Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 165031

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В 2002 году вышел первый большой (40 п. л.) учебник «Акмеология», подготовленный в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации авторским коллективом под общей редакцией А. А. Деркача*.
* Акмеология / Под ред. А. А. Деркача. — М.: РАГС, 2002.

В то же время потребность в издании учебно-методической литературы по акмеологии не уменьшилась. В частности, появилась необходимость публикации таких учебно-методических пособий, которые отличались бы единой определяющей логикой изложения и были бы ориентированы на решение практических проблем. Таковым видится настоящее учебное пособие. В его основу положено обобщение акмеологических исследований, выполненных авторами, представителями их научных школ и другими специалистами-акмеологами, а также опыт чтения курса «Акмеология» в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и других вузах России.
Авторы будут признательны всем, кто поддержал идею написания данного учебного пособия по акмеологии и высказал свои пожелания и предложения.
А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин
Москва
2002-2003 гг.


РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКМЕОЛОГИИ

1.1. Акмеология как наука системы человекознания

1.1.1. О предпосылках возникновения акмеологии

В науке иногда возникают парадоксальные ситуации, когда насущные и актуальные проблемы, имеющие очевидное фундаментальное и прикладное значение, почему-то выпадают из поля зрения ученых. Их разработка осуществляется ограниченно, научная значимость явно недооценивается. Наступает время, все неожиданно «прозревают», и возникают недоуменные вопросы: как же так? почему мы этим не занимались, ведь это так важно и перспективно?
Ответы на эти вопросы найти нелегко. Возможно, что такое положение дел связано с психологической инерцией мышления, когда излишняя ориентация на традиции научных школ мешает объективно взглянуть на ситуацию. С другой стороны, это может быть связано с нередко возникающей оторванностью теории от практики, когда из-за доминирования корпоративных ценностей возникает порочный круг мнимой значимости научных проблем. Причины надо искать в каждом отдельном случае.
В психологии такая ситуация тоже иногда возникает. В частности, в силу сложившихся обстоятельств (причины возникновения которых необходимо будет проанализировать историкам психологической науки) случилось, что в психологии проблемы прогрессивного и поступательного развития зрелой личности, ее высших личностных и профессиональных достижений, проблемы профессионализма личности и деятельности разрабатывались ограниченно, в значительной мере фрагментарно, изолированно друг от друга, не системно. Идеи о психологическом изучении развивающейся зрелой личности и ее достижений в таком развитии явно недооценивались. Поэтому результативность таких исследований, уровень теоретического обобщения и практическая значимость были невелики. Справедливости ради надо признать, что даже и в таких исследованиях были получены весьма важные и конструктивные результаты, настолько перспективна и плодотворна была сама их идея. Однако отсутствие общего теоретического основания, связей между данными исследованиями, а самое главное — теоретико-методологического обобщения негативно сказывалось на их масштабности и результативности.
Ситуация коренным образом изменилась, когда появилась и стала развиваться новая наука — акмеология (от греч. acme — вершина, цветущая пора). Акмеология быстро заявила о себе, четко обозначив свое предметное и объектное поле и научную проблематику. С момента появления акмеологии и по сей день не происходит каких-либо радикальных изменений в толковании ее сущностных характеристик как науки, в описании ее проблематики. В настоящее время акмеология определяется как наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии*.

* Бодалев А. А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. — М.: РАУ, 1993; Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. — М.: РАУ, 1993; Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А. А. Деркача — М.: РАГС и ВАД, 1996; Акмеология / Под ред. А. А. Деркача - М.: РАГС, 2002 и др.

Сразу обратим внимание на то, что акмеология изучает развитие именно зрелой личности. В психологии понятия зрелость и взрослость нередко отождествляются, поэтому взрослый человек в продолжительном между юностью и старостью возрастном периоде часто называется зрелым. Взрослость и зрелость психологами рассматривается в основном как наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности*
* Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990.

Как видно из данного определения, речь идет главным образом о развитии разнообразных способностей, что является ограничением психологического предметного поля познания по сравнению с акмеологическим. Хотя в некоторых психологических исследованиях последнего времени предпринимались попытки выйти за данные рамки*.
* Психология личности: новые исследования / Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского и М. И. Воловиковой. — М.: ИП РАН, 1998.

В акмеологии зрелость не отождествляется со взрослостью, наоборот, эти категории разводятся. С акмеологической точки зрения зрелость личности — более масштабная категория, подразумевающая преимущественное развитие морально-нравственных качеств, гуманистической направленности личности, нормативности поведения и отношений. Зрелая личность отличается высокой ответственностью, заботой о других людях, социальной активностью, имеющей гуманистическую направленность, а не только высокими профессиональными достижениями и эффективной самореализацией. Проще говоря, не всякого взрослого человека можно назвать по-настоящему зрелой личностью. Именно поэтому в акмеологическом понимании ступень зрелости, а тем более вершина зрелости — АКМЕ — рассматривается как многомерная характеристика состояния взрослого человека, охватывающая определенный период его прогрессивного развития, связанного с большими профессиональными, личностными и социальными достижениями. Поэтому акмеология как наука призвана и позволяет всесторонне изучать особенности важнейшего этапа развития человека в период зрелости. По мнению А. А. Бодалева, «...она определяет сходное и различное у разных людей и в таком же ключе проясняет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости. И конечно, существеннейшее место в этих акмеологических работах занимают прослеживания характера взаимовлияния свойств и качеств «физической» и «духовной» «субстанций» человека»*.
* Бодалев А. А. Вершина развития взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М.: Флинта-Паука, 1998.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Погодаева Ирина Викторовна. Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников
  • Николаева Марина Александровна. СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Литинец Елена Александровна. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Силина Светлана Владимировна. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности воспитателя ДОУ
  • Латкина Ольга Владимировна. Использование современных техник рисования для развития творческого воображения дошкольного возраста
  • Аликаева Вера Евгеньевна. Доклад На тему: Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов как фактора повышения качества педагогического процесса в условиях ФГОС
  • Р.Е. Мансуров. Настольная книга Большого руководителя. Как на практике разрабатывается стратегия развития
  • Леонова Инесса Николаевна. Конкурс профессионального мастерства как средство профессиональной самореализации педагогов
  • Матвеева Анна Александровна. ОПЫТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  • Серикова Анна Андреевна. Эффективные пути развития по средствам художественно – эстетической деятельности дошкольников.
  • Каверина Ирина Николаевна. ВОСЕМЬ ГРАНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
  • Редактор. proekt
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Досугая деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Плотниченко Наталья Александровна. ММ-презентация для проведения семинара для педагогов на тему: «Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения»
  • Торн Кей, Маккей Дэвид. - Тренинг. Настольная книга тренера
  • Как найти лучшую веб-студию - признаки профессионализма
  • Пескова Юлия Дамировна. Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО
  • Иванова Ирина Васильевна. Организация проектной деятельности в МДОБУ № 12 «Сказка» в условиях реализации ФГОС ДО
  • Романова Ольга Владимировна. Нравственное развитие дошкольников с ОВЗ
  • Керимова Эльмира. Реализация ФГОС в практике воспитателя
  • Журбенко Ольга Александровна. Презентация на тему 'Игровые математические технологии в ДОУ'
  • Серёдкина Надежда Николаевна. Методический портфель педагога дошкольного образования (образовательная область «Познавательное развитие», тематический блок экологическое воспитание старших дошкольников)
  • Наталья Владимировна Рашкинене. Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте.
  • Пушкина Е.В. Бонарева О.Н. Хафизова Н.В.. Методическая разработка «Пластилинография – как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Дударева Лилия Александровна. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Андрианова Дарья Владимировна. Информационно — коммуникационные технологии и ЛЕГО – конструирование в практической деятельности ДОУ.
  • Позднякова Ирина Владимировна. «Технологии социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Соковнина М.С. Разделение областей профессиональной деятельности психолога
  • Арушанян Сатеник Грайровна. Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
  • Деятельность Центра профессионального самоопределения школьников "Навигатор": из опыта работы
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Обмоина Елена Юрьевна. Теоретические подходы к проблеме развития речи младших дошкольников
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Антонова Анна Алексеевна. Здоровьесберегающие технологии, используемые учителем-логопедом в коррекционно-развивающей работе
  • Ширнина С. А.. Конспект игрового мастер – класса «Музыкально-экспериментальная лаборатория»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Мухина Алина Александровна. Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию компетенций управленческих кадров в системе дошкольного обра
  • Кулагин Б. В. - Основы профессиональной психодиагностики
  • Каликина Ирина Юрьевна. Развивающая предметно-пространственная среда в эффективной реализации образовательной области ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
  • Масина Марина Владимировна. Детский дизайн как нетрадиционная форма организации работы по развитию творческих способностей детей.
  • Волошенко Ирина Алексеевна. Патриотическое воспитание личности – актуальность проблемы нашего времени.
  • Светлана Капутская. Развитие творчества через приобщение старших дошкольников к художественному труду



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь