Томашек Нино. Системный коучинг. Целеориентированный подход в консультировании.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 12861

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Предисловие научного редактора
Объединение теории систем с радикальным конструктивизмом для объяснения специальной методики консультирования в стиле коучинг в бизнесе и спорте - это достаточно оригинальный подход к обоснованию методики консультирования и организационных интервенций.
Не секрет, что консультирование ориентировано на технологию изменения больше, чем на обобщение и новую феноменологию. Поэтому релевантность такой технологии для клиента значительно важнее, чем ее теоретическое обоснование и статистическая надежность. А методы интервенций и их обоснование часто включают терапевтические приемы из различных направлений консультирования, которые объединены в удобную для пользователя, но не всегда эффективную для клиента модель. Тем и интересен подход авто-

pa к теоретическому обоснованию успешной модели консультирования, которая прошла апробацию на практике.
Хотя отношение к консультированию в стиле коучинг среди европейских практиков и тем более академистов совсем не однозначно. Его часто упрекают в том, что оно формирует зависимость клиента от поддержки и анализа консультанта, что, вероятно, допустимо в спорте, но мало приемлемо в бизнесе и политике. Коуч представляется как такой легитимный «серый кардинал», который на законных основаниях, извиняясь, задает формат для рефлексивной беседы в определенном направлении. Понятно, что это может быть и не так и зависит от этических принципов консультанта и его компетенции. Но ориентация на приемлемость решения и самостоятельность клиента создает опасный контекст для внедрения субъективно приемлемых для клиента решений, но при этом не эффективных для участвующих сторон.
Тем то и интересна эта книга, что в ней предприняты комплексные попытки снять эти ограничения за счет метадиалога и процедуры оценки решения. Как альтернатива директивному консультированию клиент-центрированный подход без сомнения имеет свои преимущества, напри-

мер, в снижении сопротивления при внедрении консультационных рекомендаций.
Нино Томашек логично и последовательно представил системный коучинг теоретически, методически и практически его обосновав. Книга, без сомнения, интересна всем тем, кто занимается консультированием, организационным развитием и формированием команд, так как дает обоснованный инструментарий для успешных организационных интервенций.
Научны й редактор,
директор Института прикладной психологии,
кандидат психологических наук
П. К. Власов
Харьков, 12 мая 2008 г.

Предисловие от Уве Грау
«А что может быть лучше, чем то, что сам автор Кильской модели консультирования напишет свое предисловие к книге», - так отреагировал автор книги о коучинге на мой спонтанный аргумент, что мне нравится то, чем я занимаюсь. Я позволил себя убедить и обрадовался, что нашу Кильскую модель консультирования выбрали как пример для «Определения основных возможностей, которые предлагает такая теория производства знаний, как радикальный конструктивизм».
В соответствии с нашей моделью, коучинг должен быть построен на основе теории производства знаний и тесно связанных с ней этических критериях. Когда мы 15 лет тому назад впервые представили нашу концепцию «Психологическое консультирование тренеров в командном спорте»

на спортивно-психологической конференции, нам задали вопрос - что же такое «хорошее консультирование». Тогда мы ответили так - основы теории производства знаний и наше представление о человеке. Позже мы уточнили свой ответ, выделив несколько главных направлений - сотрудничество, рефлексия и открытость, основанная на уважении. В этой книге наша модель будет представлена более полно и подробно.
Но что же можно написать в предисловии? Как вариант - взглянуть на то, что было в самом начале - на некоторые моменты в развитии модели в 80-е годы в Киле.
Место действия: университет, кафедра педагогической психологии (теория) и спортивный зал, гандбол (практика).
Участники: профессор и ассистент Йенс Меллер с огромным интересом к системно-конструктивистской фундаментальной литературе и применению ее положений в (семейно-терапевтичес-кой) практике и Йоханн Инги Гуннарссон, тренер гандбольной команды THW (Киль), которая входит в состав Бундеслиги, студент факультета психологии. Всех нас вместе свел прагматический вопрос тренера гандбольной команды - какую пользу можно извлечь, используя психологические зна-

ния в повседневной работе в системе «команда», и наше ориентированное на практику любопытство - испробовать системно-конструктивистские положения вне клинической практики - спорте, с позиций «не-терапии».
В качестве руководящего принципа для нашего практически-теоретического проекта, как мы его назвали - Практика на 1 -м месте! - Хайнц фон Фоерстер выдвинул следующее требование: «Если хочешь получить знания, учись действовать!» Втроем, в таком вот консультационном кружке, в течение следующих трех лет вместе с тренером гандбольной команды - как «инстанцией практики» - мы разработали и опробовали нашу модель консультирования. Консультирование - это как встреча эксперта с экспертом: консультант — как эксперт в ориентированном на решение подходе к проблемам, тренер - как эксперт в специфической спортивной среде (здесь: игрок и команда) в большом спорте (гандбол). Он ясно дал понять нам - консультантам: тренер - это клиент и эксперт! Это и стало девизом нашего консультирования. Ориентация на компетенции и ресурсы сформировалась у нас из спортивно-специфической среды и позже побудила перенести ее и на сферы, где их недостаток все еще был скорее привычен. Состав консультационной группы - 2

консультанта и 1 клиент - привел нас к развитию метадиалога.
И хотя, согласно нашему первоначальному замыслу, мы разрабатывали свою модель консультирования для спортивных тренеров, клиенты (а они в то же время и эксперты!) из самых различных профессиональных сфер (организации, психосоциальные учреждения, школы и т. д.) заставили нас расширить ее до модели консультирования для руководителей: «Я тоже тренер в своей среде!»
В то же время к нам, как к консультантам, обратились отдельные спортсмены и команды, указав нам на широкие возможности применения нашей модели консультирования: «То, что хорошо для тренера, может быть полезно и для меня!» Это было начало длительного сотрудничества с Немецкой ассоциацией парусного спорта, например, в подготовке к Олимпийским играм и оказании последующей поддержки.
К началу 90-х годов руководители и тренеры из разных сред, а также другие заинтересованные люди выбрали нас в качестве инструкторов: «Системно консультировать/инструктировать по Кильской модели консультирования - я тоже хочу уметь это делать!» Так, в сотрудничестве с участ-

никами пилотных курсов, которых мы поддерживали в организационных ситуациях своими консультациями, сформировался интенсивный курс коучинга с четырьмя дидактически разработанными многодневными семинарскими модулями, насыщенными практикой, распределенными в течение года со специально отведенными днями для супервизии и индивидуального коучинга.
Итак, мы практически добрались до сегодняшних дней. И я думаю, это еще не конец истории. Как мне кажется, эта книга о коучинге по Кильской модели консультирования даст важный импульс заинтересованным читателям, которые хотят пуститься в системно-конструктивистское приключение с захватывающими последствиями.
Так, вместе с последним предложением этой работы может сбыться надежда ее автора — Нино Томашека. И я желаю это ему (и себе).
Уве Грау
Линдау, октябрь 2002 года



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Феденых Наталья Владимировна. Реализация системно-деятельностного подхода в работе с родителями детей с ТНР
  • Королёва Татьяна Евгеньевна. Собственная методическая разработкаРеализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ
  • Поповичев С.В. Легко солгать тяжело
  • Татьяна Костина. Занятие в старшей группе 'Пейте, дети, молоко - будете здоровы'
  • Щеголихина Ольга Яковлевна. Новогодние шары
  • 9 признаков подходящего партнера для длительных отношений
  • Немирко Елена Анатольевна. Краткосрочный проект «За животным я понаблюдаю»
  • Абрамова Г. С. - Графика в психологическом консультировании
  • Войнич Наталья Юрьевна. Творческо-информационный проект «Осень-чудная пора…» в средней группе
  • Смирнова Ксения Викторовна. Проект для средней группы дошкольного возраста «Ветеринарная станция «Котофей»
  • Притча «Решение проблем»
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Актуальность проблемы полового воспитания. Формирование гендерных стереотипов.
  • Art therapy training on the formation of a conscious relationship to the process of self-discovery
  • Татарников Е.А., Богатырева Н.А., Бутова О.Ю. Микроэкономика. Ответы на экзаменационные вопросы
  • Суховарова Наталья Александровна. Творческий проект «Разноцветные носочки»
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Прохорова Олеся Викторовна. Рабочая программа по курсу «Экологическое воспитание»
  • Ломакина З.В. Смоловская И.В. Федосова С.Ю. Использование интегративного театра в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ
  • Игнатьева Т.В. Тренировочные вопросы (500 вопросов) для проверки готовности ребенка к школе. В 2-х частях
  • Хамитова И.Ю. Практика в онкологическом центре как этап становления профессиональной идентичности
  • Винер Дж., Майзен Р., Дакхэм Дж. - Супервизия супервизора. Практика в поиске теории. Supervising and Being Supervised: A Practice in Search of a Theory
  • Ермолаева Алла Александровна. Система адаптационных мероприятий в ДОУ
  • Нельсон-Джоунс Р. - Теория и практика консультирования
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика
  • Протасов В.Н. Теория права и государства. Вопросы и ответы
  • Рязанова Юлия Константиновна. Организация инновационной деятельности в дошкольном образовании
  • Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент. В 2 томах
  • Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике
  • Британ Нина Васильевна. Конспект нетрадиционного (КВН викторина) родительского собрания во второй младшей группе «Семейный КВН»
  • Главный Редактор. Сценарий 23 февраля - викторина для будущих защитников Отечества
  • Лапина Светлана Алексеевна. Карандашница-подставка
  • Трубецкова С.В. Физика. Вопросы - ответы. Задачи - решения
  • Лисина-Бабарик Наталья Леонидовна. Занятие по математике в подготовительной группе «Путешествие к королеве Математике»
  • Алексеев В.А. Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования
  • Абдулаев М.И. Теория государства и права
  • Баутина Елена Александровна. Особенности построения организационно – мотивационного этапа НОД в соответствии с ФГОС в ДОУ
  • Трапезникова Ольга Сергеевна. Конспект ННОД Тема: «Птицы города - воробьи»
  • Гуревич А. М. - Ассессмент: принципы подготовки и проведения
  • Геллерт Манфред, Новак Клаус - Все о командообразовании: руководство для тренеров
  • Кибанова А.Я. Управление персоналом организации. Под редакцией
  • Михляева Дарина Владимировна. Методическая разработка «Профессиональная идентичность педагога в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО»
  • Притча «Человек, который жаждал знания»
  • Сеймур Садмен, Норман Брэдбери. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований
  • Маслова В.М. Управление персоналом
  • Бурлачук Л.Ф. - Психодиагностика: Учебник для вузов
  • Technique decision. Descartes Square
  • Джон Уитмор Коучинг высокой эффективности
  • Языкова Ольга Юрьевна. Мастер класс 'Пасхальные капанки'
  • Людмила Менькова. Конспект занятия по развитию связной речи



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь