|
Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов.Категория: Библиотека » Разное | Просмотров: 31707
Автор: Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т.
Название: Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Редакторские начала, которые проявляются в сатирических журналах Нови-кова, дают основание для определенных выводов и показывают некоторые воз-можности редактирования. Прежде всего для этих журналов характерна определенная общая направленность, которая достигается отбором сочинений для публикации и реализуется в структуре и отдельных элементах издания. Примером могут служить наиболее известные журналы "Трутень" и "Живописец".
Журнал "Трутень" начал свое существование с 1 мая 1769 года. Его отличала полемичность, наступательность, злободневность. Основное направление жур-нала было связано с социальными проблемами России того времени. Оно обо-значалось прежде всего содержанием материалов. Главная тема издания - кре-стьянский вопрос - разрабатывалась с позиции сочувствия крепостным и осуж-дения бесчеловечности помещиков. Журнал поднимает проблему невыносимого положения крестьян и ответственности правительства за такое положение. В этом русле осуществляется отбор материала. Кроме того, для раскрытия своего направления издатель использует структуру журнала. Уже эпиграф к изданию - известная строка из притчи Сумарокова "Они работают, а вы их труд ядите" - становится своеобразным управляющим началом для восприятия содержания. Читатель с первых же строк, ищет противопоставления между теми, кто работает и теми, кто ест их труд. Издатель последовательно подчеркивает собственное отношение к проблеме: читателю ясно, что сам он на стороне обездоленных. На страницах журнала помещены краткие выразительные характеристики по-мещиков, картины их отношений с крепостными, описание диких нравов помещиков. Использованы самые различные жанры - от переписки крестьянина с помещиком до выразительных зарисовок и писем читателей. Журнал "Живописец" выходил с 1 апреля 1772 по июнь 1773 года. Этот жур-нал продолжил направление "Трутня". Издатель развивает начатую сатириче-скую линию разоблачения существующих порядков, сочувствия крепостным, публикуя материалы по крестьянскому вопросу. Здесь помещены произведения различных жанров - миниатюрные рассказы, корреспонденции читателей, пародии на газетные объявления, фельетоны, краткие характеристики отдельных людей, сатирические словари и рецепты. Издатель, используя различные жанры, обеспечивает своему журналу, как уже говорилось, определенную направленность, а также усиливает тем самым воз-действие содержания на читателя. В начале 70-х годов Новиков расширяет свою издательскую деятельность. Его крупные научные издания способствуют развитию русской науки. В 1772 году вышел в свет составленный им самим библиографический словарь "Опыт исторического словаря русских писателей" - одно из первых критико-библиографических изданий в России, которое положило начало русскому ли-тературоведению. Словарь интересен во многих отношениях, но мы остановимся на редакционно-издательских аспектах. Подготовка словаря показала, что составитель и издатель справочно-библиографического издания подводит итоги развития литературы к определенному моменту времени, что издание отражает литературный поток и массив изданий, тем самым активно влияя на него. Деятельность Новикова демонстрирует такую важнейшую составляющую ре-дактирования, как организация издания. Отчетливо проясняет тот факт, что "лицо" издания зависит от редактора, который во многом определяет специфику влияния журнала на общественное мнение, а также на литературный процесс. Выводы В издательском деле второй половины XVIII века редакторская деятельность в самостоятельный вид деятельности еще не выделилась. Однако в процессе подготовки изданий используются различные формы и методы, которые составляют редакторские начала. Прежде всего редакторские аспекты подготовки изданий связаны с тем, что в это время появляется осознание языковой нормы и осуществляется попытка выработки правил русского светского языка. Кроме того, активная переводческая деятельность выдвигает проблему передачи содержания литературного произведения на русском языке. Издатели, переводчики, писатели рассуждают о возможностях и правилах подготовки переводного текста. В рассматриваемый период продолжается формирование изданий различных типов. Особенно активно развивается учебная литература. Выпущены учебники для различных форм обучения и категорий читателей. С точки зрения их редакторской подготовки особенно важна выработка принципов подачи материала и отбора данных для обучения. Начинается разработка принципов подготовки научных изданий, собраний со-чинений, рассматриваются особенности справочных изданий, осуществляется выпуск самых различных календарей. Появляется осознание того, что суще-ствуют свои особенности чтения у разных категорий читателей. Намечаются первые шаги в подготовке детской литературы, изданий для женщин. Изменяется и само издание. Разрабатывается справочный аппарат, формируют-ся его отдельные его элементы, произведение дополняется иллюстрациями. В значительной мере расширяется тематика, появляются новые жанры публикаций. Все эти аспекты в дальнейшем продолжат свое развитие, что в конечном счете приведет к выделению редактирования в самостоятельную сферу деятельности и будет способствовать профессионализации работы редактора. Глава 5. Редакторская деятельность в изда-тельском деле первой трети ХIХ века §1 Общая характеристика книгоиздания В начале века редакционно-издательская деятельность развивалась путями, начатыми в ХVIII веке. В то же время постепенно вырабатывались определен-ные принципы и подходы к подготовке изданий, которые позднее вывели редактирование в самостоятельный разряд деятельности. Знаменательно, что в это время понятие "редактор" закрепляется в словарях. В "Новом словотолкователе" (СПб., 1806), во "Французском и российском сло-варе" И. Гейта (М., 1809), в "Новом и истинном толкователе слов" (Харьков, 1817) находим его разъяснение. Так, в первом из названных словарей "редактор" определяется, как "издатель, уложитель, составщик чего-либо на письме". Обратим внимание на то, что редактор отождествляется здесь с издателем. По сути, в словаре регистрируется то понимание редактора, которое господ-ствовало в российском книгопечатании. Далее в том же словаре характеристика редактора разворачивается в сторону показа его деятельности:"...в литературе значит того, кто собирает разные материалы, рассеянные по разным книгам в одну, располагает по порядку и потом издает в своей". Приведенное определение отражает позицию редактора в издательском деле в начале века. Редактор прежде всего был издателем, в его функции входили отбор произведений для последующего издания и определение порядка их расположения. Наиболее существенны с точки зрения формирования редактирования как самостоятельной сферы деятельности опыт подготовки альманахов, журналов и некоторых других видов изданий. На это же время, как уже говорилось, приходится и редакторская деятельность А.С. Пушкина. На развитие книгоиздания влияет общее состояние социально-политической и экономической жизни страны. Начало века отмечено изменениями в экономике России. Наблюдается рост ка-питалистических отношений в промышленности, отчетливо проявляется несо-стоятельность крепостнических форм в сельском хозяйстве, крестьяне помещи-чьих хозяйств получают право переходить на оброк, в 1803 году указ о воль-ных хлебопашцах вводит разрешение отпускать крестьян на волю с наделом земли за выкуп, возникают мануфактуры. С приходом на престол Александра I реорганизуется Сенат, центральные правительственные учреждения. В 1803 году было образовано Министерство народного просвещения. В Харькове, Казани, Дерпте основаны новые гимназии. Драконовская цензура, введенная Павлом I, несколько ослабевает. В 1801 году был снят запрет на ввоз книг из-за границы, в 1802 году литературу освободили от надзора полиции и управы благочестия. Отменили предварительную цензуру. Цензура была передана в ведение Главного управления училищ. В 1804 году был принят первый в России цензурный устав, предусматривающий проведение предварительной цензуры университетами, а в Петербурге - особым цензурным комитетом. Все эти указы носили охранительный характер и были направлены на осу-ществление постоянного контроля за литературной и общественной деятельно-стью в стране. Тем не менее, до 1825 года (периода николаевской реакции) книгоиздание активно развивается, отражая передовые устремления общества и активно влияя на общественное сознание. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|