|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54513
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Большим мастерством конспектирования и работы с конспек-
тами обладал К. Маркс. Он имел привычку периодически про- сматривать свои записи, каждый раз извлекая из них новые мыс- ли. Образцом составления конспекта являются «Философские тет- ради» В. И. Ленина'. ' См.: Ленин В. И. Философские тетради//Полн. собр. соч. — Т. 29. 7 Как и всякому умению, конспектированию надо учиться Лишь со временем приходиг способное гь быстро и точно выбирачь из читаемого главное содержание. Конспекты начинающих, как пра- вило, бывают более объемными, гак как студент не всегда может выделить основные проблемы. При конспектировании полезно изучаемый источник читать по меньшей мере два раза. При пер- вом чтении складывается общее впечатление о работе, при втором выделяется главное содержание, которое и заносится в конспект. Опытный читатель при конспектировании научной работы опи- рается на ее основные структурные элементы: гипотезу, теоретЕГ- «ГескугсГи экспериментальную проверку гипотезы, 'факты, эмпири- ческие и теоретические обобщения, методику эксперимента. Гипотеза—предположение (на основе имеющихся знаний) о существовании какой-либо закономерности, причины явления или связи нескольких явлений. Например, на основе фактов, говоря- щих о развитии психики ребенка в процессе обучения, можно пред- положить (выдвинуть гипотезу), что у старших школьников по сравнению с подростками более развиты способности к произ- вольному запоминанию, или, зная о том, что психика человека развивается и функционирует как целостное образование, можно выдвинуть гипотезу о взаимосвязи речи и уровня развития мыш- ления. Другой пример гипотезы: зная, что самоуважение как одно из свойств личности наиболее интенсивно формируется в подрост- ковом возрасте и что самооценка подростка во многом определя- ется отношением окружающих, можно предположить, что вклю- чение подростка в ту или иную группу объясняется наличием у него потребности в уважении его личности со стороны окружаю- щих. Эта потребность удовлетворяется в данной группе. Теоретическая проверка гипотезы есть сопоставление предпо- ложения с имеющимися в научной литературе уже доказанными положениями, принципами, в ходе которого выявляется логиче- ская непротиворечивость выдвинутой гипотезы н этих принципов. В процессе экспериментальной проверки гипотезы ее правиль- ность или ложность устанавливается опытным путем, на основе анализа данных, полученных в исследовании. Фактами называются события, явления, которые исследовате- лю удастся заметить и зафиксировать. Поэтому одним из ценных качеств научного работника является наблюдательность: способ- ность заметить, казалось бы, несущественные особенности испы- туемых, условий проведения опыта и т. д. Факт в строго научном понимании предполагает возможность воспроизведения наблюдае- мого события в новом опыте или другим исследователем. Эмпирическое обобщение—объединение явлений объектов на основе только внешних признаков. Теоретическое обобщение— объединение объектов (явлений), сходных по существенным при- знакам, определяющим специфику данного явления. Так, всех учащихся на основе наблюдения можно разделить на две группы—дисциплинированные и недисциплинированные. Это будет эмпирическое обобщение, так как учитывается только внешняя характеристика учащихся. Если же мы будем объединять учащихся в зависимости от свойсгв гемцерамента, сформирован- ное™ положительных свойств личности, своеобразия функцио- нального состояния и т. д., выделенные группы будут результа- том теорегического обобщения, так как здесь объясняется причи- на недисциплинированности одних и дисциплинированности других. В методику эксперимента входит задание для испытуемых (инструкция, материал для работы и т. д.), описание условий проведения опыта (эксперимент групповой или индивидуальный, длительность и т. д.), состав и количество испытуемых, опреде- ление зависимых и независимых переменных. Знание приведенных понятий помогает грамотнее (с научной точки зрения) читать и конспектировать научные публикации. Любую из работ можно и нужно анализировать на основе указан- ных понятий. В конспекте должны найти отражение ответы на следующие вопросы: «Что является гипотезой (или гипотезами) автора публикаций?», «Каким способом проверяется эта гипоте- за?», «Насколько убедительно доказательство?», «Какие получе- ны факты?» и 'г. д. При конспектировании важно сразу же находить значения не- понятных терминов, используя для этого разнообразную справоч- ную литературу. Например: — Большая советская энциклопедия: В 30 т./Гл. ред. А. П. Прохоров.—3-е изд.—М.: Советская энциклопедия, 1969 —1978. — Философский энциклопедический словарь/Гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др.—М.: Советская энциклопедия, 1983. — Педагогическая энциклопедия/Гл. ред. И. А. Каиров.—М.: Сов. энциклопедия, 1964—1968. — Психологический словарь/Под ред. В. В. Давыдова, А. В. За- порожца, Б. Ф. Ломова и др.—М.: Педагогика, 1983. — Краткий психологический словарь/Под общ. ред. А. В. Пет- ровского, М. Г. Ярошевского.—М.: Политиздат, 1985. — Словарь иностранных слов/Под ред. А. Г. Спиркина и др. — 7-е изд., перераб.—М.: Русский язык, 1979. — Словарь русского языка: В 4 т./Гл. ред. А. П. Евгеньева.— 2-е изд., испр. и доп.—М.: Русский язык, 1981—1984. После конспектирования источников полезно составить кар- тотеку конспектов. Причем удобнее иметь алфавитный и систе- матический перечни конспектов. Первый позволяет быстро узнать, имеется ли конспект той или иной работы, а второй—выяснить, какие конспекты есть по той или иной проблеме. Поэтому на каждый конспект заполняется две карточки: одна идет в алфа- вшную картотеку, другая—в систематическую. В каждой карточ- ке необходимо указать порядковый номер конспекта, что позво- лит быстро его найти. Подробно об этом можно прочесть в спе- циальной литературе (Библиографическое описание произведений печати: Инструктивно-методическое указание.—М.: Гос. библио- тека СССР им. В. И. Ленина, 1978.— 198 с.). Здесь приведем самые основные сведения о порядке, знаках препинания и величине букв (заглавные или строчные) при биб- лиографическом описании книги или статьи. 1. Описание статьи Сведения об авторах. Основное заглавие. — Сведения об из- дании//Г'де опубликована статья. — Год. — Номер. — Страницы. Например: а) статья в журнале: Толстых Н. Н. Психология воспитания воли у младших школьников//Вопро- сы психологии.—1979.—№ 4.—С. 146—151; б) статья в сборнике: Лузган В. В. Единство учеб- но- и научно-исследовательской работы студен- тов и их роль в системе подготовки педагогиче- ских кадров//Проблемы подготовки учителя: Из опыта Казанского государственного педагогиче- ского института,—Казань: КГПИ, 1976.— С. 188—206. 2. Описание книги Сведения об авторах. Основное заглавие/Сведения о редакто- рах.—Сведения о повторности издания.—Место издания: Изда- тельство, год издания. — Количество страниц. В случаях, когда книга написана многими авторами (напри- мер, сборник научных работ, учебное пособие и др.), то сначала дается название книги, потом—через косую линию—указывается редактор. Например: а) книгу написали 1—2 автора: Новиков Э. А., Егорова В. С. Информация и исследователь. — Л.: Наука, 1974.—00 С. б) книгу написали несколько авторов: Практиче- ские занятия по психологии/Под ред. А. В. Пет- ровского.—М.: Просвещение, 1972.—000 с. 3. Описание многотомного издания Основное заглавие/Сведения о редакторах.—Сведения о по- вторности издания.—Место издания: Издательство, год издания.— Том. Например: а) вышли в свет не все тома: Большая медицин екая энциклопедия/Под ред. Б. В. Петровско го.—3-е изд.—М.: Сов. энциклопедия, 1974; б) вышли все тома: Большая советская энцикло педия и Ежегодник Большой советской энцикло педии/Под ред. А. М. Прохорова.—3-е изд.— М.: Сов. энциклопедия, 1969—1978. Подготовка реферата или доклада. Реферативные работы, как и научный доклад, могут быть трех видов: 1) кри 10 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|