Лоран Эрик. Отчуждение и отделение.

Категория: Неофрейдизм, Психоанализ | Просмотров: 14966

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Гегель пытался ввести логику, которая могла включать в себя время, но его взгляды были повсеместно отвергнуты с позиции формальной логики. Попытка же Лакана состоит в том, чтобы обосновать именно то, что, с его точки зрения, принципиально отличается от позиции Гегеля: временная функция может быть введена в рамки «логификации» операций, конституирующих субъекта. И теперь, благодаря этой временной Функции, динамика переноса может получить исчерпывающее объяснение.
В лакановском сообществе Жак-Ален Миллер был первым, кто сумел осознать радикальность последствий использования отчуждения и отделения как новой пары оппозиций, заменившей старую пару - метафору и метонимию.
Немаловажную роль в этом отношении сыграла, в частности, лекция Миллера «Другой Лакан» ("D'un autre Lacan"), прочитанная им в Каракасе в 1980г. ("Ornicar?", 28, 1984). Благодаря этой лекции мы способны сегодня уловить особую значимость упоминания Лаканом метонимии в конце 16-ой главы:
«В этом интервале, рассекающем цепь означающих, который составляет часть самой структуры означающего, находится локус того, что в других частях своей экспозиции я назвал метонимией» (С.XI, с.228).
Кроме того, это замещение, как я уже ранее упоминал, знаменует собой создание нового альянса. До того как следствия этой инновации были поняты, среди слушателей Лакана существовало разделение между практикующими аналитиками и университетскими гуманитариями. Гуманитарии с восторгом пользовались категориями метафора / метонимия. Они знали, как с ними обращаться, понимали значение их использования и были зачарованы новым подходом, который делал особый акцент на методе хорошо известном, например, в литературоведении. Что касается практикующих аналитиков, то они с не меньшим восторгом видели, как все многочисленные механизмы, указанные в «Толковании сновидений» Фрейда, могут быть сформулированы в категориях метафоры / метонимии. Вместе с тем, они не очень ясно себе представляли, что с этим можно было сделать, - кроме того, как усердно продолжать оперировать все теми же механизмами интерпретации сновидений. Эти две разделенные между собой группы были объединены Лаканом, когда он сформулировал определение процесса аналитического лечения в категориях отчуждения и отделения, а финальную фазу анализа - завершение аналитического опыта - описал в категориях отделения.
Лакан основал свою собственную школу, Ecole freudienne de Paris, в 1964 году, а Семинар XI был первым семинаром, который он читал для аналитических кандидатов свой школы. Тремя годами позже он выдвинул предложение определить в своей школе четкие критерии завершения анализа или его финальной фазы {Scilicet, 1968). В этом предложении 1967 года он ввел новую категорию «проход» {passé) - отчуждение и отделение - с целью определить категорию бытия в анализе, ту задаваемую психоанализом онтологию, благодаря которой становится возможным постижение человеческой сексуальности. Эта онтология связывает субъекта и его желание с нехваткой бытия и в то же время придает атрибут субстанции только наслаждению (jouissance) - единственной субстанции, которую признавал Лакан.
Пытаясь дать определение отчуждению в 16-ой главе, Лакан указывает, что для этого ему необходимы понятия субъекта и Другого. При этом он формулирует Другого как «локус, в котором расположена означающая цепочка, устанавливающая, какой из аспектов субъекта может в данный момент предстать» (C.XI, с.217)°. Это определение связывает Другого и субъекта таким образом, который отчетливо конституирует отчуждение: субъект как таковой может быть выявлен только в месте или локусе Другого. Не существует способа определить субъекта как самосознание.
К этой точке зрения Лакан пришел задолго до его серьезного углубления в логику. Она начала оформляться у него в самые ранние годы разработки его учения, когда он находился в оппозиции по отношению к Ж.-П.Сартру. В те годы Сартр пытался утвердить понимание субъекта, которого он определял как тупик в его самосознании.
В пьесе Сартра «No Exit» («Нет выхода») трое людей находятся в комнате. Каждый из них совершил преступление, являясь в той или иной степени убийцей. Они видят ад, муку, невыносимую боль от логического тупика, на которые безнадежно обречены двое других. Но каждый по отдельности не может признать свое собственное преступление и терзается чувством вины, не понимая ее причин. Он может понять меру своей вины только через двух других. В конце пьесы произносится ставшая афоризмом фраза: «Ад - это другие». Действительно, мы не можем знать самих себя как субъектов. Не существует самосознания нас самих - мы вынуждены познавать самих себя через посредство других.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лакан Жак - Семинары, Книга 11: (1964). Четыре основные понятия психоанализа.
  • Карагезян Нуне. Диалектика желания и запроса в клинике женщины с «дерьмом» (от симптома обсессивного - к симптому истерическому)
  • Гомосексуальный; homosexual
  • Мистическое соучастие; Participation mystique
  • Объект; object
  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Руа Даниэль. Истерия и навязчивость.
  • Тхостов A.Ш. Топология субъекта (опыт феноменологического исследования).
  • Ревность; jealousy
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Всемогущество; omnipotence
  • Выбор объекта нарциссический; narcissistic object-choice
  • Тхостов A.Ш. Топология субъекта (опыт феноменологического исследования).
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Руа Даниэль. Требование и желание.
  • Наво Лор. Резюме семинаров, посвященных Книге "Еще".
  • Страхов Михаил. Почти детективная история желания и требования.
  • Личность; Person; Personlichkeit
  • Сам, самость, селф; self
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 5: (1957/1958). Образования бессознательного.
  • Нормальное удовлетворение сексуальных влечений и перверсии
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Отвержение; repudiation или foreclosure
  • Руа Даниэль. Введение в чтение семинара V Жака Лакана.
  • Лакан Жак. "Значение фаллоса"
  • Субъективный уровень; Subjective level
  • Объективный и субъективный; objective and subjective
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Миллер Жак-Ален. Читать симптом.
  • Стасс Филипп. «Маленький Ганс» как основополагающий случай Фрейда.
  • Чувство вины; Чувство вины
  • Воображаемое; imaginary
  • Обращение (влечения) в свою противоположность; reversal into the opposite
  • Автоэротизм
  • Парт-объект; Part-object; Partialobjekt
  • Горных А. "Воображаемый другой (Ж. Лакан)"
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 7: (1959-60). Этика психоанализа
  • Я-удовольствие—я-реальность; pleasure-ego — reality-ego
  • Лакан Жак. Ещё (Семинар, Книга XX (1972/73))
  • Погодин И.А. Концепция первичного опыта и ее значение для психотерапии
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 17: Изнанка психоанализа (1969 - 1970)
  • Желание; wish
  • Лоуэн Александр. Терапия, которая работает с телом. (Биоэнергетика).
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа
  • Идентификация; Identification; Identifizierang
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 2: «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа
  • Объект; object
  • Генитальная (любовь); genital love
  • Телесное эго, образ тела, схема тела; body ego, body image, body schema
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь