Бауманн Урс, Перре Майнрад. Клиническая психология.

Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 159075

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Предисловие

Тот факт, что учебник, пользующийся огромным спросом в немецкоязычных странах, теперь вышел на русском языке и стал доступен читателям из Российской Федерации и других стран СНГ, можно рассматривать как признак срастания Востока и Запада в Европе. Издатели и авторы очень этому рады. Появление книги на русском языке является результатом долгой и плодотворной совместной работы с нашими московскими и петербургскими коллегами и друзьями.
Сегодня в Западной Европе клиническая психология является ведущей психологической дисциплиной, что отражается как в научной деятельности университетов, так и в практической деятельности психологов и психотерапевтов. Поэтому так важно, чтобы студенты, ученые и практики могли получить знания в упорядоченном и структурированном виде. Именно эту цель ставили перед собой авторы настоящей книги. В отличие от большинства немецких и американских учебников по клинической психологии в нашей книге этиология, диагностика, эпидемиология, а также профилактика, психотерапия и реабилитация психических расстройств рассматриваются не только применительно к конкретным диагнозам по ICD-10 (МКБ-10) и DSM-IV. Этой специальной части предпослана общая часть. Поэтому люди, изучающие клиническую психологию, получают общее представление о современном состоянии этиологического и эпидемиологического исследования, клинико-психологической диагностике и различных функциях интервенции, а именно о профилактике, психотерапии и реабилитации. К общей части мы относим также введение в основные научно-теоретические и этические понятия, которые выполняют в исследовательской и практической деятельности функцию ориентира и нормы. Другое отличие нашей книги заключается в многоаспектном анализе расстройств и терапии. Помимо психологических факторов учитываются и обсуждаются генетические, нейробиологические, психофизиологические и социологические детерминанты.
Поскольку наша книга клинико-психологическая, мы стремились к тому, чтобы соотнести специальную проблематику с проблематикой общей психологии. Этим моментом в клинической психологии в последние десятилетия пренебрегали. Клиническая психология должна больше использовать результаты современных экспериментальных фундаментальных исследований и осторожно относиться к направлениям, не соответствующим современному уровню знаний.
Еще одно отличие заключается в интерпретации психических расстройств как расстройств различной степени сложности. Традиционные классификации расстройств ограничиваются в основном синдромами. В настоящей книге различаются три степени сложности:
1. Нарушение элементарных психических функций, таких как память, научение, мотивация и т. д. Такие нарушения все чаще встречаются в практике и не требуют проведения такой комплексной психотерапии, как при синдромах. Здесь можно назвать тренинг памяти для пожилых людей или для лиц с нарушением памяти, вызванным черепно-мозговой травмой и т. д.
2. Второй уровень составляет традиционная группа синдромов. В данном случае речь идет о нарушении не одной психической функции, а ряда функций, называемого паттерном функционирования.
3. Третью группу составляют расстройства, которые выходят за рамки интраиндивидуальной плоскости, т. е. являются интериндивидуальными, затрагивающими супружескую пару, семью и т. д.
Авторы, принявшие участие в создании этой книги, проделали большую работу. Всем им пришлось, проявив терпение, по многу раз переделывать свои главы по просьбе издателей, пока не было достигнуто оптимальное соединение разрозненных глав в единое целое. Большое им за это спасибо!
Нам доставляет особенную радость выход в свет учебника на русском языке, после того как он совсем недавно был переведен на испанский. Мы осознаем, что в нем, к сожалению, не отражен вклад в психотерапию русских ученых, за исключением теорий известного во всем мире И. П. Павлова. В дореволюционный период прошлого века под воздействием идей Павлова и Бехтерева возникли важные психотерапевтические направления. В СССР психотерапия развивалась в основном под влиянием довольно оригинальных идей В. Н. Мясищева. В нашей с вами современности его идеи плодотворно развивает проф. Борис Карвасарский. Это направление дополняется социальной психиатрией, которой занимается проф. Валерий Краснов, а также современной концепцией реабилитации проф. Модеста Кабанова. Все сколько-нибудь значительные теории и направления в сфере психотерапии в современной России представлены в блестящей энциклопедии Б. Д. Карвасарского, вышедшей в свет в издательстве «Питер». Для получения подробной информации о русских психотерапевтических школах мы отсылаем к ней (Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб.: Питер, 2000).
Лучшие рукописи выносятся на суд научной общественности только после того, как будут формально обработаны и напечатаны. Здесь мы выражаем особую благодарность г-же Доротее Эбишер (Фрайбург) и г-же Эрике Фейхтингер (Зальцбург) за их компетентную редакцию нашей рукописи, в которую они вложили много труда. Мы благодарим также доктора Петера Штелина из издательства Hans Huber Verlag за его активную поддержку.
За появление книги на русском языке мы хотим выразить благодарность прежде всего заведующему редакцией психологической литературы издательства «Питер» Александру Зайцеву за успешную организацию работы над изданием книги. Мы благодарим заместителя заведующего редакцией психологической литературы Вячеслава Попова, а также переводчиков, в особенности Наталью Римицан, за их большую и компетентную работу. Мы сердечно благодарим проф. Бориса Карвасарского и проф. Галину Исурину за их тщательную научную редактуру перевода, а также проф. Модеста Кабанова, проф. Валентина Абабкова, проф. Валерия Краснова и других русских друзей за их моральную поддержку при реализации этой задачи.
В заключение нам хотелось бы поблагодарить наших жен Анетту Бауманн и Ульрику Перре за проявленное понимание физического и духовного отсутствия мужей во время работы над книгой. Мы надеемся, что тот труд, который мы вложили в данную книгу, будет вознагражден, поскольку студенты, ученые и практикующие психотерапевты получат целостное представление о клинической психологии, что будет способствовать дальнейшему развитию этой дисциплины.

Урс Бауманн, Зальцбург
(психолог, доктор философии, профессор Зальцбургского университета)
Майнрад Перре, Фрайбург
(психолог, доктор философии, профессор Фрибургского университета)
март 2001


Общая часть


Раздел I. Общие положения


Глава 1. Основные понятия — введение
Урс Бауманн, Майнрад Перре

1. Понятие клинической психологии

1.1. Определения, основные положения

Понятие клинической психологии в разное время имело различные акценты. Зарождение научной клинической психологии датируется концом XIX в., когда американец Лайтнер Уитмер (Ligthner Witmer) (1867-1956), учившийся в Лейпциге у Вундта, ввел понятие клинической психологии, основав первую психологическую клинику и первый специальный клинико-психологический журнал «The Psychological Clinic» (об истории клинической психологии см. часть II). С 1917 г. клиническая психология как организация исследователей и практиков представлена Американской ассоциацией клинической психологии (впоследствии интегрирована в Американскую психологическую ассоциацию, АРА). В немецкоязычных странах уже с начала XX в. в психологии существовало большое количество научных и практических направлений, которые можно отнести к сфере клинической психологии; но само понятие как таковое оформилось только в середине XX в. Так, в 1946 г. Гельпах издал труд по клинической психологии (Hellpach, 1946), имея в виду психологию соматической медицины. Шрамль (Schraml, 1970, S. 21) одним из первых в немецкоязычных странах предложил понимать клиническую психологию гораздо шире, чем просто как психологию в клинике: «Клиническая психология есть применение знаний, техник и методов основных психологических специальностей, а также смежных с ними дисциплин, таких как глубинная психология, социология и социальная педагогика, в широком клиническом поле: от консультационных бюро и специализированных воспитательных учреждений до больниц». В то время как определение Шрамля опирается на учреждения, мы определяем клиническую психологию исходя из предмета ее исследования — расстройств:



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Андрей Торнов. Нервная система: проблемы которые вы имеете и знания, которых вы не имеете
  • Юлия Василенко. Программа коррекционной работы с детьми раннего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения .
  • Десять правил эффективной расшифровки невербальных проявлений. Правило 6-е
  • Юлия Василенко. Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе.
  • Бондарева Александра Федоровна. Диагностика детей с диагнозом ЗПР психогенного генеза
  • Ягубкина Ирина Александровна. Логоритмика в работе с детьми с Тяжёлыми нарушениями речи и их родителями.
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Батищева Елена Ярославовна. Когда во рту каша
  • Понимание психосоматических нарушений применительно к целям телесно-ориентированной психокоррекции
  • Концепции психосоматических нарушений ориентированные психофизиологически
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Утнюхина Регина Юлиевна. «Работа с родителями как базовый инструмент социализации детей с ОВЗ»
  • Представления о психосоматике в рамках психодинамического подхода
  • Теория психосоматической специфичности. Метод Франца Александера
  • Т.Н. Гаврилова, Е.С. Федорова, Е.В. Плахина. «Я познаю мир»: проект по социальной адаптации детей с ОВЗ с учетом инклюзивного образования дошкольников
  • Павел Пономарев. Социофобия и сеть
  • Механизмы нарушения психологической адаптации
  • Макарова Г. А. Синдром эмоционального выгорания
  • Психология запахов
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Десять правил эффективной расшифровки невербальных проявлений. Правило 2-е
  • Кристина Руденко. Профилактика и коррекция дефектов осанки средствами лечебно – профилактического танца
  • Жмурина Марина. Воспитательная работа с детьми, в процессе организации трудовых поручений, в уголке природы (из опыта работы средней группы).
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Пыжикова Олеся Григорьевна. Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.
  • Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение
  • Существует ли «мужской» и «женский» мозг?
  • Программа психокоррекционной помощи подросткам с ограниченными возможностями здоровья «группы риска»
  • Райл Э. Модель структуры и развития пограничного расстройства личности
  • Кузнецова Ирина Викторовна. Инновационные средства обучения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Пособие «Прозрачный мольберт»
  • Никишина Людмила Гаджиевна. Консультация для педагогов 'Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, на прогулке'.
  • Куликова Елена Александровна. Игровые технологии в работе педагога-психолога по развитию конструктивно-пространственного мышления у дошкольников с ТНР (ОНР)
  • Журавлева Светлана Александровна. Родительские собрания. Нормы речи. Правильно ли говорит ваш ребенок?
  • Рутан Дж. Ограниченные во времени психодинамические группы
  • Краснова Виктория Степановна. Cтатья «Особенности детей с нарушением зрения»
  • Антошина Юлия Ивановна. Применение наглядно-игровых пособий из фетра в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
  • Татьяна Крючкова. 'На лесной поляне' Спортивное развлечение с детьми, имеющими нарушения зрения
  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Коношенко Наталия Михайловна, Поличевская Ирина Владимировна. Педагогический проект «Взаимосвязь учителя-логопеда и руководителя по физическому воспитанию в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи)»
  • Маскулинный, маскулинность; masculine, masculinity
  • Глазов М.М., Фирова И.П., Истомина О.Н. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента.
  • Григорий Чаусовский. Психотехнология самолечения телевизионной зависимости. - Г. Чаусовский
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Веселкова Елена. Проблемный ребенок
  • Ольга Капорина. Развитие цветовосприятия у детей с нарушением зрения в условиях специального учреждения.
  • Ингачева Анастасия. Практические рекомендации по развитию мелкой моторики для родителей, чьи дети имеют зрительные нарушения.
  • Рахимкулова Альбина Финатовна.. Логосказка, как форма проведения логопедических упражнений
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь