Баскаков В.Ю. СВОБОДНОЕ ТЕЛО. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 21045

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Свободное
страт той части "Я", которая является интегратором ощущений.
Что касается "СВЕРХ-Я", у него нет органического (биологического) субстрата и его развитие обусловлено исключительно влиянием общества.
Первоначально эти три зародышевых листка и соответствующие им три потока энергии интегрированы и свободно корреспондируют друг с другом. Но в результате внутриутробного или родового стресса, травмы младенческого возраста или более позднего периода эта первоначальная интеграция нарушается. В результате либо действие "отрезается" от мышления и чувств, либо эмоции от движения и восприятия, либо понимание от движения и чувств.
В теле человека эти нарушения взаимодействия мыслей, действий и чувств наиболее сфокусированы:
— между головой и позвоночником (между экто-
и мезодермами), между мыслями и действиями—в задней части шеи. Это наиболее ранний блок, приобретаемый человеком во внутриутробной жизни, в родах и в первые дни и недели жизни;
— между головой и туловищем (между экто- и эндодермами), между мыслями и эмоциями — в горле. Этот блок формируется, когда "оральные проблемы сдавливают горло";
— между позвоночником и внутренними органами (между мезо- и эндодермами), между чувствами и действиями, между действиями и дыханием — в области диафрагмы. Это более поздний блок, он соответствует анальному и генитальному подавлению.
Хрестоматия по тсгесно-ориентированной терапии //
От В. Райха биосинтез унаследовал точку зрения, что личность может быть понята на трех уровнях:
— на поверхности мы видим маску: панцирь характерных отношений, сформировавшийся для защиты от угрозы целостности личности в детстве или раньше. Это т.н. фальшивое self, которое защищает self истинное, чьи потребности были фруструированы в младенчестве (или до рождения);
— когда защиты начинают ослабевать, проявляется более глубокий уровень болезненных чувств, включающий в себе гнев, тоску, тревогу, отчаяние, страх, обиду, чувство одиночества;
— под уровнем болезненых чувств находится основной ядерный уровень, или ядро личности, в котором сосредоточены чувства базисного доверия, благополучия, радости и любви.
Фрустрация ядра создает уровень страдания, подавление страданий и протеста создает "маску".
Здесь необходимо отметить, что многие терапевты, пользуясь различными теоретическими концепциями и разнообразнейшими техниками, легко выводят человека на переживание боли, страха, ярости. Однако, если работа ограничена лишь этим уровнем, клиент обучается эмоциональному высвобождению и ... приобретает новый паттерн, от-реагирование становится своеобразным наркотиком. В биосинтезе же терапевт старается в каждой сессии направлять клиента к первичному ядерному уровню ощущений, т.к. только в контакте с чувствами радости, надежды, благополучия, удовольствия жить человек получает энергию для реальных
12
Свободное тело
изменений, для исцеления — физического, психического и духовного. Эмоциональный выброс не является самоцелью: вмешательство перестает быть терапевтичным, если после отреагирования клиент не находит новых источников внутренней поддержки.
И сама система защит рассматривается в биосинтезе как стратегия выживания, адаптации, поддержки. Поэтому любые паттерны человека не "ломаются", а исследуются с большим уважением. Биосинтетики говорят: "Прежде, чем пустить поезд по рельсам, необходимо выстроить мосты." Прежде, чем трансформировать (не разрушать!) паттерны, надо обеспечить реализацию "жизнеза-щищающей функции."
Биосинтез использует и развивает идею В.Рай-ха о "защитном мышечном панцире", прослеживая ее связь с эмбриологией. Д. Боаделла и другие исследователи описывают три панциря, каждый из которых связан с одним из зародышевых листков: мышечный (мезодермальный), висцеральный (эндодермальный) и церебральный панцирь (эк-тодермальный).
Мышечный панцирь включает в себя и тканевой, т.к. из мезодермы развивается не только костно-мы-шечная, но и сосудистая система. Мышечный тонус может быть нарушен в двух направлениях: гипото-нус (слабость и недостаток накопления и траты энергии) и гипертонус (напряженность, повышенная энергетическая заряженность). Тканевый панцирь связан с эффективностью работы сосудов и с распределением тканевой жидкости. Вялая работа сосудов ведет к нарушению распределения жидкости, экстремальным проявлением чего являются ревматические боли, повышенное или пониженное артериальное давление, т.н. сердечные стрессы.
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 13
Висцеральный панцирь приводит к нарушению перистальтики и дыхания. Здесь будет наблюдаться тенденция к хронической гино- или гипервентиляции и к повышенной раздражимости кишечника. В крайних случаях эти нарушения могут выражаться, например, в астме и колитах.
Церебральный панцирь приводит к нарушениям биоэлектрической активности мозга, различным расстройствам взаимодействия коры, подкорки и вегетативной нервной системы, нарушениям зрения и т.д. Наиболее тяжелым выражением церебрального панциря будет тенденция к навязчивому мышлению или к шизофреническим расстройствам мышления.
В каждом из "панцирей" проявляются нарушения здоровья на всех уровнях: соматическом, психическом и духовном.
В биосинтезе описаны три группы качеств, присущих здоровому человеку.
Соматические аспекты здоровья:
1. дыхание регулярно, ритмично, сопровождается свободными движениями грудной клетки;
2. перистальтика не спастическая, но и не вялая, сопровождается ощущением "внутреннего благополучия";
3. мускулы готовы легко переходить от напряжения к расслаблению;
4. кровяное давление нормальное, пульсация в конечностях хорошая;
5. кожа теплая, с хорошим кровоснабжением;
6. лицо подвижно, мимика живая, голос и взгляд выразительны, "глаза контактны";
14
Свободное теао
7. оргазмические функции не нарушены; оргазм представлен ритмичной непроизвольной пульсацией, сопровождается глубоким удовлетворением и любовью к партнеру. Человек может испытывать к одному и тому же лицу и сексуальные, и сердечные чувства.
Психические аспекты здоровья:
1. способность связывать внешнюю экспрессию с внутренними потребностями; готовность действовать для удовлетворения основных жизненных потребностей и возможность отличать их от "вторичных пристрастий";
2. способность к контакту с людьми без идеализации и проекций (или других психологических защит, искажающих взаимодействие);
3. способность по собственному выбору контей-нировать (удерживать), либо выражать свои чувства, когда этого требует или позволяет ситуация;
4. свобода от тревоги, когда нет опасности ;
5. способность действовать, когда опасность есть.
Духовные аспекты здоровья:
1. контакт с глубинными ценностями;
2. сила духа принимать решения в период жизненных кризисов без "впадания" в отчаяние и безысходность;
3. свобода от невротического чувства вины и готовность к реальной ответственности;
4. уважение к собственным чувствам и к чувствам других людей.
Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 15
Существует опасность разделения людей на "здоровых", не нуждающихся в терапии, и больных, тех, кому без нее не прожить. Однако более реалистично рассматривать здоровье как широкий спектр состояний и проявлений. Тогда мы признаем право на невротические реакции т.н. благополучных людей и способность к "здоровому реагированию" у лиц с тяжелыми соматическими и психическими расстройствами.
Таким образом, эффект терапии зависит от умения терапевта раскрыть внутренние ресурсы здоровья клиента. Внутреннюю канву биосинтеза составляет работа по достижению соматического, психического и духовного здоровья; внешнюю — работа по восстановлению интеграции действия, мысли и чувства, утраченной на ранних этапах развития.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Этапы телесно-ориентированной терапии
  • Сущность телесно-ориентированной психокоррекции
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Лоуэн Александр. Терапия, которая работает с телом. (Биоэнергетика).
  • Вера Грачева. Управление мыслями и эмоциями через тело. Работа с дыханием
  • Эволюция психотерапии в 4 томах. Том 4. "Иные голоса"
  • Схема тела по П. Шильдеру. Когнитивный подход к психосоматическим расстройствам
  • Погодин И.А. О высокомерии псевдогуманизма в практике клинически ориентированной психотерапии
  • Чепмен А. Специальные техники в проблемно-ориентированной психотерапии
  • Александров А. А.- Интегративная психотерапия
  • Прист С. Теории сознания.
  • Баскакова М. А., Березкина Орлова В. Б. Телесно ориентированная психотехника актера.
  • Главный Редактор. Умеем ли мы слушать свое тело?
  • Понимание психосоматических нарушений применительно к целям телесно-ориентированной психокоррекции
  • Немчинова Наталья Андреевна Руссу Олеся Александровна. Использование телесно-ориентированных техник в работе с детьми дошкольного возраста
  • Телесное эго, образ тела, схема тела; body ego, body image, body schema
  • Обухов Яков Леонидович. Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков.
  • Будинайте Г.Л. Теоретические основы системной семейной психотерапии
  • Стайнер Дж. Цель психоанализа в теории и практике
  • Гулдинг Роберт Л. Групповая психотерапия: основной или вспомогательный метод?
  • Шарфф Д.Э., Шарфф Д.С. Терапия пар в теории объектных отношений
  • Боев И. В., Боев О. И., Бабич А. И. Сравнительная эффективность личностно-ориентированной психотерапии и трансактного анализа у подростков в условиях социального стрессирования
  • Хирш М. Тело как объект психоанализа
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Диалогово-феноменологический подхода в психотерапии. Погодин И.А. Ресурсы и ограничения классической концепции цикла контакта
  • Секстерапия. Психотерапевт в костюме Евы
  • Райл Э. Теория объектных отношений и теория деятельности: модель последовательности процедур как возможное связующее звено
  • Психоаналитическая периодизация личностного развития
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Бирюкова И.В. Философские и духовные основы московской школы танцевально-двигательной психотерапии: 25 лет пути
  • Кроль Л.М., Пуртова Е.А. Методы современной психотерапии. Учебное пособие.
  • Арт-терапевтическая техника работы психолога с ребёнком. Реабилитация через рисунок
  • Лимонова Д. Л. Место трансактного анализа в психотерапии больных наркоманией
  • Погодин И.А. Нужна ли концепция сопротивления психотерапии? Взгляд с позиции диалогово-феноменологического подхода
  • Королькова Е.А. Непроработанная агрессия как фактор обрыва психотерапии
  • Соколова А.В. Условия эффективной психотерапии
  • Карлин Е. А. Интеграция в психотерапии: линии развития, причины и возможности
  • Минделл А. На краю жизни и смерти. Кома.
  • Игра «Разотождествление».
  • Калина Н.Ф. - Основы психоанализа
  • Погодин И.А. О психотерапевтическом аспекте унижения
  • Оганесян Н.Т. Терапевтические аспекты психологии поэтического творчества
  • Добряков И.В. Игра в семейной психотерапии
  • Притча «Чем можно владеть?»
  • Милликен Р. Танцевально-двигательная терапия химической зависимости
  • Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души
  • Индивидуальная зависимость психологических защит с эмоциональными и поведенческими реакциями
  • Гулдинг Мэри М. Краткосрочная терапия изменения решения при лечении клиентов, пострадавших в детстве от насилия
  • Погодин И.А. Контакт в психотерапии: инновации диалогово-феноменологического подхода
  • Арбузова Виолетта Генриховна. План работы, направленной на формирование культуры здорового образа жизни у детей 5-6 лет.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь