемая черта героя), а во зло (коварный тиран – типичный антипод героя). Этого злобного двойника может победить только сам герой, только он в состоянии преодолеть темную сторону своей же личности. В личной истории – обретение человеком места в социуме, признание и преодоление разрушительных импульсов в себе, обретение самоконтроля и ответственности. В первом случае герой борется за выделение из естественного мира, это так называемый «культурный герой», передающий людям право на самостоятельное, вне-природное творчество. Во втором случае мы видим «эпического героя», который завоевывает себе место в уже упорядоченном мире культуры, отстаивая свое достоинство как честь корпорации. Совпадение духовных ценностей, идеалов личности и общества придает герою небывалую силу, с помощью которой он и побеждает тень. Но далее мы встречаем сюжеты, в которых герой сражается за достоинство всего человечества. Как правило, это борьба с искушением всемогуществом, бессмертием, вечной молодостью или вечной жизнью. Чтобы преодолеть козни зла, герою нужно помнить, что если мир или что-либо в нем перестают меняться, трансформироваться, то подвергаются распаду и погибают. Такая «прижизненная смерть» для человека выражается в духовном бесплодии, отсутствии воображения; это, в конечном счете, и есть самое страшное проклятие для человека. Преступление против процессов развития, являющихся сущностной характеристикой жизни, есть преступление против самого себя15 . Переход от понимания жизни как череды фактов к принятию ее как процесса с многообразными взаимосвязями; принятие смерти как события, которое выявляет смысл человеческой жизни, а не отрицает его; признание своего существования в череде поколений; отказ от притязаний на абсолютное знание – герой, прошедший эти испытания, становится духовным лидером эпохи. Этот качественно новый синтез психических сил отражен в символах, компонентами которых являются: совершенная форма, равновесие, гармония, прочность. Таково истинное значение мандалы, бриллианта, симметричного цветка16 . Стабильность и позитивность индивидуальности означают силу и целостность, моральную чистоту разума, его отказ деструктивным тенденциями, ведущим к саморазрушению. Превосходящая сила коллективного бессознательного задействована как спонтанно-творческий элемент психики. Определенность сознания и способность к творчеству больше не являются двумя конфликтующими системами, отколовшимися друг от друга, а достигают диалектического синтеза в новом состоянии целостности психики. Сформирован вектор развития самосознания человека, в аналитической психологии сформулированный как «от эго – к самости». И только эти победы, овладение и трансформация негативного аспекта личного и коллективного бессознательного, позволяют психике человека выйти на новый, более гармоничный и плодотворный уровень развития. Осознание тени необходимо личности для понимания собственного несовершенства, ведь часто тень являет собой сплав характеристик и психических потенций, о которых человек не имеет никакого связного представления. В результате того, что тень содержит неприятные, неприличные качества личности, данное содержание не допускается непосредственно в сознание, а поступает в него опосредованно – с помощью сновидений. Из-за неспособности человека признать существование тени в собственной психической структуре могут возникнуть проблемы в общении. Процесс же осознания архетипа тени – трудный и постепенный, но он является необходимым условием самопознания личности. Один из вариантов описания архетипа тени приводит сам К-Г. Юнг. Это образ трикстера, почерпнутый из мифологии американских индейцев. Трикстер – это коллективный образ тени, совокупность всех низших, животных черт характера в людях. В этом виде он представляет собой исчезающий уровень сознания, у которого все меньше сил для того, чтобы утвердить себя. Однако в форме частично ассимилированного коллективного бессознательного трикстер может представляться спутником главного героя, его «младшим товарищем». Здесь он проявляет качества характера, противоречащие принципам поведения героя, такие как хитрость, нерешительность, жадность, которые приводят к возникновению нелепых ситуаций. Целью существования образа трикстера в культуре становится внесение в сознание антидогматических идей, создание диалектики в отношении к ним. Именно трикстер в повествованиях о герое создает юмористический контекст, частично отрицающий героический пафос. Как часть ассимилированного архетипа тени трикстер олицетворяет внутреннее самоотрицание, самокритику, присущую каждому развитому сознанию. Поэтому образ трикстера – успешный опыт удержать образ тени в сознании и подвергнуть его сознательной критике, так как в бессознательном никакой коррекции не происходит17 . Оба аспекта архетипа тени, коллективный и индивидуальный, взаимосвязаны, так как индивидуальная тень всегда присутствует в качестве компонента личности, из нее может непрерывно создаваться коллективный образ18 . И наоборот, если человек удачно изжил личную тень, на ее место могут устремиться энергии коллективной тени. Индивидуальная тень состоит из вытесненных в бессознательное переживаний отдельного индивида, коллективная тень может принимать форму «образа врага» больших социальных групп или народов, на основании коллективных представлений синтезируется и постоянно воспроизводится архетип тени, всеобщий элемент коллективного бессознательного. Коллективная тень, как правило, содержит два компонента: ненависть и отвержение. Ненависть выражается в признании правомерности, оправданности насилия по отношению к определенным социальным группам (по национальному, религиозному, экономическому признаку). Она распространяется на тех, кто признается социально опасным, активно-противоречащим генеральной линии развития сообщества (например, террористы). Отвержению и исключению из жизни социума подвергаются люди, большинством признающиеся неполноценными, пассивно-бесполезными для социального прогресса (например, душевнобольные). Проекция тени может осуществляться спонтанно, а может идеологически синтезироваться. Например, в социалистической пропаганде носителями коллективной тени выступали: «буржуи», «вредители», «шпионы». Коллективная тень может проецироваться на те социальные группы, которые не соответствуют преобладающей тенденции в развитии социальной общности в конкретный исторический момент (сейчас это террористы, активно отрицающие идею толерантности). Преодоление общечеловеческого содержания в архетипе тени вызывает большой вопрос, так как сознание отдельного человека ничтожно слабо по сравнению с возможной силой общечеловеческого бессознательного. Э. Самуэлс указывает, что даже преодоление индивидуальной тени никогда не может быть окончательно завершено, в силу синкретичности бессознательного19 . Отметим, что К-Г. Юнг различает процессы подавления и вытеснения в психической жизни индивида. Подавлением он называет здоровый процесс, в ходе которого человек отличает деструктивные и антисоциальные намерения и решает не осуществлять их. Вытеснение – процесс отрицания и игнорирования «темной» стороны психической жизни, приводящий к психологическому дискомфорту. Демонические энергии есть проявления изначальной двойственности всего мироздания, однако вытесненные, они проявляются как стремления человека к деструктивности. Они прорываются назад с той силой, которая была пропорциональна степени их вытеснения. Но, будучи интегрированными, они могут быть обращены к благу. Энергия архетипа тени не бывает нейтральной, и если ее не обратить к созиданию, она с той же силой ринется к разрушению20 . Следовательно, целостность личности будет тем сильнее, чем больше негативных аспектов преодолено и ассимилировано психикой. Для интеграции силы, заключенной в архетипе тени, практикующими психоаналитиками выделяются следующие возможные пути21 : полюбить свою теневую сторону (осознать и принять подавленные стремления свое несовершенство, но необходимо сохранить позитивные цели и идеалы, к которым стремится сознание); усилить симптомы (специально нагнетать тень, думать о ней, развернуть и завершить все негативные утверждения и дать ей проявиться, чтобы распознать ее истинный источник); проглотить свою тень (постараться отказаться от проекций – переноса негативных качеств на других людей, не принимать навязанный другими людьми образ тени); вести диалог с тенью (подобный диалог удержит сознание от односторонности и слепоты в моральных оценках); сыграть свой антиобраз (это поможет преодолеть раздвоенность сознания и бессознательного в психической жизни, что-то из антиобраза будет раскритиковано и отброшено, а что-то интегрировано); быть критичным в отношении политических, социальных, религиозных доктрин, обращать внимание, как они трактуют добро и зло; извлечь энергию тени (максимально использовать разрушительные энергии бессознательного, преобразуя их в позитивные, помогает творчество. Ведь тайна творчества неразрывно спаяна со свободой, добром, уважением и доверием к окружающему миру и живущим в нем людям – неотъемлемым качествам духовности в человеческом обществе). Глубинная психология по-своему дает ответы на вечные вопросы о возникновении самосознания, месте и роли добра и зла в становлении и развитии личности. Для данного направления ищущей мысли добро и зло как продуктивная и деструктивная тенденции в психике каждого человека изначальны, их вечная природа – двойственность психической реальности каждого представителя человеческого рода. Персонифицированное в архетипе тени, зло представляет собой «неокультуренный» пласт психических энергий индивидуального и коллективного бессознательного. Иными словам, для того, чтобы понять, насколько человек может быть добр, продуктивен в любой деятельности, ему необходимо понять, насколько он же может быть зол, деструктивен, чтобы в свете сознания и воли трансформировать разрушительные энергии в творческую силу. Список литературы Беннет Е-А. Что на самом деле сказал Юнг. М.: Астрель, 2009. 160 с. Вавилова Е.Ю. Психоанализ З. Фрейда о добре и зле // Социальные и гносеологические проблемы общества: сб. науч. трудов. Выпуск 4. Ярославль, 2011. С. 148-151. Вавилова Е.Ю. Трансформация тени (психика человека как сфера диалектики добра и зла) // Альманах современной науки и образования. Серия «Исторические науки, философские науки, искусствоведение, культурология, политические науки, юридические науки и методика их преподавания». № 6. Ч. 2. Тамбов, 2008. С. 45-47. Волошинов В. Фрейдизм. Критический очерк / Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. М.: Республика, 1994. С. 269-340. Голан А.Миф и символ. М.: Русслит, 1994. 371 с. Грюн А. Раздирание. От раздвоения к целостности. М.: Дом надежды, 2003. Электронная книга / psylib.kiev.ua (27.08.2012) Идеалистическая диалектика в ХХ столетии / А.С. Богомолов, П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов и др. М.: Политиздат, 1987. 333 с. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Политиздат, 1990. 397 с. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. М., Киев: Рефл-бук, Ваклер, 1998. 462 с. Рассел Дж.Б. Князь тьмы. СПб.: Евразия, 2002. 448 с. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру: критический очерк экзистенциального психоанализа. М.: Политиздат, 1985. 175 с. Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. М.: Добросвет, КДУ, 2006. 408 с. Фрейд З. По ту сторону принципа наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворенность культурой. СПб.: Алетейя, 1999. 252 с. Фрейд З. Сновидения. Сексуальная жизнь человека. Алма-Ата: Наука, 1990. 194 с. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. 447 с. Холл Дж. А. Юнгианское толкование сновидений. СПб.: Азбука-классика, 2008. 224 с. Элиаде М. Мефистофель и андрогин. СПб.: Алетейя, 1998. 375 с. Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. М.: Гелиос, 2002. Электронная книга / psylib.kiev.ua (27.08.2012) Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. 317 с. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. М., Киев: Порт-рояль, Совершенство, 1997. 383 с. 1 Фрейд З. Неудовлетворенность культурой / По ту сторону принципа наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворенность культурой. СПб., 1999. С. 215. 2 Цит. по: Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990. С. 159. 3 Фрейд З. Сновидения. Сексуальная жизнь человека. Избранные лекции. Алма-Ата. 1990. С. 153. 4 Фрейд З. Неудовлетворенность культурой / По ту сторону принципа наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворенность культурой. СПб., 1999. С. 212. 5 См.: Идеалистическая диалектика в ХХ столетии / А.С. Богомолов и др. М., 1987. С. 311-316. 6 Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру: критический очерк экзистенциального психоанализа. М., 1985. С. 16. 7 См.: Волошинов В. Фрейдизм. Критический очерк / Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. М., 1994. С. 272-273. 8 Сходным образом трактует крайнюю стадию в деструктивности человеческого характера Э. Фромм. Руководствуясь способностью личности к продуцировать любовь и свободу, он условно подразделяет людей на две большие категории - биофилов (их мироотношение основано на любви, уважении и принятии жизни) и некрофилов (склонных к проявлениям насилия и самоуничтожения, непродуктивным тенденциям) и выделяет стадии нарастания деструктивности - от садистского характера, в основе которого полагает желание субъекта подчинить себе и контролировать жизнь, до некрофильского характера, в котором стремление к разрушению доходит до желания овеществить все органические процессы, то есть вернуться к неорганической стадии. (См.: Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994). 9 Подробнее см.: Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. М., Киев. 1998. 10 Исследователь мифологии и символики А. Голан пришел к такому же выводу. Он пишет, что на стадии неолитической религии существовали только Богиня неба и Бог земли, каждый из которых мог проявить милость или гнев по отношению к человеку. (См.: Миф и символ. М., 1993). 11 Подробнее см.: Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. М., 2002 / psylib.kiev.ua (27.08.2012) 12 Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994. С. 143. 13 Холл Дж. А. Юнгианское толкование сновидений. СПб., 2008. С. 116. 14 Беннет Е-А. Что на самом деле сказал Юнг. М., 2009. С. 106. 15 См.: Элиаде М. Мефистофель и андрогин. СПб., 1998. С. 125-126. 16 См.: Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. М., Киев. 1998. С. 419-421. 17 См.: Юнг К.Г. Психология образа трикстера / Душа и миф. Шесть архетипов. М., Киев. 1997. С. 345-356. 18 Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. М., Киев. 1997. С. 354. 19 Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. М., 2006. С. 106. 20 См.: Рассел Дж.Б. Князь тьмы. СПб., 2002. С. 396. 21 Подробнее см.: Грюн А. Раздирание. От раздвоения к целостности. М., 2003 / psylib.kiev.ua (27.08.2012) Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|