Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. | Семейная психотерапия | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 2 страница



Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57004

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ВВЕДЕНИЕ
Однажды, когда Муми-троллъ был совсем маленький, его папа в самый разгар жаркого лета умудрился простудиться. Он не пожелал пить горячее молоко с луком и сахаром, он не захотел даже лечь в постель... Он никогда раньше не болел и теперь был очень встревожен... My ми-мама поглядела на мужа и вдруг сказала:
— Знаешь, я сегодня убирала на чердаке и нашла большую тетрадь. Что если тебе написать книгу о своей молодости ?.. А потом ты бы читал нам вслух то, что написал.
В ответ папа перестал кашлять:
— Так быстро книгу не напишешь... Не думай, что это так про -сто: взял и написал, — проворчал папа и высунулся из-под одеяла.
— Да, пожалуй, ты прав, — согласилась Муми-мама, ...которая в самой трудной ситуации обязательно что -нибудь при -думает, и пошла на чердак за тетрадью*.
Вот так сказочные герои выдуманного мира финской писатель -ницы Туве Янссон общаются, взаимодействуют, то есть живут в сво -ей семье. Выдуманная семья муми-троллей — это семья, по которой в глубине души тоскует каждый из нас, потому что «все они славные и добрые — одним словом, семья». Они любят и заботятся друг о друге и обо всех, кому плохо и трудно живется. Они легко решают проблемы любого уровня сложности — от мелких семейных недоразумений до природных бедствий. Один из секретов успеха их семьи в том, что они всегда вместе, даже если на время расстаются, и никогда не унывают, даже в дождливые осенние вечера, когда к некоторым незаметно подкрадывается плохое настроение.
Авторы данного учебного пособия предлагают свой взгляд на важные проблемы психологии семьи — семейные трудности и со-владание с ними. Трудно найти тему, так сильно затрагивающую людей, как переживания, связанные с семьей, и их преодоление.
Книга предназначена для студентов, изучающих курс семейной психологии в университете. В ней впервые изложены новые матери-
* Янссон Т. Все о муми-троллях: Повести-сказки / Пер. со швед. СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 247-248.
4
алы, ранее не представленные в отечественной психологии исследования семьи, много материалов из иностранных источников, ранее недоступных читателю, знакомому лишь с русскоязычной литературой. Пособие содержит обобщенный опыт исследовательской группы, работающей в Костромском государственном университете им. Н. А. Некрасова в рамках проекта РГНФ № 03-06-00143а (руководитель Т. Л. Крюкова), посвященного российской семье переходного периода, ее совладающему поведению и развитию.
В пособии приводятся программы учебных курсов по психологии семьи, созданные и реализуемые авторами как преподавателями университета.
Авторы пытаются отразить неоднозначную оценку состояния современной семьи, которая, с одной стороны, вполне справляется с трудностями и невзгодами, но с другой, требует внимания и поддержки общества из-за неспособности находить решения проблем самостоятельно (социальное сиротство, девиантное материнство и т. д.).
Предлагаем вам, уважаемые читатели, задуматься и вместе с нами поискать ответы на вопросы о том, что делает семью жизнестойкой, что у нее «болит» и почему часть семей не выдерживает даже слабых испытаний. Пособие раскрывает современное состояние представлений о семейной динамике: влияние этапа развития и структуры семьи на ее жизнестойкость, своеобразный вклад родителей и детей в семейную устойчивость к социальным стрессам, показывает специфические семьи, «сражающиеся» с драматическими обстоятельствами своей жизни (больной ребенок, посттравматическое стрессовое расстройство мужа, побывавшего в «горячих» точках, и т. д.). Особое значение придается раскрытию образов матери и отца, называемых «архитекторами» семейных отношений. Поиск семьей, находящейся в трудной ситуации, ресурсов совла-дания, креативность в нахождении путей дальнейшего развития должны, по мнению авторов, помочь студентам лучше осознать свой профессиональный путь в направлении изучения семейной психологии и помощи семье.
Выражаем искреннюю благодарность и признательность нашим аспирантам и студентам, внесшим своими исследованиями вклад в изучение семьи, семейных отношений и совладеющего поведения.
В написании главы I принимала участие Н.О. Белорукова, главы III — О. Б. Подобина, главы IV — Т. В. Гущина, М. С. Голубева и А. Ю. Василенко.
Глава I
ЖИЗНЕННЫЕ ТРУДНОСТИ СЕМЬИ И СОВЛАДАНИЕ С НИМИ
СЕМЕЙНЫЙ СТРЕСС И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
«Ах, эти бури! Они нужны, верно, для
того, чтобы после них всходило солнце», ~
подумал Муми-папа, допивая кофе.
Супружеству и семье посвящены тысячи книг и научных исследований. Счастливая или хотя бы психологически комфортная семейная жизнь помогает человеку в достижении личного счастья и самых нелегких жизненных целей. Успешный брак нередко сравнивают с выигрышем в лотерее, «счастливым билетом», он имеет несомненную ценность в общественном мнении. Можно сказать, что большинство людей стремятся к идеальному браку и хотят иметь счастливую семью. Тем не менее нередко кажется, что счастливые браки и семьи редки — мы ежедневно сталкиваемся с супружески -ми конфликтами, непониманием и враждой ближайших родственников. Еще в начале XX в. много писали и говорили о кризисе семьи и брака. Моногамный идеал, по мнению К. Хорни, постоянно развенчивается, но для общественного института семьи адекватной замены пока не найдено. Долгая и однообразная жизнь с одним и тем же человеком нередко делает скучными и утомительными отношения в целом и особенно сексуальные. Однако это лишь один из поверхностных симптомов трудностей совместной жизни в семье, считают исследователи-психоаналитики (К. Юнг, К. Хорни, А. Миллер, Р. Скиннер). В трудных и напряженных ситуациях, при столкновении с драматическими, по-настоящему серьезными и невыносимыми событиями как в частной и профессиональной жизни, так и в жизни общества, нередко именно семья и близкие
6
отношения становятся той единственной сферой, поддерживающей человека, дающей ему силы для преобразования ситуации, выбора «варианта жизни» (В. Н. Дружинин, 2000).
Все это побуждает исследователей семьи изучать факторы, способствующие или препятствующие удовлетворенности взаимоотно -шениями и взаимодействием у членов семьи во всех сферах жизни. Действительно, почему-то некоторых людей и семей житейские катастрофы «едва касаются... оставляя целыми и невредимыми, а на других, слабых, незакаленных сваливаются как большие снеговые глыбы, сдавливая их», — так описывает А. П. Чехов членов семьи профессора N. в «Скучной истории». В случае, «когда в человеке нет того, что выше и сильнее всех влияний... достаточно хорошего насморка, чтобы потерять равновесие» (А. П. Чехов, 1979. С. 401). Знаменитый писатель называет это «богом живого человека», современные психологи говорят о силе Я, самоэффективности, устойчивости человека и семьи к стрессу, способности к совладанию с ним.
Исследователям семьи как целостности (группы, общности) пока многое представляется неясным, например, как влияют факторы риска или неблагоприятные события на уязвимость к стрессу отдельных индивидов и семьи в целом; что защищает семью от стресса; что такое жизнестойкая или выносливая семья (Е. A. Blechman, Е. М. Hetherington, 1996). Эти проблемы рассматриваются в западной психологии, прежде всего, в рамках теории семейных систем Мюррея Боуэна, согласно которой «семья является системой, так как изменения в одной части ведут к компенсаторным изменениям в других частях семьи». Именно поэтому трудно представить, что в супружестве или в семейных отношениях может быть счаст -ливым кто-то один. Чаще супруги и семьи или вместе счастливы («Все счастливые семьи похожи друг на друга...» уЛ. Н. Толстого), или несчастливы. Данный подход связывает научные исследования семейных трудностей с оказанием практической помощи семье — семейной психотерапией (А. Я. Варга, 2001; А. Миллер, 2001; И. Ю. Хамитова, 2001; Э. Г. Эйдемиллер, 2001; В. Юстицкис, 1999). Другое важное социально-психологическое направление изучает динамические процессы и явления в семье как малой или первичной группе, а также динамику семьи как смену стадий, фаз совместной жизнедеятельности и смену одних семейных событий другими. Первичная группа отличается интенсивным взаимодей-
7



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Плетников В.В. Опыт психологического консультирования в ситуациях родительского запроса на изменение поведения ребенка
  • Авакян Лариса Васильевна. Пути повышения педагогической культуры родителей
  • Лободенко Наталья Леонидовна. «ПОЛЕЗНОЕ» ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.
  • Перевозникова Наталья Николаевна. Статья: «Безопасное поведение детей на дороге и в транспорте».
  • Башкардина Ольга Владимировна. Консультация для родителей 'Как сделать своего ребенка счастливее'
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Новикова Олеся Николаевна. Как сделать ребенка послушным
  • Скворцова Лариса Викторовна. Сопровождение дошкольным образовательным учреждением семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
  • Кошкарова Ирина. «Ребенок поступает в детский сад»
  • Омётова Олеся Васильевна. Когда родители разводятся
  • Худякова Вера Анатольевна. Консультация для родителей. «Веселая математика дома» для детей 4-5 лет
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Лезжова Ольга Владимировна. В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем
  • Оксана Владимировна Самарцева. «О НАКАЗАНИЯХ»
  • Оксана Черепанова. Как помочь ребенку стать самостоятельным
  • Сорокин Сергей. Консультация для родителей «Детская ложь»
  • Горностаева Татьяна Викторовна. Тренинг занятие на тему: «Родители и дети: пути взаимодействия»
  • Кузьмина Елена Валентиновна. Буклет «Пять путей к сердцу ребенка»
  • Редактор. Обучение манерам - почему родители должны служить примером для детей
  • Захарова Наталья Григорьевна. Консультация для родителей «Совместные игры с ребенком».
  • Пайбаршева Жанна Анатольевна. Консультация для родителей: «Игры с детьми на отдыхе в летний период».
  • Сакович Людмила Станиславовна. Что мы знаем о наших детях?
  • Травченко Татьяна Владимировна. Развитие речи у детей
  • Главный Редактор. Неусидчивость
  • Самсонова Галина Сергеевна. Записки воспитателя о работе с ребенком с расстройством аутистического спектра (продолжение).
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Ирина Петракова. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Растить детей трудолюбивыми»
  • Отт Эрика Викторовна. Пожелание всем родителям
  • Алла Майок. Буклет «Дерево взаимоотношений»
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Безопасное поведение ребенка на улице»
  • Вишняков Алексей. Ошибочные цели поведения детей и способы продуктивного реагирования родителей.
  • Калин Ольга. Консультация для родителей дошкольников: «Роль семьи в развитии ребенка»
  • Павлова Екатерина Николаевна. Консультация для родителей адаптационных групп «Заблуждения о процессе адаптации к детскому саду»
  • Кравцова М.М. Дети-изгои. Помощь родителей
  • Клеймёнова Светлана Гаригиновна. Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей
  • Околосмертные переживания - не только перед смертью
  • Писарева Людмила Викторовна. Консультация для родителей «Воспитание заботливого отношения к окружающим»
  • Савина Е.А. Забота, контроль и требования родителей как основные факторы воспитания ребенка
  • Желтова Светлана Александровна Шагинова Елена Александровна. Консультация для родителей: «Как научить ребёнка хорошим манерам».
  • Абрамова Ольга Сергеевна. 'Педагоги и родители — творческий тандем'.
  • Самсонова Галина Сергеевна. Записки воспитателя о работе с ребенком с расстройством аутистического спектра.
  • Командин Евгений Николаевич. Родительское собрание в средней группе: «Азбука взаимодействия родителей с ребенком»
  • Галеева Румия Равиловна. Родителям о воспитании культуры детей.
  • Буткова Е. Н., Горюнова Н. Ю.. Дидактическое пособие «Витаминки любви».
  • Советы психолога при выборе ребенка для усыновления
  • Авхадиева Энже Нафисовна. Родители, будьте осмотрительнее!
  • Дудкина Елена Викторовна, Николаева Галина Петровна. Консультация для родителей детей с ОВЗ «Играем дома с детьми аутистами»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь