Жак-Ален Миллер. Семинар в барселоне, посвященный лекции фрейда «Die wege der symptombildung».

Категория: Неофрейдизм, Психоанализ | Просмотров: 20707

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Пять лакановских операций: обособление...
Каким образом сочетаются в психоанализе смысл и наслаждение? Предполагая, - прежде чем мне доведется весьма необычным способом убедиться в этом, - что вы читаете Лакана больше, чем Фрейда, я, пожалуй, вначале поговорю о Лакане. Ну, а, говоря серьезно, уж коли мы решили кое-как разобраться с концепциями и матемами Лакана, ввиду их строгости и объяснительной силы, мне показалось, что подойти к фрейдовской проблематике лучше всего, отправляясь именно от Лакана. Поэтому дальнейшее изложение я предварю кратким очерком основных структурных моментов его теории.
В работе, послужившей отправной точкой лакановского учения, «Функция и поле речи и языка», указывается, конструируется, акцентируется в практике психоанализа именно смысл - смысл в бессознательном, смысл в симптоме. Лакан настаивает на следующем:
- смысл, если можно так выразиться, имеет смысл исключительно в языке и выявляется в нем посредством означающего;
- смысл предполагает в основе своей функцию речи, то есть речи, которая дает смысл, речи наполненной; если речь не дает смысла, смысла «истинного», то эта речь пуста, - именно в этом и состоит критерий различия полноты и пустоты;
- главная, определяющая ось исследуемых Фрейдом аналитических феноменов - ось Символического;
- Воображаемое подчинено Символическому;
- Реальное является (воспользуемся здесь встречающимся во фрейдовском «Введении...» термином) предварительным условием введения Символического в человеческую жизнь и психическую реальность;
- Реальное предоставляет для деятельности символа поры, отверстия, дыры, и этой деятельностью негативизируется, отрицается.
Таково первое построение Лакана, и оно выливается в схему, которую я часто рисовал вам на доске, - Лакан обозначает ее буквой L, первой буквой своей фамилии, но на самом деле в ее основе лежит X, противопоставляющий друг другу Символическое и Воображаемое.

Жак-Ален Миллер. Семинар в барселоне, посвященный лекции фрейда «Die wege der symptombildung».


Смысл, если мы расположим его в месте его возникновения, находится на оси Символического. Там, где есть смысл, необходимы символ, означающее и, к тому же, Другой - в качестве собеседника или в качестве того места, которое занимает структура языка. В открываемой символической осью перспективе семантическое намерение, желание высказаться, встречается с этой структурой, которая в результате этой встречи дает свое оформление возникающему сообщению.
Этой оси противостоит воображаемая пара а- а', которая ведет свое происхождение от стадии зеркала. Идея этой стадии опирается на более раннюю, по сравнению с ((Введением...», работу Фрейда «О нарциссизме». Лакан полагает, что фрейдовское либидо, будучи в сущности своей нарциссическим, циркулирует по оси Воображаемого. Другими словами, либидо располагается в нарциссизме. Между а и а ' имеется либидо, Befriedigung, то, что мы зовем наслаждением. Поэтому ось Воображаемого является у Лакана одновременно и осью влечения.
Итак, Лакан входит в психоанализ, вооруженный бинарной моделью, в которой смысл противопоставляется наслаждению. Поэтому первую операцию Лакана, которую и мы вслед за ним до сих пор проделываем, я бы описал следующим образом: речь идет о том, чтобы отделить, обособить, расчленить: здесь Воображаемое - там Символическое. При этом вслед за Лаканом будем ориентироваться на движение от Воображаемого - к Символическому, что предполагает по отношению к Воображаемому (и, соответственно, к влечению) своего рода презрение, пренебрежение. В первоначальной системе лакановских ориентиров обнаруживается некоторое обесценивание влечения, которое, когда мы говорим о Воображаемом, остается незаметным, но без которого, однако, дело никогда не обходится. Заметно в этой системе и постоянное опасение спутать на практике то и другое - Воображаемое и Символическое. Эта первая из лакановских операций послужила психоанализу великолепным инструментом. Рассматривая случаи Фрейда, Лакан чудесным образом выстраивает их заново, разделяя воды подобно фрейдовскому Моисею. Ни в случаях Фрейда, ни в повседневной практике, ни в теоретических построениях не находится ничего, перед чем инструмент этот оказался бы бессилен.
Каковы же, с этой точки зрения, пути формирования симптомов? В ответе уместнее будет единственное число: по сути дела, это путь символический. В своем инаугурационном тексте («Функция и поле речи и языка в психоанализе») симптом предстает как смысл, - смысл, который оказался вытеснен. Необходимо, разумеется, иметь в виду означающее этого вытесненного смысла, и потому я предпочел бы сказать, что симптом предстает как загадка (X). Носителем симптома, когда он является нам, служит означающее, означаемое которого вытеснено, иными словами - оно не было сообщено Другому или им признано. Симптоматика организуется означающим, заимствующим материал симптома либо у мысли, либо у тела, на одной из частей которого вытесненное означаемое паразитирует.
В этой перспективе путь образования симптомов располагается по оси «субъект - Другой».



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Бегство в болезнь
  • Отвержение; repudiation или foreclosure
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Жак Лакан. Поэма, которая еще пишется.
  • Лакан Жак. Семинары. Книга 3 Психозы Главы 1, 4, 5, 6. Семинар, прочитанный в 1955-56 гг.
  • Анализ дидактический
  • Влечения к жизни
  • Образование симптома; symptom-formation
  • Соединение — разъединение (влечений); fusion-defusion (of instincts)
  • Миллер Жак-Ален. Читать симптом.
  • Зависть к пенису; penis envy
  • Расщепление Я; splitting of the ego
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 11: (1964). Четыре основные понятия психоанализа.
  • Бисексуальность
  • Acting out
  • Влечения к самосохранению
  • Образование венского психоаналитического общества
  • Притча «Потому что человек стыдится есть даровой хлеб, дана нам купля-продажа…»
  • Зона эрогенная; erotogenic zone
  • Отказ (от реальности); disavowal (или denial)
  • Воспоминания Зигмунда Фрейда относящиеся к раннему детству
  • Возврат вытесненного
  • Притча «Лекции о сексе»
  • Карагезян Нуне. Диалектика желания и запроса в клинике женщины с «дерьмом» (от симптома обсессивного - к симптому истерическому)
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Фрейд Зигмунд - Введение в психоанализ. Лекции.
  • Конверсия; conversion
  • Лакан Жак - Семинары, Книга 2: «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа
  • Вытеснение; repression
  • Отрицание, отказ; negation
  • Изменение я; alteration of the ego
  • Табачников С.Л., Фукс Д.Б. Математический дивертисмент. 30 лекций по классической математике
  • Реакция терапевтическая отрицательная; negative therapeutic reaction
  • Этиология невроза; Aetiology of neurosis; Aliologie der Neurose
  • Конфликт психический; psychical conflict
  • Анаклитический
  • (Само) отождествление; identification
  • Случай соматизации идейных убеждений
  • Извращение; perversion
  • Герберт Стэнли Редгроув. Пол в алхимической доктрине
  • Сергей Юрченко. Психомифология и невроз как кризис парадигмы
  • Исцеление; Healing; Heilung
  • Эрос
  • Миллер Жюдит. Москва: с тремя нитями, сетка.
  • Влечение к овладению
  • Цензура; censorship
  • Армадель
  • Мамардашвили М. ЛЕКЦИИ ПО АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Влечение к агрессии



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь