|
Комплексная методика «Определение когнитивной готовности детей к обучению в школе».Категория: По направлениям » Для детского сада | Просмотров: 7848
Название: Комплексная методика «Определение когнитивной готовности детей к обучению в школе».
Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Субтест № 4. «Запомни 10 слов» [2 с. 109]
Цель: Оценка уровня развития слуховой памяти – кратковременной и долговременной. Ребенку зачитывается 10 слов, затем он должен их повторить в любом порядке. Количество воспроизведенных слов и будет показателем кратковременной слуховой памяти. Затем такая процедура повторяется еще 3 раза. В конце всего диагностического сеанса опять возвращаемся к этому упражнению. Не называя слов, просим ребенка вспомнить их. Это показатель долговременной слуховой памяти. Хороший показатель кратковременной памяти для 6 летнего ребенка – 5...6 слов Хороший показатель долговременной памяти для 6 летнего ребенка – 7...8 слов Субтест №5. «Запомни рисунки» [2 с. 116-117] Цель: Оценка объема кратковременной зрительной памяти. Ребенку показывают рисунок с изображением фигур, просят рассмотреть этот рисунок очень внимательно и запомнить фигуры (их всего 9). Время экспозиции 30 секунд. Далее показывают ребенку другой рисунок, на котором есть 9 изображений из первого рисунка и еще 6 других, и просят его показать картинки из первого рисунка. Ребенок имеет 9 попыток при показе запомнившихся изображений. Процедура длится не более 1,5 минут. Хороший результат для детей 6 лет – 7...8 изображений Средний результат для детей 6 лет – 5...6 изображений. Субтест №6 «Запомни второе слово» [2 с. 119] Цель: Оценка способности к осмысленному запоминанию. Ребенку зачитываются пары слов, которые он должен постараться запомнить. Делается акцент на том, что между словами может быть какая-то ассоциативная связь и на то, что ребенку нужно будет воспроизвести второе, парное слово. Затем ребенку зачитываются только первые слова, а ребенок называет к ним парные слова. Количество воспроизведенных слов – показатель смысловой памяти. Хороший показатель смысловой памяти для 6 летнего ребенка – 7...8 слов Средний результат для детей 6 лет – 5...6 слов Оценка уровня сформированности мышления. Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления: 1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами); 2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явле-ний); 3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений). Субтест № 7. «Окончание слов» [2 с. 85-86] Цель: Оценка скорости мыслительных процессов, сообразительности Ребенку предлагается игра: взрослый начинает слово, произнося первый слог, а он заканчивает. Всего предлагается 10 слогов. Фиксируется не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности. Субтест № 8. «Гибкость ума» [2 с. 94-97] Цель: Оценка гибкости ума, речевой активности, словарного запаса. Предложите ребенку за 1 минуту назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. Например: - назови слова, обозначающие деревья ...; - назови слова, обозначающие диких животных .... Субтест № 9. «Сравнение предметов» [2 с. 84-85] Цель: Оценка сформированности операции мышления «сравнение предме-тов». Для сравнения были предложены ребенку следующие пары понятий: муха – бабочка; книга – тетрадь. Вначале необходимо было задать ребенку короткие вопросы для того, чтобы он представил себе то, что он будет сравнивать. Затем надо предложить ребенку найти черты сходства и различия у сравниваемых понятий. Выделить по каким признакам (существенным или нет) проводилось сравнение, что ребенок лучше выделяет – черты сходства или различия. Хороший результат если ребенок назвал по 2 признака сходства и различия заданной пары предметов. Субтест №10 «Ответь на вопросы» [2 с. 81-83] Цель: Оценка развития словесно – логического мышления. Нам необходимо узнать: как ребенок ориентируется в реальном мире, как может объяснить те или иные закономерности, как сформировано у него умение обобщать, на сколько он знаком с предметным миром. Ребенок отвечает на вопросы (смотри бланк). Всего 20 вопросов. Высокий уровень развития словесно – логического мышления – если ребенок ответил пра-вильно на 15...16 вопросов. Субтест №11 «Нелепицы» [2 с. 78-79] Цель: Оценка развития образно – логического мышления Ребенку демонстрируется картинка, на которой изображены разные нелепицы. Он должен был внимательно рассмотреть эту картинку и сказать, что нарисовано неправильно и объяснить, что не так, почему это не так и как на самом деле должно быть. На все задание дается не более 2 минут. Если ребенок обнаружит более 8 нелепиц – это хороший результат развития образно - логического мышления Общий вывод о когнитивной готовности ребенка к обучению в школе делается на основе оценки качества выполнения всех перечисленных субтестов. Литература: 1. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психо-лога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство». 1998. – 352 с. – (Прак-тическая психология в образовании). 2. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева – СПб.: «Дельта». 1997. – 384 с. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|