Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52218

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

А.В. Снежневский [1958] характеризует растерянность как остро возникающее расстройство психической деятельности, сопровождающееся либо нарушением самосознания, либо чувством непонятной, необъяснимой измененности окружающего мира. Аффект недоумения входит в структуру различных психотических синдромов — бредовых, нарушенного сознания — и в рамках тех или иных психозов приобретает специфические черты. Так, при шизофрении симптом растерянности отражает неспособность понять изменения, касающиеся обращенных «вовнутрь» болезненных переживаний, тогда как при алкогольных параноидах он носит характер эмоциональных реакций с недоумением, вопрошающей мимикой, возникших в результате остро наступившей измененности, необычности происходящего вокруг, то есть при обращенности переживаний «вовне» [Storring G., 1939; С.П. Позднякова, 1972].
А. неопределенный [Фрумкин Я.П., Завилянский И.Я., 1970] — типичное для шизофрении и наблюдающееся на ранней стадии заболевания изменение аффекта. Это первоначальная стадия предстоящих апатических изменений. Чувства больных аморфны, лишены определенных рамок. Аффект как бы смыт, бледен.
Свидетельствует о небольшой интенсивности психотического процесса, о тенденции к медленному его течению и в прогностическом отношении является неблагоприятным признаком, свидетельствующим о малой успешности активной терапии.
А. патологический — возникает при воздействии острой психогении и носит кратковременный характер. При этом отмечается сужение сознания, сосредоточенного главным образом на травмирующих переживаниях. Заканчивается аффективным разрядом, во время которого часты агрессивно-разрушительные действия. В состоянии аффективного разряда нарушение сознания является глубоким, оно сопровождается дезориентировкой, бессвязной речью, чрезмерной жестикуляцией. Выход в состояние безразличия, безучастности, общей расслабленности, сменяющееся глубоким сном. После А. патологического наблюдается амнезия конградная.
Таким образом, А. патологический, относящийся к исключительным состояниям, является острым психозом и обязательно протекает с нарушением сознания: с отрывом его от действительности, искаженным ее восприятием и ограничением сознания узким кругом представлений, непосредственно связанных с личностно-значимым раздражителем.
А. физиологический — протекает без нарушений сознания, автоматизмов в двигательно-волевой сфере и амнезии. Развивается А. физиологический менее остро, в его течении нельзя проследить четкую смену фаз, присущих А. патологическому — подготовительной, взрыва и исходной. Син. А. физиологического: сильное душевное волнение. Основной дифференциально-диагностический критерий А. патологического и А. физиологического — присущее первому помрачение сознания [Сербский В.П., 1912].
А. физиологический на патологической почве [Сербский В.П., 1912] отмечается у «лиц, предрасположенных, с мало устойчивой нервной системой, у очень впечатлительных, нервных», переходная форма между физиологическим и патологическим А. Важен анализ не только клинических проявлений, но и патологической почвы А. (психопатия, хронический алкоголизм). При А.ф.н.п.п. сознание не вполне ясное, но степень его расстройства незначительна. Характерно несоответствие силы А. вызвавшей его причине. Нередко А. может достигать значительной интенсивности и приводить к преступлению.
Аффектабилитет. Чрезмерная активность, склонность к легкому возникновению бурных аффективных проявлений, нередко продолжительных и неадекватных вызвавшей их причине. Наблюдается при неврозах, у психопатических личностей, при психопатоподобном варианте органического психосиндрома, некоторых астенических состояниях, в первую очередь гиперстенических.
Аффективное реагирование [Меграбян А.А., 1972]. Пять основных типов аффективного реагирования, характеризующиеся особенностью мотивации в волевой сфере: 1) кататимный — в состоянии выраженного аффекта совершаются поступки, противоречащие регулируемой сознанием социальной практике человека без диссоциации между гностическими и протопатическими позициями. Типичны для невротических состояний, патологических развитии личности; 2) голотимный — характеризуется поляризацией эмоциональной настроенности — депрессивной и маниакальной, с преобладанием протопатической аффективности. Наблюдается при аффективных психозах; 3) паратимный — характеризуется выраженной диссоциацией между корково-гностическими и подкорково-протопатическими чувствами, неадекватностью бреда и галлюцинаций аффективной настроенности больного, оскуднением содержательных гностических чувств и несоответственным оживлением подкорковых компонентов импульсивной аффективности. Наблюдается при шизофренных психозах; 4) эксплозивный — совмещение инертности и тугоподвижности аффектов с взрывчатостью и импульсивностью. Типичны внезапное начало и быстрое окончание аффективной реакции. Страдают гностические компоненты аффективности, в развернутой стадии болезни выявляются гностико-мнестические нарушения с непродуктивностью мышления, оскуднением и сужением психического содержания. Типично обострение протопатических компонентов аффективности, особенно явственных на фоне затемненного сознания. Наблюдается при эпилепсии — истинной и симптоматической; 5) дементный, различия в рамках которого обусловлены характером и степенью поражения интеллектуальных функций. В начальных стадиях болезни обнаруживаются элементы аффективного реагирования вышеописанных типов, которые по мере течения процесса стираются, и в дальнейшем наблюдается все большее растормаживание примитивных импульсивных влечений, в поведении больных социально-этические мотивы уступают место низшим, физиологическим потребностям и примитивным влечениям.
Аффективный фон. Преобладающее настроение, определяющее характер протекания некоторых психических процессов. Например, аффективным фоном в различных фазах в МДП определяется разный характер присущих им изменений мыслительной деятельности (голотимное мышление).
Син.: голотимия.
Аффектов неподвижность [Bleuler E., 1906, 1916]. Длительность аффектов, не меняющихся под воздействием новых переживаний и впечатлений, их застывание, чрезмерная стойкость.
Аффект-синдром псевдопсихопатический [Peters U.H., 1969]. Описан при височной эпилепсии и характеризуется характерологическими изменениями, не укладывающимися в рамки описанных типов психопатии. Свойственны изменения аффективной сферы, частые и быстрые смены настроения, истощаемость аффекта. Аффективные взрывы, в отличие от эксплозивности при генуинной эпилепсии, отличаются нестойкостью, непродолжительностью. Отмечается сосуществование противоположных тенденций в поведении. Отсутствуют явные признаки эпилептической деменции. Изменение личности — по инфантильно-эгоцентрическому или ипохондрическому типу. Часты явления социальной дезадаптации, антисоциальные тенденции, склонность к употреблению алкогольных напитков. В некоторых случаях, при наличии в клинической картине наряду с сумеречными эпизодами больших эпилептических припадков, А.-с.п. обнаруживается и при наличии характерных для генуинной эпилепсии изменений личности.
Аффект-эпилепсия [Bratz E., 1906; Leubusxher P., 1907]. Психогенно возникающие эпилептиформные припадки у лиц психопатического склада, нередко при наличии органической церебральной патологии (олигофрения, церебральный атеросклероз). Припадки никогда не развиваются эндогенно и не приводят к образованию эпилептического слабоумия. Современными исследователями припадки А.-э. относятся к эпилептическим реакциям.
Аффицирование [Kretschmer Е., 1922]. Одна из главных особенностей протекания аффектов, определяемая характером и степенью изменений чувств и настроения под воздействием внешних раздражителей. Способность к А. выражается, по Kretschmer, характерными для определенных конституциональных типов личности пропорциями темперамента.
Аха методика [Ach N., 1921]. Экспериментально-психологическая методика для исследования способности к абстрактному мышлению путем формирования искусственных понятий. Используется набор геометрических фигур, классификация которых возможна по разным признакам. Один из этих признаков берется исследующим за основу классификационного принципа, который и должен найти обследуемый. Известны варианты методики А.С. Сахарова и Л.С. Выготского [1930], Haufmann Е., Kasanin G., [1930], Е.А. Рушкевич [1953].
Ахроногнозия (а + греч. chronos — время, gnosis — знание, познание). Нарушение осознания времени восприятия определенного предмета или явления: например, многократно слышанное воспринимается как новое.
Син.: ахронозия.
Ашара—Тьера синдром [Achard E.Ch., Tiers J., 1921]. Сочетание гирсутизма с сахарным диабетом у женщин. Рост волос на теле по мужскому типу. Другие признаки вирилизации отсутствуют. Ожирение. Аменорея. Часто — артериальная гипертензия.
Причина — базофильная аденома гипофиза, опухоль надпочечников.
Син.: диабет бородатых женщин.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Астазия-абазия
  • Всемогущество; omnipotence
  • Обсессия; obsession
  • Элефтерьяди Ольга Петровна. Формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
  • Синдром; syndrome
  • Мутизм; mutus
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Притча «Умение читать мысли»
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Советы логопеда: логопедические упражнения для детей в домашних условиях.
  • Дурнева Людмила Альфредовна. «Красиво говорить нам помогут «колючки» и Су-Джок массажеры»
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации.
  • Гласс Лиллиан. Я читаю ваши мысли
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Притча «Угадывание мыслей»
  • Притча «Когда воруют мысли»
  • Изоляция; isolation
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Отдельнова Оксана Викторовна. Комплекс упражнений, направленный на коррекцию и предупреждение речевых нарушений.
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Морозова Карина Анатольевна. Проект инновационной деятельности: «Использование кинезиологии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Шангараева Мария Сергеевна. Нетрадиционные методы для развития речи у дошкольников
  • Пыжикова Олеся Григорьевна. Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.
  • Марина Силко. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников».
  • Помогайко Наталья. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Маршев В.И. История управленческой мысли
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Канева Елена Васильевна. Статья 'Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекции звукопроизношения в условиях логопункта'
  • Романтические мысли уменьшают стресс
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Шизофрения; schizophrenia
  • Компульсивный; compulsive
  • Короткова Татьяна Петровна. Занятия по детскому ПДД - Операция 'Светофор'
  • Радхакришнан Сарвепалли. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (т.2). ШЕСТЬ СИСТЕМ БРАХМАНИЗМА
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь