Лакан Жак. 'Значение фаллоса'

Категория: Библиотека » Лакан Жак | Просмотров: 7654

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Именно на этом основан наш принцип толкования творчества Фрейда, которому мы следуем уже семь лет, - и те результаты, к которым мы пришли: прежде всего то, что при всяком объяснении аналитического феномена необходимым представляется понятие означающего в той мере, как оно противостоит понятию означаемого в современном лингвистическом анализе. Фрейд не мог основываться на данных понятиях структурной лингвистики, появившейся после него, но, как мы считаем, открытие Фрейда приобретает свою рельефность в том, что ему пришлось предвосхитить эти ее формулировки, хотя исходит оно из той области, где нельзя было надеяться на ее главенство, Напротив, именно открытие Фрейда придает оппозиции означающего и означаемого действенную значимость, что подразумевает активность означающего в определении воздействий, в которых само означиваемое несет на себе его печать и преобразуегся в результате такого захвата в означаемое. И тогда захват означающим становится новым измерением человеческого состояния, поскольку говорит не только человек, но в человеке и посредством человека говорит оно, и человеческая структура оказывается сотканной из взаимодействий структуры языка, для которой он становится материалом, и отношения речи таким образом отражающимся в нем помимо всего того, чтомогла уловить психология идей.

ИТАК, мы можем сказать, что последствия открытия бессознательного не были даже предугаданы в теории, когда его сотрясающие эффекты уже дали себя почувствовать в гораздо более широкой области праксиса, чем это пока оценивают, - даже в их видe отступлений.

Уточним, что само выделение связи человека с означающим не имеет ничего общего с "культуралистской" точкой зрения, в обычном смысле этого слова. Такую точку зрения в спорах о фалосе предвосхитила, например, Карен Хорни своей позицией расцененной Фрейдом как феминистская. Не идет здесь речи и об отношении человека к языку как социальному феномену, ни о чем-либо подобном пресловутому идеологическому психогенезу, вовсе еще не преодоленному категоричным использовани-ем понятия совершенно метафизического, хотя и скрывающего-ся за принципом апелляции к конкретному, и носящего нелепое название аффекта.

Речь здесь идет о необходимости обнаружить в законах, правящих на той другой сцене (eine andere Schauplatz), которую Фрейд в связи со снами относит к сфере бессознательного, воздействия, обнаруживающиеся на уровне цепи материально изменчивых элементов, которые составляют язык воздействия, детерминированные двойной игрой комбинации и субституции в озна-чающем, соответственно двум образующим означаемого - ме-тонимии и метафоры; воздействия, детерминирующие установление субъекта. Такая попытка намечает топологию, в математическом смысле слова, без которой, как вскоре оказывается, не-возможно даже обозначить структуру симптома, понимаемого аналитически.

Оно говорит в Другом, сказали бы мы, обозначив Другим само место, всплывающее при всяком использовании речи в любом отношении, в которое он вступает. Если оно говорит в Другом, слышит ли это ухо субъекта или нет, но именно здесь субъект, в силу логического предшествования всякому появлению означаемого, занимает отведенное ему означающее место. Открыв то, что выражает субъект на этом месте, то есть в бессознательном, мы сможем понять, ценой какого раскола (Spaltung) он себя так-то конституировал.

Здесь фаллос высвечивается в его функции. В теории Фрейда фаллос не фантазм, если видеть в этом воображаемый эффект. Как таковой не является он и объектом (частичным, внутренним, хорошим, плохим и т. д...), в той мере как данным термином стараются определить реальность, на которую направлен интерес в отношении. Еще меньше является он символизируемым им органом, пенисом или клитором. И не без оснований Фрейд ссылается здесь на призрачность (simulacre), которой он был для Древности.

Ведь фаллос - означающее, функция которого в интрасубъективном хозяйстве анализа, приподнимает завесу над его функцией в мистериях. Ведь это означающее, призванное обозначить всю совокупность эффектов означаемого, в той мере как означающее их обуславливает своим присутствием означающего.

Изучим теперь эффекты такого присутствия. Прежде всего они вытекают из искажения потребностей человека фактом того, что он говорит, а именно, чем больше его потребности подчиняются запросу, тем более отчужденными они к нему возвращаются. Это не следствие его реальной зависимости (не ищите здесь ту паразитическую концепцию, которая представлена понятием зависимости в теории невроза), - но эффект претворения в означающую форму как таковую и эффект того, что передается сообщение с места Другого.

То, что отчуждается таким образом от потребности, составляет Uruerdrangung (правытеснение) из предполагаемой невозможности выразиться в запросе, но появляется в своего рода выбросе - в том, что наличествует у человека в качестве желания (das Begehren). Феноменологии, развивающейся на базе аналитического опыта, свойственно вскрывать в желании парадоксальный, девиантный, неустойчивый, эксцентрический, даже скандальный характер, отличающий желание от потребности. И этот факт слишком убедителен, чтобы не быть вечно навязываемым мора-листам, в высшем смысле этого слова. Казалось бы, фрейдизм изначально должен придавать этому факту соответствующий статус. Но, как это ни парадоксально, психоанализ оказался во главе полного обскурантизма, совершенно отрицающего факты в идеале теоретического и практического сведения желания к по-требности.

Вот почему нам необходимо четко определить этот статус, исхо-дя из запроса, характерные свойства которого, по сути, ускользают в понятии фрустрации (термин, никогда не употреблявшийся Фрейдом).

По своей природе, запрос относится не к удовлетворениям, к которым он апеллирует. Он является запросом присутствия или отсутствия. Первоначальное отношение к матери, неся в себе Другого, это прекрасно выявляет - и поместить его следует по эту сторону потребностей, которые он может пресытить. Уже в этом отношении Другой конституируется как имеющий "привилегию" удовлетворять потребности, т.е. он наделяется властью ли-шить потребности того единственного, посредством чего они могут быть удовлетворены. Эта привилегия Другого очерчивает, таким образом, радикальную форму дара того, чем он не обладает и что можно назвать его любовью.

Таким образом запрос снимает (aufbebt) своеобразие всего, что может быть допущено как воплощение его в доказательство люб-ви, а удовлетворения, получаемые запросом для потребности, унижаются (sich emiedrigt) до того, чтобы стать лишь крахом за-проса любви (все это прекрасно выявляет психология ухода за новорожденным, которой придерживаются наши аналитики-няньки).

Тогда возникает необходимость, чтобы упраздненное здесь своеобразие вновь появилось по ту сторону запроса. Там оно вновь, действительно, и появляется, но сохраняя структуру, которую та-ит в себе безусловность запроса любви. В результате оборачивания, которое не есть простое отрицание отрицания, мощь полной утраты возникает из осадка от изглаживания. Безусловность запроса желание замещает "абсолютным" условием: в такое условие разрешается то, что в доказательстве любви не признавало удовлетворения потребности. И поэтому желание не аппетит к удовлетворению, не запрос любви, но разность от вычитания первого из второго, собственно, феномен их раскола (Spaltung).

Понятно, как сексуальное отношение занимает такое замкнутое поле желания и исполнит там свою судьбу. Это поле создано для того, чтобы в нем возникала загадка, которую это отношение вызывает в человеке, "означая" для него ее двояко: возвращением порожденного таким отношением запроса в виде запроса по по-воду потребности; двусмысленностью, презентифицированной на Другом, которого имеет в виду запрошенное доказательство любви. Зияние такой загадки удостоверяет то, что ее определяет и что может предстать очевидным в следующей наиболее простой формулировке: субъект как и Другой, для каждого из партнеров отношения не могут ограничиться ни ролью субъекта потребности, ни объекта любви, но они должны занять место при-чины желания.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Афанизис
  • Фаллос; phallus
  • Доэдипов; preoedipal
  • Стадия фаллическая; phallic stage (или phase)
  • Зависть к пенису; penis envy
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Комплекс кастрации; castration complex
  • Выбор объекта нарциссический; narcissistic object-choice
  • Бисексуальность
  • Комплекс эдипов; Oedipus complex
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 5: (1957/1958). Образования бессознательного.
  • Стасс Филипп. «Маленький Ганс» как основополагающий случай Фрейда.
  • Бион У.Р. К-связь и –К-связь
  • Комплекс; complex
  • Отказ (от реальности); disavowal (или denial)
  • Извращение; perversion
  • Отвержение; repudiation или foreclosure
  • Бессознательное (Бсз, Ubw)
  • Влечение к разрушению
  • Объект; object
  • Расщепление Я; splitting of the ego
  • Сексуальность; sexuality
  • Психоаналитическая традиция и стиль мышления
  • Страхов Михаил. Почти детективная история желания и требования.
  • Руа Даниэль. Введение в чтение семинара V Жака Лакана.
  • Объект; object
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Имаго; Imago
  • Защита; defence
  • Наво Лор. Резюме семинаров, посвященных Книге "Еще".
  • Вытеснение; repression
  • Анаклитический
  • Анализ дидактический
  • Особенности выбора объекта у мужчин и женщин.
  • Фаллическая (женщина или мать); phallic (woman или mother)
  • Мать; mother
  • Символ; Symbol
  • Цель (влечения); aim (instinctual aim)
  • Закономерности психических систем
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Гомосексуальный; homosexual
  • Объектное отношение; object-relationship или object-relatio
  • Акопян Рузанна. Ребенок, который захотел жить.
  • Регрессия; Regression; Regression
  • Кастрация, кастрационная тревога; castration, castration anxiety
  • Сверх-Я; super-ego
  • Мужественность—женственность; masculinity—femininity
  • Руа Даниэль. Истерия и навязчивость.
  • Выбор объекта (или объектный выбор); object-choice
  • Генитальная (любовь); genital love



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь