Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50340

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов обеспечивают эффективность приспособления к среде. Если сила нервных процессов недостаточна, то организм страдает от сильных внешних воздействий и неадекватно на них реагирует (преувеличивается их значение, возникают срывы нервной деятельности, неврозы).
При недостаточной подвижности или уравновешенности нервных процессов организм не может быстро приспособиться к внешним условиям, для него болезненна ломка стереотипа; она нередко вызывает невротическое состояние.
Но, как показали исследования И. П. Павлова, сила и подвижность нервных процессов могут возрастать под влиянием тренировки, воспитания, соответствующих условий жизни. Природные конституционные особенности организма могут быть изменены – такой оптимистический вывод сделал И. П. Павлов исходя из научно-экспериментальных данных.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Рассмотренные выше принципы, закономерности и типы высшей нервной деятельности являются общими как для животных, так и для человека. Однако высшая нервная деятельность человека существенно отличается от высшей нервной деятельности животных. "В развивающемся животном мире на фазе человека произошла чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности. Для животного действительность сигнализируется почти только раздражениями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма. Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды... Это – первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными. Но слово составило вторую, специально нашу сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов. Многочисленные раздражения словом, с одной стороны, удалили нас от действительности, и поэтому мы постоянно должны помнить это, чтобы не исказить наши отношения к действительности. С другой стороны, именно слово сделало нас людьми'".
Итак, первая сигнальная система действительности – система наших непосредственных ощущений, восприятий, впечатлений от конкретных предметов и явлений окружающего мира. Слово (речь) – вторая сигнальная система. Она возникла и развивалась на основе первой сигнальной системы и имеет значение лишь в тесной взаимосвязи с ней.
Благодаря второй сигнальной системе у человека более быстро, чем у животных, образуются временные связи, ибо слово несет в себе общественно выработанное значение предмета. Как отмечает И. П. Павлов, со словом "вводится новый принцип нервной деятельности – отвлечение и вместе обобщение бесчисленных сигналов... – принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире и создающий высшее приспособление человека – науку"**.
* Павлов И. П. Поли. собр. соч. Т. 3. Кн. 2. 1951. С. 335.
** Павлов И. П. Поля. собр. соч. Т. 4. Кн. 2. С. 215.

Действие слова в качестве условного раздражителя может иметь такую же силу, как действие непосредственного первосигнального раздражителя. Под влиянием слова находятся не только психические, но и физиологические процессы. (Это лежит в основе терапевтического внушения и самовнушения.)
Слово возникло с появлением общества, оно является важнейшим общественным достоянием. Благодаря слову отдельный индивидуум может овладеть опытом всего человечества. Даже непосредственное восприятие человеком окружающей действительности опосредовано словом и носит обобщенный характер.
Но слово, оторванное от его конкретных первосигнальных источников, теряет смысл и перестает быть средством ориентации человека в окружающей действительности. (Не понимая значения слова, мы воспринимаем лишь звуковую его оболочку.)
Вторая сигнальная система имеет две функции – коммуникативную (обеспечивает общение людей друг с другом) и функцию отражения объективных закономерностей. Слово не только дает наименование предмету, но и содержит в себе обобщение, является сигналом его существенных признаков.
Специфические человеческие типы высшей нервной деятельности. Выше были рассмотрены типологические особенности высшей нервной деятельности, общие у человека и высших животных (4 типа). Но у людей имеются специфические типологические особенности, связанные со второй сигнальной системой. У всех людей вторая сигнальная система преобладает над первой. Но степень преобладания неодинакова. Это дало И. П. Павлову основание разделить высшую нервную деятельность человека на три типа: 1) мыслительный; 2) художественный; 3) средний (смешанный).
К мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы над первой. У них более развито абстрактное мышление (математики, философы); отражение действительности происходит у них не в ярких образах, а в обобщенных категориях.
К художественному типу относятся люди с меньшим преобладанием второй сигнальной системы над первой. Им присущи живость, яркость конкретных образов (художники, писатели, артисты, конструкторы, изобретатели и др.).
Средний, или смешанный, тип людей занимает промежуточное положение между двумя первыми (около 80% всех людей).
Чрезмерное преобладание второй сигнальной системы, граничащее с отрывом от первой, является негативным качеством. У людей с преобладанием первой сигнальной системы, как правило, менее развита склонность к абстрагированию, теоретизации. В основе "мыслительного" и "художественного" типов высшей нервной деятельности человека лежит доминирование у различных людей одного из полушарий мозга. Правое полушарие, как уже отмечалось, реагирует преимущественно на сигналы первой сигнальной системы, левое – на сигналы второй сигнальной системы. Правое полушарие – орган образного мышления, образной памяти. Левое полушарие – орган абстрактно-теоретического мышления.

§ 4. Психофизиологическая проблема – соотношение психического и физиологического

Понимание психики, с одной стороны, как явления идеального, а с другой – как "продукта" высокоорганизованной материи – мозга порождает сложную психофизиологическую проблему – проблему соотношения психического и физиологического. Психику нельзя отрывать от работы мозга, но ее нельзя и сводить к нейрофизиологическим процессам. Взаимоотношение психики и физиологических процессов – взаимоотношение идеального и материального. Нейрофизиология – естественное условие функционирования психического, но само психическое – явление идеальное. Нейрофизиология подчинена биологическим закономерностям; психика подчинена всеобщим законам объективных взаимосвязей явлений внешнего мира.
Психика не является прямым продуктом работы мозга. Мозг социально изолированного человека не может дать этого "продукта". Психика – социально опосредованный продукт мозговой деятельности. Идеальное – это социальное нормированное отражение действительности.
Мозг человека отличается от мозга высших животных. Специфика работы человеческого мозга состоит в особом способе кодирования поступающей извне информации. Психическое отражение действительности человеком – это отражение, опосредованное словесным знаком, человеческим понятием, сформированным в общественно-исторической практике.
Механизм человеческого мозга отличается его способностью кодировать речевые знаки, символы, несущие в себе информацию об общих свойствах и взаимосвязях действительности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Выбор любовного партнера: у большинства «свой типаж»
  • Сыроватко Светлана Михайловна. Простые советы логопеда родителям
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании
  • Татьяна Васильева. Межличностный конфликт. Поведение в конфликте
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Джон Готтман. Четыре признака грядущего развода
  • В чем секрет счастливого брака?
  • Выбор партнера: в любви противоположности не притягиваются
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • 9 признаков подходящего партнера для длительных отношений
  • Елена Бутивщенко. NON-Конфликт. Деловые переговоры и работа с возражениями. - Елена Бутивщенко
  • Язык тела: признаки женской симпатии
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Анна Березовская. «Я одна, и он один...». Одиночество в паре
  • Рисуночный тест на определение склонности доверять окружающим
  • Символы любви и счастья. Как привлечь свечами желаемого партнера.
  • Атватер И. Невербальное общение.
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Притча «Любовь или нет?»
  • Рогалевич Людмила. Cборник занятий по здоровому образу жизни дошкольников
  • Общение как говорить, чтобы тебя поняли?
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Почему отношения превращаются в манипулирование друг другом.
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Хелен Костер. 12 способов распознать ложь делового партнера
  • Ирина Кобевко. «Любовь» до тех пор, пока взгляды совпадают? Любовь и взаимопонимание
  • Формы невербального поведения ног и стоп. Движение стоп вопреки силе тяжести.
  • Притча «Советы непальских мудрецов»
  • Отвернет избранника от соперницы сексуальный отворот
  • Заговоры на любовь и их негативные последствия
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Тигры»
  • Предупреждение для использующих заговоры
  • Умение убеждать и строить аргументацию.
  • Бубер М. Я И ТЫ
  • Редактор. Как выигрывать в спорах?
  • Десять правил эффективной расшифровки невербальных проявлений. Правило 5-е
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Евгений Ильин. Как войти в доверие: психологические приемы вызова доверия
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Притча «Жизнь не может ждать»
  • Хлебова Вероника. Почему так трудно ценить?
  • Ж. Мессинжер. Речь тела: о чем нам говорят жесты?
  • Идеализация партнера в добрачных отношениях. Любовь и самооценка
  • Три упражнения, которые помогут заговорить на иностранном языке
  • Варианты успокаивающего поведения
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Зависимость глубины и прочности союза от уровня, на котором сделан выбор партнера
  • Когда бедные и богатые сотрудничают
  • Ермолина Ирина Александровна. РОДИТЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь