Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 172799

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

§ 1. Появление психической формы жизни в филогенезе
Согласно существующим представлениям, первичные формы жизни возникли в виде белковых образований, жизнедеятельность которых заключалась в непосредственном биохимическом взаимодействии со средой. Для осуществления непосредственных ассимилятивных процессов необходима простая раздражимость — способность живого организма к реагированию на жизненно значимые свойства среды. Психика, с которой связана способность к реагированию на те или иные свойства или обстоятельства, непосредственно для поддержания жизни незначимые, для жизнедеятельности первичных живых организмов была не нужна. Дальнейшее развитие жизни привело к появлению двух основных ее форм: мира растений и мира животных. Мир растений развивался на основе простой раздражимости, оставаясь на уровне допсихической жизнедеятельности. Возникновение и развитие животной формы жизни связано с возникновением и развитием психического.
Животная (психическая) форма жизни не могла развиваться без активного взаимодействия индивида со средой, т.е. без деятельности. В психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева всякая деятельность связана с той или иной потребностью и побуждается мотивом (предметом потребности)*. Она выступает как связующее звено между потребностью индивида (его внутренней ипостасью) и соответствующей «единицей» внешнего мира (объектом, явлением и т.д.).
* Более подробно понятие мотива как предмета потребности рассматривается в гл. III.

Распространив деятельностный подход на изучение психики животных и филогенеза психического, А.Н. Леонтьев выделил внутреннюю деятельность живых организмов, непосредственно связанную с поддержанием жизни (непосредственное биохимическое взаимодействие со средой), и деятельность внешнюю (собственно деятельность), непосредственно не связанную с поддерживающими жизнь ассимилятивными процессами. Итак, жизнедеятельность первичных живых организмов была целиком внутренней: условия их существования не предполагали никакой внешней деятельности. Предмет потребности был дан непосредственно. Поэтому связь с ним через опосредованную внешнюю деятельность была не нужна. Можно сказать, что в данных условиях потребность, предмет потребности и связующая их деятельность слиты.
Необходимость во внешней деятельности появилась в результате расширения среды обитания живых организмов, приспособления их к условиям, в которых требуемые для поддержания жизни компоненты среды или источники энергии не даны непосредственно. В этих условиях предмет потребности отделен от организма и для его достижения, а следовательно, и осуществления обеспечивающих поддержание жизни ассимилятивных процессов (внутренней деятельности) требуется та или иная внешняя активность.
Возможность достижения предмета потребности связана также со способностью организма реагировать на него, т.е. распознавать объекты, содержащие значимые для поддержания жизни компоненты или свойства среды. Если они даны непосредственно, необходима лишь раздражимость, т.е. способность к ассимилятивным биохимическим реакциям. В условиях же периодической отделенности от предмета потребности и, следовательно, периодического прекращения ассимилятивных процессов появляется необходимость в реагировании на жизненно значимые компоненты среды. Очевидно также, что в общем случае речь идет о способности реагировать на воздействия, непосредственно не связанные с поддерживающими жизнь ассимилятивными процессами. Для того чтобы возобновлять поддерживающие жизнь биохимические реакции, живые организмы должны реагировать на внешние признаки объектов, которые не всегда являются признаками требуемых компонентов или свойств.
Способность отвечать «определенными процессами на эти сами по себе непосредственно жизненно незначимые воздействия», согласно А.Н. Леонтьеву, и есть чувствительность. «Чувствительность (способность к ощущению) есть генетически не что иное, как раздражимость по отношению к такого рода воздействиям среды, которые соотносят организм к другим воздействиям, т.е. которые ориентируют организм в среде, выполняя сигнальную функцию».
Таким образом, в основе чувствительности организмов, психического отражения ими свойств внешней среды лежат «процессы, прямо не несущие функции поддержания жизни и лишь опосредствующие связи организма с теми свойствами среды, от которых зависит их существование».
Еще раз подчеркнем, что чувствительность есть способность отвечать на воздействия среды в двух сопряженных аспектах: психического отражения и соответствующей этому отражению внешней активности. Иными словами, деятельность и психическое отражение возникают и развиваются в неразрывном единстве, как две стороны необходимой для поддержания жизни связи со средой.
Таким образом, первичное психическое (первичная чувствительность), возникнув в единстве с внешней активностью с самого начала функционально подчинено процессу поддержания жизни. Структурно оно оформляется в виде триады:
1. Потребность (в поддерживающих жизнь процессах и соответственно необходимых для них компонентах или условиях среды).
2. Мотив (предмет потребности), выступающий, с одной стороны, как часть внешней среды, а с другой — как нечто внутреннее, поскольку имеет потребностную значимость и представляет собой «опредмеченную потребность» (А.Н. Леонтьев).
3. Психический процесс, выражаемый в пристрастном отношении к предмету потребности. Он и является непосредственной побудительной силой внешней активности, направленной на достижение предмета потребности. На стадии первичной чувствительности этот процесс, по-видимому, можно рассматривать как прообраз эмоциональных явлений. С усложнением психики он дает начало разнообразным психическим процессам.
В этой триаде особая роль принадлежит мотиву. Выступая одновременно и как часть внешней среды, и как компонент психического, мотив обусловливает жизненно необходимую связь организма со средой. В нем интериоризирован отвечающий потребности объект внешнего мира и экстериоризирована сама потребность. Можно сказать, что имеет место как бы взаимопроникновение организма и внешней среды. Осуществляется это взаимопроникновение через психический процесс, определяемый потребностной значимостью мотива.
Из этого следует, что деятельность, направленная на достижение предмета потребности, не только не может рассматриваться в отрыве от психики, но и включает психическое в свою структуру. Именно пристрастность к потребностно значимому объекту среды, выражающаяся в виде обусловленного мотивом психического процесса (первичной чувствительности), организует и направляет внешнюю активность живого организма.
Очень важным моментом является то, что первичная чувствительность возникает при зарождении психической (животной) формы жизни как целостный функциональный орган, обеспечивающий достижение необходимого для поддержания жизни объекта среды. С развитием животных организмов их мотивационная сфера и психика усложняются, появляются разнообразные эмоциональные процессы и психические функции. У человека с развитием социогенного речемыслительного сознания психика становится еще более сложной. Но эта сложная структура психического на всех этапах филогенеза, включая уровень человека, продолжает функционировать как единое целое, направленное на достижение жизненно значимых предметов потребностей. Все психические образования, все психические процессы, включая высшие формы теоретического мышления, в своей совокупности обусловлены мотивацией, что и определяет функциональную целостность психического.
§ 2. Жизнь как совокупная деятельность
Возникновение психической формы жизни неразрывно связано с внешней активностью, с деятельностью. Психика, организуя и направляя деятельность, в то же время входит в ее структуру. Первичные формы животной жизни сводились к деятельности по достижению необходимых для поддержания жизни объектов среды, обусловленной первичной чувствительностью. Развитие животной формы жизни привело к ее усложнению. Жизнь высокоразвитых животных и особенно человека состоит из разнообразных проявлений. В то же время, как отмечалось, на всех этапах своего развития психика функционирует как единое целое, организуя и направляя активность индивида на достижение жизненно значимых объектов внешнего мира. При этом каждое ее проявление имеет ту же структуру, что и первичное психическое:
 потребность как первопричина, источник деятельности;
 мотив как часть внешнего мира, отвечающая данной потребности;
 психический процесс (процессы), определяемый(е) потребностной значимостью мотива, и направляемая этим процессом внешняя активность по достижению предмета потребности.
Схематически эта структура («единицы жизни», по выражению А.Н. Леонтьева) может быть представлена в следующем виде:




Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Притча «Поиски во тьме»
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Ольга Хухлаева. Кризисы взрослой жизни - О. Хухлаева
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Мучник М.М. Время в групповом анализе
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Анна Сухова. Кризис
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55-60 лет)
  • Притча «Жизнь и дела Мастеров»
  • Притча «Про любовь»
  • Зиновьева Наталья Геннадьевна. Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
  • Погодин И.А. Мы – современники конца Света
  • Вахитова Лилия. Развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном возрасте со сверстниками
  • Георгий Почепцов. Пропаганда в ее историческом развитии
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Алтухова Валентина Николаевна. Перспективы и проблемы развития дошкольного образования в современной России.
  • Немировская М.А. Развитие чувства времени: психоаналитическая точка зрения
  • Болотова Наталья Викторовна. Сравнительный анализ нормального и отклоняющегося развития речи.
  • Притча «Момент во времени»
  • Почему время ускоряется с возрастом?
  • Братченко Сергей. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ДЖЕЙМСА БЮДЖЕНТАЛА: УРОКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИИ
  • Данченко В. ПРОГРАММА "ДАР"
  • Мораль; Morality; Moral
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Синхрония; Synchronicity; Synchronizitat
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Любовь Кириллова. Негативные переживания: что делать, если вам плохо на душе?
  • Тело; Body
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Егор Горд. Упражнения для развития уверенности в себе
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Андреева Юлия Александровна. Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Время, стресс и суета. Психология времени
  • Выготский Л.С., Лурия Р. Этюды по истории поведения
  • Иоша Алла Степановна. Развитие речи в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности.
  • Исакова Ольга Валерьевна. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Казакова Алия Викторовна. Формирование временных представлений у дошкольников
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Бриггс Э., Клэвин П. Европа нового и новейшего времени. С 1789 года и до наших дней
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь