Духновский С. В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 13455

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Психологические отношения, в сравнении с психическими, в большей мере репрезентируют индивидуальную сущность человека в силу их большей произвольности. Эта особенность психологических отношений также отмечалась В. Н. Мясищевым. Так как свойства объекта существуют для всех, а действия и переживания, вызываемые объектом у разных людей, избирательны и различны, то очевидно, что источник особенностей переживания и действия лежит в индивиде, в человеке как субъекте отношений и определяется особенностью его индивидуального опыта [15].
Осознанный характер и произвольность психологических отношений придают им конативный характер, в том смысле что они направляют поведение и деятельность человека в определенное русло, вовлекая в этот процесс такие важные психические образования личности, как потребности, чувства, интересы, убеждения, оценка, а также воля, внимание, мотивы. Психологические отношения являются системным образованием человека, раскрывающим его личностный смысл.
Психологические отношения В. Н. Мясищев рассматривал как целостную и сложную структуру индивидуальных связей личности с объективной действительностью, в которых отражается история ее жизненного пути и опыта. Потребностям в этой структуре отводилась роль «основного отношения». В. Н. Мясищев объяснял это тем, что «конституирующими компонентами» потребностей являются: «а) субъект, испытывающий потребности, б) объект потребности, в) своеобразная связь между субъектом и объектом, имеющая определенную функциональную нейродинамическую структуру, проявляющуюся в переживании тяготения к объекту и в активной устремленности к овладению им» |15, с. 181.
Эмоциональные отношения В. Н. Мясищев рассматривал как чувства. Область чувств (эмоций) охватывает три разнородные группы явлений: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Последние и представляют в значительной степени то, что называется обычно чувствами.
В структуре психологических отношений В. Н. Мясищев рассматривает оценку, определяя класс «оценочных отношений», которые, по его мнению, формируются на основе этических, эстетических, правовых и других общественных критериев поступков, поведения и жизнедеятельности людей. Через оценку определяется нормативность психологических отношений в различных формах их проявления.
Оценка предполагает наличие критериев, эталонов, единиц измерения оцениваемых свойств, которые в процессе сравнения, анализа и синтеза служат отправной точкой для вынесения суждения о качестве и уровне развития явления, характере его связей и позволяют соотносить отстоящие друг от друга объекты и социальные явления. Оценка — это форма проявления отношения, его сознательная объективация. Оценочные отношения определяются в контексте мыслительной деятельности человека, включающей эмоциональный компонент в виде одобрения — неодобрения, и могут в связи с этим оказаться проекцией самооценки, что особенно отмечается в случаях оценки людьми друг друга.
В оценках себя и других людей проявляются отношения самоуважения и уважения других, которые трансформируются во взаимоотношения авторитетности или авторитарности руководства — подчинения и др. Оценочные отношения в этом процессе выполняют функцию преобразователя психологических отношений в социально-психологические.
Убеждения личности, в основе которых находится «система требований в сочетании со знанием действительности», также входят в структуру психологических отношений. Убеждения характеризуют мировоззренческие позиции человека, которые включают понимание общественных отношений и определяют место личности в социальной структуре. Убеждения находят отражение в ценностных ориентациях человека.
Раскрывая конативную функцию психологических отношений, В. Н. Мясищев включал в структуру этих отношений волю, внимание, мотив как компоненты, характеризующие субъективную активность человека в различных обстоятельствах жизни. Неслучайно поэтому существуют выражения «внимательное отношение», «волевое отношение» и т. п. Эти отношения говорят о мобилизованности индивидуальных усилий человека в его практической деятельности и общении. В процессе общения они порождают особые виды взаимоотношений: самостоятельность или зависимость, уступчивость или нетерпимость, отзывчивость или невнимательность и т. д. Это означает, что данные отношения (внимание и воля) могут проявляться в контексте взаимодействия в виде социально-психологических отношений.
В отношениях человека присутствует интеграция жизненного опыта человека. Отношениями характеризуется жизненная позиция личности в обществе. В процессе развития субъективных отношений формируется стиль поведения личности.
Объектами психологических отношений выступают природный мир, мир людей, «Я» самой личности. В качестве основных процессов отношений выступают познание, переживание и оценивание, регулирование, осознание. Познание создает информационную основу отношения. Переживание и оценивание выражаются в эмоциональном реагировании на объект отношений, в принятии или отвержении его, в формировании оценки. Отношения регулируют развитие личности, но при этом сами регулируются другими психическими структурами. Регулирование может быть сознательным и бессознательным. Без осознания отношений невозможно личностное развитие, определение своих целей, планирование своего жизненного пути [10].
Отношения человека включают в себя актуальное и доминирующее состояние субъектов отношений. В свою очередь, характер отношений «отражается» на особенностях психического состояния людей, на их настроении.
В. А. Ганзен и В. Н. Юрченко (1981) рассматривали отношение как центральную, системообразующую характеристику всего компонентного состава психического состояния. В структуре состояния эта характеристика представляет уровень сознания и самосознания человека. Отношение как характеристика сознания — )то отношение к окружающей действительности, как характеристика самосознания — это саморегуляция, самоконтроль, самооценка, то есть установление равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием, формами поведения человека.
Использование идей концепции отношений дает прочный фундамент для изучения содержательной стороны психической активности и содержательного наполнения внутреннего мира личности [10].
Таким образом, в отношениях заключено диалектическое единство внешней и внутренней обусловленности формирования и развития личности. Категория «психические отношения» вынуждает объединять внешнее с внутренним и исключает односторонний интроспекционизм. Это позволяет преодолеть противопоставление биологической и социальной детерминаций психики человека, показать и понять их единство, но не тождество, определить его психику не только как функцию мозга, деятельности и общения, но и как особый духовный мир.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Понятие «межличностные отношения» призвано внести новый смысл и дополнительные оттенки в описание и объяснение процесса взаимодействия между людьми.
А. В. Петровский разрабатывал теорию деятельностного опосредования межличностных отношений. В этой теории принцип деятельности образует центральное звено общепсихологического понимания человека. В ее основе лежит представление о том, что в любой реально развитой (не диффузной) группе межличностные отношения опосредуются содержанием, целями и задачами социально значимой деятельности этой группы. Группа, реализуя свою цель, изменяет себя, свою структуру и внутренние отношения. Характер и направление этих преобразований зависят от степени опосредования их содержанием деятельности и социальной ценности самой совместной деятельности.
В отношениях между людьми проявляются, обозначаются и взаимодействуют свойства их психических реальностей, что создает своего рода психологическое пространство межличностных отношений.
Личные отношения могут быть оценочными (восхищение — популярность) и действенными (связанными с взаимодействием). Такие отношения детерминированы субъективной потребностью в общении и ее удовлетворением, могут быть включены в официальную организацию, но не всегда. Межличностные отношения не существуют в контексте той или иной организации, но регулируются они, в отличие от официальных взаимоотношений, в большей мере личными особенностями взаимодействующих людей. Взаимосвязь здесь непосредственная или опосредованная и всегда сопровождается состоянием удовлетворенности (неудовлетворенности) субъектов друг другом [20, с.41].
Межличностные отношения могут рассматриваться как установка — они предполагают установку людей друг на друга. «Межличностные отношения — это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия. Готовность к взаимодействию сопровождается эмоциональным переживанием — положительным, индифферентным, отрицательным. Готовность к взаимодействию может реализовываться в поведении субъектов в условиях общения, совместной деятельности» [20, с. 5].
Аналогичная позиция имеется в более поздних работах. Так, в социальном пространстве межличностные отношения понимаются как «система установок, ориентации и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей» [12, с. 194].
Кроме того, межличностные отношения предполагают взаимодействие в течение достаточно длительного промежутка времени, при этом они выступают как «взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте» [12, с. 195].
В отношении человека к человеку следует различать объективные и субъективные аспекты, аспекты осознания и переживания личностью тех объективных отношений, в которых она находится с другими людьми [8].



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»
  • Выграненко Екатерина Николаевна, Буглова Юлия Владимировна. Межличностные отношения ребенка с другими детьми
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Мищев Владимир. Психология отношений.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Кувакин В. ВОЗВРАЩЕНИЕ СЕБЯ: К ПСИХОЛОГИИ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Н.Н. Обозов. Любовные, семейно-брачные и родственные отношения. Супружеская совместимость и притирка характеров
  • Белова Ольга Викторовна. Социально – психологические особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
  • Приль Ирина Анатольевна. Исследование межличностных отношений дошкольников
  • Тяблина Инна Николаевна. Взаимосвязь супружеских и детско-родительских отношений
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Гамзина Е.Н. Решение проблем симбиоза в практике педагога-психолога
  • Васильева Алина Владимировна. Психодиагностика и коррекция отношений между родителями и детьми
  • Я – Ты отношение; I– thou relation
  • Касенова София Маратовна. «Игровая терапия как средство развития межличностных отношений школьников».
  • Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой.
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Объект-отношения; Object relations; Objektbezie-hungen, Objektbezichungstheorie
  • Суворова И.Ю. Анализ объектных отношений людей с аутистическими чертами личности и антисоциальным поведением
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека.
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Под ред.. Бодалева А. А., Деркача А. А., Лаптева Л. Г. - Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом.
  • Якимова Т.В. Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье
  • Социометрия: изучение межличностных имежгрупповых отношений. Социометрическиеиндексы ( Дж. Морено)
  • Данченко В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
  • Панина Людмила Николаевна. Психология семейных отношений и влияние их на развитие ребенка.
  • Ветюгова Ольга Юрьевна. Социальный проект «Развитие социальной компетентности старших дошкольников с нарушениями межличностных отношений средствами игры»
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Пять признаков счастливых отношений
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Токсичные отношения и что с ними можно сделать
  • Кацук Тамара Аркадьевна. Статья «Формирование экологической культуры с дошкольного возраста»
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Степанов С. С. - Диагностика интеллекта методом рисуночного теста
  • Тарасова Татьяна Александровна. Статья «МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»
  • Попова Марина Викторовна. Становление потребности в общении со сверстниками
  • Роль детско-родительских отношений в формировании личности ребенка
  • Харитонова Елена Павловна. Психологическая характеристика
  • Райгородский Д.Я. - Практическая психодиагностика. Методики и тесты
  • Айнуллина Елена Николаевна. Занятия по развитию эмоционального благополучия у дошкольников
  • Недоверчивость делает людей более одинокими
  • Богуславский. Психология как наука.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь