|
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122804
Автор: Реан А.А.
Название: Психология человека от рождения до смерти. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 636 ■ Психология человека от рождения до смерти
Образ тела — представление личности о внешности, о степени эстетичности телосложения. Образ Я — здесь: обобщенное субъективное представление о своих собственных личностных, в том числе профессиональных качествах. Образная память — память на представления, картины природы и жизни, а также звуки, запахи, вкусы и т. д. Образное мышление — вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Объем внимания — одна из характеристик внимания, отражающая способность одновременно сосредоточиваться на восприятии нескольких предметов. Одиночество — состояние человека, когда ему не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться. Онтогенез — процесс индивидуального развития человека. Операция — в концепции Ж. Пиаже это «обратимое умственное действие», иными словами, это интериоризированное предметное действие, ставшее обратимым. Опосредованные мотивы — мотивы, возникшие в связи с внешними обстоятельствами, например в рамках изменяющихся требований со стороны общества или рынка труда ради получения диплома, который расширит возможности трудоустройства. «Опустевшее гнездо» — период в жизни семьи, который наступает после того, как младший из детей покидает родительский дом. Опытно-практический фактор — влияние на психическое развитие ребенка опыта, приобретаемого им в процессе различных видов практической деятельности. Оральная стадия — первая стадия психосексуального развития (по 3. Фрейду, приходится на младенческий возраст), на протяжении которой центром чувственных стимуляций, наслаждения и интереса ребенка становится его рот. Чрезмерная или недостаточная стимуляция, получаемая ребенком в течение первой половины первого года жизни, по мнению Фрейда, приводит к формированию орально-пассивного характера. В течение второй половины первого года жизни у ребенка появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения переживаемого психического состояния. Фиксация ребенка на этих переживаниях в последующем приводит, по мнению Фрейда, к формированию орально-агрессивного характера. Ориентировочные действия (франц. orientation — установка, ориентация) — совокупность действий человека, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения. Отрицание — игнорирование личностью опасной и нежелательной информации с целью исключения конфликта между Я-образом и непосредственным опытом. Отрицательная самооценка — синоним «негативная самооценка». Отрицательные эмоции — переживания, связанные с неудовлетворением или невозможностью удовлетворить те или иные потребности. Ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств. память — процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта. Патерналистская концепция мотивации трудовой деятельности — теория, рассматривающая вознаграждение как основной побудительный рычаг, стимулирующий работников к усердному труду. При этом вознаграждения, которые ГЛОССАРИЙ ■ 637 используются в качестве поощрения, не зависят от продуктивности деятельности, а получаются персоналом в силу их принадлежности к данному предприятию. Первичная (рабочая) память — память, обеспечивающая выполнение оперативной задачи. Чаще всего это понятие встречается в иностранной литературе. В отечественной литературе данный вид памяти принято называть оперативной памятью. Переключаемость внимания — способность осмысленно и сознательно перемещать внимание с одного объекта на другой. Переоценка профессиональной карьеры — период самоанализа, часто встречающийся в середине жизни и связанный с профессиональным выбором и продвижением вперед. Иногда приводит к изменению направления карьеры. Перцептивная деятельность — совокупность психических процессов, обеспечивающих адекватное отражение в сознании человека окружающей его действительности . Перцептивная информация — информация об объектах и явлениях реальной действительности, полученная в результате их восприятия индивидом. Перцептивные действия — структурные единицы процесса восприятия у человека, которые обеспечивают сознательное преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру. Перцептивные эталоны — общепринятые характеристики свойств предметов, позволяющие человеку оценить адекватность воспринимаемого предмета. Пигмалионизм — ожидание, что в личностных качествах партнера окажется то, что наиболее высоко оценивается субъектом у себя. Письменная речь — особый вид речи, использующей графические символы для передачи речевых звуков. Поведение человека — имеющее природные предпосылки, но по своему содержанию социально обусловленное, опосредствованное языком взаимодействие с окружающей средой, реализуемое в форме деятельности и общения. Поведенческая автономия — обретение независимости и свободы, достаточной, чтобы без внешнего руководства принимать самостоятельные решения. Повышенная моральная ответственность — возложение на ребенка больших надежд и недетской ответственности, частое пристыживание, сравнения с более успешными детьми не в пользу ребенка. Наиболее опасно в плане формирования психастенической акцентуации характера. Пограничная личность — личность с пограничными психическими расстройствами. Пограничное сознание — изменения сознания, связанные с пограничными расстройствами психики. Пограничные психические расстройства — инициальные (начальные) формы психических аномалий, при которых нет патологической деформации личности. Подвижный тип нервной системы — тип нервной системы, характеризующийся высокой подвижностью протекания нервных процессов. Подкрепление — влияния, усиливающие вероятность повторения предшествовавшей им реакции. Подражание в дошкольном возрасте — путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Подростковый комплекс — резко выраженные психологические особенности подросткового возраста (перепады настроений без особых на то причин); психологические особенности и реакции, свойственные именно и только подростковому возрасту. Позитивная Я-концепция — обобщенное представление о самом себе с преобладанием позитивных установок относительно собственной личности. 638 ■ Психология человека от рождения до смерти штШШШШШШШШШШВШШШШШ Позитивное функционирование — ощущение психологического благополучия в различных видах деятельности, которое позволяет пожилому человеку быть удовлетворенным своей жизнью в старости. Познавательная деятельность — сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний. Познавательно-интеллектуальная функция воображения — функция воображения, заключающаяся в формировании представлений на основе предыдущего опыта при получении новой информации о неизвестных для субъекта предметах или явлениях. Познавательные мотивы — мотивы учения, обусловленные содержанием или самим процессом учения. Познавательные психические процессы — психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь. Познавательные эмоции — эмоции, связанные с потребностью в познавательной гармонии: стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; чувство удивления или недоумения; чувство ясности или смутности мысли; чувство догадки, близости решения; радость открытия истины. Половая самоидентичность — сознание своей принадлежности к полу. Полоролевые предпочтения — конкретизация в половой соотнесенности деятельности или поведения. Понятия сохранения — особый вид понятий, отражающих неизменностоь основных свойств предметов независимо от условий, в которых они находятся. Потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу «кумира семьи») — обожание, немедленное удовлетворение желаний ребенка, восторги, преувеличение качеств ребенка. Ведет к формированию акцентуации истероидного типа с характерным для него эгоизмом, неуемной жаждой признания и получения льгот, порождающей многочисленные конфликты с окружающими. Потенциальный Я-образ — каким я мог бы быть при реализации (субъективно воспринимаемых) не задействованных личностных качеств, в том числе и негативных. Потребностно-энергетическая сторона мотивации — динамическая характеристика мотивации, отражающая силу мотивационного возбуждения. Потребность — переживаемое состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды (нужности, желанности чего-то) и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием. Потребность в автономии — потребность в обретении самостоятельности, независимости, свободы; желание принять на себя права и обязанности взрослого человека. Потребность в безопасности и защите — основная потребность, которая мотивирует человека установить разумный порядок, структуру и прогнозируемость своего окружения. Потребность в корнях — по Фромму, базисная потребность человека быть неотъемлемой частью социального мира, ощущать свою принадлежность к нему. Потребность в новых впечатлениях — стремление к восприятию и познанию всего нового. Потребность в позитивном внимании — приобретенная потребность человека получать приятие, уважение и любовь от значимых людей в его окружении. Потребность в установлении связей — по Фромму, базисная человеческая потребность заботиться о других и принимать участие в их жизни. Появление надежды — комплекс положительных эмоциональных реакций, связанных с появлением матери. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|