Вавилова Елена Юрьевна. Глубинная психология о проблеме зла

Категория: Аналитическая психология, Психоанализ, Психоанализ | Просмотров: 1967

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Выделяются два уровня в исследовании архетипа тени:

субъективный, выраженный в индивидуальном бессознательном и имеющий истоки в содержаниях, не интегрированных в психику, а в ряде случаев в личной травме;
объективный, сохраняемый в коллективном бессознательном. Коллективная тень синтезируется на основе негативного общечеловеческого опыта. Можно выделить тень крупных социальных общностей (обобщенный негативный национальный, религиозный опыт) и общечеловеческую тень.
Однако архетип тени является необходимым этапом в развитии личной истории, его преодоление открывает доступ к энергиям коллективного бессознательного. Предполагается, что архетип тени как задача для дальнейшего развития проявляется в жизни человека многократно. Неприемлемое содержание, содержащееся в архетипе тени, преодолевается в соответствии с возрастными задачами и общим направлением индивидуации. Сам процесс проходит в соответствии с диалектической триадой: тезис (содержания архетипа эго/персоны) – антитезис (содержания архетипа тени, исключенные из эго/персоны) – синтез (обретение нового, прогрессивного уровня взаимодействия сознания – бессознательного).

Архетип тени может являться перед сознанием в различных видах: антропоморфном или зооморфном, мужском или женском, единичном или множественном. В настоящее время, в связи с распространением техники, архетип тени может проявляться и как всплески технофобии, и как представления об опасном небиологическом организме (роботе, инопланетянине, киборге).

Пристальный взгляд на культурное наследие показывает, что выделяются несколько архетипических сценариев, связанных с преодолением тени. Для архаичной культуры типичен сюжет борьбы с зооморфной тенью – битва героя с чудовищем, в образе которого нашли отражение первичные силы коллективного бессознательного (чаще всего этот сюжет интерпретируется как отделение от родовой, материнской общности и переход в мир культуры). В личной истории – отделение от родительской семьи или от матери, начало индивидуального существования.

Распространен и другой вариант «битвы с тенью», представленной в антропоморфном облике. Часто этот антропоморфный противник обладает всеми качествами характера героя, но с «обратным знаком», его воля обратила те же самые задатки не во благо (борьба за справедливость – неотъемлемая черта героя), а во зло (коварный тиран – типичный антипод героя). Этого злобного двойника может победить только сам герой, только он в состоянии преодолеть темную сторону своей же личности. В личной истории – обретение человеком места в социуме, признание и преодоление разрушительных импульсов в себе, обретение самоконтроля и ответственности.

В первом случае герой борется за выделение из естественного мира, это так называемый «культурный герой», передающий людям право на самостоятельное, вне-природное творчество. Во втором случае мы видим «эпического героя», который завоевывает себе место в уже упорядоченном мире культуры, отстаивая свое достоинство как честь корпорации. Совпадение духовных ценностей, идеалов личности и общества придает герою небывалую силу, с помощью которой он и побеждает тень. Но далее мы встречаем сюжеты, в которых герой сражается за достоинство всего человечества. Как правило, это борьба с искушением всемогуществом, бессмертием, вечной молодостью или вечной жизнью. Чтобы преодолеть козни зла, герою нужно помнить, что если мир или что-либо в нем перестают меняться, трансформироваться, то подвергаются распаду и погибают. Такая «прижизненная смерть» для человека выражается в духовном бесплодии, отсутствии воображения; это, в конечном счете, и есть самое страшное проклятие для человека. Преступление против процессов развития, являющихся сущностной характеристикой жизни, есть преступление против самого себя15 . Переход от понимания жизни как череды фактов к принятию ее как процесса с многообразными взаимосвязями; принятие смерти как события, которое выявляет смысл человеческой жизни, а не отрицает его; признание своего существования в череде поколений; отказ от притязаний на абсолютное знание – герой, прошедший эти испытания, становится духовным лидером эпохи.

Этот качественно новый синтез психических сил отражен в символах, компонентами которых являются: совершенная форма, равновесие, гармония, прочность. Таково истинное значение мандалы, бриллианта, симметричного цветка16 . Стабильность и позитивность индивидуальности означают силу и целостность, моральную чистоту разума, его отказ деструктивным тенденциями, ведущим к саморазрушению. Превосходящая сила коллективного бессознательного задействована как спонтанно-творческий элемент психики. Определенность сознания и способность к творчеству больше не являются двумя конфликтующими системами, отколовшимися друг от друга, а достигают диалектического синтеза в новом состоянии целостности психики. Сформирован вектор развития самосознания человека, в аналитической психологии сформулированный как «от эго – к самости».

И только эти победы, овладение и трансформация негативного аспекта личного и коллективного бессознательного, позволяют психике человека выйти на новый, более гармоничный и плодотворный уровень развития. Осознание тени необходимо личности для понимания собственного несовершенства, ведь часто тень являет собой сплав характеристик и психических потенций, о которых человек не имеет никакого связного представления. В результате того, что тень содержит неприятные, неприличные качества личности, данное содержание не допускается непосредственно в сознание, а поступает в него опосредованно – с помощью сновидений. Из-за неспособности человека признать существование тени в собственной психической структуре могут возникнуть проблемы в общении. Процесс же осознания архетипа тени – трудный и постепенный, но он является необходимым условием самопознания личности.

Один из вариантов описания архетипа тени приводит сам К-Г. Юнг. Это образ трикстера, почерпнутый из мифологии американских индейцев. Трикстер – это коллективный образ тени, совокупность всех низших, животных черт характера в людях. В этом виде он представляет собой исчезающий уровень сознания, у которого все меньше сил для того, чтобы утвердить себя. Однако в форме частично ассимилированного коллективного бессознательного трикстер может представляться спутником главного героя, его «младшим товарищем». Здесь он проявляет качества характера, противоречащие принципам поведения героя, такие как хитрость, нерешительность, жадность, которые приводят к возникновению нелепых ситуаций. Целью существования образа трикстера в культуре становится внесение в сознание антидогматических идей, создание диалектики в отношении к ним. Именно трикстер в повествованиях о герое создает юмористический контекст, частично отрицающий героический пафос. Как часть ассимилированного архетипа тени трикстер олицетворяет внутреннее самоотрицание, самокритику, присущую каждому развитому сознанию. Поэтому образ трикстера – успешный опыт удержать образ тени в сознании и подвергнуть его сознательной критике, так как в бессознательном никакой коррекции не происходит17 . Оба аспекта архетипа тени, коллективный и индивидуальный, взаимосвязаны, так как индивидуальная тень всегда присутствует в качестве компонента личности, из нее может непрерывно создаваться коллективный образ18 . И наоборот, если человек удачно изжил личную тень, на ее место могут устремиться энергии коллективной тени. Индивидуальная тень состоит из вытесненных в бессознательное переживаний отдельного индивида, коллективная тень может принимать форму «образа врага» больших социальных групп или народов, на основании коллективных представлений синтезируется и постоянно воспроизводится архетип тени, всеобщий элемент коллективного бессознательного.

Коллективная тень, как правило, содержит два компонента: ненависть и отвержение. Ненависть выражается в признании правомерности, оправданности насилия по отношению к определенным социальным группам (по национальному, религиозному, экономическому признаку). Она распространяется на тех, кто признается социально опасным, активно-противоречащим генеральной линии развития сообщества (например, террористы). Отвержению и исключению из жизни социума подвергаются люди, большинством признающиеся неполноценными, пассивно-бесполезными для социального прогресса (например, душевнобольные). Проекция тени может осуществляться спонтанно, а может идеологически синтезироваться. Например, в социалистической пропаганде носителями коллективной тени выступали: «буржуи», «вредители», «шпионы». Коллективная тень может проецироваться на те социальные группы, которые не соответствуют преобладающей тенденции в развитии социальной общности в конкретный исторический момент (сейчас это террористы, активно отрицающие идею толерантности). Преодоление общечеловеческого содержания в архетипе тени вызывает большой вопрос, так как сознание отдельного человека ничтожно слабо по сравнению с возможной силой общечеловеческого бессознательного.

Э. Самуэлс указывает, что даже преодоление индивидуальной тени никогда не может быть окончательно завершено, в силу синкретичности бессознательного19 .

Отметим, что К-Г. Юнг различает процессы подавления и вытеснения в психической жизни индивида. Подавлением он называет здоровый процесс, в ходе которого человек отличает деструктивные и антисоциальные намерения и решает не осуществлять их. Вытеснение – процесс отрицания и игнорирования «темной» стороны психической жизни, приводящий к психологическому дискомфорту. Демонические энергии есть проявления изначальной двойственности всего мироздания, однако вытесненные, они проявляются как стремления человека к деструктивности. Они прорываются назад с той силой, которая была пропорциональна степени их вытеснения. Но, будучи интегрированными, они могут быть обращены к благу. Энергия архетипа тени не бывает нейтральной, и если ее не обратить к созиданию, она с той же силой ринется к разрушению20 . Следовательно, целостность личности будет тем сильнее, чем больше негативных аспектов преодолено и ассимилировано психикой.

Для интеграции силы, заключенной в архетипе тени, практикующими психоаналитиками выделяются следующие возможные пути21 :

полюбить свою теневую сторону (осознать и принять подавленные стремления свое несовершенство, но необходимо сохранить позитивные цели и идеалы, к которым стремится сознание);
усилить симптомы (специально нагнетать тень, думать о ней, развернуть и завершить все негативные утверждения и дать ей проявиться, чтобы распознать ее истинный источник);
проглотить свою тень (постараться отказаться от проекций – переноса негативных качеств на других людей, не принимать навязанный другими людьми образ тени);
вести диалог с тенью (подобный диалог удержит сознание от односторонности и слепоты в моральных оценках);
сыграть свой антиобраз (это поможет преодолеть раздвоенность сознания и бессознательного в психической жизни, что-то из антиобраза будет раскритиковано и отброшено, а что-то интегрировано);
быть критичным в отношении политических, социальных, религиозных доктрин, обращать внимание, как они трактуют добро и зло;
извлечь энергию тени (максимально использовать разрушительные энергии бессознательного, преобразуя их в позитивные, помогает творчество. Ведь тайна творчества неразрывно спаяна со свободой, добром, уважением и доверием к окружающему миру и живущим в нем людям – неотъемлемым качествам духовности в человеческом обществе).
Глубинная психология по-своему дает ответы на вечные вопросы о возникновении самосознания, месте и роли добра и зла в становлении и развитии личности. Для данного направления ищущей мысли добро и зло как продуктивная и деструктивная тенденции в психике каждого человека изначальны, их вечная природа – двойственность психической реальности каждого представителя человеческого рода. Персонифицированное в архетипе тени, зло представляет собой «неокультуренный» пласт психических энергий индивидуального и коллективного бессознательного. Иными словам, для того, чтобы понять, насколько человек может быть добр, продуктивен в любой деятельности, ему необходимо понять, насколько он же может быть зол, деструктивен, чтобы в свете сознания и воли трансформировать разрушительные энергии в творческую силу.






Список литературы


Беннет Е-А. Что на самом деле сказал Юнг. М.: Астрель, 2009. 160 с.
Вавилова Е.Ю. Психоанализ З. Фрейда о добре и зле // Социальные и гносеологические проблемы общества: сб. науч. трудов. Выпуск 4. Ярославль, 2011. С. 148-151.
Вавилова Е.Ю. Трансформация тени (психика человека как сфера диалектики добра и зла) // Альманах современной науки и образования. Серия «Исторические науки, философские науки, искусствоведение, культурология, политические науки, юридические науки и методика их преподавания». № 6. Ч. 2. Тамбов, 2008. С. 45-47.
Волошинов В. Фрейдизм. Критический очерк / Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. М.: Республика, 1994. С. 269-340.
Голан А.Миф и символ. М.: Русслит, 1994. 371 с.
Грюн А. Раздирание. От раздвоения к целостности. М.: Дом надежды, 2003. Электронная книга / psylib.kiev.ua (27.08.2012)
Идеалистическая диалектика в ХХ столетии / А.С. Богомолов, П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов и др. М.: Политиздат, 1987. 333 с.
Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Политиздат, 1990. 397 с.
Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. М., Киев: Рефл-бук, Ваклер, 1998. 462 с.
Рассел Дж.Б. Князь тьмы. СПб.: Евразия, 2002. 448 с.
Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру: критический очерк экзистенциального психоанализа. М.: Политиздат, 1985. 175 с.
Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. М.: Добросвет, КДУ, 2006. 408 с.
Фрейд З. По ту сторону принципа наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворенность культурой. СПб.: Алетейя, 1999. 252 с.
Фрейд З. Сновидения. Сексуальная жизнь человека. Алма-Ата: Наука, 1990. 194 с.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. 447 с.
Холл Дж. А. Юнгианское толкование сновидений. СПб.: Азбука-классика, 2008. 224 с.
Элиаде М. Мефистофель и андрогин. СПб.: Алетейя, 1998. 375 с.
Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. М.: Гелиос, 2002. Электронная книга / psylib.kiev.ua (27.08.2012)
Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. 317 с.
Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. М., Киев: Порт-рояль, Совершенство, 1997. 383 с.
1 Фрейд З. Неудовлетворенность культурой / По ту сторону принципа наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворенность культурой. СПб., 1999. С. 215.

2 Цит. по: Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990. С. 159.

3 Фрейд З. Сновидения. Сексуальная жизнь человека. Избранные лекции. Алма-Ата. 1990. С. 153.

4 Фрейд З. Неудовлетворенность культурой / По ту сторону принципа наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворенность культурой. СПб., 1999. С. 212.

5 См.: Идеалистическая диалектика в ХХ столетии / А.С. Богомолов и др. М., 1987. С. 311-316.

6 Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру: критический очерк экзистенциального психоанализа. М., 1985. С. 16.

7 См.: Волошинов В. Фрейдизм. Критический очерк / Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. М., 1994. С. 272-273.

8 Сходным образом трактует крайнюю стадию в деструктивности человеческого характера Э. Фромм. Руководствуясь способностью личности к продуцировать любовь и свободу, он условно подразделяет людей на две большие категории - биофилов (их мироотношение основано на любви, уважении и принятии жизни) и некрофилов (склонных к проявлениям насилия и самоуничтожения, непродуктивным тенденциям) и выделяет стадии нарастания деструктивности - от садистского характера, в основе которого полагает желание субъекта подчинить себе и контролировать жизнь, до некрофильского характера, в котором стремление к разрушению доходит до желания овеществить все органические процессы, то есть вернуться к неорганической стадии. (См.: Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994).

9 Подробнее см.: Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. М., Киев. 1998.

10 Исследователь мифологии и символики А. Голан пришел к такому же выводу. Он пишет, что на стадии неолитической религии существовали только Богиня неба и Бог земли, каждый из которых мог проявить милость или гнев по отношению к человеку. (См.: Миф и символ. М., 1993).

11 Подробнее см.: Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. М., 2002 / psylib.kiev.ua (27.08.2012)

12 Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994. С. 143.

13 Холл Дж. А. Юнгианское толкование сновидений. СПб., 2008. С. 116.

14 Беннет Е-А. Что на самом деле сказал Юнг. М., 2009. С. 106.

15 См.: Элиаде М. Мефистофель и андрогин. СПб., 1998. С. 125-126.

16 См.: Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. М., Киев. 1998. С. 419-421.

17 См.: Юнг К.Г. Психология образа трикстера / Душа и миф. Шесть архетипов. М., Киев. 1997. С. 345-356.

18 Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. М., Киев. 1997. С. 354.

19 Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. М., 2006. С. 106.

20 См.: Рассел Дж.Б. Князь тьмы. СПб., 2002. С. 396.

21 Подробнее см.: Грюн А. Раздирание. От раздвоения к целостности. М., 2003 / psylib.kiev.ua (27.08.2012)



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Коллективное бессознательное; Collective Unconscious; Kollectives Unbewusstes
  • Вторая топика Фрейда
  • Бого-образ; God-image; Gottbild
  • Тенденция к навязчивому повторению
  • Зло; Evil; Bose
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Анимус; Animus; Animus
  • Самость; Self; Selbst
  • Интеграция; Integration
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Джонсон Р. О земной любви
  • Архетипы; Archetypes; Archetyp
  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Эрос; Eros
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Матриархальная стадия. Три аспекта в отношениях матери и ребенка.
  • Сексуальное влечение. Эрос и Танатос. Вектор S
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Смысл; Meaning; Sinn
  • Дух; Spirit; Geist
  • Нормальное удовлетворение сексуальных влечений и перверсии
  • Персона; persona — лат. актерская маска
  • Субъективный уровень; Subjective level
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Объективация; Objectivation; Objektivation
  • Эго; Ego; Ich
  • Противоположности; Opposites; Gegensatze
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Еваника Данилкина. Архетипы в символике ТАРО
  • Фантазия; Fantasy; Phantasie
  • Конфликт; Conflict; Konflikt
  • Влечения к жизни
  • Калмыкова Е.С. Все-таки во мне что-то происходит, или развитие ментализации в жизни и в психоанализе
  • Психоаналитическая трактовка агрессивности.
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Медитация; Meditation
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Психоанализ; Psychoanalysis; Psychoanalyse
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Эрих Фром говорил…
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Либидо. Связь между либидо и страхом.
  • Лечение; Cure; Kur
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Идентификация; Identification; Identifizierang
  • Либидо; Libido



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь