Валерий Зеленский 'Аналитическая психология. Очерк основных положений'

Категория: Библиотека » Постъюнгианство | Просмотров: 12651



Встреча с Фрейдом обозначила важную веху в научном развитии Юнга. К моменту личного знакомства в феврале 1907 года в Вене, куда Юнг приехал после непродолжительной переписки, он был уже широко известен как своими опытами в словесных ассоциациях, так и открытием чувственных комплексов. Используя в опытах теорию Фрейда - его труды он хорошо знал - Юнг не только объяснял свои собственные результаты, но и поддерживал психоаналитическое движение, как таковое. Встреча дала начало тесному сотрудничеству и личной дружбе, продолжавшимся вплоть до 1912 года. Фрейд был старше и опытнее, и нет ничего бранного в том, что он стал для Юнга, в некотором смысле, отцовской фигурой. Со своей стороны, Фрейд, воспринявший поддержку и понимание Юнга с неописуемым энтузиазмом и одобрением, уверовал в то, что, наконец-то, нашел своего духовного сына" и последователя. В этой глубоко символической связи "отец - сын" росли и развивались как плодотворность их взаимоотношений, так и семена будущего взаимоотречения и размолвки. Бесценным даром для всей истории психоанализа является их многолетняя переписка, составившая полновесный том.[3]

Изучение в тот период шизофрении как раз привело Юнга к созданию иного, чем у Фрейда, более широкого взгляда на природу психической энергии.

Прежде всего разногласие обнаружилось в понимании содержания либидо как термина, определяющего психическую энергию индивида. Фрейд полагал, что психические расстройства развиваются из-за подавления сексуальности и перемещения эротического интереса с объектов внешнего мира во внутренний мир пациента. Юнг же считал, что контакт с внешним миром поддерживается и иными способами, кроме сексуального, а утрату контакта с реальностью, характерную, в частности, для шизофрении, нельзя связывать лишь с сексуальным вытеснением. Поэтому Юнг стал использовать понятие либидо для обозначения всей психической энергии, не ограничиваясь ее сексуальной формой. В дальнейшем, расхождения во взглядах выявились и по другим вопросам. Например, Фрейд считал, что невроз зарождается непременно в раннем детстве, и главными его факторами являются кровосмесительные фантазии и желания, связанные с так называемым эдиповым комплексом.[4]

Юнг, напротив, был убежден, что причина невроза скрыта в сегодняшнем дне и все детские фантазии - явление второго порядка. Фрейд полагал, что наши сновидения - это неисполненные желания, перебравшиеся в сон, чтобы заявить о себе таким косвенным образом. "Зримое содержание сна, - говорил он, - всего лишь покрывало на скрытом содержании", которое, как правило, не что иное, как подавленное сексуальное желание раннего детства. Для Юнга же сны являлись каналами связи с бессознательной стороной психического. Они передаются символическим языком, весьма трудным для понимания, но совсем необязательно связаны с желаниями или представляют тот или иной способ скрыть неприемлемое. Чаще всего сны дополняют сознательную дневную жизнь, компенсируя ущербные проявления индивида. В ситуации невротического расстройства сны предупреждают о сходе с правильного пути. Невроз - достаточно ценный сигнал, "полезное" сообщение, указывающее, что индивид забрел слишком далеко. В этом смысле, невротические симптомы могут рассматриваться как компенсационные; они тоже часть механизма саморегуляции, нацеленного на достижение более устойчивого равновесия внутри психического; парадоксально, но Юнг говорил иногда о ком-нибудь: "Слава Богу, он стал невротиком!" Как физическая боль сигнализирует о неполадках в теле, так и невротические симптомы сигнализируют о необходимости привлечь внимание к психологическим проблемам, о которых человек и не подозревал.
Прогрессия и регрессия

Теория либидо Юнга тесно связана с такими понятиями, как прогрессия и регрессия, а также с законом противоположностей. Юнг определяет прогрессию как ежедневный успех процесса психологической адаптации. [5]

Соответственно адаптация осуществляется в два этапа: 1) получение установки; 2) завершение адаптации средствами Установки. Установка человека на реальность необычайно устойчива, но еще более устойчив его ментальный хабитус; самым слабым звеном этой цепи оказывается эффективное достижение адаптации. Это очевидно вследствие непрерывных изменений в окружающей среде и необходимости все новых и новых к ней приспособлений. Прогрессия либидо в этом смысле заключается в непрерывном удовлетворении требований внешней среды. Последнее возможно лишь средствами установки, которая с неизбежностью выдвигается субъектом и характеризуется определенной односторонностью. Так что легко может случиться, что установка как таковая больше не удовлетворяет требованиям адаптации, поскольку изменившиеся условия требуют уже другой уставовки.

Например, эмоциональная установка на некое внешнее событие, требующая эмпатии, может легко столкнуться с ситуацией решение которой осуществимо лишь с помощью мышления. В этом случае можно говорить о неработающей эмоциональной установке и как следствие об отсутствии прогрессии либидо Здесь важно отметить, что в процессе прогрессии объединяют пары противоположных установок, объединяются в скоординированном потоке психического динамизма. Противоположные папы стремятся подавить друг друга. Если в данном случае происходит подавление, то прогрессия либидо замедляется и в дело вступает регрессия. Оказавшиеся в затруднительном положении сознательные противоположности обесценивают друг друга, и тогда на их место заступает все увеличивающаяся ценность тех психических процессов, которые не связаны с адаптацией и поэтому почти никогда сознательно не эксплуатируются. Бессознательное начинает оказывать влияние на сознание, что с очевидностью отмечается в нарушении поведения. В процессе регрессии несовместимые и отвергнутые пережитки повседневной жизни, всякого рода предосудительные животные проявления выходят на поверхность. Поначалу может показаться, что эти элементы вовсе нежелательны, однако они содержат в себе зародыш иной жизни, поскольку способны направить подавляемую либидонозную энергию в новое русло. Подавление происходит в результате провала сознательной установки.

Регрессия в этом смысле - вовсе не обязательный ретроградный шаг в жизни субъекта, а скорее необходимая фаза его дальнейшего развития. И если, как мы отметили раньше, прогрессия есть непрерывный процесс приспособления к внешним условиям, то регрессия со своей стороны оказывается адаптацией к миру внутреннему, приспособлением к внутренним условиям, к требованиям самого индивида, а точнее, к его индивидуальности. Человек может приспосабливаться к внешним и внутренним условиям только в случае, когда он находится в согласии, в гармонии с обоими. Само течение психических процессов зависит от напряжения и степени взаимодействия между противоположными полюсами. Если одна сторона какой-либо пары становится значительно доминирующей в психическом пространстве личности, то вероятность, что она перейдет в свою противоположность, повышается. Это явление в аналитической психологии называется энантиодромией.
Психическая реальность

Принципиально важным понятием юнговской концепции является представление о "реальности психического", или психической реальности. Для самого Юнга психическое было единственной "очевидностью", как он говорил, "высочайшей действительностью" (CW8, pars. 742 - 745). В своей работе "Реальное и сюрреальное" (там же) Юнг описывает это понятие следующим образом. Он сравнивает восточный тип мышления и западный. Согласно западному взгляду, все, что "реально", так или иначе постигается органами чувств. Ограничительное толкование реальности, сведение ее к материальности хотя и кажется понятным, но представляет лишь фрагмент реальности как целого. Такая узкая позиция чужда восточному взгляду на мир, который абсолютно все относит к реальности. Поэтому Восток в отличие от Запада не нуждается в определениях типа "сверхреальность" или "экстрасенсорика" по отношению к психическому. Раньше западный человек рассматривал психическое лишь как "вторичную" реальность, полученную в результате действия соответствующих физических начал. Показательным примером данного отношения можно считать простодушный материализм а ля Фохт-Молешот, декларировавший, что "мысль находится почти в таком же отношении к головному мозгу, как желчь - к печени".[6]

В настоящее время, считает Юнг, Запад начинает осознавать свою ошибку и понимать, что мир, в котором он живет, представлен психическими образами. Восток оказался мудрее - таково мнение Юнга, - поскольку он находил, что сущность всех вещей зиждется на психике. Между неведомыми эссенциями духа и материей заключена реальность психического. Психическая реальность в этом смысле призвана быть единственной реальностью, переживаемой нами. Поэтому Юнг считал исследование психического наукой будущего. Для него актуальная проблема человечества заключалась не столько в угрозе перенаселения или атомной катастрофе, сколько в опасности психической эпидемии. Таким образом, в судьбе человечества решающим фактором оказывается сам человек, его психика. Для Юнга этот "решающий фактор" сфокусирован в бессознательной психике, являющейся реальной угрозой: "мир висит на тонкой нити и эта нить - психика человека".[7]
Глубинная психология - общее название для обозначения психологических направлений, выдвигающих среди прочего идею о независимости психики от сознания и стремящихся обосновать фактическое существование этой независимой от сознания психики и выявить ее содержание. Условно глубинную психологию разделяют на классическую и современную. Классическая глубинная психология представлена концепциями Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и Карла Юнга - соответственно психоанализом, индивидуальной психологией и аналитической психологией. Современная глубинная психология объединена общей проблемой понимания психического мира человека и его поведения и включает в себя многочисленные школы и направления последователей и учеников названных выше классиков, равно как и независимых исследователей.
Среди наиболее важных следует упомянуть четыре дополнительных тома юнгов-ских семинаров (Supplementary. Vol. A. The Zofingia Lectures. 1983; The Seminars. Vol.1. Dream analysis (Notes of the Seminar given in 1928 - 1930), 1984; The Seminars. Vol. 2 Part 1: Nietzsche's Zarathustra: Notes of a Seminar given in 1934-1939, 1989; The Seminars. Vol.2, part 2: Nietzsche's Zarathustra: Notes of a Seminar given in 1934 - 1939. 1989), автобиографическую книгу "Воспоминания, сновидения, размышления" (русский перевод. Киев.
К. Г. Юнг. Психология dementia praecox/ Избранные труды по аналитической психологии. Цюрих., 1939. Т. 1. С. 119-267.
См., в частности: The Freud/Jung Letters. London, 1974. p. 650. Том содержит 360 писем, охватывающих семилетний период и варьирующих по жанру и объему о короткой поздравительной открытки до пространного эссе в полторы тыся слов. ** Эдипов комплекс - одно из центральных понятий фрейдовского психоанализа возникающий в раннем детстве бессознательный комплекс чувств и представлений, заключающийся в половом влечении к родителю противоположною пола и в стремлении физически устранить родителя одного с ним пола.
(С. G. Jung. Selected writings. Ed. by E. Storr, p. 59).
м., в частности: Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1985. С. 187.
Adler G "Basic Concepts of Analytical Psychology" L, 1974 Guild lecture (рус. перевод Герхальд Адлер "Лекции по аналитической психологии")



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Зеленский В.В. - Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий
  • Аналитическая психология; Analytical psychology; Analytische Psychologic
  • Зеленский В. Словарь аналитической психологии.
  • Юнг Карл Густав. Психологические типы.
  • Аналитическая психология К. Г. Юнга
  • Как работать с переносом в аналитической психологии Юнга. Винер Дж. Противоречивое отношение Юнга к переносу. В наследство современным аналитическим психологам
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Юнг Карл Густав. Работы по психиатрии. Психогенез умственных расстройств.
  • Психоанализ; Psychoanalysis; Psychoanalyse
  • Психическое; Psyche; Психика; Псюхе
  • Представление о психическом развитии в аналитической психологии
  • Анализ; Analysis; Analyse
  • Юнг Карл Густав - Либидо, его метаморфозы и символы
  • Стенфорд Дроб. Каббалистическое видение – Юнг и каббалистический мистицизм
  • Кембриджское руководство по аналитической психологии
  • Глубинная психология; Depth psychology; Tiefenpsychologie
  • Моаканин Радмила - Психология Юнга и буддизм
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Фантазия; Fantasy; Phantasie
  • Коллективное бессознательное; Collective Unconscious; Kollectives Unbewusstes
  • Шизофрения; Schizophrenia; Schizophrenic
  • Либидо; Libido
  • Симптом
  • Энергия психическая
  • Противоположности; Opposites; Gegensatze
  • Брак; Marriage; Ehe; Hochzeit
  • Самость; Self; Selbst
  • Миф; Myth; Mythos
  • Культура; Culture; Kultur
  • Зеленский Валерий "Аналитическая психология. Очерк основных положений"
  • Тень; Shadow; Schatten
  • Хиллман Джеймс - Исцеляющий вымысел
  • Сознание; Consciousness; Bewusstheit
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Эрос; Eros
  • Теория; Theory; Theorie
  • Регрессивное восстановление персоны; Regressive restoration of the persona
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Дикманн Ханс - Методы в аналитической психологии
  • Основы психологической защиты. - Из цикла "Психология успеха"
  • Что есть психоанализ наука или герменевтика
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Бого-образ; God-image; Gottbild
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Символ; Symbol
  • Саморегуляция психического; Self-regulation of the Psyche; Selbstregulatorische Funktion der Psyche
  • Полное собрание сочинений К.Г. Юнга. The Collected Works of C.G. Jung
  • Чодороу Дж. Тело как символ: танец и движение в анализе
  • Младенчество и детство; Infancy and childhood; Friihe Kindheit und Kindheit



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь