Якобони М. Отражаясь в людях. Почему мы понимаем друг друга

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 7360

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DJVU
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

lui и следующий раз оказалась у воды с картофелиной м руке, она, возможно, смогла научиться мыть картофе- д 11 и ,V 11 рс)СТ0 методом проб и ошибок, манипулируя с ней м и >до. В гаком случае это не дотягивает до имитацион- к|(| обучения, которое следует считать явлением более цып кого порядка. Один из доводов в пользу этого более
I "1цч>рвативного объяснения - то, что мытье картофе-
II распространилось не так быстро, как можно было бы
0 I идагь. Этот случай и некоторые другие, подобные • чу, породили разные мнения среди специалистов, изучающих поведение животных, но справедливости ради скажу, что большинство ученых не считает мытье картофеля убедительным свидетельством способности японских макак к имитационному обучению.
I 'ели мытье картофеля действительно распространи-
1 >ci, главным образом благодаря усилению раздражителя, а не имитационному обучению, то вряд ли зеркальные нейроны сыграли здесь решающую роль, поскольку ;»ги клетки разряжаются при наблюдении за действиями. Внимание к неодушевленным объектам - таким, к;пс вода, - лежит вне их компетенции. Да, зеркальные Нейроны должны были участвовать в распознавании манипуляций с картофелем, но их роль в распространении такого поведения, скорее всего, этим и ограничилась. Если, однако, его распространение объясняется имитационным обучением в том или ином виде, то не исключено более непосредственное участие в процессе зеркальных нейронов. Эта гипотеза, помимо прочего, требует подтверждения того, что зеркальные нейроны действительно способны разряжаться при наблюдении
51
ОТРАЖАЯСЬ В ЛЮДЯХ
за некоторыми действиями, пока не принадлежащими к моторному репертуару обезьян. Свидетельства этого были предоставлены Пьером Франческо Феррари, этологом, который не один год изучал поведение животных (в особенности различные формы «социального заражения» у обезьян), а затем прошел подготовку в качестве нейрофизиолога в лаборатории Джакомо Ридзолатти. Вот что он обнаружил.
Согласно более ранним результатам экспериментов Ридзолатти, зеркальные нейроны, которые разряжаются при наблюдении за экспериментатором, берущим изюминку с помощью точного захвата (большим и указательным пальцами), не реагируют, когда экспериментатор берет изюминку каким-либо орудием - например, щипцами. На первый взгляд это может показаться
странным, но вспомним гипотезу, что зеркальные нейроны не разряжаются при виде действий, не принадлежащих к моторному репертуару обезьяны (этим можно объяснить индифферентность зеркальных нейронов к пантомимическим действиям: ведь обезьяны таких действий не совершают). Сходным образом, обезьяны в природе таких орудий не используют, и потому их зеркальные нейроны проводят четкую грань между точным захватом пальцами и захватом с помощью щипцов.
Феррари и его сотрудники регистрировали поведение нейронов главным образом в боковой части области F5 - в зоне, ранее исследовавшейся только в связи с ее моторной ролью, где большинство клеток кодируют движения рта. Эксперименты Феррари принесли гораздо более детализированные результаты. Почти все
52
КАКИЕ ЖЕ ОНИ ОБЕЗЬЯНЫ!
,»|'и боковые клетки из F5 обладали моторными свойствами, но между ними наблюдалось четкое разделение груда. Примерно четверть разряжалась только при шмжениях кисти, еще четверть - только при движени- i рта, половина - при движениях кисти и рта. Около !мух третей клеток реагировали на зрительные раздражители; в большинстве своем это были зеркальные нейроны, разряжавшиеся при виде действий экспериментаторов. Новым обстоятельством, однако, было то, что немалая часть клеток (примерно 20 процентов иссле- мнппных нейронов) разряжалась при виде действий, совершаемых с помощью орудий (щипцов или палки е ме таллическим наконечником). Зеркальные нейроны, реагировавшие на использование орудий, срабатывали п на действия, совершаемые руками и ртом, но гораздо слабее. Эти 20 процентов «интересовались» в основном использованием орудий18.
Открытие класса зеркальных нейронов, разряжающихся при виде действий с использованием орудий, теоретически очень важно. Подопытные обезьяны Фер- рлри не использовали орудий сами, так что это первое свидетельство существования зеркальных нейронов, 111 к уи ючитающих действия, которые не входят в моторный репертуар обезьяны-наблюдательницы. Как интерпретировать этот результат? На первый взгляд, зеркальные нейроны в большей степени интересуются целью, чем конкретными действиями, направленными на ее достижение (это показывают обсуждавшиеся ранее результаты, касающиеся роли зеркальных нейронов в про- иедении различий между намерениями). Чем ни разла
53
ОТРАЖАЯСЬ В ЛЮДЯХ
мывай скорлупу арахиса - рукой или щипцами, - цель одна и та же. Чем ни бери кусок пищи, чтобы съесть, - рукой или острой палкой, - цель одна и та же.
Эта интерпретация правдоподобна, но она не объясняет, почему исследователям понадобилось столько времени, чтобы найти нейроны, реагирующие на использование орудий (примерно десять лет после первого обнаружения зеркальных нейронов). Пармская группа неоднократно пыталась зарегистрировать такую реакцию, но безуспешно. Поэтому я думаю, что, скорее всего, эти 20 процентов зеркальных нейронов в боковой части F5 - продукт неоднократного зрительного воздействия на животных со стороны экспериментаторов, использующих орудия. Такое объяснение результатов Феррари означает, что зеркальные нейроны могут приобретать новые свойства, а это - ключевое качество для имитационного обучения. Формирование отклика зеркальных нейронов на использование орудий может быть первым нейронным шагом в мозгу обезьяны к последующему приобретению моторного навыка, связанного с использованием этих же орудий. Реакция зеркальных нейронов на использование орудий - заманчивое свидетельство в пользу их связи с мощнейшим механизмом обучения - имитационным поведением.
Я ЗНАЮ, ЧТО ТЫ МЕНЯ КОПИРУЕШЬ
Случай японских макак, моющих перед едой картофель, - лишь один из примеров интереса исследовате-
54
КАКИЕ ЖЕ ОНИ ОБЕЗЬЯНЫ!
ни | имитации среди животных, который восходит, по и рм й ней мере, к Дарвину, оставившему подробное описа- Имг различных форм мимикрии у пчел. На эту тему в наши шее время ведутся жаркие споры - старая парадиг- м была поставлена под вопрос. Натуралисты XIX века единодушно придерживались мнения, что имитация и животном мире широко распространена. Например, I м ш ге Джорджа Романеса об интеллекте у животных - или ом. из самых знаменитых этологических трудов кон- IX столетия - обезьяны представлены постоянны- ми нмитаторами: «Они доводят этот принцип до смехот- норной крайности». В то время имитацию не считали проявлением очень уж высокого умственного уровня. I спер в - наоборот. В недавно выпущенном сборнике говорится, что имитация - «редкая способность, фундаментально связанная с присущими человеку формами разума, в особенности с речью, культурой и даром проникновения в чужой внутренний мир». Какая перемена по ('равнению с временами Романеса!19 Кроме того, сами факты имитации нынешние исследователи признают с большой осторожностью. Поведение обезьян, ранее считавшееся имитационным, теперь, как правило, связывают с другими, более простыми когнитивными механизмами (такими, как механизм усиления раздражителя, которым, возможно, объясняется распространение м ытья картофеля среди японских макак). Именно такой взгляд сейчас преобладает в научной среде; и тем не менее ученые должны считаться с некоторыми труднооспоримыми свидетельствами имитационного поведения 1 поведу ниже разговор о том, что наши исследования зеркальных нейронов могут привести к пересмотру понятия о свободе воли.
11одхватывая выдвинутую Ричардом Докинзом и дело «эгоистичности» генов, Блэкмор и другие считают о/иIим из важнейших свойст мемов способность реплицировать себя посредством «заражения» мозга многих
65
ОТРАЖАЯСЬ В ЛЮДЯХ
людей. Яркий пример очень активных мемов - вездесущие современные мифы. По иронии судьбы, один такой живучий современный миф - причем интернациональный - касается именно открытия зеркальных нейронов. Помните неопределенность, связанную с первыми счастливыми находками, приведшими к обнаружению зеркальных нейронов в пармской лаборатории Джакомо Ридзолатти? Одна из многочисленных историй, обошедших научный мир, гласит, что нейрон в мозгу обезьяны, соединенный с электродом, разрядился, когда Витторио Галлезе на глазах у животного лизнул мороженое. Я слышал эту историю неоднократно в разных местах и в какой-то момент поверил в нее сам. Более того, я стал одним из переносчиков этого мема, поскольку рассказывал историю с мороженым на семинарах и даже в интервью, посвященных зеркальным нейронам. Я собирался включить ее в эту книгу, но решил вначале спросить Ридзолатти и Галлезе, правда ли это. Увы, оказалось, что нет. Никто не знает, как возникла эта история и почему; так или иначе, она очаровательна, она западает в память, рассказывать и слушать ее - одно удовольствие.
Размышляя о смысле своих загадочных открытий, Ридзолатти и его коллеги по пармской группе уже были знакомы с теорией мемов, и, составив воедино всю цепь умозаключений, они поняли, что свойства неведомых до той поры зеркальных нейронов великолепно укладываются в эту теорию. Открытые ими весьма специализированные клетки выглядели идеальными инструментами мозга, обеспечивающими возможность имитации и других видов нашего социального поведения. Пришла
бб
САЙМОН ГОВОРИТ
flop I узнать больше, распространив исследования зер- нjI (иных иейронов с обезьян на людей с использованием !№|«нательных, неинвазивных (и дорогостоящих) тех-
«» и
Н1 ии I и н иеировизуализации, имеющихся сегодня в рас- I н | ж жен ни ученых.
. >та новая работа стала продолжением небольшого
мнчества экспериментов на людях - экспериментов, ке принесших очень интересные результаты. Благодари одному такому эксперименту, проведенному несколь- | ими десятилетиями раньше, два психолога получили резу льтаты, в которых можно увидеть первый намек на M'MTCJjhHocTb зеркальных нейронов у людей. Ученые измеряли мышечную активность испытуемых, наблюдав- пн1 и первом случае за состязанием по армрестлингу, во н и ром - за читающим вслух заикой. С помощью электродов экспериментаторы измерили у наблюдателей активность мышц лба, ладоней, губ и рук. В свете наших Сегодняшних знаний результаты абсолютно предсказуемы. 11аиболыиая активность в мышцах губ была зафиксирована при наблюдении за заикой, в мышцах рук - при наблюдении за единоборством!28 Подобно тому, как некоторые объекты в экспериментальной физике при
и о о
внешнем воздействии с определенной частотой входят и резонанс и начинают колебаться, те или иные мышцы Наблюдателей словно резонировали при виде интенсивной мышечной работы участников.
Кроме того, были «протоэксперименты» с нейрови- зуализацией, где применялась позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) - технология, использующая радиоактивное вещество для регистрации изменений кро-
67
ОТРАЖАЯСЬ В ЛЮДЯХ
вотока и других физиологических параметров мозга. Испытуемых просили брать руками предметы, наблюдать, как другие люди это делают, воображать взятие предметов и просто смотреть на предметы, которые в принципе можно взять. Первые два случая - «брать» и «наблюдать» - были, конечно, очень близки к нейронным экспериментам с макаками на клеточном уровне, и результаты показали, что две зоны человеческого мозга, анатомически сходные с областями мозга макак, содержащими зеркальные нейроны, активны и при реальном хватательном движении, и при наблюдении за ним, и даже при воображаемом хватательном движении. Таким многообещающим был первоначальный результат29. К нему добавилась другая ранняя (середина 1990- х) попытка получить данные, подтверждающие наличие зеркальных нейронов в мозгу человека. Она была задумана и организована Лучано Фадигой, членом пармской группы нейрофизиологов. Эта работа, использовавшая транскраниальную магнитную стимуляцию (ТМС), была для того времени столь искусной, что я хочу остановиться на ней чуть подробнее. К тому же она в определенном смысле сходна с тем гораздо более давним экспериментом, когда измеряли «мышечный резонанс» при наблюдении за армрестлингом.
Во время основного эксперимента к голове бесстрашного испытуемого приближали специально сконструированную магнитную катушку, обмотанную пластиком. (Насчет «бесстрашия» я пошутил. Аппаратура только на вид пугающая, на самом же деле она абсолютно безвредна.) Электроды, подсоединенные
68
САЙМОН ГОВОРИТ
I if иг1TII правой руки, регистрировали в ней любую ШШочную активность. Испытуемому показывали иН и. ч питательные движения экспериментатора, либо ичгчп иные меняющиеся образы, никак не связанные I истыо руки, - например, меркнущий свет. В любом IN iiic но катушке в это время шел небольшой пере- ислньгй электрический ток; он создавал магнитное
гиьне, которое индуцировало электрическии ток в по- И11 л постных областях мозга. Этот ток, в свой черед, вызывал фоновое возбуждение в клетках первичной моторной коры, на которое затем накладывалось пецмфическое возбуждение при наблюдении за со-
| 'ЫТМОМ.
(1>адига рассуждал так: если у людей есть зеркальные нейроны, то эти клетки, вероятно, расположены в пре- моторной коре - части мозга, играющей важную роль в планировании моторного поведения и аналогичной области F5 мозга макак, где были обнаружены зеркальные нейроны. Поскольку премоторная кора связана г первичной моторной корой, возбуждение зеркальных нейронов в премоторной коре при наблюдении за хвата- н/п>пым движением экспериментатора должно вызвать возбуждение и в первичной моторной коре, результатом которого будут сигналы, посылаемые мышцам кисти, и, следовательно, их непроизвольное слабое сокращение. (' другой стороны, меркнущий свет не должен вызвать поль сильного возбуждения зеркальных нейронов, и поэтому подергивание в мышцах кисти, вероятно, будет менее выраженным. По сути дела, Фадига и его сотрудники интересовались лишь этой разницей в ин-
69
ОТРАЖАЯСЬ В ЛЮДЯХ
тенсивности мышечных сокращений при наблюдении за хватательными движениями и за меркнущим светом. Кроме того, эти более интенсивные сокращения фиксировались лишь в специфических мышцах кисти, участвующих в хватательных движениях, а не во всех прочих многочисленных мышцах той же кисти. Хотя испытуемые пребывали в полной неподвижности, их мозговые моторные системы подспудно воспроизводили («симулировали», как говорит большинство ученых) действия, за которыми люди просто наблюдали30.
Результаты всех этих трех ранних экспериментов полностью соответствовали данным, полученным в ходе опытов на обезьянах, и весьма убедительно свидетельствовали о наличии системы зеркальных нейронов в мозгу человека. И вот в середине 1990-х пармская группа решила привлечь к этим важным исследованиям самые новые технические средства. С этой целью Витторио Галлезе, член группы, который использовал в исследовательской работе свое понимание трудов Мерло-Понти и феноменологии, организовал и возглавил международный исследовательский проект, финансировавшийся в рамках научной программы «Человеческие рубежи» (Human Frontier Science Program Organization). Эта организация финансирует совместные международные научные проекты, соединяя лаборатории разных стран, а порой (как в данном случае) и разных континентов. Идея в том, чтобы работать над одной проблемой с помощью разных методик, попутно развивая международное сотрудничество и культурное взаимодействие между лабораториями.
70
САЙМОН ГОВОРИТ
I п роекте Галлезе участвовали семь лабораторий И нити странах на трех континентах. В трех лаборато- I и | изучались обезьяны. В Парме итальянцы продолжит исследования с использованием глубоко вживля- | мы электродов, измеряя активность отдельных нейро- !М»н у макак. Другая европейская группа, работавшая на и но пи сном средиземноморском острове Крит, иссле- I шала систему зеркальных нейронов у обезьян не с по- 1'нцыо электродов, а посредством нейровизуализации. Т|н;тья группа, изучавшая обезьян, находилась в японском городе Киото и имела доступ к одной из крупнейших колоний обезьян во всем мире. Ее целью было со- м одной клетки, за которой способны следить имплантированные электроды в опытах на обезьянах; во временном плане ФМРТ засекает события длительностью минимум примерно в одну секунду (при исследованиях на клеточном уровне счет идет на миллисекунды). Тем не менее сочетание всех факторов обеспечивает большие успехи ФМРТ в сегодняшней нейронауке.
75
ОТРАЖАЯСЬ В ЛЮДЯХ
Единственное серьезное затруднение при работе с ФМРТ - необходимость практически полной неподвижности испытуемого. Движения головой по понятным причинам разрушают всю картину. Легкие движения, правда, допустимы (программное обеспечение их улавливает и вносит необходимые поправки), но в целом требуется неподвижность. Кроме того, полая трубка, куда погруже-
и
на голова испытуемого, имеет ограниченный размер: лицо от «стенки» отделяют всего несколько дюймов, и поэтому там не помещается ни стандартный компьютерный монитор, ни киноэкран. Если по ходу эксперимента требуется (а обычно так оно и бывает), чтобы испытуемый наблюдал за той или иной сценой или подвижным изображением, на него надевают высокотехнологичные очки с двумя крохотными. жидкокристаллическими мониторчиками высокого разрешения. Как правило, испытуемый занят в течение часа - но это не значит, что он проводит целый час в полной неподвижности. Ему часто дают передохнуть и немного пошевелиться. Эксперимент вместе с подготовительным этапом и анализом результатов обычно длится несколько недель, а то и два-три месяца. А осмысление его итогов, разумеется, может потребовать не одного года размышлений и обсуждений.
В ходе нашего первого эксперимента с нейровизуа- лизацией, посвященного роли человеческой системы зеркальных нейронов при подражании, испытуемые совершали определенные движения кистью руки, повторяли их и просто наблюдали. Мы рассуждали так: во время имитации испытуемые, по определению, наблюдают за повторяемыми действиями и также совершают
76
САЙМОН ГОВОРИТ
м. 11оэтому мы ожидали, что уровень активности в об- ыетих мозга, содержащих зеркальные нейроны, будет ■ рI имитации примерно равен сумме активностей при • першении действия и наблюдении за ним. (До начала I гперимента нам необходимо было понять, как транслировать данные опытов над обезьянами на клеточном уровне к ожидаемую картину активации областей человеческого мозга с зеркальными нейронами. Результаты 1Ш| мгких экспериментов ясно показывали, что зеркальные нейроны обезьян при их собственных хватательных пшжеииях разряжались примерно вдвое энергичнее, чем когда они просто наблюдали за хватательными движениями чужой руки. Поэтому мы рассчитывали, что при -овершении действия зоны человеческого мозга г зеркальными нейронами тоже будут активироваться приблизительно вдвое сильнее, чем при наблюдении за действием.) И мы действительно нашли две области с таким характером активности, и анатомически они четко соответствуют тем двум зонам мозга макак (области F5 в лобной доле и области PF в теменной доле), где в I [арме были обнаружены зеркальные нейроны.
Эти анатомические соответствия, показанные на рис. 1, демонстрируют эволюционную преемственность

между системами зеркальных нейронов у макак и людей. Мозг макаки гораздо меньше человеческого и обладает более простыми очертаниями. Тем не менее крупные извилины и борозды у них во многом похожи. Поэтому проводить сравнения между мозгом одного и другого вида сравнительно просто. Оба мозга разделены на левое и п равое полушария; на рисунке изображены правые по-
77

ОТРАЖАЯСЬ В ЛЮДЯХ
Рис. 1. Области мозга с зеркальными нейронами у макаки и человека
лушария, так что передняя часть мозга находится справа. Две хорошо узнаваемые, анатомически сходные области
KJ «-»
мозга макак и людей, содержащие зеркальные нейроны, находятся в лобной доле и в теменной доле позади нее. Что важно, область левой лобной доли с зеркальными нейронами - это поле Брока, главный центр речи в мозгу человека, и это говорит в пользу эволюционной гипотезы о том, что зеркальные нейроны, возможно, являются ключевыми нейронными элементами для эволюции речи.
ДЕЛАЙ ТО, ЧТО Я ГОВОРЮ, А НЕ ТО, ЧТО Я ДЕЛАЮ!
Имитация очень мощно формирует человеческое поведение. Нам всем следует об этом помнить - и особенно тем, у кого дети еще не выросли. Я замечаю, что взрос-
78
САЙМОН ГОВОРИТ
ЯМС обычно говорят своим детям правильные вещи: ни- МпГ/ш не выходи из себя, всегда учитывай точку зрения 1|1) го го человека и т.д. Но возникает вопрос: ведем ли МЫ '( )Я г ЙК, кэдс говорим? Иной раз я ловлю себя на том, I о подаю дочери пример именно такого поведения, ка- ' »де человеческого мозга. Я полагаю, что данные нейро- науки, касающиеся зеркальных нейронов, доказывают з гу интерсубъективность. Я поговорю о теоретическом значении этого ключевого свойства нашего мозга в по- с ледней главе.
Но насколько абстрактны взаимоотношения между зеркальными нейронами и «я»? Сотрудник моей лаборатории Джонас Каплан провел эксперимент с нейрови- зуализацией, чтобы проверить, активируются ли области человеческого мозга с зеркальными нейронами при узнавании испытуемыми собственного голоса. У Джо- н аса солидное философское образование, причем особый интерес он питает к восточной философии. У него много различных талантов и увлечений, включая игру на ситаре (большей частью он исполняет индийскую музыку, но также и выступает в составе рок-группы). Находясь, как и все в нашей лаборатории, под сильным впечатлением от эксперимента Люсины, Джонас решил посмотреть, будут ли области мозга, от которых, как установила Люсина, зависит зрительное узнавание собственного лица, отличать также собственный голос человека от чужого. Если будут, рассуждал Джонас, то можно сделать вывод, что эти области мозга оперируют довольно-таки абстрактными образами «я». В своем исследовании Джонас пошел по стопам Люсины и выбрал для сравнительного теста голос лучшего друга каждого из испытуемых. Но возникло очень серьезное затруднение: нет способа создавать «гибридные» голоса. Столк-
181
ОТРАЖАЯСЬ В ЛЮДЯХ
нувшись с этим фактом, Джоиас решил использовать изображения и голоса в «чистом» виде. Испытуемый видел свою фотографию и слышал свой голос, затем видел фотографию лучшего друга и слышал его голос. Хороший план, но Джонасу пришлось решить еще одну проблему: общеизвестно, что голос человека, когда он говорит, слышится ему совершенно иначе, чем при воспроизведении его в записи. Физиологическая причина в том, что при разговоре звук нашего голоса поступает в ухо не только через воздух, но и через телесные ткани - большей частью костные. Но Джонас так преобразовал записанные голоса, что для испытуемых они стали звучать почти так же, как «вживую». Тонкая работа!
Почему Джонасу так важно было проверить, активируются ли зеркально-нейронные области человеческого мозга при узнавании не только своего лица, но и голоса? Вспомним, что зеркальные нейроны обезьян реагируют на звуки: в экспериментах, описанных в главе 1, это были
о и
звуки действии, ассоциирующиеся с разламыванием арахиса, с разрыванием бумаги и т.д. В главе 3 я говорил о подобных опытах с нейровизуализацией над людьми, а также о результатах других экспериментов, показывающих, что люди демонстрируют зеркальные явления по отношению к речевым звукам. Отсюда следует, что зеркально-нейронные области мозга многофункциональны и реагируют как на зрительные, так и на звуковые раздражители. Поэтому мы могли ожидать, что специфические зеркально-нейронные зоны, активировавшиеся во время экспериментов Люсины с фотографиями, будут срабатывать и во время подобных опытов
182
ЛИЦОМ К СЕБЕ
Джонаса с голосами. Их «отказ» реагировать в эксперименте Джонаса трудно было бы согласовать с гипотезой о роли зеркальных нейронов в самоузнавании.
К счастью, такого «отказа» не было. У испытуемых от записей собственных голосов активировались те же зоны, что и при виде собственных фотографий. Это показывает, что зеркальными нейронами человека кодируются раздражители разной природы, отображающие его «я», и подтверждает важную роль этих клеток в са- моузнавании (и, кроме того, в формировании довольно- таки абстрактного образа собственного «я»).
ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ
. )ксперименты с животными, как мы уже знаем, показывают, что развитое социальное окружение помогает формированию у них ощущения своего «я». Эксперименты с маленькими детьми говорят о том, что развитие самоузнавания идет у них рука об руку с усложнением социального поведения - от простой имитации до выражения социально ориентированных эмоций, таких как смущение. Наконец, мы только что видели, что области человеческого мозга с зеркальными нейронами активируются и при узнавании испытуемым собственного лица и голоса и что временное нарушение их деятельности посредством ТМС вызывает трудности с самоузнаванием. Все эти результаты, наряду с теоретическими соображениями, высказанными в начале главы, наводят на мысль, что зеркальные
183
ОТРАЖАЯСЬ В ЛЮДЯХ
нейроны подходят для аналогии с двусторонней медалью, которую я провожу: одна сторона - «я», другая - простите за тавтологию - другие.
Попытка разделить две стороны медали особого смысла не имеет. Вместо медали мы получим бесполезные кусочки металла. К сожалению, в западной культуре доминирует индивидуалистическая, солипсистская схема, которая принимает за истину предположение о полной отдельности «я» от других. Мы настолько погружены в эту идею, что любая мысль о взаимозависимости между «я» и другими кажется нам не только противоречащей нашим интуитивным представлениям, но и малоприемлемой или даже вовсе неприемлемой. Зеркальные нейроны воссоединяют «я» с другими, что идет вразрез с этими доминирующими взглядами. Их нейронная активность напоминает нам о первичной интерсубъективности102, которая, безусловно, проявляется в ранних интерактивных способностях младенцев, в их взаимодействии с родителями, развивающемся с очень раннего возраста. Не формирует ли она, эта первичная интерсубъективность, наши зеркальные нейроны? Я считаю, что да. Хотя, скорее всего, некоторые зеркальные нейроны функционируют у нас с рождения и способствуют самым ранним взаимоотношениям, я полагаю, что большая часть нашей зеркально-нейронной системы образуется за первые месяцы и годы наших отношений с близкими. Формирование зеркальных нейронов в мозгу младенца с наибольшей вероятностью происходит при взаимной имитации, как мы видели на примере улыбки. Если зеркальные нейроны действительно возникают
184
ЛИЦОМ К СЕБЕ
в моз1у малыша благодаря его взаимодействию с роди- 11 *лями, то эти клетки не только воплощают в себе «я» 11 других, но и начинают это делать в то время, когда ребенку в большей степени присуще недифференцированное ощущение «нас» (матери и ребенка или отца и ребенка), чем какое-либо ощущение независимого «я», в то время, когда он еще не может пройти зеркальный гест. От этого первичного «мы», однако, ребенок медленно, но верно переходит к более зрелому восприятию других, к восприятию естественному и непосредственному, причем явно обходящемуся без каких бы то ни было сложных умозаключений; он, можно сказать, вычленяет из этого «мы» должное ощущение «я» и других. Как? С помощью особого типа клеток, которые я назвал зеркальными супернейронами. Я поговорю о них в главе 7. Таким образом, на протяжении всей жизни активность зеркальных нейронов продолжает быть нейронным проявлением этого чувства «нас» - ощущения общности между «я» и другими.
185
6
Разбитые зеркала
МЛАДЕНЧЕСКАЯ ЗЕРКАЛЬНОСТЬ
IXак я сказал в начале этой книги, одной из главных I причин, по которым Джакомо Ридзолатти и его коллеги по пармской группе начали экспериментально исследовать нейрофизиологические механизмы моторного контроля у макак, была надежда, что эта работа в конце концов будет способствовать восстановлению моторных функций у людей после повреждений мозга. Ученые не искали зеркальных нейронов и обнаружили их неожиданно. Благодаря этому открытию перед нами распахнулось новое царство надежды. Чем больше НЗДСсШ- ливалось данных о роли зеркальных нейронов в социальном обучении и социальном поведении, тем смелее и масштабнее становились наши мечты, одна из которых состояла в том, что наши исследования позволят нам
186
РАЗБИТЫЕ ЗЕРКАЛА
I)(>л ыпе узнать о социальных расстройствах, в частности г взглядом чужую руку, кладущую предмет в ведерко. А вот годовалые, напротив, делают это, как взрослые. Это 11 х умение, вероятно, опять-таки связано с зеркальными нейронами. Если игрушка благодаря трюку экспериментаторов перемещается в ведерко как бы сама, то годова- ,/| ый ребенок не смотрит заранее туда, куда она попадет. (У взрослых - то же самое! Глядя на самодвижущуюся игрушку, направляющуюся в ведерко, мы не опережаем ее взглядом105. Наше понимание зеркальных нейронов объясняет это «несоответствие». Когда игрушку держит рука, зеркальные нейроны кодируют намерение; без руки в поле зрения они не могут этого делать.)
В шестимесячном возрасте мы не можем заранее понять, куда рука поместит игрушку. В годовалом - можем. Ясно, что зеркальные нейроны учатся предугады- вать чужие движения. Эта способность не дается нам от рождения. Мы имеем очередной пример того, как система зеркальных нейронов, судя по всему, формируется опытом.
191
ОТРАЖАЯСЬ В ЛЮДЯХ
ЧТО У ПОДРОСТКА В ГОЛОВЕ
Если система зеркальных нейронов так важна для раннего развития ребенка, то какое же значение она должна иметь для мальчика или девочки в старшем возрасте! Поскольку эта нейронная система чрезвычайно существенна для социального поведения, она не может не играть ключевой роли в подростковый период, когда чуть ли не вся жизнь порой, кажется, определяется социальными сетями и социальным поведением. Необходимо поэтому проследить всю тра
екторию развития, включая старшин возраст.
Группа, возглавляемая Юго Теоре в Монреальском неврологическом институте, в настоящее время использует электроэнцефалографию для изучения зеркально- нейронной системы у подростков. При ЭЭГ электроды, помещенные на кожу головы испытуемого, регистрируют электрическую активность, исходящую от поверхности мозга. Используя эту технологию именно для наблюдения за деятельностью зеркальных нейронов, Теоре и его сотрудники исследовали так называемый мю-ритм. Сильно упрощая, можно сказать, что мю- ритм - выражение колебательной электрической активности, которая может фиксироваться над центральными моторными зонами мозга. В частности, когда мы шевелим кистями рук, мю-ритм снижается, или, как говорят нейроспециалисты, подавляется. Эта обратная корреляция между мю-ритмом и моторной активностью в мозгу очень помогла нейроспециалистам. Подавление

мю-ритма - четкии признак моторной активности моз
192
РАЗБИТЫЕ ЗЕРКАЛА
га. 11о что, спрашивается, происходит с мю-ритмом при простом наблюдении за чужими движениями? Если не
II и
знать о зеркально-нейронной системе, можно предположить, что мю-ритм подавляться не будет. Ведь сам человек не двигается! Но, имея представление о зеркальных нейронах, мы не удивимся, обнаружив, что простое на- (>л юдение за действиями другого человека также приводит к подавлению мю-ритма.
Это явление открыли несколько лет назад Риитта Хари и Джакомо Ридзолатти, используя еще один вид пейровизуализации - магнитоэнцефалографию (МЭГ). Если ТМС творит свои чудеса с помощью магнитной катушки, создающей искусственное магнитное поле, то при МЭГ в дело идет впечатляющий набор из примерно трех сотен датчиков, улавливающих гораздо более слабые (можно сказать, исчезающие) поля, спонтанно воз
никающие на поверхности мозга из-за электрической активности в нем. Регистрируемые магнитные поля .юлыней частью создаются активностью нейронов на мозговых выпуклостях, называемых извилинами. Активность же в углублениях (бороздах) мозга измерять посредством МЭГ гораздо труднее. Тем не менее МЭГ остается главным способом нейровизуализации - прежде всего благодаря очень высокому временному разрешению, позволяющему специалистам разграничивать нейронные реакции, отстоящие друг от друга на несколько миллисекунд. Приведу пример. Когда мы слышим телефонный звонок и идем к телефону, области мозга, реагирующие на звук, активируются раньше, чем области, контролирующие ходьбу. Используя МЭГ для
193
ОТРАЖАЯСЬ В ЛЮДЯХ
/ рагорным исследованиям большую группу мальчиков п девочек, которым скоро предстоит половое созревание, и намерены следить за ними (не буквально, конечно, а с помощью средств нейровизуализации) до пятнадцати- I с i n его возраста. Эта продолжительная (лонгитюдная) научная программа только началась, но первое исследование детей уже проведено, и мы имели возможность увидеть, как функционирование зеркально-нейронной Системы типично развивающихся десятилетних детей связано с их социальными навыками. Этим процессом руководила Мирелла Дапретто, специалист по психологии развития в области педиатрической нейровизуали- аации и детского аутизма (и, кроме того, моя жена).
В этом первом эксперименте Мирелла применила ФМРТ. Дети выполняли задание по «социальному зеркальному воспроизведению»: они либо просто смотрели па человеческие лица, выражающие те или иные эмоции, либо имитировали эти лица. В главе 4 я говорил, что мы использовали такое же задание с эмоциональными выражениями лица, чтобы изучить функциональную связь между зеркально-нейронной системой и мозговыми 11,ентрами эмоций в лимбической системе (эту связь, как выясняется, осуществляет островок). Мирелла хотела не I гросто зафиксировать активность зеркально-нейронной системы, что уже было сделано исследователями детей младшего возраста, а посмотреть на упомянутую функ-
195
ОТРАЖАЯСЬ В ЛЮДЯХ
о
циональную связь между зеркально-нейронной систе мой и центрами эмоций - на связь, которая предположительно обеспечивает социальное зеркальное воспро изведение и эмпатию, давая нам возможность понимать чужие чувства.
Для проверки своей гипотезы Мирелла, помимо данных нейровизуализации, воспользовалась результатами оценки способности детей к сопереживанию и их коммуникативных навыков. Эти способности измерялись
с помощью индекса межличностной реактивности - хорошо проверенной психологической шкалы, состоящей из четырех субшкал, две из которых измеряют когнитивную эмпатию, другие две - эмоциональную эмпатию. Субшкалы, посвященные когнитивной сфере, оценивают способность встать на точку зрения другого человека и склонность воображать себя на месте персонажей книг и фильмов. Субшкалы, относящиеся к эмоциональной эмпатии, оценивают склонность интересоваться переживаниями других людей и степень эмоционального отклика при виде чьих-либо сильных переживаний. Мирелла также проверила социальные навыки детей, использовав шкалу коммуникативной компетентности, анкету для которой заполняли родители. Шкала измеряет «популярность» ребенка, количество у него друзей и приятелей и т.п.107
Первый вопрос, на который Мирелла хотела получить ответ, был следующим: демонстрирует ли мозг здорового десятилетнего ребенка такую же картину активности, как мозг взрослого, у которого наблюдение за другим человеком, чье лицо выражает ту или иную эмо-
196
РАЗБИТЫЕ ЗЕРКАЛА
ш по, запускает три ключевые нейронные системы: во- 111ipubix, зеркально-нейронные области, обеспечивающие внутреннюю имитацию («симуляцию») увиденного выражения лица; затем островок, соединяющий зеркально- н чфонные области с центрами эмоций в лимбической системе; и, наконец, саму лимбическую систему При имитации выражений лица активируется та же самая нейронная цепь, но сильнее, потому что имитация, как мы видели, «суммирует» нейронную активность, связанную с наблюдением и действием. Испытуемые Ми- реллы показали в точности такую же картину мозговой активности, что и взрослые в прежних экспериментах. 11 и каких сюрпризов.
Второй и самый важный вопрос, которым она задалась, был таким: может ли функционирование зеркально- нейронной системы ребенка сообщить нам что-либо о его способности испытывать эмпатию к другим людям и вести успешную социальную жизнь? Чтобы получить на него ответ, Мирелла провела корреляционный анализ поведенческих баллов, полученных с помощью шкал эмпатии и коммуникативной компетентности, с одной стороны, и данных ФМРТ - с другой. Результаты получились весьма убедительные. Баллы, отражающие уровень эмоциональной эмпатии, отчетливо коррелировали с уровнем активности в зеркально-нейронных областях при наблюдении за эмоциональными выражениями лица. Чем более ребенок склонен к эмоциональной эмпатии, тем сильнее разрядка в областях его мозга с зеркальными нейронами при виде других людей, выражающих свои чувства. Что же касается уровня коммуника-
197
ОТРАЖАЯСЬ В ЛЮДЯХ
кг и
тивнои компетентности детей, он хорошо коррелировал с уровнем активности в зеркально-нейронных областях при имитации чужих выражений лица. Дети, которые по данным, полученным от их родителей, могли считаться социально компетентными (имели много друзей и товарищей по играм), демонстрировали весьма сильную активацию зеркально-нейронных областей при имитации108.
Анализируя эти результаты, Мирелла поняла ключевую роль зеркальных нейронов в социальном поведении. По картине их разрядки исследователь может судить о социальных способностях человека. Активность этих клеток можно считать своего рода биомаркером социальной компетентности, причем биомаркером очень тонким: ведь эмоциональная эмпатия, то есть способность эмоционально отзываться на чужие переживания, носит весьма личный, внутренний характер. Обнаруженная Миреллой корреляция между эмоциональной эмпатией у ребенка и его мозговой активностью при простом наблюдении за чужими чувствами вполне осмысленна. Сходным образом, склонность к открытому копированию чужих эмоциональных выражений лица - важный фактор успеха в социальных взаимоотношениях. Если я выражаю сильную радость или глубокую печаль, а другой человек смотрит на это с каменным лицом, то я чувствую себя непонятым. Взаимное копирование, как мы видели в главе 4, - ключевой аспект социального взаимодействия. Поэтому то, что Мирелла обнаружила корреляцию между активно-

стью зеркальных нейронов при открытой имитации эмоциональных выражений лица, с одной стороны, и комму-
198



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Почему с возрастом время летит все быстрее
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Роберт Уолдингер. Что делает нас здоровыми и счастливыми на протяжении нашей жизни?
  • Мозг женщины под слоем косметики не узнает свою обладательницу
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Реклама заставляет нас больше любить телевидение
  • Притча «Мысль и чувства»
  • Шоковая антитабачная реклама не работает?
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Причины человеческой лжи и обмана
  • А.А. Гостев. Образный канал рекламы
  • Без чувства сопереживания, мы были бы гораздо нравственнее.
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Почему время ускоряется с возрастом?
  • Пользователи Facebook и Twitter страдают от «синдрома отмены»
  • Проблема нейрогенеза: могут ли во взрослом мозге появляться новые нейроны?
  • Самый быстрый приворот
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Уилфред Бион. "Опыт в группах". Часть 1 (1961)
  • Почему люди повторяют одни и те же глупости?
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Приворот с замком
  • Эвелина Хмелевская. Реклама и этика: как жить вместе?
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Коноваленко М. Ю. Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Притча «Тень жизни»
  • Притча «Человек, вышедший на поиски своей судьбы»
  • Притча «Помилование»
  • Эксперимент у Бернгейма
  • Притча «Любовь Иисуса»
  • Валери Браун. Как победить неуверенность в себе — советы подросткам
  • Метафоры, для воодушевления людей, для создания команды.
  • Как сделать приворот
  • Почему мы «подсаживаемся» на игры: психология игры
  • Притча «Счастливые люди»
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Притча «Что есть такое, что нельзя получить от меня?»
  • Заговор на врага, чтобы оградить себя от неприятностей
  • Притча «Богач, который хотел стать бедняком»
  • Притча «Когда я начал любить себя»
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Возможны ли волевые решения? Эксперимент Либета
  • Притча «Доверие»
  • Нейронное прогнозирование. Как мозг предсказывает будущее?
  • Восемь подсознательных ошибок мозга и как их избежать
  • Контакт группа. Занятие 4: "Я доверяю тебе?" (тренинг)
  • Почему с возрастом сложнее подбирать слова?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь