Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 121872
Автор: Реан А.А.
Название: Психология человека от рождения до смерти. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ГЛОССАРИЙ ■ 639
Праксические чувства — чувства, вызываемые деятельностью, ее изменениями в ходе работы, успешностью или неуспешностью, трудностями осуществления или завершения деятельности: желание добиться успеха в работе, чувство напряжения; увлеченность, захваченность работой; приятная усталость от работы. Практическое мышление — вид мыслительного процесса, который направлен на преобразование окружающей действительности на основе постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами. Практическое обобщение — продукт мыслительной деятельности, который отражает общие признаки и качества явлений, установленные субъектом на основе своего субъективного практического опыта. Предметная деятельность — это целенаправленная форма активности ребенка, в основе которой лежит его познавательная потребность, а основным ее содержанием является овладение объектом как предметом культуры, в котором аккумулирован общественно-исторический опыт данного сообщества. Предметное общение — общение ребенка со взрослым, основным средством которого является предмет. В процессе такого общения ребенок начинает усваивать общественно обусловленное значение предмета. Предметные действия (схема действия) — в концепции Ж. Пиаже это любое действие, совершаемое ребенком: слежение глазами за объектами, поворот головы, ощупывание, схватывание и т. п. Предметное действие — «это то наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах» (Л. Ф. Обухова). На основе действий формируются новые умственные структуры. Предметные чувства — связанные или направленные на определенное событие, лицо, явление. Представление о сохранении — в концепции Ж. Пиаже выступает в качестве критерия возникновения логических операций. Оно характеризует понимание принципа сохранения количества вещества при изменении формы предмета. Представление о сохранении развивается у ребенка при условии ослабления эгоцентризма мышления, что позволяет ему открыть для себя точки зрения других людей и находить в них то общее, что есть в них. Вследствие этого детские представления, бывшие для него ранее абсолютными (например, большие вещи он всегда считает тяжелыми, а маленькие — легкими), теперь становятся относительными (камешек представляется легким ребенку, но оказывается тяжелым для воды). Представление — психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. Предстарческий психоз — свойственная старческому возрасту рассогласованность психических процессов, в результате чего человек не может осмыслить происходящее, адекватно проанализировать ситуацию и ее развитие. Вследствие этого человек неадекватно реагирует на окружающих людей, ситуацию; не отдает отчета в своих действиях и не может руководить ими. Престижная (эгоистическая) установка — предрасположенность субъекта к поведению, направленному на собственные интересы, желания, потребности. «Прикидка по опыту» — способ решения задачи, основанный на сравнении ее условий и требований с личным опытом решения аналогичных задач в прошлом. Прогностическая самооценка — уровень возможных достижений человека в какой-либо актуальной ситуации. Продуктивное представление — воспроизведение образов предметов, не воспринимаемых в данный момент времени, в контексте новых условий и с учетом всех основных свойств этих предметов. По своему содержанию продуктивное представление близко к воображению. 640 ■ Психология человека от рождения до смерти ■■■■■■■■■■ Продуктивность — плодотворность и результативность деятельности, отражение степени достижений в различных областях. Произвольная память — психический познавательный процесс, который осуществляется под контролем сознания в виде постановки цели и использования специальных приемов, а также при наличии волевых усилий. Произвольное внимание — один из видов внимания — психический процесс, который заключается в сознательном и активном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Произвольное воображение — вид воображения, характеризующийся преднамеренным, осознанным воспроизведением и преобразованием полученных ранее впечатлений. Одним из наиболее ярких примеров произвольного воображения являются творческое воображение и мечта. Просоциальное поведение — позитивное, конструктивное, социально полезное поведение; противоположность асоциального поведения. Пространственная автономия — неприкосновенность личного пространства подростка. Профессионал — человек, который успешно адаптировался к профессии и овладел психологическими средствами труда. Профессионализм деятельности — качественная характеристика субъекта деятельности, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью. Профессионализм личности — качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических составляющих профессионализма, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста. Профессиональная адаптация — приспособление новых работников к условиям профессиональной деятельности: физическим (физическому окружению и орудиям труда), собственно профессиональным (содержанию труда, организации производства, системе оплаты, распорядку и инструкциям) и социальным (групповым ценностям и нормам, стилю руководства и межличностным отношениям). Профессиональная деформация личности — процесс и результат влияния на личностные свойства человека специфических особенностей определенной профессиональной деятельности, осуществляемой в течение длительного времени. Профессиональная Я-концепция — представление личности о себе как о профессионале. Профессиональный эталон — субъективное представление о психологических качествах и поведении человека, способствующих эффективному выполнению профессиональной деятельности. Профессиональный эталон определяет оценку происходящих событий, выбор стиля поведения, удовлетворенность собой и результатами деятельности. Процедурные знания — знания типа «как», т. е. знания об операциях и способах действия с декларативными знаниями. Процесс обобщения — мыслительная деятельность, содержанием которой является отражение общих и характерных признаков и качеств данного класса объектов и явлений окружающей действительности. Процесс обобщения лежит в основе формирования понятий. Психастеник — личность психастенического типа. Ведущими свойствами личности являются: повышенная тревожность, робость, неуверенность в себе, склонность к тяжелым сомнениям и колебаниям при принятии решений, чрезмерно ГЛОССАРИЙ * 641 развитое чувство долга и ответственности, исполнительность, но в то же время боязнь ответственности, беспокойная суетливость при исполнении порученного им дела, склонность тщательно продумывать свое поведение в предстоящих ситуациях, склонность к суждениям и умозаключениям магического типа (склонность к «загадываниям», чувствительность к приметам). Жизненный стиль во многом обусловлен боязнью неудачи. Психогенетика — изучает происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль генотипа и среды в их формировании. Психодиагностика — область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психологическая устойчивость — устойчивость личности к воздействиям социальной среды, в том числе к воздействиям субъектов межличностного взаимодействия. Психологический возраст — характеристика степени адаптированности человека к условиям социума в соответствии с уровнем интеллекта, способностью к научению, двигательными навыками, чувствами, установками, мотивами и пр. Психологический факт — предмет психологического изучения. Психологическое время — субъективно оцениваемое время, отражает психологический возраст личности, самоощущение возраста. Психология развития — изучает возрастные изменения в поведении людей и закономерности в приобретении ими опыта и знаний в течение всей жизни. Иными словами, она сосредоточивает внимание на изучении механизмов психического развития и отвечает на вопрос, почему так происходит. Психосоматизация — развитие функциональных и органических расстройств, заболеваний, как специфических «патологических личностных защит». Психосоциальное развитие — развитие природных возможностей человеческой психики в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом; развитие сознания и самосознания в процессе взаимодействия с окружающей социальной средой, обучение и воспитание, овладение социальными способами взаимодействия (вербальными и невербальными средствами общения). Психосоциальные свойства — свойства, характеризующие деятельность эмоциональной и личностной сферы человека. Психофизиологические функции — функции коры головного мозга, обеспечивающие взаимосвязь между физиологическими и психическими процессами. Психофизические свойства — свойства, характеризующие деятельность сенсорных (ощущение) и перцептивных (восприятие) систем человека. Психофизические функции — взаимодействие физиологических и психических процессов, определяющее уровень чувствительности (пороги ощущений) сенсорной системы. Пубертат — период полового созревания, характеризующийся бурным, неравномерным ростом и развитием организма. Пубертатный период (лат. pubertas — возмужалость, половая зрелость) — период полового созревания. азвитие — это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|