|
Бауманн Урс, Перре Майнрад. Клиническая психология.Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 156199
Автор: Бауманн Урс, Перре Майнрад.
Название: Клиническая психология. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Приведем лишь один пример, вполне характеризующий исследования эффективности в поведенческой терапии. Группа ученых (Michelson, Mavissakalian & Marchione, 1985) исследовала различную эффективность разных поведенческих интервенций при лечении агорафобии (см. прим. 22.4.1).
Примечание 22.4.1. Исследование эффективности (Michelson, Mavissakalian & Marchione, 1985) Постановка вопроса Какие различные эффекты обнаруживаются при разных поведенческих интервенциях у больных агорафобией? Методы - Выборка. 39 пациентов с диагнозом «Агорафобия с паническими атаками». - Методы исследования. Регистрация состояния в поведенческой (психотерапевт, консультант со стороны), субъективной (опросник тревоги, описание пациентов) и физиологической плоскости. Измерение в начале терапии, через 6 недель и в конце лечения; катамнез через 3 месяца. - Интервенция. a) парадоксальная интенция (PI), b) градуированная экспозиция (GE), c) прогрессирующая релаксация (PR). Длительность лечения: 12 недель. Сопоставление трех уравненных по всем показателям лечебных групп. Результаты Уже в середине курса лечения (через 6 недель) группы, подвергавшиеся градуированной экспозиции и прогрессирующей релаксации, обнаружили отчетливые улучшения, что говорит о быстрой восприимчивости пациентов к ориентированным поведенчески и физиологически формам лечения. Количество пациентов с явными улучшениями составило после терапии PL — 67%, GE — 82% и PR — 70%. Заметной разницы между группами не выявлено. В катамнезе градуированная экспозиция GE и прогрессирующая релаксация PR несколько превзошли парадоксальную интенцию PI. В работе подчеркивается необходимость дифференцированной регистрации терапевтических эффектов и значение мультимодального подхода при лечении больных агорафобией. --- 5. Объяснение эффективности С точки зрения теории науки описать терапевтические методы — значит изобразить их в плоскости технологии. Технологии — это мероприятия, предлагаемые для возможно более продуктивного достижения цели. Поэтому решающим критерием оценки является даже не истинность (в отличие от теорий), а скорее эффективность и рентабельность (ср. главу 4). Если мы полагаем, что методы поведенческой терапии доступны эмпирической проверке, то автоматически встает вопрос: как и почему они действуют или соответственно какие элементы комплексной терапевтической программы ответственны за происходящие изменения, т. е. встает вопрос о факторах терапевтического воздействия. Как уже говорилось в главе 22.1, теоретическое обоснование терапевтических процессов должно предлагать объяснение человеческого поведения и его изменения во времени, т. е. в любом случае учитывать компоненты научения. Поведенческая терапия имеет в этом отношении то преимущество, что она изначально развивалась на основе теорий научения и к тому же имеет многочисленные содержательные связи с другими частными психологическими дисциплинами, равно как и со смежными дисциплинами (например, исследование когниций в общей психологии, теории атрибуции в социальной психологии, психологии развития, психофизиологии, теории эволюции, биохимии, неврологии и т. д.; см. здесь O'Donohue & Krasner, 1995). Эта особая близость поведенческой терапии к научной психологии выражается хотя бы в том, что уже названия некоторых методов указывают на эмпирически оправданные, обусловившие их появление теории (например, научение по моделям), даже если мы более дифференцированно рассматриваем сегодня отношения между фундаментальными теориями и технологиями (ср. главу 4). В технологической плоскости в исследовании терапии различают неспецифические, или свойственные всем методам, факторы терапевтического воздействия (например, стратегии ведения беседы, ролевое структурирование и т. д.) и специфические (например, отдельные методы или техники) (ср. главу 22.1). В практике же на вопрос о том, что именно отличает один фактор как «специфический», а другой как «неспецифический», можно ответить как угодно, но только не однозначно. Чтобы приблизиться к ответу, необходимо в каждом случае наряду с описанием самого фактора учитывать и то, что мы знаем о его воздействии, и его теоретическую подоплеку. Эти эмпирические и теоретические выкладки по поводу отдельных факторов воздействия делают крайне относительной (во всяком случае, для поведенческой терапии) разницу между специфическим и неспецифическим механизмами. Если мы, объясняя отдельные этапы терапевтического образа действий, опираемся на психологические представления о моделях, то это еще не говорит ни о совершенстве, ни об исключительности этого объяснения, а тем более окончательного обоснования. 6. Литература Ascher, L M. (1980). Paradoxical intention. In A. P. Goldstein & E. B. Foa (Eds.), Handbook of behavioral interventions (pp. 266-321). New York: Wiley. Ayllon, T. & Azrin, N. H. (1968). The token economy: A motivational system for therapy and rehabilitation. New York: Appleton-Century-Crofts. Bandura, A. (1969). Principles of behavior modification. New York: Holt. Bandura, A. (1977). Self-efficacy: toward a unifying theory of behavior change. Psychological Review, 84, 191-215. Barlow, D. H. (1978). Aversive Procedures. In W. S. Agras (Ed.), Behavior Modification: Principles and clinical application (pp. 86-133). Boston: Little, Brown & Company. Bartling, G., Fiegenbaum, W. & Krause, R. (1980). Reizüberflutung — Theorie und Praxis. Stuttgart: Kohlhammer. Bauer, M. (1979). Verhaltensmodifkation durch Modelllernen. Stuttgart: Kohlhammer. Beck, A. T. (1976). Cognitive therapy and emotional disorders. New York: International University Press. Beck, A. T., Emery, G. & Greenberg, R. L. (1985). Anxiety disorders and phobias — A cognitive perspective. New York: Basic Books. Beck, A. T., Freeman, A. & Associates (1993). Kognitive Therapie der Persönlichkeitsstörungen. Weinheim: Psychologie Verlags Union. Beck, A. T., Rush, A. J., Shaw, B. F. & Emery, G. (1979). Cognitive therapy of depression. New York: Guildford Press. Beck, A. T., Rush, A. J., Shaw, B. F. & Emery, G. (1992). Kognitive Therapie der Depression (3. Aufl.). Weinheim: Psychologie Verlags Union. Beutler, L E., Machado, P. P. & Neufeldt, S. A. (1994). Therapist variables. In A. E. Bergin & S. L Garfield (Eds.), Handbook of psychotherapy and behavior change (4th ed., pp. 229-269). New York: Wiley. Birbaumer, N. (1977). Psychophysiologie der Angst. München: Urban & Schwarzenberg. Blanchard, E. B. & Andrasik, F. (1991). Bewältigung chronischer Kopfschmerzen. Diagnose und Psychotherapie. Bern: Hans Huber. Bornstein, P. H. & Bornstein M. P. (1993). Psychotherapie mit Ehepaaren. Ein integrativer Ansatz. Bern: Hans Huber. Camp, B. W. & Bash, M. S. (1981). Think Aloud. Increasing social and cognitive skills — A problem solving program for children. Champaign, Ill.: Research Press. Caspar, F. & Grawe, K. (1994). Was spricht für, was gegen individuelle Fallkonzeptionen? Überlegungen zu einem alten Problem aus neuer Perspektive. Verhaltenstherapie, 4, 186-196. Dobson, K. S. (1988). Handbook of Cognitive-Behavioral Therapies. New York: Guildford Press. Dryden, W. (Ed.) (1995). Rational Emotive Behaviour Therapy. London: Sage Publiations. Dryden, W. & Hill, L K. (Eds.). (1993). Innovations in Rational-Emotive Therapy. Newbury Park: Sage Publications. D'Zurilla, T. J. (1988). Problem solving therapies. In K. S. Dobson (Ed.), Handbook of cognitive-behavioral therapies (pp. 85-135). New York: Guildford Press. D'Zurilla, T. J. & Goldfried, M. R. (1971). Problem solving and behavior modification. Journal of Abnormal Psychology, 78, 107-126. D'Zurilla, T.J. & Nezu, A. (1982). Social problem solving in adults. In P. C. Kendall (Ed.), Advances in cognitive-behavioral research and therapy (pp. 201-274). New York: Academic Press. Ellis, A. (1962). Reason and emotion in psychotherapy. New York: Lyle Stuart. Ellis, A. (1984). The essence of RET. Journal of Rational Emotive Therapy 2, 19-25. Ellis, A. & Grieger, R. (Hrsg.). (1979). Praxis der Rational-Emotiven Therapie. München: Urban & Schwarzenberg. Ellis, A. & Harper, R. A. (1976). A new guide to rational living. Hollywood: Wilshire-Edition. Fahrenberg, J. (1984). Methodische Überlegungen zur Mehrebenen-Prozeß-Forschung. In U. Baumann (Hrsg.), Psychotherapie: Makro/Mikroperspektive (S. 198-222). Göttingen: Hogrefe. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|