Кон И.С. Проблема 'Я' в психологии.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 7160

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Формирование человеческого "Я" в процессе реального взаимодей-ствия индивида с другими людьми в рамках определенных социальных групп и в зависимости от выполняемых личностью ролей было исследовано американским ученым Джорджем Гербертом Мидом (1863—1931), родона-чальником интеракционистской (от interaction — взаимодействие) ориен-тации в социальной психологии. В противоположность тем, кто считал, что "образ Я" дан индивиду непосредственно или формируется путем обобще-ния самоощущений. Мид утверждает, что самосознание - это процесс, в ос-нове которого лежит практическое взаимодействие индивида с другими людьми. "Индивид познает себя как такового не прямо, а только косвенно, с частных точек зрения других членов данной социальной группы или с обобщенной точки зрения всей группы, к которой он принадлежит, ибо он входит в свой собственный опыт как Я или как индивид не прямо и непо-средственно..., а только став для себя таким же объектом, каким являются для него другие индивиды. Объектом же для себя он может стать, приняв отношения к себе других индивидов, в рамках той совместной обществен-ной деятельности, в которую они вовлечены". Чтобы успешно взаимодей-ствовать с другими людьми, необходимо предвидеть реакцию партнера на то пли иное твое действие. Рефлексия на себя есть, по сути дела, не что иное, как способность поставить себя на место другого, усвоить отношение других к себе.
Простейшей моделью этого процесса может служить, по Миду, пси-хология детской игры. Сначала ребенок просто подражает поведению окружающих его людей. Он выступает то в роли воспитателя, делая кому-то замечания, то в роли воспитуемого - сам исполняет только что данные указания. Но эти сменяющиеся роли еще не интегрированы в определенную систему. В каждый данный момент ребенок представляет себя кем-то другим. Отсюда - внешняя непоследовательность его действий, которые можно понять, только зная, кем он себя в данный момент воображает и как он определяет свою роль. Он может воображать себя не только человеком, но и животным и даже неодушевленным предметом (например, паровозом). В отношениях с людьми ребенок не столько "принимает роль" другого (ставит себя на его место), сколько идентифицируется с ним, усваивая при этом и его отношение к себе, либо столь же однозначно приписывает другому свои собственные мотивы.
По мере усложнения игровой деятельности ребенка круг его "значи-мых других" расширяется, а его отношения с ними становятся все более из-бирательными. Это требует и более сложной внутренней регуляции поведе-ния. Чтобы участвовать в коллективной игре (например, в футбол), ребенок должен усвоить целую систему правил, регулирующих отношения между игроками, и уметь сообразовать своп действия со всеми другими членами команды. Это значит, что он ориентируется уже не на Отдельных конкрет-ных других, а па некоего "обобщенного другого". Овладеть ролью вратаря -значит усвоить правила игры и те ожидания (экспектации), которые предъ-являются к вратарю всеми членами команды. Соответственно и самооценка себя в роли вратаря (хороший я вратарь или плохой) зависит от того, насколько данный индивид отвечает этим ожиданиям. Но эта закономер-ность существует не только в игре. Человек в принципе не может осознать и описать себя без помощи категорий, обозначающих его пол, возраст, соци-альную принадлежность, род занятий, семейное положение и т. д. Каждая такая характеристика ("мужчина", "взрослый", "учитель", "отец") обозначает занимаемую индивидом социальную позицию и связанную с этим систему взаимных ожиданий.
В концепции Мида "Я" предстает как производное от группового "Мы", которое оно косвенно включает в себя, причем содержание "Я" обу-словлено уже не мнениями других людей, а реальными взаимоотношениями с ними, их совместной деятельностью. Кроме индивидуальных "значимых других" появляется обобщенный, "генерализованный другой", которым мо-жет быть не только семья или игровая группа, но и общество в целом. "Ин-дивидуальное Я", подчеркивал Мид, по просто "включает" в себя отдельные социальные компоненты, но все оно целом "есть по самой сути своей соци-альная структура, вырастающая из социального опыта".
Описание личности и ее "Я" через групповые принадлежности и соци-альные роли, по сути дела, лишь переводит на язык психологии то, к чему давно уже пришли философы (вспомним гегелевскую схему перехода от единичного самосознания к всеобщему, фейербаховское обнаружение "Я" в "Ты" и, наконец, высказывание К. Маркса о Петре и Павле). Однако упо-требление термина "роль" в данном случае не следует истолковывать, что нередко случается, как прямое сведение личности к совокупности выпол-няемых ею социальных функций или, еще того хуже, к ложному, разыгры-ваемому поведению.
"Конечно, ребенок усваивает то, как он должен вести себя с мамой, скажем, что ее нужно слушаться, и он слушается, но можно ли сказать, что при этом он играет роль сына пли дочери? — спрашивает известный совет-ский психолог А. Н. Леонтьев. Столь же нелепо говорить, например, о "ро-ли" полярного исследователя, "акцептированной" Нансеном: для него это не "роль", а миссия. Иногда человек действительно разыгрывает ту или иную роль, но она все же остается для него только "ролью", независимо от того, насколько она интернализирована. "Роль" - не личность, а, скорее, изобра-жение, за которым она скрывается". Но если "роль", как следует из опреде-ления самого А. Н. Леонтьева, есть программа, "которая отвечает ожидае-мому поведению человека, занимающего определенное место в структуре той или иной социальной группы", или "структурированный способ его участия в жизни общества", то она никак не может быть "изображением" лица. Иначе придется признать, что личность существует не только вне об-щества, но даже и вне своей собственной социальной деятельности. Ведь "структурированный способ участия в жизни общества" есть не что иное, как структура деятельности человека.
Источник этого противоречия лежит в логической подмене понятий, точнее, системы отсчета. Социальная психология, которую критикует А. Н. Леонтьев, рассматривает объективный процесс взаимодействия индивидов в обществе, выводя из него их самосознание. А. Н. Леонтьев же имеет в виду то, как сам индивид воспринимает и оценивает свои действия. Ребенок может быть искренне любящим и послушным или только притворяться таковым, и разница здесь весьма существенна. Но это не отменяет того, что существует определенное социальное определение детской роли, в свете которого оценивается поведение конкретного ребенка и которое не может не преломляться в его собственном самосознании ("я хороший, потому что слушаюсь маму").
"Ролевое" описание диалектики индивидуального и социального осу-ществляется на трех различных уровнях: в рамках безличной макросоци-альной системы (социологический уровень), в рамках непосредственного межличностного взаимодействия (социально-психологический уровень) и в рамках индивидуальной мотивации (внутриличностный уровень).
В социологии, предметом исследования которой является социальная система, "социальная роль" понимается как безличная норма, функция, свя-занная с определенной социальной позицией и не зависящая от личных свойств занимающих эту позицию индивидов; "роль" учителя, инженера или отца семейства социологически задана общественным разделением труда и иными объективными процессами, не зависящими от воли отдельного индивида. Хотя требования, предъявляемые к человеку занимающему эту позицию, далеко не всегда формулируются так однозначно, как в воинском уставе или должностной инструкции, они тем не менее вполне объективны. Чтобы понять, к примеру, соотношение отцовской и материнской ролей в современной семье, надо учитывать прежде всего реальное разделение труда между мужчиной и женщиной, соотношение их семейных и внесемейных обязанностей, структуру семьи, способы воспитания детей и т. д. Мнения же конкретных мужчин и женщин по этому вопросу, при всей значимости индивидуальных вариаций, будут только отражением стереотипов массового сознания, за которыми в конечном счете стоят закономерности социальной структуры.
Социальная психология в известной мере оставляет эти мак-росоциальные отношения "за скобками", понимая "роль" как структуру непосредственного межличностного взаимодействия. Привычные нормы поведения неизбежно стандартизируются и подкрепляются системой вза-имных ожиданий. От человека, который несколько раз проявил остроумие, ждут, что он и в дальнейшем будет развлекать своих товарищей, и эта "роль шутника" так или иначе включается в его "образ Я".
Наконец, при исследовании внутриличностных процессов словом "роль" обозначают определенный аспект, часть, сторону деятельности лица, называя ее в данном случае "интериоризованной", то есть усвоенной, во-шедшей "внутрь" личности ролью. Внимание здесь акцентируется прежде всего на том, как сам индивид воспринимает, сознает и оценивает ту или иную свою функцию (деятельность), какое место занимает она в его "образе Я", какой личностный смысл он в нее вкладывает. "Интериоризованная роль" - это компонент самосознания, отношение личности к некоторому аспекту собственной деятельности.
Таким образом, понятие "социальная роль" как бы связывает деятель-ность личности и ее самосознание с функционированием социальной си-стемы, причем отправной точкой здесь является не индивид, а социум. Но это разграничение в известной мере условно. Буржуазные социологи вслед за обыденным сознанием часто делят жизнедеятельность личности на две части, из которых одна - формальная, застывшая, мертвая - приписывается "безличному" миру социальных ролей, а вторая - "личная", эмоционально окрашенная - представляет то, чем индивид является "сам по себе", безот-носительно к социальным условиям. В житейском обиходе сказать про че-ловека; что он "исполняет роль" отца или учителя, все равно что сказать, что он "притворяется", что он "не настоящий" отец или учитель. Самому инди-виду "ролевой" кажется только такая деятельность, которую он восприни-мает как нечто более или менее внешнее, периферийное, условное, "разыг-рываемое" для других, в отличие от "подлинного Я", без которого он просто не может себя представить. Но независимо от того, считает ли индивид свою работу ремеслом, призванием или даже миссией, хотя это весьма существенно для него самого, а также для морально-психологической оценки его как личности, социологически он во всех случаях исполняет определенную "профессиональную роль". И если энтузиастов на данный вид работы не находится, а обойтись без него общество не может, начинают действовать такие вполне объективные механизмы, как материальное стимулирование, государственное распределение специалистов и т. п.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Бехтерев В.М. Психологическое определение личности.
  • Тело; Body
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Признаки того, что человек проживает судьбу своих родственников, реализуя семейный миф
  • Никита Батурин. Социофобия. Что это? Преодоление социофобии
  • Мадди С. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
  • Закономерности психических систем
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Идентификация; Identification; Identifizierang
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Схема тела по П. Шильдеру. Когнитивный подход к психосоматическим расстройствам
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Душевный образ; Soul-image; Geistbild
  • Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ
  • Эрих Фром говорил…
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Игра «Разотождествление».
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Йегуда Ашлаг. Из себя узрю Творца
  • Тест «Автопортрет»
  • Функция; Function; Funktion
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Индивидуальность; Individuality; Individualist
  • Рамиль Гарифуллин. Рамиль Гарифуллин
  • Грачева Лада Валентиновна. «Я сам»
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Психология толпы
  • В. Орешкин. Нравственные типы личности
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Иванова В. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Понижение ментального уровня; Abaissement du niveau mental
  • Образ; Image; Bild
  • Медведева Н. И., Бабич А. И., Боев О. И. Уровень адекватности самосознания у подростков и транзактный анализ
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • 10 признаков умных людей
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Самость; Self; Selbst
  • Йегуда Ашлаг. Любовь к Творцу и творениям
  • Конкретизм; Concretism; Konkretistik



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь