|
Карабанова Ольга Александровна. Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 117045
Автор: Карабанова Ольга Александровна.
Название: Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Предисловие
Возрастная психология и психология развития — современная, быстро развивающаяся отрасль науки. Ее отличительной особенностью является социальная востребованность: ни одна проблема воспитания подрастающего поколения не решается без ориентации на фундаментальные научные теории и исследования в этой области. Практическая ориентированность, социальная значимость, быстрое внедрение результатов, расширение сфер приложения теоретических положений, — все это налагает особую ответственность на специалистов, работающих в этой области. Разнообразие теоретических подходов, в буквальном смысле «лавина» зарубежных исследований и публикаций, ни в коей мере не уменьшает значения концепции психического развития ребенка, разработанной Л. С. Выготским и его учениками. Периодизация Д. Б. Эльконина — самая практичная теория, обеспечивающая возможность плодотворной работы в области возрастно-психологического консультирования и оказания помощи детям, подросткам и их родителям. Автору посчастливилось на протяжении ряда лет слушать на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова лекции Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева. Структура курса возрастной психологии выкристаллизовывалась на этих лекциях, пользовавшихся огромным успехом и признанием не только студентов, но и всех «вольнослушателей» университета. Конспекты лекций, представленные в настоящем пособии, продолжают заложенную традицию, сохранив общую структуру курса возрастной психологии Д. Б. Эльконина. Критический анализ теорий детского развития, проблемы его условий и причин, характеристика возрастных стадий даны сквозь призму предложенной им периодизации. К сожалению, ограниченный объем издания оставляет за пределами обсуждения ряд актуальных тем, являющихся «точками роста» современной психологии. Это проблемы универсальности и нормативности психического развития человека в онтогенезе, типологии развития, соотношения возрастного и функционального развития, генезиса и факторов жизнестойкости и уязвимости ребенка и многое другое. Жанр «конспект» предполагает обращение читателя к литературе для более углубленного знакомства с кругом проблем, обсуждаемых в пособии. Список рекомендуемой литературы позволит составить более полное представление об основных проблемах современной психологии развития и подходах к их решению. В основе конспекта лекций — курс по возрастной психологии, который автор читает для студентов факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова на протяжении последних 20 лет. Лекция 1 Предмет и задачи возрастной психологии 1.1. Общая характеристика Предмет возрастной психологии изучает закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и ее деятельности на каждой из возрастных стадий развития. Онтогенез — это индивидуальное развитие от рождения до смерти. Данная формулировка не совпадает с определением онтогенеза в биологии, где он понимается как индивидуальное развитие от момента зачатия и зарождения новой жизни до смерти. Это не случайное расхождение. Согласно концепции, развиваемой в отечественной психологии, психика и психическое отражение представляют собой новообразования кризиса новорожденное™. Психические формы отражения возникают в момент рождения. Период прена-тального развития (от момента зачатия до рождения) характеризуется иными формами отражения и иным типом развития, поэтому в общую периодизацию психического развития человека этот период не включен. Курс включает три основных раздела: предмет, задачи, методы возрастной психологии; детерминанты (движущие силы, причины и условия) психического развития ребенка и взрослого; характеристики отдельных возрастных стадий. Интерес к возрастной психологии обусловлен как теоретическими проблемами изучения закономерностей развития психики в онтогенезе, проявляющими себя в парадоксах развития, так и практическими задачами обучения и воспитания нового поколения, которые ставит общество перед возрастной психологией. Прежде всего, обратимся к парадоксам развития, занимающим умы исследователей, философов, общественных деятелей на протяжении ряда веков. Парадокс первый: от беспомощности в начале онтогенеза к могуществу в зрелости. Как из самого беспомощного существа среди новорожденных всех видов формируется гармоничная, интеллекту- 8 ■ Возрастная психология. Конспект лекций ально мощная в зрелости личность? Что делает человека самым совершенным видом? Парадокс второй: стабильность центральной нервной системы (ЦНС) и прогресс психического развития. Общепризнано, что развитие психики и поведения животных связано с прогрессом ЦНС. Известно, что со времен кроманьонцев морфофизиологический облик человека практически не изменился. Как в условиях стабильности вида человечество явно прогрессирует в целом? Как в условиях постоянства морфофизиологических свойств возникают новые родовые психологические способности человека: логическое мышление, смысловая память, осмысленное восприятие, музыкальные способности и т. д.? Каковы механизмы развития новых человеческих способностей? Парадокс третий: проблема универсальности и многообразия индивидуальных траекторий развития личности, стабильности и индивидуальных различий. Условием сохранения вида является сохранение стабильности видовых, родовых качеств. Человеку, независимо от расовой, этнической, социальной принадлежности, присуща стабильная общая основа телесной организации (качества сенсорных и перцептивных систем, познавательных способностей и пр.), на фоне которой существует безграничное многообразие вариантов развития. В современной психологии существуют две парадигмы в понимании путей развития, две метафоры, объясняющие процесс развития: ■ лестница (рис. 1) — единственно возможная траектория нормативного развития; ■ соты (рис. 2). Начиная свой путь из пункта А, мы приходим в пункт Б каждый своим путем, т. е. существует многообразие траекторий развития, обеспечивающих единый результат. Про-странство индивидуальных траекторий развития ограничено. В В / / / / / / / / / / / / / / / / / А Рис. 1. Лестница Рис. 2. Соты Лекция 1. Предмет и задачи возрастной психологии ■ 9 Парадокс развития связан с индивидуальными вариациями: как соотносятся постоянство и вариативность? Что определяет границы вариативности, выбор траектории развития, индивидуальность личности? Это те вопросы, которые составляют третью загадку психологии развития личности. Как соотносится между собой: родовое, стабильное, неизменное и индивидуальное, различающее нас друг от друга? Какие условия, причины определяют эту индивидуальность — вот задачи, которые ставит психология развития. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|