Комплексная методика «Определение когнитивной готовности детей к обучению в школе».

Категория: По направлениям » Для детского сада | Просмотров: 7848

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Субтест № 4. «Запомни 10 слов» [2 с. 109]
Цель: Оценка уровня развития слуховой памяти – кратковременной и долговременной.
Ребенку зачитывается 10 слов, затем он должен их повторить в любом порядке. Количество воспроизведенных слов и будет показателем кратковременной слуховой памяти. Затем такая процедура повторяется еще 3 раза. В конце всего диагностического сеанса опять возвращаемся к этому упражнению. Не называя слов, просим ребенка вспомнить их. Это показатель долговременной слуховой памяти.
Хороший показатель кратковременной памяти для 6 летнего ребенка – 5...6 слов
Хороший показатель долговременной памяти для 6 летнего ребенка – 7...8 слов

Субтест №5. «Запомни рисунки» [2 с. 116-117]
Цель: Оценка объема кратковременной зрительной памяти.
Ребенку показывают рисунок с изображением фигур, просят рассмотреть этот рисунок очень внимательно и запомнить фигуры (их всего 9). Время экспозиции 30 секунд. Далее показывают ребенку другой рисунок, на котором есть 9 изображений из первого рисунка и еще 6 других, и просят его показать картинки из первого рисунка. Ребенок имеет 9 попыток при показе запомнившихся изображений. Процедура длится не более 1,5 минут.
Хороший результат для детей 6 лет – 7...8 изображений
Средний результат для детей 6 лет – 5...6 изображений.

Субтест №6 «Запомни второе слово» [2 с. 119]
Цель: Оценка способности к осмысленному запоминанию.
Ребенку зачитываются пары слов, которые он должен постараться запомнить. Делается акцент на том, что между словами может быть какая-то ассоциативная связь и на то, что ребенку нужно будет воспроизвести второе, парное слово. Затем ребенку зачитываются только первые слова, а ребенок называет к ним парные слова. Количество воспроизведенных слов – показатель смысловой памяти.
Хороший показатель смысловой памяти для 6 летнего ребенка – 7...8 слов
Средний результат для детей 6 лет – 5...6 слов

Оценка уровня сформированности мышления.
Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п.
Выделяют три вида мышления:
1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);
2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явле-ний);
3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Субтест № 7. «Окончание слов» [2 с. 85-86]
Цель: Оценка скорости мыслительных процессов, сообразительности
Ребенку предлагается игра: взрослый начинает слово, произнося первый слог, а он заканчивает. Всего предлагается 10 слогов.
Фиксируется не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности.

Субтест № 8. «Гибкость ума» [2 с. 94-97]
Цель: Оценка гибкости ума, речевой активности, словарного запаса.
Предложите ребенку за 1 минуту назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. Например:
- назови слова, обозначающие деревья ...;
- назови слова, обозначающие диких животных ....

Субтест № 9. «Сравнение предметов» [2 с. 84-85]
Цель: Оценка сформированности операции мышления «сравнение предме-тов».
Для сравнения были предложены ребенку следующие пары понятий: муха – бабочка; книга – тетрадь. Вначале необходимо было задать ребенку короткие вопросы для того, чтобы он представил себе то, что он будет сравнивать. Затем надо предложить ребенку найти черты сходства и различия у сравниваемых понятий. Выделить по каким признакам (существенным или нет) проводилось сравнение, что ребенок лучше выделяет – черты сходства или различия.
Хороший результат если ребенок назвал по 2 признака сходства и различия заданной пары предметов.

Субтест №10 «Ответь на вопросы» [2 с. 81-83]
Цель: Оценка развития словесно – логического мышления.
Нам необходимо узнать: как ребенок ориентируется в реальном мире, как может объяснить те или иные закономерности, как сформировано у него умение обобщать, на сколько он знаком с предметным миром.
Ребенок отвечает на вопросы (смотри бланк). Всего 20 вопросов. Высокий уровень развития словесно – логического мышления – если ребенок ответил пра-вильно на 15...16 вопросов.

Субтест №11 «Нелепицы» [2 с. 78-79]
Цель: Оценка развития образно – логического мышления
Ребенку демонстрируется картинка, на которой изображены разные нелепицы. Он должен был внимательно рассмотреть эту картинку и сказать, что нарисовано неправильно и объяснить, что не так, почему это не так и как на самом деле должно быть. На все задание дается не более 2 минут. Если ребенок обнаружит более 8 нелепиц – это хороший результат развития образно - логического мышления
Общий вывод о когнитивной готовности ребенка к обучению в школе делается на основе оценки качества выполнения всех перечисленных субтестов.

Литература:
1. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психо-лога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство». 1998. – 352 с. – (Прак-тическая психология в образовании).
2. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева – СПб.: «Дельта». 1997. – 384 с.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Срисовывание картинки изображающей домик (Гуткина Н. И.)
  • Колесникова Е.В. Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет
  • Колесникова Е.В. Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 5-6 лет
  • Колесникова Е.В. Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 4-5 лет
  • Грибкова Н. Н. и Орлова Н.В. Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста
  • Тематический план занятий программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • Герасимова А.С. Тесты для подготовки к школе
  • Развитие устойчивости, распределения внимания, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 7
  • Развитие познавательных способностей учащихся. 2-3 КЛАССЫ
  • И. Н. Астаева, О. В. Сухоногова. Развиваем графомоторные навыки у дошкольников.
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Игнатова С.В. Поступаем в хорошую школу. Тесты двух уровней сложности для 5-7 лет
  • Редактор. Тесты к школе
  • Абдуллина Юлдуз Сайяховна. «Воспитание самостоятельности в хозяйственно-бытовом труде у детей среднего возраста»
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Дещинская Нина Николаевна. Рекомендации для родителей на тему «Развитие у дошкольников внимания и памяти, как предпосылка успешного обучения в школе»
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Ориентационный тест школьной зрелости Кёрна-Йирасека
  • Ориентационный тест школьной зрелости Кёрна-Йирасека
  • Абдуллина Юлдуз Сайяховна. Воспитание самостоятельности в хозяйственно-бытовом труде у детей среднего возраста
  • О.Б. Спицина Е.А. Шуклина А.С. Бузинова. Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему «Влияние мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на развитие речи и мыслительных операций»
  • Развитие концентрации, устойчивости и объёма внимания. ЗАНЯТИЕ 8
  • Торхова Ольга Николаевна. Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе. Основные проблемы и их разрешение»
  • Критерии готовности к школе или как подготовить ребенка к школьному обучению
  • Детский сад. Консультация для воспитателей «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе»
  • Развитие концентрации, устойчивости, объёма, распределения. ЗАНЯТИЕ 3
  • Черняй Ольга Витальевна. Консультация для воспитателей «Таланты детей на кончиках их пальцев» (развиваем сенсорику и мелкую моторику рук)
  • Галат Оксана Анатольевна. Занятие психолога «Волшебная шкатулка памяти и внимания»
  • Старочкина Татьяна Павловна. «Готовность ребёнка к школе»
  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Музыкантова Татьяна Васильевна. Консультация для родителей «Психологическая готовность ребёнка к школе»
  • Климанова Вера Владимировна. Проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению
  • Закелова Оксана Евгеньевна. Индивидуально коррекционно – развивающее занятие в подготовительной к школе группе «Коррекция нарушений в развитии внимания»
  • Воронина Лариса Павловна. С пальчиками поиграй, язычок не забывай!
  • Ольга Торощина. Исследовательский проект психологическая готовность детей к обучению в школе
  • Развитие переключения внимания, зрительной памяти, воображения. ЗАНЯТИЕ 15
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Алчинова Екатерина Леонидовна. Круглый стол «Мотивационная готовность – как один из важнейших компонентов психологической готовности ребенка к школе»
  • Яна Горбунова. Родительское собрание для родителей будущих первоклассников
  • Пятак С.В., Мальцева И.М. Готов ли я к школе? Диагностика для детей 6-7 лет. (Ломоносовская школа)
  • Колесникова Е.В. Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 3-4 лет
  • Редактор. Компоненты психологической готовности к обучению в школе
  • Приложения к программе по формированию регулятивных универсальных учебных действий
  • Условия для знакомства детей в микро-группе. ЗАНЯТИЕ 1
  • Развитие устойчивости, распределения, объёма внимания. ЗАНЯТИЕ 14
  • Программа по коррекции и развитию внимания
  • Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2 –3 классы). Введение.
  • Елена Казанова. Ликбез для родителей: готов ли ребенок к школе в 6, 5 лет?
  • Развитие устойчивости внимания и смысловой памяти. ЗАНЯТИЕ 5



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь