|
Васильев Николай Николаевич. Тренинг преодоления конфликтов.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 85870
Автор: Васильев Николай Николаевич.
Название: Тренинг преодоления конфликтов. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Предисловие
9 2. Он выполняет инструкцию и приобретает некоторый опыт работы с собственным конфликтом. В ряде упражнений он, помимо этого, получает опыт психологической помощи другому лицу из роли «консультанта». 3. Он осмысляет этот опыт и делится своими соображениями с коллегами. Последовательно выполняя упражнения тренинга, участники используют предлагаемые техники для продвижения в материале своей ситуации. Необходимо заметить, что участникам тренинга дается не готовый рецепт поведения в конфликтогенных ситуациях, а «культурный» алгоритм поведения, расширяющий их возможности в дополнение к способам, уже имеющимся в их опыте. Собственно, основная задача этого тренинга — не замена, а расширение репертуара поведения в конфликтных ситуациях, обеспечивающее автономное, осознанное принятие решений. Структура сессии 1. Введение в проблему. Каждая сессия начинается с краткого информационного сообщения. Тренер описывает задачу, для решения которой предназначена соответствующая техника. Для вовлечения участников в проблему может использоваться дискуссия, а для подготовки сообщения — информация, представленная к данному занятию. 2. Размещение участников. Упражнения могут выполняться индивидуально, в диадах, в шестерках, и тренер организует необходимые перемещения участников. 3. Инструктирование. После того, как все участники займут свои места, тренер дает инструкцию. 4. Выполнение упражнения (20 минут). 5. Обсуждение опыта в рабочей группе. Для организации обсуждения каждая рабочая группа выбирает временного ведущего. Его задачи: — создавать и поддерживать рабочую атмосферу; — контролировать время; 10 Тренинг преодоления конфликтов — обеспечить возможность высказаться каждому участнику; — подвести итог и выступить с обобщением опыта группы. В то время как состав рабочей группы остается постоянным, временные ведущие меняются после выполнения каждого упражнения. Каждый участник делится с рабочей группой опытом, приобретенным при выполнении упражнения. При этом он останавливается на трех аспектах: — личностном (что узнал о себе), — профессиональном (над чем может поработать для профессионального продвижения в теме), — методическом (какова область применения и возможности опробованного методического приема). 6. Выступления представителей от каждой рабочей группы. 7. Комментарий тренера. Тренер, используя выступления рабочих групп и информацию к занятию, делает необходимые разъяснения, замечания, комментарии и отмечает достоинства выступлений. Книга Эта книга предназначена в первую очередь для специалистов, изучающих методы преодоления конфликта. В ее основу положены раздаточные материалы к тренингу, разработанному автором. Пятилетняя практика проведения этого тренинга как со студентами, так и с практикующими специалистами убедила автора, что эти материалы представляют ценность сами по себе: они с успехом используются и для самостоятельного изучения техник преодоления конфликта, и для проведения тренингов, семинаров и практических занятий по этой теме. Поэтому после основательной переработки исходного материала и ряда дополнений появилось это учебное пособие. Материал книги сгруппирован в три темы, соответствующие трем разделам тренинга. Внутри каждой темы выделены отдельные практические работы, соответствующие сессиям тренинга. В каждой работе пред Предисловие 11 ставлены группы методических приемов, направленных на решение конкретной задачи в области преодоления конфликта. Каждая работа, в свою очередь, содержит информационное сообщение, описание хода работы и вопросы для обсуждения. В информационной части работы собраны сведения о круге задач, решаемых с помощью изучаемых техник, и о психологических механизмах, лежащих в основе каждой техники. В конце каждой работы приводится список литературы, использованной для подготовки информационного блока. Информация к занятию представляет собой лишь краткий обзор, обеспечивающий первичное знакомство с соответствующими теориями. Для более основательного изучения материала участникам рекомендуется ознакомиться с первоисточниками. Николай Васильев ВВЕДЕНИЕ Основные понятия Слово конфликт происходит от латинского conflictus — столкновение, противоборство. Если использовать это понятие в столь широком смысле, то можно сказать, что конфликтуют вода и пламя, птица и притяжение земли; можно говорить о конфликте кошки с собакой или овцы с волком. Могут конфликтовать, например, программные или аппаратные средства в компьютере, когда после инсталляции сканера вдруг перестает работать ваш принтер. Конфликт может быть состоянием психики одного человека, и тогда он называется внутриличностным. Динамический подход в психологии считает движущей силой развития личности противоречия между ее отдельными элементами. Такого рода противоречия, неразрешенные и неразрешаемые, но вызывающие сильные разрушающие эмоциональные переживания, могут быть причиной психологических расстройств. Психодинамика включает в себя противоборство различных осознаваемых и неосознаваемых сил: мотивов, страхов и многого другого. Представители различных психодинамических теорий не сходятся во взглядах на природу этих конфликтующих сил, но едины в одном: конфликт — естественное состояние человеческой психики. Такого рода конфликты обычно не являются предметом конфликтологии. Они довольно хорошо изучены и описаны в психологии личности, психологии развития и теории психотерапии. Конфликтология концентрирует внимание на закономерностях возникновения, протекания и преодоления (разрешения) конфликтов между людьми или группами людей. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|