Роршах Герман. Психодиагностика.

Категория: Психодиагностика, Тест Роршаха | Просмотров: 16630

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

НЕКРОЛОГ: ГЕРМАН РОРШАХ (1884-1922)
Герман Роршах родился 8 ноября 1884 года в Цюрихе и провел годы детства вместе с младшими братом и сестрой в Шафхаузене (Швейцария). Из-за ранней смерти отца, который был учителем рисования, его намерение стать ученым-естествоиспытателем стало более чем проблематичным. Не долго думая, молодой человек напрямую обратился за помощью к одному из самых больших авторитетов в ученом мире — господину Эрнсту Геккелю, который посоветовал ему изучать медицину. Герман Роршах последовал этому совету. Он обучался в Нойенбурге (столица одноименного западного кантона Швейцарии), Цюрихе, Берне и Берлине и в 1910 году сдал государственные медицинские экзамены. В этом же году он женился на русской студентке — Ольге Николаевне Штепелин, которая стала его верным другом и соратником. Одновременно молодой врач становится младшим ординатором в психиатрической больнице сначала в Мюнстер- лингене, а потом в Мюнзингене (Швейцария). В 1913 году Роршах начинает работать в частном санатории под Москвой, но уже через год возвращается в Швейцарию. С июня 1914 по ноябрь 1915 года он работает врачом в психиатрической клинике Вальдау, а затем, вплоть до своей внезапной смерти — младшим врачом в больнице Херизау. Герман Роршах скончался от перитонита 2 апреля 1922 года.
Только тот, кто хорошо знал Германа Роршаха и оценил всю многогранность его таланта, сможет понять, что означала его смерть для швейцарской психиатрии. Он был не только дельным сотрудником, великолепным коллегой и товарищем, приятным человеком; Герман Роршах обладал выдающимися качествами как практический психиатр и особенно как ученый-исследователь.
И
Герман Роршах соединял в себе удивительную живость ума, умение мгновенно приспосабливаться к сложившейся ситуации, наблюдательность, чутье к практическому разрешению проблем с явной способностью к внутреннему видению и ясному оформлению своих идей. К этим редко встречающимся у людей качествам, приводившим к плодотворному соединению внутренних устремлений и внешних результатов, добавлялись еще такие черты характера, как стремление к истине, умение беспощадно критиковать себя и других, а также доброта, проявляющаяся в отношениях с людьми, что является особо ценным для практикующего психиатра.
Уже несколько этих штрихов к портрету Германа Роршаха позволяют воссоздать его образ даже не знавшим его людям. Можно только догадываться о том, кем бы он был сейчас.
Ойген Блейлер совершенно прав: Герман Роршах действительно был надеждой швейцарской психиатрии для целого поколения.
Вальтер Моргенталер
из предисловия КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
Сам Герман Роршах считал проведенную им исследовательскую работу лишь первым шагом. Поэтому он неустанно продолжал работать над своим методом, внося все новые и новые идеи, пока его творчество не было оборвано внезапной смертью.
Вместе с потребностью в новом издании книги возникла следующая проблема: не нужно ли начатый Роршахом труд пересмотреть — существенно переработать первое издание: изменить прежние результаты, заполнить имеющиеся пробелы и исправить обнаруживающиеся ошибки, придать этому произведению современный вид. Прежде всего, необходимо более четко разработать принципы психодиагностики методом Роршаха на основе нового, полученного в результате экспериментов материала, а также привлечь внимание читателя к отдельным практическим деталям.
Тот, кто хорошо знаком с роршаховским методом и долгое время проработал с ним, знает, какие трудности стоят перед тем, кто захочет произвести в этом методе кардинальные изменения. Только человек, который, ко всему прочему, обладает богатым клиническим опытом, необходимым для плодотворной работы с роршаховским методом в области психопатологии и психиатрии, сможет понять, что даже самая умелая переработка этого своеобразного метода, столь плотно слившегося с личностью своего создателя, означает попытку внести в него нечто чужеродное, не стыкующееся с остальным материалом. Скорее всего, внесение чего-либо нового пойдет в ущерб целостному труду Роршаха.
Мы решили воспроизвести первое издание в неизменном виде (за исключением отдельных исправлений) не только из-за пиетета перед умершим, но — главным образом — по перечисленным выше мотивам.
Мы добавили только одну работу по этой теме, написанную Германом Роршахом наряду с «Психодиагностикой». Имеется в виду зданный
13
Эмилем Оберхольцером уже после смерти автора в посвященном юбилею Блейлера выпуске «Журнала общей неврологии и психиатрии» доклад Роршаха «Об интерпретации эксперимента по истолкованию форм». Это очень полезное дополнение к «Психодиагностике»; в нем на конкретном примере Роршах подробно рассматривает способы интерпретаций и показывает, каким образом он представляет процесс диагностики личности. Здесь мы также ограничились отдельными редакторскими правками.
Январь 1932 г.
Вальтер Моргенталер
ВВЕДЕНИЕ
На последующих страницах читатель встретит описание методики и предварительные результаты своеобразного психологического эксперимента, который, несмотря на свою простоту, оказался особенно ценным в качестве исследовательского и диагностического теста. Мы заранее предупреждаем читателя, что вся проделанная нами работа носит в основном предварительный, эмпирический характер. Проблемы, на разрешение которых ориентировались первые исследования в этой области (1911), были совсем иного рода, нежели те, что выявляются сейчас, поэтому выводы, сделанные нами на основе экспериментов, не следует рассматривать в качестве окончательной теоретической конструкции. Процесс теоретического обоснования описываемого метода находится еще в самом начале.
Мы надеемся, что будущие исследователи не забудут о необходимости постоянного сравнения данных, полученных в работе со здоровыми испытуемыми, с результатами тестирования душевнобольных, и наоборот.
Херизау, осень 1920 г.
Герман Роршах
СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ
Отв. = число данных ответов.
Ц = таблица Роршаха истолковывается сразу целиком (первич
но) («целостный ответ»).
ДЦ = таблица Роршаха истолковывается целиком только вторично, исходя из какой-либо детали предъявляемой картинки.
Д = называется обычная деталь («ответ на деталь»).
Дд = называется необычная или мелкая деталь («ответ на
мелкую деталь»).
ДМж = ответ дается не на черные или цветные пятна, а на находящееся между деталями белое пространство.
ДО = там, где другие испытуемые называют хорошо различаемую
целостную фигуру, замечается только часть образа, например, на тестовой таблице № 3 называются только головы мужчин ( « олигофреническая деталь » ).
Ann. = тип апперцепции: отношение друг к другу отдельных способов восприятия: Ц: Д и т. д.
Поел. = последовательность, вид и способ появления LJ, Д и т. д. при ответах на отдельные таблицы.
Ф = «ответ по форме»: увиденный образ полностью определяет
ся формой пятна.
Дв = движущийся образ («ответ по движению»): на то, каким
именно был увиден образ, повлияла не только его форма, но и кинестетические свойства (ощущение его движения).
ФЦв = в первую очередь увиденный образ определяется формой пятна, хотя хорошо заметно и влияние цвета («ответ по форме и цвету»).
16
ЦвФ = в первую очередь увиденный образ определяется цветом
пятна, и только во вторую очередь заметно влияние формы («ответ по цвету и форме»).
Цв = истолкование пятна полностью определяется его цветом
(«первичный ответ по цвету»).
Тип переживания (степень эмоциональной адаптации) = отношение Дв ко всем ответам по цвету, то есть Дв: (ФЦв + ЦвФ + Цв).
Ч = фигура человека видится целиком.
Ж = замечается фигура животного.
Жд = внимание обращено на часть фигуры животного.
Об. = испытуемые видят неодушевленный объект.
Лдш. = замечается ландшафт и т. д.
Ж% = «процент образов животных»: процентное соотношение Ж и Жд к общему числу полученных от испытуемого ответов.
Ориг. % = процентное соотношение оригинальных ответов (которые
появляются не чаще одного на сотню протоколов) к общему числу данных испытуемым ответов.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Околосмертные переживания - не только перед смертью
  • Притча «Вопросы и ответы»
  • Коннер Ричард. Изменение ограничивающих представлений.
  • Благовещенская М.Н. Символическое проявление переживания смерти у детей и подростков, перенесших онкологическое заболевание
  • Игорь Дрозд, Леонид Цыбульский. Структура переживаний и ее место в мышлении человека
  • Кананович И.В. Арбитражный процесс: Вопросы и ответы
  • Аффективное расстройство, психоз; affective disorder, psychosis
  • Минделл А. На краю жизни и смерти. Кома.
  • Смоленский М.Б. Конституционное право России. 100 экзаменационных ответов
  • Письменный Д.Т. Высшая математика. 100 экзаменационных ответов. 1 курс
  • Бурлачук Л.Ф. - Психодиагностика: Учебник для вузов
  • Артемов Н.М., Ашмарина Е.М. Финансовое право. Вопросы и ответы
  • Иллюзия; illusion
  • Джонгвард Д. Модифицированный опросник Д. Джонгвард
  • Главный Редактор. Функция игрушки в развитии зрительного восприятия детей раннего возраста
  • Протасов В.Н. Теория права и государства. Вопросы и ответы
  • Грожан Д.В. История мировой художественной культуры. 100 экзаменационных ответов
  • Погодин И.А. Психотерапия, фокусированная на переживании: диалогово-феноменологическая модель психологической помощи
  • Великанова С.Н. Земельное право. Ответы на экзаменационные вопросы
  • Эксперимент у Бернгейма
  • Танков В.А. Основы аудита. Вопросы и ответы
  • Вашко И.М. Охрана труда: ответы на экзаменационные вопросы
  • Михлин А.С, Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право. Вопросы и ответы
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Проективная методика изучения когнитивной активности детей «Дерево желаний» В. С. Юркевич
  • Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 1 класс. Тесты
  • Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 1 класс. Тесты
  • Ермошин А. Ф. Геометрия переживания: экспресс-тест «Конструктивный рисунок человека» в психотерапевтической практике.
  • Кузнецова Т.С. ГИА 2012. География. Контрольные тренировочные материалы для 9 класса с ответами и комментариями
  • Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. 2 класс
  • Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. 1 класс. Тесты
  • Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. ЕГЭ 2018. Русский язык. 36 вариантов заданий + 300 заданий части 2.
  • Василюк Ф.Е. Психология переживаний. Анализ преодоления критических ситуаций.
  • Тест Роршаха (проективный тест чернильных пятен)
  • Стюарт-Гамильтон Ян. Психология старения.
  • Михлина А.С. Уголовное право. Часть Общая. Часть Особенная. Вопросы и ответы. Под редакцией
  • Гевуркова Е.А., Соловьев Я.В. ЕГЭ 2018. История. Экзаменационный тренажёр. 20 вариантов
  • неизвестно ЕГЭ 2019. Математика. Профильный уровень. Типовые тестовые задания. 36 вариантов заданий.
  • Притча «Переживания и выпивка»
  • Настроение; mood
  • Симонова Арина Игоревна. Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
  • Душевная болезнь; психическое расстройство; Mental illness; Geistkrankheit
  • Марьина О.Б., Попова Н.А. Отличник ЕГЭ. Литература. Решение сложных заданий
  • Под ред. Ященко И.В. ЕГЭ 2017. Математика. Профильный уровень. 30 вариантов типовых тестовых заданий
  • Dusay J.M. Ответ на игры в терапии
  • Малюшкин А.Б., Крамаренко Г.М. Русский язык. Единый Государственный Экзамен. 2007. Тренировочные типовые задания с ответами
  • Методики НЛП высшего уровня - Семинары Р.В. Коннера.
  • Дубкова Татьяна Ивановна. Развитие эмоционального интеллекта и лидерства
  • Чеканский А.Н., Фролова Н.А. Микроэкономика. Промежуточный уровень
  • Воспоминания Зигмунда Фрейда относящиеся к раннему детству



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 1)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь