|
Туник Е. Е.. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 27321
Автор: Туник Е. Е.
Название: Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Креативность неоднозначно зависит от образования. Большинство детей теряет свое спонтанное бесстрашие, когда они становятся "окультуренными", как писал Водсворт /6/ "Обычаи (правила) давят на детей — крепкие, как мороз и почти такие же глубокие, как жизнь".
В первых трех классах школ учителя более спонтанны, детоцентрированы, позже, когда академические требования становятся более жесткими, учителя становятся более критичными по отношению к детям. Гетзелс и Джаксон разработали батарею тестов, с помощью которой можно было дифференцировать высококреативных (творческимыслящих) и высокоинтеллектуальных детей. Авторы установили, что высокоинтеллектуальные дети равнялись на достижения, стандарты, нормы взрослых и учителей, а высококреативные предпочитали особые достижения, отличающиеся от общепринятых — это дети нонконформные, мятежные, бунтующие. Гетзелс и Джаксон установили, что учителя предпочитают детей с высоким общим интеллектом и низкой креативностью (творческостью). Креативные дети — фантазеры, любят юмор и проявляют юмор и игривость в ответах при исследовании неструктурированной ситуации, любят идти в новых направлениях. Учителя и одноклассники часто так характеризуют креативных детей: "Они выражают дикие и глупые идеи и агрессивно ведут себя". Тесты дивергентного мышления являются частью общей системы тестов, нацеленных на раскрытие творческого потенциала личности, и связаны, в основном, с именем Гилфорда. Гилфорд/7/ различает дивергентное и конвергентное мышление: 1) Дивергентная продукция — поиск и генерирование новых информационных объектов; 2) Конвергентная продукция — поиск вполне определенных ответов на вполне определенные задачи. Конвергентная продукция требует аналитического типа мышления, которое необходимо в тех случаях, когда проблема определена. Дивергентная продукция требует более открытого типа мышления. Дивергентное мышление необходимо в решении проблем, имеющих многочисленные правильные ответы. По мнению большинства психологов творческие способности не являются синонимами способностей к обучению и редко отражаются в интеллектуальных тестах, показателем которых является IQ) — показатель интеллекта. Тесты творческих способностей за рубежом разрабатывались, в основном, Дж. Гилфордом, применялись и модифицированные тесты для детей, разработанные Торрансом. 3. ОПИСАНИЕ БАТАРЕИ ТЕСТОВ - МЕТОДИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В данной главе предлагается батарея тестов по изучению творческости. Большинство тестов является модификацией тестов Гилфорда и Торранса. В нашем исследовании показатели по всей батарее определяются факторами, установленными в исследованиях Гилфорда, а именно: 1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов; 2) Гибкость — фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов; 3) Оригинальность — фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа; 4) Точность — фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели. Поскольку трудно создать факторно — чистые тесты, а мы пытаемся получить модели творческих процессов, отражающие их природную сложность, показатель каждого теста отражает два или три упомянутых фактора. Более того, если показатели надежности тестов творческого мышления достаточно велики и равны 0,8—0,9, а коэффициент надежности, определенный методом взаимозаменяемых форм 0,7—0,9 /8/, то с факторным анализом дело обстоит сложнее. Факторный анализ выполнения тестов Торранса не подтверждает интерпретацию этих показателей на основе единичных конструктов. Взаимокорреляции разных показателей единичного теста были выше взаимокорреляции аналогичного показателя (например беглость) по разным тестам. Два показателя оригинальности, полученные в батарее образного творческого мышления /9/ дают корреляцию на уровне 0,30 и 0,40 друг с другом и еще ниже с показателями оригинальности тестов вербальной и образной батарей. Отсюда, по мнению А. Анастази, нецелесообразно рассматривать одинаково названный показатель из различных тестов, как меру одного и того же свойства личности. По нашему мнению, этот вопрос однозначно не решен и требует дальнейшего изучения. Отметим несколько моментов, связанных с процедурой проведения тестов. Тесты можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме. С тем, чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, тесты называются занятиями, и как все время подчеркивается, занятиями веселыми. Часто занятия проводятся в игровой форме. В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, мы предлагаем испытуемым предложить как можно больше разнообразных ответов на наши задания, проявлять свой юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой. 3.1. Батарея тестов "Творческое мышление" Данная батарея тестов была предложена автором этой работы. Большинство тестов является модификацией тестов Гилфорда или Торранса. Время проведения батареи тестов — 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет тесты проводятся в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет тесты проводятся в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме). Следует отметить, что субтест 3 (Слова или Выражение) имеет две модификации, одна модификация — Слова — предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация — Выражение — предназначена для 9 — 15 лет. Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления) Задача: Перечислить как можно больше способов использования предмета, отличающиеся от обычного употребления. Инструкция испытуемому: Газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы использования газеты. Что из неё можно сделать? Как её можно использовать? Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста t=3 мин. Все ответы дословно записываются психологом при индивидуальной форме проведения. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции. Оценивание: Результаты выполнения теста оценивались в баллах. Имеются три показателя: 1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются. Б=1 × n n=число уместных ответов; Б=беглость 2) Гибкость — число классов (категорий) ответов. Все ответы можно отнести к различным классам. Например, ответы типа: сделать из газеты — шапку, корабль, игрушку и т.д., можно отнести к одному классу — Создание поделок и игрушек. Далее перечисляются основные категории ответов. Категории ответов — (субтест 1) 1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать...) 2. Использование для ремонтно-строительных работ (заклеить окна, клеить под обои...) 3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку и сесть, положить под обувь, подстелить на пол при окраске потолка...) 4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы...) 5. Использование для животных (подстилка кошке, подстилка хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой). 6. Использовать как средство для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, туалетная бумага...) 7. Орудие агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты...) 8. Переработка (сдать в макулатуру...) Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|