Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Айламазьян А.М. (ред.) Метод беседы в психологии. | Психодиагностика | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 19 страница



Айламазьян А.М. (ред.) Метод беседы в психологии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19807

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Во второй части задания внимание больше сосредоточивается на работе терапевта. В начале, в ходе групповой дискуссии, обсуждается, каким образом могут быть проявлены качества, обеспечивающие процесс клиенто-центрированной терапии. Для того, чтобы повысить включенность студентов, дискуссия проводится в два этапа. Сначала, 20—25 минут в малых группах по 3—4 человека, студенты обсуждают, как можно наблюдать за работой психотерапевта. Затем каждая группа рассказывает о результатах своей работы и создается
____________________________________________________91
таблица, с помощью которой будет осуществляться наблюдение за следующей беседой (таблица 3),
Наблюдение проводится в непрерывном режиме и сопровождается заполнением протокола наблюдения (таблица 4).
После наблюдения проходит групповое обсуждение. Вопросы, которые надо затронуть: как проявлены у терапевта качества, обеспечивающие процесс; «удачи* и «ошибки*, замеченные в беседе; наблюдается ли связь между действиями терапевта и изменениями клиента? Дома пишется индивидуальный отчет.
Оформление отчета
1 занятие
I, Краткое теоретическое введение
II р Аппаратура
IIL Методика наблюдения за VII стадиями
IV. Результаты наблюдения (протокол)
V, Обсуждение результатов
2 занятие
1. Краткое теоретическое введение П. Аппаратура
III. Методика наблюдения за работой психотерапевта IV- Результаты наблюдения (протокол) V, Обсуждение результатов
В разделе * Выводы* студент должен ответить на следующие вопросы:
1) На какой стадии психотерапевтического процесса находится клиент?
2) Какие из трех выделенных для наблюдения категорий поведения клиента являются более подвижными, какие более жесткими?
3) В какой степени поведение терапевта отвечает принципам роджерианской клиенто-центрированной терапии?
В заключение, в качестве самостоятельной работы, студен-там предлагается самостоятельно написать, в каком направлении и каким образом они сами продолжили бы работу с этим клиентом.
92
Таблица 1
Стадии психотерапевтического процесса
Кате~ горни наблюдения Чувства и личностные смыслы Личностные конструкты Отношение к проблеме Психотерапия
Стадия 1





Чувства и личностные смыслы не осознается и не относятся к самому себе Исключительно статичные Индивид видит себя человеком без проблем. Проблемы внешние Игра или групповая психотерапия
2 Чувства описываются как объекты в прошлом. ИедивиДУУм отделен от непосредственного переживания Стагщчны и воспринимаются как факты Есть проблемы и конфликты как факты внешнего мира Многие клиенты находятся на этой стадии. Ус-лехи весьма скромны
3 Описываются чувства е прошлом, в основном как плохие, неприемлемые, постыд-кые Статичны, но осознаются как таковые, а не как внешние факты Признаются противоречий в опыте Многие клиенты находятся именно на этой стадии, Они могут на ней находиться долго, изучая себя как объект
4 Текут более свободно. Описываются сильные чувства в прошлом, Иногда прорываются сильные чувства в настоящем. Возникает страх и недоверие перед этой возможностью Происходит открытие личностных конструктов. Возникают сомнения в их значимости Появляется чувство личной ответственности за проблемы
-■ Скачки и колебания
5 Чувст&а выражаются свободно, относятся к настоящему моменту. Они «прорываются». Удивление и испуг, редко удовольствие. Личностные смыслы начинают осознаваться Многие личностные конструкты вызывают сомнение возрастает личная ответственность за встающие проблемы Скачки и колебания
6 Чувства текут, переживаются в настоящем ► Страх по поведу сильньк чувств отсутствует Происходит как бы
растворение личностных конструктов в моменты переживания. Прочность личностных конструктов потрясает Нет ни внешних, ни внутренних проблем, человек субъективно живет какой-то частью своей проблемы Критическая стадия
7 Новые чувства переживаются во всем многообразии. Есть доверие к этому Личностные конструкты проверяются в опыте. Вероятностное отношение к личностным конструктам Полная ответственность за свои проблемы. Клиент чувствует и отвечает ээ свою жизнь во всех ее аспектах -
________93
Таблица 2
Протокол наблюдения за клиентом
Тема Стадия Примечания


Таблица 3 Протокол наблюдения за проявлением терапевтических качеств
Категория наблюдения Определение Проявления в поведении тераписта
Принятие
Конгруэнтность
Эмпатия
Таблица 4
Протокол наблюдения за работой терапевта
Тема Стадия Наличие необходимых качеств Примечания


VI. МЕТОД БЕСЕДЫ В ПРАКТИКЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ: БЕСЕДА НА ТЕЛЕФОНЕ ДОВЕРИЯ
Понятие индивидуально-профессионального конструкта
Эта глава посвящена очень интересной и во многом нетрадиционной форме оказания психологической помощи* Речь пойдет о телефонном консультировании, но с определенной позиции — позиции консультанта. Очень хочется «залезть к нему внутрь» и посмотреть на беседу его глазами. Как он понимает то, что происходит между собеседниками, и благодаря каким психотехническим механизмам он видит то или иное?
Представьте» что вы познакомились с какой-либо консультативной беседой (услышали аудиозапись, посмотрели видеозапись) > Если вы выскажете свои впечатления о ней и послушаете мнение других, максимально пытаясь развернуть их интерпретацию, то окажется, что в основе таких аргументов присутствуют некоторые моменты взаимодействия в диаде По сути, финал разговора. Ориентация на этот блок в начале разговора — ошибка. Непосредственное обращение к нему — в кратких, экстремальных случаях, требующих немедленного вмешательства и руководства при жесткой лимитированности времени (например, угроза нападения). План — результат его (абонента), а не вашей работы•
Если отвлечься от второстепенных деталей, внутренняя логика построения беседы такова: беседа начинается с терпеливого бескритичного выслушивания, в ходе которого происходит эмоциональное отреагирование на значимые аспекты проблемной ситуации, что создает предпосылки для когнитивного овладения проблемной ситуацией и в дальнейшем к планированию действий.
Ключевые вопросы:
1) Что именно плохо?
2) Почему, в силу каких причин у меня возникла эта проблема?
3) Сколько времени эта проблема существует?
4) Как эта проблема меня ограничивает?
5) Что эта проблема не дает мне делать?
6) Чья вина» что у меня имеется эта проблема?
7) Когда эта проблема меня особенно беспокоит?
Нетрудно заметить, что временной фокус обсуждения проблемной ситуации переходит с актуальных переживаний (блок 1; вопрос 1) к установлению причинно-следственных связей (как абонент сам понимает причину тех или иных событий и своих состояний — отнесенность к ближнему психологичен
106____________________________________ .___________
кому прошлому (блок 5; вопрос 2), Понимание причин возникновения проблемной ситуации работает на ее осознание. Стоит напомнить, что это — одна из психотерапевтических возможностей (хотя и очень мощных). Это чозарение» высвечивает новые грани проблемы.
Например:
Блок 5 — Блок 2: понимание причин по-новому структурирует выделение актуальной проблемной ситуации, происходит ее рациональная переоценка-Блок 5 — Блок 4: понимание причин по-новому организует отношение к эмоциональным переживаниям психологического прошлого («А я-то думал,„ так мучился!»).
Блок 5 — Блок 3: понимание причин рождает новые отношения к актуальным действиям абонента или к тем действиям, которые он предпринимал раньше (Блок 5 — Блок в).
Ключевые вопросы (продолжение): если абонент во время беседы способен ответить с вашей помощью на подобные вопросы, то можно проверить, готов ли он, поняв проблему, сам ее решить. Для этого ему важно попробовать ответить на Другую группу вопросов:
1) Что бы мне хотелось?
2) Когда бы мне этого хотелось?
3) Как я узнаю» что я этого достиг?
4) Когда я получу то, что я хочу, что я буду иметь кроме этого и что изменится в моей жизни?
5) Какие у меня есть средства и ресурсы?
6) Как мне лучше использовать те средства, которые у меня есть?
7) Что я буду делать прямо сейчас для решения этой проблемы?
Эти вопросы отражают смещение временного фокуса обсуждения в беседе к психологическому будущему. Достаточно частая ситуация, когда абонент может изложить проблему, обсуждает различные ее аспекты, но само ее решение вызывает сопротивление. Он не столь конструктивен, чтобы продвигаться в этой логике. В этом случае трудно ожидать, что
_____________________________________________________107
результатом будет * продвижение абонента к соответствующему действию...* (блок 9) . Образ психологического будущего расплывчат и нереалистичен (блок 9). Отношение к нему амбивалентно: с одной стороны — надежда, что «можно справиться ъ> с другой — неуверенность в собственных силах, растерянность и страх (блок 7),
Излишнее усердие консультанта — стремление дать совет, рекомендацию — вряд ли уместно, хотя готовность их воспринимать абонентом сейчас выше, нежели если бы беседа строилась по типу «вопрос — ответ* или на начальных этапах (блок 1),
Здесь победой будет максимальный конструктивный сдвиг в видении своей ситуации, и такая маленькая разница в самочувствии и будет результатом первого разговора по телефону.
Это самая простая схема разговора, отражающая динамику развития беседы: контакт — раппорт — маленькое изменение — закрепление изменения — прогноз движения дальше.
Телефонная беседа: взгляд изнутри
В предыдущем разделе мы остановились на логике проведения телефонной беседы и продемонстрировали некоторые возможности консультанта по «ощупыванию» проблемы абонента в совместной работе- Однако построение логических схем ориентировано на рефлексивный анализ, внешний по отношению к психологической беседе. Каковы механизмы понимания консультантом абонента и своей профессиональной деятельности непосредственно в ситуации телефонного диалога, на что реально ориентируется консультант в процессе беседы?
Это позиция участника диалога, и взгляд на происходящее — субъективный взгляд деятеля, творящего реальность психологического взаимодействия. Остановимся лишь на одном частном моменте — возникновении негативных эмоциональных переживаний консультанта и их рефлексивном использовании в качестве инструмента лучшего понимания абонента.
Вообще телефонное экстренное психологическое консультирование сопровождается широким спектром переживаний
108___________________________________________________
консультанта,. неразрывно связанных со спецификой работы. Примером могут быть фрагменты записей из засекреченного (исключительно для служебного пользования!) бортового журнала службы. Они интересны потому, что:
— одна из функций журнала — психопрофилактическая: канализация (со всеми нюансами понимания слова) эмоциональных переживаний;
— сделаны сразу же после окончания звонка (потом некогда — новый звонок) или даже во время него;
— в большинстве, авторы— студенты-стажеры («зубры» более сдержанны, по-видимому, необходимость в таком психотехническом средстве с увеличением стажа ослабевает).
Записи выбраны без особой тщательности по результатам трех месяцев. Хочется предостеречь от поспешных выводов о связи их с аналогичными проявлениями во взаимодействии с абонентом,
-
Условные обозначения: м/г — мужской голос, ж/г — женский голос, п/а — постоянный абонент
Критерий подбора: записи должны отражать эмоциональные реакции (выражаемые открыто или понятные по контексту). Орфография и пунктуация сохранены* м/г — Я еще вам ничего не сказал, а вы уже слушаете! (очень
зло)* И ничего не скажу* м/г — 49 лет орал благим матом хочу жениться, а его друг
Мч 35 лет слушал на параллельном телефоне. Наверное,
хорошо отпраздновал день рождения.
п/а — Ия^ (которая постоянно звонит). Попрощались,
наверное, навсегда. Сказала, что что-то сделала с собой
и умирает. Весьма похоже.
п/а — Онанист уж так меня упрашивал!
jw/z — Обругала, но очень неразборчиво!
м/г — Мужик мудак, так и представился (7!)
С — * Афганец*. Инвалид. Хотел познакомиться. Угрожал,
что достанет меня из-под земли*
— Психически ненормальный! человек? ж/г — Решила узнать как меня зовут, чтобы перезвонить
после шокового эксперимента с сыном. Она ничего не
поняла. Грустно!
__________________________________________________________109
ж/г — Диагноз; психастения, вообще на учете. В постоянно
возбужденном состоянии. Могли бы мы ей помочь пережить воскресенье, т* е, время до приема врача,
м/г — Какие должны быть размеры мужского члена? А как
его увеличить?
ж/г — Идиотка! Напилась и решила узнать, чем мы можем
ей помочь и вообще кому-то. Полчаса капала мне на мозги, что мы «вешаем лапшу на уши>>? что я такая вся из себя молодая, не знаю жизни и никому не могу помочь, что надо немедленно закрывать все ТД, что все дерьмо собачье! Коза!
Ир, п/а — Ия все-таки умерла. Оказывается она была
подругой Ир. Переживает по поводу смерти подруги,
м/г — (очень сдавленный, хриплый). Обозвал меня (Г.) как-
то очень по-детски это сделал* Что ж, я поблагодарил за обратную связь обломанного манипулятора*
ж/г — Манипуляторша, хр-ва. Ой дура-дура-дура-дура.
Бестолочь с претензиями* Мразь а-а-а—у-у-у!! [Обсуждались отношения с мужчинами — приписка сбоку]*
ж/г — (около 20 лет) *как мне легче себя убить?»
Р-ка п/а — Ой, да она никак травиться собралась!
ж/г Р-ка — А она оказывается не отравилась! [Запись на
следующий день.]
ж/г — Можно ли заразиться через оральный секс? А что де-
лать со спермой? {Собирайте в коробочку — детям покажите).
м/г — (24 года) 2,5 часа пытался мне понравиться, под конец
рассказал о моче. Единственное, что у этого козла классно получается, так это цитировать отрывки из кинофильмов.
Р-ка — «Хождение по раскаленным углям».
ж/г — 38 лет. Господи, нельзя же меня так хвалить, я ведь
потолок головой пробью!!!
дев. — А почему вы в таком месте определитель номера
ставите? Нехорошо-.. И энное количество раз перезванивает. Ну и идиотка! [Определитель номера никогда не устанавливается. Не было его и во время этого звонка.]



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Федунина Н.Ю.. Переживание консультантами ситуации неконгруэнтности вербальной и невербальной информации в сообщениях постоянных абонентов
  • Мелибруда Е. Я–ТЫ–МЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • К чему снится начальник
  • Контакт группа. Занятие 4: "Я доверяю тебе?" (тренинг)
  • Притча «Страхи»
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Почему люди хронически лгут
  • Установление доверительного контакта психолога с пациентом Онкоцентра
  • Притча «Быть может это судьба»
  • Дубровская Е.В. Психолог и клиент: создание пространства. Из опыта работы в Онкоцентре
  • Притча «Три типа слушателей»
  • Притча «Упорство»
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Величко Н. Краткосрочная работа с проблемами коммуникации у пациентки с хроническими соматическими заболеваниями
  • Притча «Vodka»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Мельникова Римма Ивановна. Практико-ориентированный семинар на тему: «Если ситуация не соответствует ожиданиям».
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Формирование чувства ценности других и самоценности. ЗАНЯТИЕ 9
  • Федунина Н.Ю.. Трудности перевода: эссе о работе семейного консультанта
  • Метафоры, для воодушевления людей, для создания команды.
  • Бакиров Анвар. Базовые пресуппозиции - весело о важном.
  • Плетников В.В. Опыт психологического консультирования в ситуациях родительского запроса на изменение поведения ребенка
  • Фандеева О.Н. Психолог в Онкоцентре: три разных опыта практики
  • Притча «Присутствие и Отсутствие»
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Роджерс К. Человекоцентрированный подход к психотерапии: сессия с Джен
  • Журавский Олег. Карта на каждый день
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Шавеко Е.Ю. Крылья белого мотылька или мой путь к пониманию бессознательного
  • К чему снится телефон
  • Развитие умения «вслушиваться» в свои чувства для тренинга развития детей испытывающих трудности адаптации
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Тытарь Е. Таро и феномен синхронности Юнга.
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Притча «Любовь»
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании
  • Рыцарева Т.В. Трудности первых шагов психолога-консультанта
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Почему отношения превращаются в манипулирование друг другом.
  • Хамитова И.Ю. Практика в онкологическом центре как этап становления профессиональной идентичности
  • Каганер Анна Григорьевна, Нарицин Николай Николаевич. Помощь на расстоянии: о психологическом консультировании в Сети
  • Оценка уровня тревожности и предрасположенности к неврозу родителей ребенка (А.И.Захаров)



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь