|
Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50808
Автор: Еникеев М. И.
Название: Общая и социальная психология. Учебник для вузов. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов обеспечивают эффективность приспособления к среде. Если сила нервных процессов недостаточна, то организм страдает от сильных внешних воздействий и неадекватно на них реагирует (преувеличивается их значение, возникают срывы нервной деятельности, неврозы).
При недостаточной подвижности или уравновешенности нервных процессов организм не может быстро приспособиться к внешним условиям, для него болезненна ломка стереотипа; она нередко вызывает невротическое состояние. Но, как показали исследования И. П. Павлова, сила и подвижность нервных процессов могут возрастать под влиянием тренировки, воспитания, соответствующих условий жизни. Природные конституционные особенности организма могут быть изменены – такой оптимистический вывод сделал И. П. Павлов исходя из научно-экспериментальных данных. Особенности высшей нервной деятельности человека. Рассмотренные выше принципы, закономерности и типы высшей нервной деятельности являются общими как для животных, так и для человека. Однако высшая нервная деятельность человека существенно отличается от высшей нервной деятельности животных. "В развивающемся животном мире на фазе человека произошла чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности. Для животного действительность сигнализируется почти только раздражениями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма. Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды... Это – первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными. Но слово составило вторую, специально нашу сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов. Многочисленные раздражения словом, с одной стороны, удалили нас от действительности, и поэтому мы постоянно должны помнить это, чтобы не исказить наши отношения к действительности. С другой стороны, именно слово сделало нас людьми'". Итак, первая сигнальная система действительности – система наших непосредственных ощущений, восприятий, впечатлений от конкретных предметов и явлений окружающего мира. Слово (речь) – вторая сигнальная система. Она возникла и развивалась на основе первой сигнальной системы и имеет значение лишь в тесной взаимосвязи с ней. Благодаря второй сигнальной системе у человека более быстро, чем у животных, образуются временные связи, ибо слово несет в себе общественно выработанное значение предмета. Как отмечает И. П. Павлов, со словом "вводится новый принцип нервной деятельности – отвлечение и вместе обобщение бесчисленных сигналов... – принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире и создающий высшее приспособление человека – науку"**. * Павлов И. П. Поли. собр. соч. Т. 3. Кн. 2. 1951. С. 335. ** Павлов И. П. Поля. собр. соч. Т. 4. Кн. 2. С. 215. Действие слова в качестве условного раздражителя может иметь такую же силу, как действие непосредственного первосигнального раздражителя. Под влиянием слова находятся не только психические, но и физиологические процессы. (Это лежит в основе терапевтического внушения и самовнушения.) Слово возникло с появлением общества, оно является важнейшим общественным достоянием. Благодаря слову отдельный индивидуум может овладеть опытом всего человечества. Даже непосредственное восприятие человеком окружающей действительности опосредовано словом и носит обобщенный характер. Но слово, оторванное от его конкретных первосигнальных источников, теряет смысл и перестает быть средством ориентации человека в окружающей действительности. (Не понимая значения слова, мы воспринимаем лишь звуковую его оболочку.) Вторая сигнальная система имеет две функции – коммуникативную (обеспечивает общение людей друг с другом) и функцию отражения объективных закономерностей. Слово не только дает наименование предмету, но и содержит в себе обобщение, является сигналом его существенных признаков. Специфические человеческие типы высшей нервной деятельности. Выше были рассмотрены типологические особенности высшей нервной деятельности, общие у человека и высших животных (4 типа). Но у людей имеются специфические типологические особенности, связанные со второй сигнальной системой. У всех людей вторая сигнальная система преобладает над первой. Но степень преобладания неодинакова. Это дало И. П. Павлову основание разделить высшую нервную деятельность человека на три типа: 1) мыслительный; 2) художественный; 3) средний (смешанный). К мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы над первой. У них более развито абстрактное мышление (математики, философы); отражение действительности происходит у них не в ярких образах, а в обобщенных категориях. К художественному типу относятся люди с меньшим преобладанием второй сигнальной системы над первой. Им присущи живость, яркость конкретных образов (художники, писатели, артисты, конструкторы, изобретатели и др.). Средний, или смешанный, тип людей занимает промежуточное положение между двумя первыми (около 80% всех людей). Чрезмерное преобладание второй сигнальной системы, граничащее с отрывом от первой, является негативным качеством. У людей с преобладанием первой сигнальной системы, как правило, менее развита склонность к абстрагированию, теоретизации. В основе "мыслительного" и "художественного" типов высшей нервной деятельности человека лежит доминирование у различных людей одного из полушарий мозга. Правое полушарие, как уже отмечалось, реагирует преимущественно на сигналы первой сигнальной системы, левое – на сигналы второй сигнальной системы. Правое полушарие – орган образного мышления, образной памяти. Левое полушарие – орган абстрактно-теоретического мышления. § 4. Психофизиологическая проблема – соотношение психического и физиологического Понимание психики, с одной стороны, как явления идеального, а с другой – как "продукта" высокоорганизованной материи – мозга порождает сложную психофизиологическую проблему – проблему соотношения психического и физиологического. Психику нельзя отрывать от работы мозга, но ее нельзя и сводить к нейрофизиологическим процессам. Взаимоотношение психики и физиологических процессов – взаимоотношение идеального и материального. Нейрофизиология – естественное условие функционирования психического, но само психическое – явление идеальное. Нейрофизиология подчинена биологическим закономерностям; психика подчинена всеобщим законам объективных взаимосвязей явлений внешнего мира. Психика не является прямым продуктом работы мозга. Мозг социально изолированного человека не может дать этого "продукта". Психика – социально опосредованный продукт мозговой деятельности. Идеальное – это социальное нормированное отражение действительности. Мозг человека отличается от мозга высших животных. Специфика работы человеческого мозга состоит в особом способе кодирования поступающей извне информации. Психическое отражение действительности человеком – это отражение, опосредованное словесным знаком, человеческим понятием, сформированным в общественно-исторической практике. Механизм человеческого мозга отличается его способностью кодировать речевые знаки, символы, несущие в себе информацию об общих свойствах и взаимосвязях действительности. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|