|
Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 27901
Автор: Коллектив авторов.
Название: Практическая психология: Учебник. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Иными словами, эмоциональный тон у шизоидов колеблется между полюсами чрезвычайной чувствительности и нечувствительности (эмоциональной тупости, холодности), у циклоида же — между полюсами веселости и печали.
Особенностями характера шизоидов является необщительность, или очень избирательная общительность, или поверхностная общительность. Эта необщительность имеет у различных людей самые различные оттенки, но они никогда не растворяются в среде, хотя могут относиться к ней по-разному: враждебно и, наоборот, стремиться всех осчастливить или облагодетельствовать во имя высших идеалов. Здесь можно встретить людей самых чистых побуждений, самоотверженно служащих делу, искренних, стойких в своих убеждениях, единственно, в чем они уступают циклоидам — это в открытости и теплосердечии к отдельному, реальному человеку, в терпимости к его недостаткам, принятии его чувств. Исследования Кречмера распространялись не только на психически здоровых «людей повседневной жизни» и на больных, но и на истории жизни великих деятелей искусства, политики, религии. Выделенные им типы можно свести в следующую схему: Кречмер предостерегал от упрощенного толкования своей теории — он допускал, что в последующем будут найдены какие-то новые типы. Не отрицал он и существования смешанных, но не столь ярких типов. В современной психологии Н. Н. Обозов предлагает всех людей делить на три основных типа: «мыслитель» (астеник), «собеседник» (пикник) и «прагматик» (атлетик). Теперь нам становится понятным следующий диалог из «Юлия Цезаря» В. Шекспира: ЦЕЗАРЬ: Окружите меня людьми полными, С головами блестящими и хорошим сном. Взгляд Кассия чересчур глубок. Он мыслит слишком много, такие люди ведь опасны. АНТОНИЙ: Его не бойтесь вы, он не опасен. Он благороден и очень одарен. ЦЕЗАРЬ: Когда бы жиру больше было в нем. При этом мы склонны утверждать, что выражение «блестящая голова» употреблено в буквальном смысле, так как если кожа астеников имеет тенденцию к сухости, дряблости, атлетиков — к упругости, то кожа пикников вследствие их склонности к накоплению жировой ткани часто блестит. Характер человека проявляется в манере его поведения, выразительных движениях, особенно в мимике лица. Еще в древнем мире (Китай, Греция, Япония) возникло учение об искусстве чтения лица — физиогномика. В этом учении придавалось значение трем зонам на лице: верхней — лобной части; средней — от бровей до кончика носа; нижней — от верхней губы до окончания подбородка. Гармония, сбалансированность всех зон свидетельствуют об упорядоченности психики. Подробно расписывалась связь формы носа, глаз, ушей, рта с особенностями характера человека. Интересно прослеживается связь формы лица с характером. Так, продолговатое лицо (прямоугольник) означает аристократический тип, интеллект, рассудительность, треугольное лицо (редька хвостом вниз) — высокая чувствительность, одаренность, склонность к познанию и накоплению информации; квадратная форма лица говорит о суровости, мужественности, настойчивости и грубости; круглая — о добродушии, мягкости и миролюбии. Еще одно учение — графология — пытается найти соответствие между почерком человека и его характером. И такое соответствие прослеживается особенно сильно, когда человек попадает в стрессовую ситуацию, очень волнуется, и тогда почерк у него меняется. Способности Следуя качествам, присущим его деятельности, каждый человек имеет возможность достичь совершенства. Бхагавад-гита (гл. 18, текст 45) Потенциальные возможности человеческой психики поистине неисчерпаемы. Так же неисчерпаемо многообразие комбинаций способностей у людей. Но нужно уметь распорядиться этим бесценным даром природы, помочь себе и другим людям раскрыть и развить свои способности. Что же в психологии понимается под способностями? Известный советский психолог Б. М. Теплов выделил три особенности способностей: во-первых, это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; во-вторых, это лишь такие индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности; в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые выработаны у данного человека, а является как бы благоприятной предпосылкой для их формирования. В последнее время способность в психологии рассматривается как особое свойство психологической функциональной системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности. Количественные параметры продуктивности системы: точность, надежность (устойчивость), скорость функционирования (В. Д. Шадриков). Очень важно найти методы измерения способностей через диагностику продуктивности психологической системы путем решения задач определенного уровня трудности, разрешения ситуаций. В качестве способностей могут выступать и свойства индивида, и отношения личности. В данном случае к свойствам индивида относится развитость системы познавательной, эмоциональной и волевой деятельности. Отношения личности включают увлеченность, сознание долга, интерес, т. е. направленность личности. Например, у человека есть способности к познавательной деятельности, располагающей его к инженерной профессии, но нет никакого интереса к ней. И если не поднять мотивацию и не развить интерес, все познавательные способности останутся нереализованными. Уровень способностей определяется степенью разрешимости противоречий между свойствами индивида и отношениями личности. Способности характеризуются также своеобразием индивидуальных приемов или индивидуальным стилем деятельности. И вот тут очень важным моментом является соотношение общих и специальных способностей. Общие способности связаны с развитием интеллекта и определенных особенностей личности. Какие же это особенности: готовность к труду, потребность трудиться, трудолюбие и высокая работоспособность; черты характера — внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность; развитие творческого мышления, гибкость ума, умение ориентироваться в сложных ситуациях, адаптивность, высокая продуктивность умственной деятельности. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|