Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения. | Возрастная психология, Психоанализ | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 2 страница



Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения.

Категория: Возрастная психология, Психоанализ | Просмотров: 13117

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Работы генетической школы с самого начала вступили в противоречие с трудами М. Кляйн и представителей английской школы. Эта клиническая теория, которую Мелани Кляйн разрабатывала с 1923 года, ориентируется в основном на выявление бессознательной динамики и на концепцию интрапсихического конфликта. В методике изучении раннего детства Мелани Кляйн придерживается раскрытия бессознательных процессов, а не хронологической последовательности наблюдаемых феноменов. По обоим пунктам она ссылается на Фрейда, расширяя описанное Фрейдом поле активности с помощью игровой техники, анализа детей в возрасте от двух лет и психоанализа психозов. Ее метапсихологические представления особенно обогатили психоанализ концепцией бессознательных фантазий и внутренних объектов, а также существования с самого начала жизни страха уничтожения (Diatkine et al, 1972, 344 etc.).

ФРЕЙДОВСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАННЕГО ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ
Наиболее полным изложением раннего детского развития, каким его видел Фрейд, остается опубликованная в 1924 году работа Карла Абрахама "Попытка воссоздания истории развития либидо на основе психоанализа психических расстройств" (см. статью И. Кремериуса в т. I). Мы попытаемся проиллюстрировать эту теорию с помощью известной схемы Абрахама, в которой представлены стадии организации либидо и стадии развития объектной любви Однако уже здесь нам придется несколько забежать вперед, чтобы включить современные представления.

Стадии организации либидо. Стадии развития объектной любви:
VI. Окончательная генитальная стадия Объектная любовь
(Послеамбивалентная)

V. Ранняя генитальная (фаллическая) стадия Объектная любовь с исключением гениталий
IV. Поздняя анально-садистская стадия Парциальная любовь
(Амбивалентная)
III. Ранняя анально-садистская стадия Парциальная любовь с поглощением
II. Поздняя оральная (каннибальская) стадия Нарциссизм. Полное поглощение объекта


I. Ранняя оральная (сосательная) стадия Аутоэротизм (безобъектный)
(Доамбивалентная)

Схема 1. Карл Абрахам: Попытка воссоздания истории развития либидо на основе психоанализа психических расстройств, 1924


Первой стадией развития новорожденных Фрейд считает оральную фазу (см. статью Дж. Сандлера и К. Дэйра в т. I). Она включает в себя самый ранний и глубокий контакт между ребенком и матерью. Этот контакт состоит для ребенка в приятных переживаниях, связанных с эрогенной зоной рта и губ и приуроченных к моменту приема пищи. На уровне процесса обретения объекта связь с первичным объектом, матерью, характеризуется отношениями любви в процессе еды и поглощения пищи. • Поэтому в данной фазе акцент ставится не только на удовольствии, переживаемом в эрогенной зоне, но и на модусе отношений при поглощении. По этой причине Фрейд называет оральную организацию также каннибальской, поскольку целью является поглощение объекта, "прообраз того, что впоследствии будет играть столь важную психическую роль в виде идентификации" (Фрейд, V, 98)
С этого момента особую роль играет сосание (сосание пальца, сосательный рефлекс и т.д.)- Вслед за жизненно важной функцией орального овладения этот процесс представляет собой первый шаг к автономии в форме аутоэротического переживания удовлетворения. В действительности мать не всегда может быть рядом и реально удовлетворять все потребности младенца. Отсутствие матери и ситуация фрустрации заставляют новорожденного пережить свою беспомощность (Freud, XIV, 200), несовершенство человеческого бытия и моторное бессилие, сопровождающееся страхами полного уничтожения. В качестве защиты от этих первых фрустраций, которые сами по себе представляют прообраз травматической ситуации, формируется ауто-эротизм (см. статью Р. Адама в т. I). Вместе с аутоэротической активностью особую ценность на уровне психических событий в качестве изначального опыта приобретает построение желаний и фантазий, позволяющих заменить реально удовлетворяющий объект, то есть мать, в его отсутствие. Как известно, Фрейд впервые описал этот процесс исполнения желаний в знаменитой главе "О психологии процессов сновидения" в "Толковании сновидений" (1900) и сравнил его с галлюцинациями (II/III, 570-572). Однако это аутоэротическое, воображаемое переживание удовлетворения становится доступным только через внешнее содействие реальной матери при осознании ее младенцем и, вероятно, ощущении им ее всемогущества. Только благодаря этому в конечном счете формируется способность к образованию желаний и фантазированию. Если же этот сложный процесс соединения матери и ребенка не происходит, ребенок постоянно колеблется между состояниями полного блаженства, то есть удовлетворения своих оральных потребностей, и состоянием фрустрации, сопровождающимся страхом смерти.
В таком случае деятельность фантазии обречена на частичный или полный распад, устойчивое ощущение бытия не может развиться (Winnicott 1958,1960,1962), а дезинтегрированные представления (М. Klein 1952, Winnicott 1960) в конечном счете ведут к развитию психотических состояний или тяжелых психосоматических заболеваний2.
Желание, удовлетворение и работа фантазии в человеческом переживании навсегда остаются связанными с переживанием приема пищи и этой первой формой отношений с матерью. Они всегда содержат также и поглощение, которое первоначально ограничено активностью рта, но чуть позднее распространяется на многие другие функции, такие, как дыхание, зрение, слух и т.д. Как отмечал еще Фрейд, поглощение объекта всегда содержит агрессивный компонент. Любое пополнение и совершенствование с точки зрения бессознательного означает принятие и поглощение. Карл Абрахам (1924) попытался уже на первой стадии развития выделить два типа отношений - оральный и каннибальский (то есть пассивный и активный). Он разделяет оральную стадию на раннюю и позднюю. Если первая ступень доамбивалентна и основным в ней является сосание, то на второй ступени, совпадающей с появлением зубов, на передний план выступают кусание и проглатывание и, таким образом, агрессия по отношению к объекту. Она связана с фантазиями о частичном или полном поглощении матери и при проекции этих представлений - о поглощении и разрушении матерью. На этом основании Абрахам называет данную стадию также орально-каннибальской или орально-садистской. Уже здесь проявляется амбивалентность влечений: первичный объект, мать, одновременно и любим, и ненавистен (Bigras 1971). Еще в 1915 году в работе "Влечения и их судьба" (X, 231) Фрейд четко сформулировал: "Ненависть как отношение к объекту древнее любви, она возникает из первоначального отвержения возбуждающего внешнего мира со стороны нарциссического Я", а в 1917 году он писал: "Эта страшная злость есть попросту самая ранняя, примитивная, инфантильная составляющая душевной жизни; мы можем обнаружить ее действие у ребенка, но отчасти мы не замечаем ее из-за ее небольших размеров, отчасти не принимаем всерьез, поскольку и не требуем особых этических высот от ребенка" (XI, 215).
Развивая эти идеи и опираясь на открытия в области анализа детей и психотиков, М. Кляйн (Klein 1932) попыталась описать значение и кульминационный пункт инфантильного садизма в аспекте объектных отношений. По ее мнению, вся оральная стадия носит эротический характер. Ни на одном другом отрезке человеческой . жизни не возникает более жестоких и разрушительных фантазий, чем в первые месяцы жизни. В дальнейшем мы более детально рассмотрим комплексность этих фантазий и роль, которую М. Кляйн приписывает каждой из них в паранойяльно-шизоидной позиции.
В следующей за оральной фазой форме организации либидо и на следующем этапе развития объектной любви примат генитальной зоны по-прежнему еще не установлен. Речь идет еще об одной Зогенитальной стадии, которая называется аналь-но-садистской. Как следует из самого названия, она связана с господством анальной эрогенной зоны и, согласно Фрейду, приходится примерно на второй-четвертый год жизни (см. статью П. Хайманн в т. I).
В этот период особое значение в психической жизни ребенка имеют переживание удовольствия, связанное с функцией опорожнения кишечника, и приучение к контролю над сфинктерами. Бессознательные фантазии связаны в первую очередь с процессами выталкивания и удержания, насильственным извлечением или преподнесением и отказом от чего-то, что находится внутри и представляет часть телесного Я. Формы выражения этих фантазий связаны с фекалиями и - при переносе - с их символическими значениями. В этой перспективе Фрейд устанавливает символическое равенство кал = подарок = деньги (X, 402-410). Сюда же в качестве анальных черт характера он относит триаду: порядок, скупость, упрямство.
По Фрейду, это является первой ступенью, на которой формируется полярность активности и пассивности, одна из основных пар противоположностей в психической жизни. Она предшествует противопоставлениям генитальной стадии (фаллический/кастрированный и мужское/женское) и подготавливает их (V, 99). Фрейд усматривает также тесную связь между активностью и садизмом, а также между пассивностью и анальной эротикой или мазохизмом. Если на поведенческом уровне садизм и мазохизм всегда можно четко разделить, то на уровне бессознательных фантазий они всегда присутствуют одновременно или сменяя друг друга (см. статью Ж.-М. Алби и Ф. Паше в т. I).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Доверие против базового недоверия; trust v. basic distrust
  • Доэдипов; preoedipal
  • Семинар с Бетти Элис Эриксон. Новые уроки гипноза
  • Развитие эго; ego development
  • Мать; mother
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Матриархальная стадия. Три аспекта в отношениях матери и ребенка.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Эриксон Эрик. Детство и общество.
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Волкова Ольга Александровна. Профилактика нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста
  • Четыре стадии развития компании.
  • Представления о психосоматике в рамках психодинамического подхода
  • Либидное инфантильное развитие; libidinal infantile development
  • Хейли Джей. Необычайная психотерапия. (Психотерапевтические техники Милтона Эриксона)
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Березовская Елена Валерьевна. ЗДОРОВЬЕ – ЦЕННОСТЬ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, НО И ДЛЯ ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ
  • Базисное доверие и недоверие; basic trust and distrust
  • Близость против изоляции; intimacy v. isolation
  • Ширяева Марина Геннадиевна. Особенности развития речи детей раннего возраста
  • Кольчинаева Екатерина Алексеевна. Особенности развития и воспитания детей раннего возраста
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Дубасова Людмила Владимировна. Формирование речи детей 2 – 3 летнего возраста в процессе действий с дидактическими играми
  • Татьяна Юшина. Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группах
  • Казакова Светлана Анатольевна. Особенности развития детей раннего возраста в условиях депривации
  • Инициатива против вины; initiative v. guilt
  • Аутоэротизм, аугоэротический; auto-erotism, -erotic
  • Уразалиева Аделина Растямовна. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У КРЕАТИВНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Ципа Наталья Анатольевна. Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье
  • Повышение роли отца в семье
  • Соболева Наталья Павловна. Педагогическая статья на тему «Игра как лучшая форма работы с дошкольниками по развитию речи»
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Эриксон Милтон. Стратегия психотерапии.
  • Вина; guilt
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Самигина Гульнара Тагировна. Сенсорное воспитание (развитие) детей 2-3 года жизни.
  • Латентный период; latency period
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Амбивалентный, доамбивалентный, постамбивалентный
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 'Разговор с руками'
  • Храмова Любовь Юрьевна. Адаптация детей раннего возраста
  • Ковшова Светлана Львовна. Обогащение сенсорного опыта детей посредством дидактического материала.
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Целостность Эго; ego integrity



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь