Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 20644

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Глава I. ДЕМОГРАФИЯ СТАРЕНИЯ.
Основные понятия и виды старости. Относительная доля и абсолютное число престарелых граждан мирового сообщества стремительно растет, а проблемы старения и старости становятся глобальными. При этом старение понимается как процесс, а старость как его результат. Процесс старения характерен как для индивида в его переходе из средней в старшую возрастную когорту, так и для общества в целом (его демографической, социальной и политической структур). Старость есть заключительный период в развитии любого организма, для человека это генетически заданное обретение определенного личного социального статуса. Старение, как любой процесс, насчитывает несколько этапов. (О старении общества несколько позже подробные соображения.)
Всемирная организация здравоохранения выделяет три хронологических периода: возраст от 60 до 74 лет - признан пожилым, от 75 до 89 лет - старческим, от 90 лет и старше - возрастом долгожителей. Мы полагаем, что старение имеет конкретно-исторический характер и не может быть общемирового стандарта, периодизация должна коррелироваться со средней продолжительностью жизни в определенной стране. Соглашаясь с самим принципом тре-хэтапного деления, мы полагаем, что в нашей стране, учитывая пониженные показатели средней продолжительности, должны быть понижены и верхние значения каждого из этапов. По данным Отдела народонаселения и Статистического бюро ООН и национальных статистических органов среднея продолжительность жизни в Европе (1997 г.) для мужчин составляла - 71 год, для женщин - 79 лет, в мире соответственно 64 и 68, в России - 58 и 72. По нашим расчетам для России приемлема следующая градация: пожилые люди (60-69 лет), старые (70-84 года), долгожители (85 лет и старше). Причем, по нашему мнению, нет оснований для деления этих границ по половому признаку. Установившаяся в нашей стране традиция в статистических сборниках, отнесение женщин старше 55 лет к когорте пожилых, кроме юридических оснований (назначение пенсии), других аргументов не имеет. Нижняя возрастная граница старости (60 лет) постоянно отодвигается вверх под влиянием социально-экономических, научно-практических и культурологических факторов.
Мы предлагаем различать следующие виды старости: хронологическая, физиологическая, психологическая и социальная.
Доминирующим фактором в определении хронологической старости является количество прожитых лет. Физиологической -
7

состояние здоровья, совокупность соматических отклонении организма. Психологическая определяется самоощущением человека своего места в возрастной структуре.
Социальная старость как бы вбирает в себя признаки всех названных видов старости, однако, она нечто большее, чем простая совокупность разных видов старости: суммы прожитых лет, перенесенных заболеваний и эмоциональных переживаний. Все виды старости взаимообусловлены и оказывают определенное влияние друг на друга.
Хронологические периодизации жизни предлагались еще Пифагором, Авиценной и древними китайцами, в наше время они разрабатывались С.Г.Струмилиным, Б.Ц.Урланисом и Э.Россетом. В целом можно отметить, что у классификаторов, ни у нынешних, ни у прежних, нет и не было единого мнения о хронологическом моменте наступления старости. Чаще других назывался 60-летний возраст. Важнее другое, что демографы как и физиологи признают, что старость - это длительный период жизни, что для понимания тех изменений, которые претерпевает человек в этом возрасте, необходимо более дробное членение периода с выделением субпериодов.
Говоря о социальной старости, мы отмечаем, что она сообразуется с возрастом всего общества. Специфика сегодняшнего общества - весомое представительство социально-демографической группы пожилых людей в возрастной структуре. Социальный возраст коррелируется средней продолжительностью жизни в определенной стране. В Замбии или Мали, где средняя продолжительность жизни 43-44 года, старики значительно "моложе", чем в Японии или США, странах с высокой продолжительностью жизни. Есть здесь и этнический аспект, особенно заметный у народов с традиционно высокой продолжительностью жизни. Мы утверждаем, что старение, в большей степени социальный, чем биологический процесс, отличный для разных эпох и культур, для представителей различных социальных слоев, групп и этносов.
Чем выше уровень старения населения в целом, тем дальше отодвигается индивидуальная граница старости. Наступление социальной старости регулируется, однако, не только демографическим старением населения, но и длинным рядом других социальных определителей, в числе которых условия труда и отдыха, санитар-но-гигиенические условия, уровень здравоохранения и социального обеспечения, культуры и образования, экологической безопасности и развития общественного производства, удовлетворения
8

материальных и духовных потребностей, уровень комфорта и благоприятный климат. Сюда же относится ряд чисто субъективных моментов: наличие или отсутствие вредных привычек, хронических заболеваний, травм, положительной наследственности.
Социальная старость есть определенный период социальной жизни. Если физиологическая жизнь имеет две четкие даты: рождение и смерть, то для социальной жизни нет фиксируемых начала и окончания. Социальная жизнь начинается со времени становления человека личностью, то есть ответственным и сознательным субъектом (деятелем) социальной жизни, а её окончание связывается с утратой этих качеств. Окончание социальной жизни может совпадать, а может и не совпадать с физиологической смертью (закончиться раньше).
И сама социальная старость не совпадает с физиологической: одни индивиды, несмотря на физическую слабость или даже немощность, остаются личностями и ведут активную социальную жизнь, другие - еще до утраты физических сил утрачивают личностную характеристику и практически ведут физиобиологический образ жизни.
Между временем начала жизни и наступлением календарной старости существует прямая зависимость, что характерно и для высшего вида жизни - социальной жизни. Высокоразвитое производство предполагает постоянное повышение образовательного уровня населения и, следовательно, более позднее вступление в самостоятельную жизнь, отсроченное временем получения необходимого образования. Но и время наступления социальной старости вместе с этим отодвигается по сравнению с прошлым веком, тургеневским и гоголевским старикам обычно было по пятьдесят лет.
"Седое общество". Для XX века, особенно для его второй половины, характерен колоссальный демографический рост. Если за три предыдущих века население планеты увеличилось лишь втрое, то в нынешнем произошел его почти четырехкратный рост. Нарастание скорости роста численности населения характерно для всех возрастных групп, но наибольшие темпы характерны для старших возрастных групп. Нейл Смелзер прогнозирует, что к 2000 году численность людей старше 65 лет вырастет во всем мире, во всех его частях, в развитых и развивающихся странах, их доля составит 6,3%. Но прирост этот не равномерен, в европейских странах он идет раз в десять быстрее, чем в африканских /Социология М., 1994/. В XXI веке эта тенденция будет нарастать и Европа оправдает название -"старушка", во всех смыслах,

По данным ООН, в 1950 году в мире было 214 млн людей старше 60 лет; по прогнозам в 2000 году их будет уже 612 млн, а к 2025 году 1100 млн. Численность пожилых людей возрастет за эти годы в 5 раз, тогда как население планеты за это же время увеличится лишь в три раза.
В нашей стране по тем же прогнозам к 2000 году 25% населения будет старше 50 лет, а тех кому за 60 - 20%. Уже сейчас в 35 регионах страны численность пожилых людей достигла 20 - 26%. Следовательно, в дальнейшем численность старшей группы будет постоянно нарастать. Предполагается, что к 2015 году на одного работающего в России будет приходиться один нетрудоспособный, причем половина из них престарелые люди. В Центральной России и на Северном Кавказе такая ситуация уже сложилась.
Различают три вида возрастных структур: "прогрессивную", где численность детей намного превосходит численность стариков, для нее характерен быстрый рост населения ; стационарную", с неизменным естественным приростом и примерным равновесием младших и старших групп; "регрессивную", отличающуюся большой долей пожилых людей и суженным или убывающим ростом населения.
Известный польский демограф Эдваррд Россет предсказывает: "Мир, в котором живем мы, очень мало похож на тот, в котором суждено было жить нашим отцам. Иным будет и мир наших детей и внуков. Он будет иным не только вследствие технических и экономических преобразований; он будет иным и в результате демографических изменений. Процесс старения населения ведет к радикальному изменению облика общества и действующих в нем правовых, моральных и, пожалуй, всех прочих норм" /"Процесс старения населения",М., 1968/.
Можно утверждать, что происходят кардинальные изменения в глобальной возрастной структуре. Аналогичные процессы характерны и для российской демографической структуры, наблюдается тенденция перехода от "стационарной" к "регрессивной" возрастной структуре, вместе с этим естественны и неминуемы пертурбации в социальной структуре; видоизменяются социальные институты (политические, экономические, науки, образования). Так, например, семья из многодетной, "с детьми всех возрастов считая", превратилась в малодетную.
Существуют различные шкалы для определения "возраста общества", они построены на определении удельного веса старшей возрастной группы в общей численности населения. Нижняя гра-
10



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Стюарт-Гамильтон Ян. Психология старения.
  • После 45 лет счастливая жизнь только начинается
  • Григорий Чаусовский. Кардиоакустическая психотехнология замедления процессов старения
  • Полное собрание сочинений К.Г. Юнга. The Collected Works of C.G. Jung
  • Лаврова Александра Сергеевна. Семейное воспитание и его проблемы в настоящее время
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Хронический стресс — болезнь молодых
  • Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности.
  • Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Еда, традиции и культура
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Программа индивидуальной профилактической работы, психолого – педагогического сопровождения, несовершеннолетнего «группы риска» "Преодоление"
  • Мишагина Надежда Михайловна. Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста при использовании средств приобщения детей к социальной действительности.
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор)
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Пожилые люди больше радуются жизни
  • Бурменская Г.В. Проблемы онто- и филогенеза привязанности к матери в теории Джона Боулби
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Нарицын Н. Н. "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КУПОНЫ". Чем их можно "отоварить" и как их "стригут"?
  • Полукарова Марина Викторовна. Психологические особенности детей дошкольного возраста на основе опыта работы в дошкольном учреждении.
  • Польчикова Лариса Николаевна. Проект «Я и моя семья»
  • Раздел пятый. Потребности. Мотивы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Новичкова Наталья. Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Вязовцева Елена Исхаковна. Авторская психолого-педагогическая программа по успешной социальной адаптации дошкольников с элементами сказкотерапии 'Здравствуй, сказка!'
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Актуальность проблемы полового воспитания. Формирование гендерных стереотипов.
  • Волков Е.Н. Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов
  • Бакеева Альфия Анваровна. Проект по формированию здорового образа жизни для детей среднего возраста 'Движение+Движение=Здоровье'
  • Марусина Наталия Викторовна. Педагогический совет Тема: «Правовое воспитание дошкольников»
  • Соковнина М.С. Криминализация разговорной речи: психологические, педагогические и социальные аспекты проблемы
  • Наталья Москалева. Откуда берутся проблемы
  • Елена Шипилова. Рекомендации по профориентационному консультированию. - Елена Шипилова
  • Бельский В.Ю., Кравченко А.И., Курганов С.И. Социология для юристов
  • Притча «Прогресс и проблемы»
  • Андрей Торнов. Нервная система: проблемы которые вы имеете и знания, которых вы не имеете
  • Ветюгова Ольга Юрьевна. Социальный проект «Развитие социальной компетентности старших дошкольников с нарушениями межличностных отношений средствами игры»
  • Притча «Решение проблем»
  • Мезенцева Любовь. Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста
  • Степанов О. МНЕМОНИКА (Правда и вымыслы).
  • Степанов О. Мнемоника (Правда и вымыслы).
  • Забродина Анастасия Владимировна. Современное состояние проблемы формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста
  • Абдулаев М.И. Теория государства и права
  • Притча «Приём у психиатра»
  • Барбараш А.Н. Проблемы мировоззрения.
  • Наталия Ляднова. Полоролевые особенности физического воспитания детей дошкольного возраста
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь