|
Бакиров Анвар. С чего начинается НЛП.Категория: Библиотека » Гипноз, транс, NLP | Просмотров: 16827
Автор: Бакиров Анвар.
Название: С чего начинается НЛП. Формат: HTML, RTF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Самомнение .
«Они сказали, что не знают, что делать с моей проблемой, и послали меня на три буквы… На НЛП». Милости просим! И все— таки: что такое НЛП? Попыток дать ответ на этот вопрос достаточно много. Огромное число людей, в той или иной степени овладевших НЛП, регулярно ищут подходящие объяснения для еще большей армии любопытных. Люди спрашивают, интересуются… Не будешь же их отсылать к определению, приведенному выше! Не поймут. Да и как уложить в несколько слов целый мир? Потому то и родилась бессмертная расшифровка: Н е поймешь — Л учше П опробовать. А многочисленные определения все множатся и множатся… Постепенно укладываясь в любимую копилку [10]. НЛП — это язык описания мыслительных процессов и наука моделирования человеческого совершенства. В этом смысле НЛП любят сравнивать с нотной грамотой. Ведь именно с помощью нот наконец то удалось записать на бумаге волшебство мелодии. И теперь любой хороший музыкант способен воспроизвести ее с листа. Подобно чарующим мелодиям на нотах, НЛПеры научились выделять и записывать важнейшие элементы человеческого совершенства. НЛП — это психотехнология успеха . Да! Нас больше всего интересует успех. Что отличает успешных людей от неуспешных? Как примкнуть к первой группе? На эти вопросы уже даны конкретные ответы. И этому можно научиться. НЛП — это луч света психологических практик в темном царстве классического подхода. Не правда ли, наглое высказывание? А между тем за ним кроется один из главных акцентов НЛП: практичность. НЛП оперирует только тем, что реально работает и оставляет в стороне умозрительные построения. Костяк НЛП составляют тщательно выверенные и многократно проверенные инструменты. НЛП — это искусство работать с моделями окружающего мира и соотносить их с окружающим миром. Даже при самой развитой технологии НЛП оставляет место и для искусства. Равно как и в музыке, танцах, живописи… ученики развивают свои технические навыки, а уж на их основе строится настоящее искусство. НЛП — это практическая философия поиска и моделирования совершенства. Оно действительно дарит весьма хорошо работающую жизненную философию. Причем не на уровне философствования, а на уровне реальных жизненных надобностей. Ориентируясь на философию НЛП мы направляем внимание на то лучшее, что есть вокруг нас, с тем, чтобы стать лучше и совершеннее. НЛП — это методика совершенствования самосознания. Как мы мыслим? Что происходит внутри нас? Какие мотивы лежат за нашими поступками? Что формирует и поддерживает нашу личность? И как можно изменить в себе то, что пока работает не так, как хочется? Вопросов много, и самое главное, что на них можно найти ответы. А НЛП помогает нам в этом. НЛП — это психотехника, помогающая людям жить. Причем жить хорошо. С кайфом! НЛП неоценимо в психологическом консультировании. Оно позволяет решать практически любые психологические (и даже психотерапевтические) проблемы. Причем все делается четко и технологично. Можно даже выделить ключевые шаги. НЛП — это инструкция по эксплуатации собственного мозга. Когда то наш мозг сравнивали с совершенным компьютером, к которому забыли приложить инструкцию по эксплуатации. Как дикарь может воспользоваться микроскопом? Как молотком. Плохим и ломким — гораздо хуже каменного. Потому что не знает, как с ним обращаться. Как вы уже догадались, НЛП призвано восполнить этот пробел. НЛП — это очаг уменьшения энтропии в хаосе нереализованных возможностей. Мы живем в мире необычайных возможностей. Они воистину огромны! Осталось только научиться их находить и реализовывать. Чем мы с вами и займемся. Почему только очаг? Потому что НЛП еще очень молодо и только набирает свою силу. А еще говорят, что НЛП — это Н ачинаем Л епить П сихологов. То есть даже если человек не имеет фундаментального психологического образования, то став НЛПером он уже в какой то степени имеет право величать себя психологом. То есть «истинные» психологи конечно же возмутятся: они то этому учились лет пять [11]. А между тем НЛПеры в чем то оказываются «гораздо больше психологами», нежели люди, которые себя так величают. Хотя по правде говоря, это только начало пути психолога. А пока НЛП — это «как доехать на осле без морковки». Что тоже не мало… Самое интересное . Мы — люди, создающие поваренные книги. Мы не хотим знать, почему это есть шоколадное пирожное; мы хотим знать, что в него положить, чтобы оно правильно получилось. Знание одного рецепта не означает, что нет множества других способов его приготовить. Мы хотим знать, как шаг за шагом прийти от ингредиентов к шоколадному пирожному. Ричард Бендлер А сейчас о том, что же позволило НЛП появиться на свет. Именно то, что создателей НЛП заинтересовал один простой вопрос: "Как? " Как мы мыслим? Как гениальные люди делают то, что они делают? Как научиться тому же самому? С этим простым вопросом "Как? " они подходили к решению самых различных задач. Больше всего их интересовала структура каждого явления. Как устроена эта конкретная проблема? Как сделать так, чтобы ее решить? Именно вопрос "Как? " позволил им сконцентрировать все свое внимание на самых важных элементах субъективного опыта. Если раньше психологов больше интересовал вопрос "Почему? " и причины , то НЛПерам стал интересен вопрос "Как? " и структура . Мнение: Бюджет — детальный список, объясняющий, как вы умудрились потратить больше, чем заработать. Почему большинство психологов так активно интересовались причинами любой проблемы? Дело в том, что они знали только один способ как ее решить: найти и устранить причину. Но разве чтобы научить ребенка грамоте так уж необходимо знать, почему первоклассник до сих пор ее не выучил? Достаточно просто знать, как это делается. И уметь это делать. Вопрос "Почему? " помогает найти ответ на вопрос «Кто виноват?», а вот с вопросом «Что делать?» отлично справляется вопрос "Как? ". На самом деле, НЛПеры пользуются еще одним вопросом: "Зачем? " Это вопрос целесообразности. Задавая вопрос "Как? ", они узнавали о той стратегии, которой уже сейчас пользуется успешный человек. Вопрос "Зачем? " дает возможность оставить только нужные шаги. Представьте себе человека, который успешно включает лампочку. Задав вопрос, как он это делает, мы получаем, например, такие шаги: Помолиться Богу Электричества Подойти к выключателю Трижды поклониться Нажать на выключатель Отойти от выключателя Принести жертву Богу Электричества Проверив эту стратегию на целесообразность с помощью вопроса «Зачем?», мы получим привычную схему: «подошел включил отошел». Что и требовалось. Смешно? А ведь это именно то, что творят традиционные психотерапевты. Иначе как объяснить, что то, что НЛПеры делают за час, они делают в течении нескольких лет? [12] Простой вопрос "Зачем? " способен поставить под сомнение целесообразность множества забавных и привычных процедур. Зачем вы страдаете? Именно не "Почему? ", а "Зачем? "! Мало кому удается дать на это вразумительный ответ. По крайней мере, мне такие гении еще не встречались. Зачем смотреть телевизор? «Чтобы быть в курсе мировых событий». — А это зачем? Слабо дать честный ответ? Да нет, не слабо — только зачем? И так далее и тому подобное… [13] Мнение: Бизнесмен — это человек, тратящий время на то, чтобы сделать деньги. А затем — тратящий деньги, чтобы убить время. Самое интересное, что вопрос "Зачем? " не только позволяет отделять полезные дела от развлечений, но и может наполнить бо льшим смыслом то, о чем мы раньше и не задумывались. Зачем вы читаете эту книгу? Что вы рассчитываете из нее взять? Чему научиться? Какая польза от того, что сейчас вы заняты чтением, а не чем то еще? Какие изменения вы хотите привнести в свою жизнь с помощью этой книги? Интересные вопросы? Задумайтесь над ними… Замечено, что люди берут отовсюду только то, что собирались взять. Если вы хотите только «убить время», то вы добьетесь этой цели. Развлечься? — Легко! И с удовольствием: стиль книги к этому весьма располагает. Пополнить коллекцию прочитанных книг по психологии? Тут вам повезло: эта книжечка достаточно тоненькая. Овладеть техниками НЛП? Найдете и это… Кардинально изменить свою жизнь? Гм… Придется много работать, но все необходимое для этого тут есть. Итак, мы с вами выяснили, что главный НЛПерский вопрос — это "Как? ". Задавая его, мы интересуемся механизмом, устройством того, что делают люди. И как только мы понимаем, как устроен успех в том или ином деле, мы уже можем попытаться его воспроизвести. И чем лучше найденная схема, тем больше у нас шансов на успех. Впрочем, часто задавая вопрос "Как? ", НЛПеры выяснили, что часто оказывается полезно использовать и другие вопросы. Так, вопрос "Почему? " помогает выяснить причины, подоплеку, основание, а вопрос "Зачем? " — цели и намерения. А по мере развития НЛП в нем стали появляться и другие, не менее интересные вопросы, но главным остался вопрос "Как? ". Ведь это двигатель! Куда ж без него?! Что такое бессознательное Паттерн — шаблон, стереотип; систематически повторяющийся, устойчивый элемент (фрагмент) или последовательность элементов (фрагментов) поведения. Словарь НЛП [14] В основе львиной доли направлений современной психологии лежит очень важная идея: разделение мыслительных процессов на сознательные и бессознательные . То есть некоторые действия мы выполняем осознанно, а другие — автоматически. В этом нет ничего необычного. Например, как вы дышите? До того момента, как я не напомнил вам о вашем дыхании, вы его не осознавали. Вы дышали бессознательно. А теперь — осознанно. Посмею даже утверждать, что машинально мы выполняем гораздо больший спектр действий, чем принято об этом думать. Задумывались ли вы над тем, как вы ходите? В какой позе вы предпочитаете сидеть? Какие делаете жесты? Произносите звуки? А как вы строите собственную речь? Насколько осознанно вы отвечаете на вопрос «как дела?». Часто ли вы знаете, какие мотивы движут вами? И вне зависимости от того, какие ответы вы дали, можно сказать, что все это делается раз от раза, но не постоянно. Да это и просто невозможно! Представьте каково вам было бы, если бы в процессе беседы вам приходилось одновременно отслеживать собственное равновесие, дыхание, подбор слов, жестикуляцию… А еще и теме разговора стоит уделить толику своего драгоценного внимания. Теперь— то мы с вами понимаем, что какую то часть работы имеет смысл взять на себя, какую то перепоручить «автопилоту». Этот «автопилот», встроенный в мозг каждого человека, НЛПеры и называют бессознательное [15] . Как вы понимаете, оно должно быть наделено способностью одновременно оперировать огромнейшим количеством самых различных процессов. Иначе оно просто не справилось бы со всеми своими функциями. А этих функций действительно достаточно много. Во первых, бессознательное следит за нашим внутренним состоянием , оно поддерживает наш организм в состоянии нормальной жизнедеятельности. Сердцебиение, регулирование артериального давление, обмен веществ, дыхание — все это (и многое другое) берет на себя бессознательное. Можно даже сказать, что оно отвечает за наше здоровье. Во— вторых, оно берет на себя все автоматические действия, которые с трудом отслеживает сознание. Например, чтобы почесать себя за ухом, достаточно просто дать команду своей руке. Остальную работу (вовремя задействовать и затем расслабить определенные группы мышц, снабдить их дополнительным кислородом, вернуть руку обратно) выполнит бессознательное. Мы не зря все детство вырабатывали соответствующие навыки . Теперь мы ими просто пользуемся. К той же группе можно отнести и более сложные манипуляции. Как нечто само собой разумеющееся мы проделываем дорогу от дома до магазина, работы, транспорта… Ноги сами несут, как тут не вспомнить о любимом помощнике летчиков — автопилоте! Мы перепоручаем ему всю рутинную работу, которую приходится выполнять изо дня в день. Самое забавное, что ему же перепоручаются все ритуалы общения: знакомство («Очень приятно!» ), приветствие («Привет! Как дела?» ), прощание («Целую! Пока» ), ссора («Сам ты…» ), примирение («Прости меня, пожалуйста…» ) Причем, отрабатываются на только слова, но и интонации, позы, жесты… Как всегда. Подобные шаблоны и стереотипы позволяют освобождать наше сознательное мышление для решения других задач: глобального планирования и контроля того, что требует более внимательного отношения. В какой то степени, сознательное внимание можно сравнить с биноклем: видно лучше и четче, но… значительно меньше. И при этом всегда можно перенаправить свое внимание и рассмотреть то, что раньше не осознавалось. На этой идее и основано переучивание: мы «вытаскиваем» уже сформировавшийся навык на уровень сознания и теперь уже можно его изменять — сознательно, т.е. так, как это нужно нам. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|