|
Айзевк Г. Новые IQ тесты.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 13537
Автор: Айзевк Г.
Название: Новые IQ тесты. Формат: PDF, FB2, DJVU Язык: Русский Скачать по прямой ссылке одних людей и затрудняющим его для других, то, ограничившись лишь одним видом вопросов, можно неумышленно исказить результат в ту или иную сторону. К примеру, тест для оценки интеллекта одиннадцатилетних детей, сосредоточенный в основном на «закрытых» вопросах, по всей видимости, создавал более благоприятные условия для детей с неоригинальным, шаблонным и «бюрократическим» типом мышления и чинил препятствия для оригинального, творческого, научного и артистичного типа мышления. Это соображение было высказано американскими психологами, которые имеют огромный опыт работы с «открытыми» тестами. Они обнаружили, что дети, особенно хоро
11 Ганс АЙЗЕНК шо успевающие в решении «открытых» заданий, могут хуже выполнять «закрытые» задания и наоборот. Довод не кажется мне вполне обоснованным фактическими доказательствами, но я не удивлюсь, если в нем есть значительная доля истины. Как бы то ни было, в отсутствие точных знаний по изучаемому предмету неразумно полностью сосредоточиваться лишь на одном виде заданий; единственно надежный способ — обеспечить максимальное разнообразие. Если это можно сделать с риском подвергнуться несправедливым (или даже справедливым) обвинениям в постановке задач с альтернативными решениями, я думаю, этот риск вполне оправдан. Еще один критический аргумент, выдвигаемый многими читателями, относится к специфическим знаниям, необходимым при выполнении некоторых задач. Памятуя о том, что я сам проводил четкое различие между знанием и интеллектом, они сомневаются в уместности заданий, требующих особых познаний в той или иной области. Ответ можно сформулировать примерно следующим образом. Измерение интеллекта с помощью тестов действительно требует от испытуемого элементарной образованности, мотивации и знакомства с задачами подобного рода. Совершенно ясно, что вы не сможете приступить к решению заданий из этой книги, если вы не умеете читать, никогда не держали в руках карандаш, слепы от рождения, забыли значение обычных слов или вообще не хотите отвечать на вопросы. Все эти обстоятельства создают проблемы при сравнении результатов тестирования различных общественных, национальных или этнических групп. Некоторым детям из рабочих семей по-прежнему трудно удерживать в руке карандаш или делать аккуратные пометки на бумаге; это может занизить их истинные способности при тестировании. Если в тесте содержатся слова вроде «корова» или «корабль», даже сейчас есть некоторые признаки того, что городские дети оказываются в менее выгодном положении, чем дети из сельских или прибрежных районов. Сравнения между группами белых и краснокожих индейцев могут быть совершенно недостоверными по нескольким причинам. Белые дети без труда усваивают инструкции: не слишком беспокоиться об ошибках и пере 12 НОВЫЕ IQ ТЕСТЫ ходить к следующей задаче, оставив предыдущую нерешенной, если она оказалась чересчур сложной. С другой стороны, краснокожие дети воспитываются в убеждении, что гораздо важнее сделать все правильно, а не быстро. Соответственно, индейский ребенок может с самого начала «застрять» в работе над тестом, отказавшись оставить трудную задачу и лишившись возможности набрать больше очков за решение других, возможно, более простых задач. Итак, для сравнения результатов нам нужно иметь определенную однородность мотивации, подготовки, психологического настроя, знаний и опыта. Ни один тест для измерения интеллекта нельзя считать универсальным; каждый тест подходит лишь для конкретной категории людей. Эта книга, как и предыдущая, предназначена для грамотных людей в возрасте от 18 до 50—60 лет с коэффициентом умственного развития немного выше среднего и получивших среднее школьное образование. Внутри такой сравнительно однородной группы знание является прямой функцией интеллекта, как было показано с помощью тестов, не требующих специальных знаний. К примеру, простые тесты для оценки словарного запаса оказались одним из наилучших показателей интеллектуального развития. Нет ничего удивительного в том, что знание родного языка должно быть связано с интеллектуальными способностями человека; в конце концов, возможность пополнения словарного запаса ограничена скорее интеллектуальными способностями, чем внешними причинами. Это общее правило не обязательно относится к другим группам людей, помимо тех, кому адресована эта книга. Однако тем, для кого она предназначена, будет лишь полезно включение нескольких задач, требующих специальных знаний, так как это позволит повысить надежность оценки. Еще одним обстоятельством, волнующим многих читателей, является четкое определение и смысловое значение термина «интеллект». Их не удовлетворяет высказывание (пусть и правдивое), что у психологов нет общего мнения о теоретической интерпретации этого термина, хотя все специалисты пользуются очень похожими интеллектуальными тестами. Желание знать, что и как мы измеряем, вполне 13 Ганс АЙЗЕНК оправданно, поэтому я попробую сказать несколько слов о природе разума. Однако прежде всего я хочу подчеркнуть, что речь идет о моей личной интерпретации фактов, основанной на изучении литературы и многолетней экспериментальной работе в данной области. То, что я скажу, не обязательно будет поддержано другими психологами и может в конечном счете оказаться заблуждением. Однако есть основания полагать, что истина находится где-то рядом. При подробном анализе тестов на измерение интеллекта мы обнаруживаем одну необычную характеристику, которая в большей степени, чем любая другая, определяет успех или неудачу. Эта характеристика — скорость мышления. Если взять ряд довольно простых однотипных задач — скажем, серию букв А, В, Д, Ё, 3, ? — то едва ли кто-то допустит ошибку или сочтет задание слишком трудным, однако некоторые люди могут решить двадцать-тридцать подобных задач в течение нескольких секунд, в то время как другим понадобится столько же минут для решения. Было доказано, что такие различия в скорости сохраняются и при решении более сложных задач. Иными словами, те, кто быстро решает легкие задачи, довольно быстро решает и более сложные; с другой стороны, те, кто медленно решает простые задачи, подолгу задумываются над сложными. С моей точки зрения, скорость мышления представляет собой фундаментальную наследственную характеристику, обусловливающую интеллектуальные различия между людьми. Тем не менее фактор скорости не идентичен коэффициенту умственного развития. Это можно объяснить тем, что в любом конкретном тесте для оценки интеллектуального развития в игру вступают другие факторы личности, не имеющие непосредственного отношения к интеллекту. Давайте сначала убедимся, что скорость действительно является важной переменной в типичном тесте на КУР. Можно на собственном опыте убедиться, что, хотя вы не успеете выполнить все задания теста, уложившись в отведенные для этого полчаса, вы можете — если проявите определенную настойчивость — решить практически все задания в каждом тесте. Поэтому ограничение времени есть необходимое условие тестирования, иначе любой человек показал 14 НОВЫЕ IQ ТЕСТЫ бы идеальный результат. Именно по этой причине в обычный тест нельзя включать очень сложные задания; если вы посмотрите на тесты в разделе «Головоломки для интеллектуалов», то поймете, что лимит времени для их решения потребовал бы несколько часов или даже дней, а при массовом тестировании это неосуществимо. На самом деле, даже при неограниченном времени люди бы не добивались идеальных результатов. Это связано с определенными характеристиками личности, снижающими результативность в долгосрочной, а иногда и в краткосрочной перспективе. Две основные характеристики, экспериментально исследованные в этой связи, в просторечии называются несобранностью и недостаточной настойчивостью. Если вы медленно думаете, то тест, на решение которого человеку с быстрым соображением понадобится полчаса, может отнять у вас целые сутки. Ваш энтузиазм может истощиться, и вы откажетесь от некоторых заданий, посчитав их неразрешимыми, хотя могли бы выполнить их, если бы приложили чуть больше усилий. Недостаток настойчивости, разумеется, сказывается и на более коротких промежутках времени: некоторые люди готовы потратить на решение задачи тридцать секунд, но не две минуты. По-видимому, существует логарифмическая зависимость между уровнем трудности задачи и количеством времени, необходимым для его решения. Это обстоятельство предъявляет особенно высокие требования к настойчивости медленно думающих людей; тем не менее есть возможность (особенно в повседневной жизни, а также в тестах с увеличенным лимитом времени), что настойчивость и усидчивость могут компенсировать медленную скорость мышления. С другой стороны, при недостатке упорства и мотивации быстрое мышление не даст никакого преимущества. Даже если человек настойчив и быстро соображает, он может оказаться небрежным и несобранным, принимая первую идею, которая проходит в голову, и не позаботившись проверить правильность решения. Отсутствие или плохое функционирование «механизма проверки ошибок» приводит к низким оценкам так же неизбежно, как замедленное мышление или недостаточная настойчивость. Экс 15 Ганс АЙЗЕНК траверты в этом отношении гораздо слабее и совершают больше ошибок, чем интроверты. Есть убедительные доказательства того, что люди с оригинальным и творческим мышлением, которые хорошо выполняют «открытые» задания, подвержены случайным ошибкам (связанным с невнимательностью) при выполнении «закрытых» заданий, о чем мы уже упоминали, когда говорили о тестировании одиннадцатилетних детей. Таков, в общих чертах, механизм решения задач, который может объяснить факты, имеющиеся в нашем распоряжении. Первоначально он был предложен Д. Фарно, чья выдающаяся работа о методах отбора студентов высших учебных заведений показала важную роль личностных качеств в оценке того, что считается чисто интеллектуальной функцией. Поскольку коэффициент умственного развития применяется исключительно для оценки интеллекта, он также считается мерой быстроты мышления. Но на самом деле КУР не может служить чистой мерой быстроты мышления, если только не соблюдены особые условия, при которых это может произойти. В обычных условиях на скорость умственных процессов влияют такие личностные качества, как настойчивость или ее отсутствие, небрежность или старательность. Эти качества, по всей видимости, гораздо лучше развиваются с помощью тренировки, чем быстрота мышления, хотя Скиннер, известный американский психолог, многое сделавший для популяризации обучающих механизмов, показал, что можно на самом деле значительно увеличить скорость решения интеллектуальных задач, пройдя курс обучения на специальной машине, запрограммированной на решение задач подобного рода. Он также обнаружил (и это хорошо согласуется с результатами нашего анализа), что при правильно составленных инструкциях даже самые медлительные тугодумы могут показывать результаты не хуже, чем самые сообразительные, только времени для этого им понадобится несоизмеримо больше. Было установлено, к примеру, что некоторые очень способные студенты, работая над правильно составленным курсом математики, могут усвоить годовую программу в течение двух-трех дней! Одно из великих преимуществ обучающей машины заключается в том, что она позволяет 16 НОВЫЕ Ю ТЕСТЫ каждому студенту работать в удобном для него ритме, который в значительной степени определяется быстротой мышления, но также характеристиками личности, особенностями воспитания, наследственными способностями и так далее. Принуждение к одинаковой скорости решения задач, неизбежное под руководством преподавателя-чело- века, — гораздо менее удачный способ, который вызывает затруднения как у самых сообразительных, так и у тугодумов. Надеюсь, читатели простят меня за то, что я рассуждаю в терминах обычного здравого смысла и не пользуюсь тем устрашающим жаргоном, которым обычно уснащаются даже элементарные психологические истины. Вспомнив собственную работу над тестами, приняв во внимание количество неверных ответов и начатых, но не оконченных заданий, они могут получить по меньшей мере приблизительное представление о своих показателях по таким критериям, как быстрота мышления, настойчивость и самоконтроль. Недавно я упомянул о Скиннере, доказавшем, что скорость решения задач можно увеличить соответствующей тренировкой. Это подводит нас к другому вопросу, который часто встречается в письмах читателей. Многие из них с негодованием отмечают, что по первому тесту они имели результат 110, по второму — 116, по третьему — 120 и еще более высокие результаты по остальным тестам. Каким образом, спрашивают они, их коэффициент умственного развития мог так сильно измениться всего лишь за несколько дней? В своей предыдущей книге я говорил о том, что тесты для оценки интеллекта подвержены эффектам тренировки и обучения, которые, при обычном тестировании, могут привести к разнице оценки КУР примерно в 10 пунктов между первым и пятым тестами. (После пятого тестирования значение КУР практически не увеличивается, и даже после третьего увеличение очень незначительно. Основной прирост наблюдается между первым и третьим тестами.) Это, несомненно, серьезный недостаток методики, и я собирался привлечь к нему всеобщее внимание, когда составлял сборник тестов. Когда мы подвергаем детей тести 17 Ганс АЙЗЕНК рованию на важном этапе их начального обучения, то допускаем явную несправедливость по отношению к тем, кто никогда не видел тестов для оценки интеллекта; они оказываются в невыгодном положении по сравнению с теми, кто уже решал подобные тесты. Практически нет сомнений, что в будущем тестирование интеллекта получит более широкое распространение как у детей, так и у взрослых, — в школах, университетах, в вооруженных силах и на производстве. Важно следить, чтобы тестирование было справедливым, если мы не хотим породить больше проблем, чем надеемся разрешить. Разница, скажем, в восемь пунктов кажется незначительной, но при отборе основные трудности всегда связаны с маргинальными кандидатами, которые балансируют «на грани». Если проходной балл при отборе равен 115, то дети с КУР ниже 105 в любом случае выбывают из соревнования, а дети с КУР около 125 или выше в любом случае одержат победу. Таким образом диапазон между крайними случаями составляет примерно 20 пунктов, и в этом диапазоне дополнительные или недостающие 8 пунктов могут иметь решающее значение. Эти цифры, разумеется, не претендуют на точность, но указывают на характер проблем, часто возникающих при отборе с помощью тестов на интеллектуальное развитие. Наверное, было бы лучше держать людей в неведении о тестах для оценки интеллекта, пока не возникнет необходимость в тестировании, но это просто невозможно. Прежде всего это означало бы, что каждый человек может подвергнуться тестированию только один раз; после этого уже невозможно вернуться к блаженному неведению о природе тестов на КУР. Далее, пришлось бы найти средства и способы, чтобы поставить тестовую тренировку вне закона, а с Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|