Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Айламазьян А.М. (ред.) Метод беседы в психологии.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19807
Автор: Айламазьян А.М. (ред.)
Название: Метод беседы в психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Во второй части задания внимание больше сосредоточивается на работе терапевта. В начале, в ходе групповой дискуссии, обсуждается, каким образом могут быть проявлены качества, обеспечивающие процесс клиенто-центрированной терапии. Для того, чтобы повысить включенность студентов, дискуссия проводится в два этапа. Сначала, 20—25 минут в малых группах по 3—4 человека, студенты обсуждают, как можно наблюдать за работой психотерапевта. Затем каждая группа рассказывает о результатах своей работы и создается
____________________________________________________91 таблица, с помощью которой будет осуществляться наблюдение за следующей беседой (таблица 3), Наблюдение проводится в непрерывном режиме и сопровождается заполнением протокола наблюдения (таблица 4). После наблюдения проходит групповое обсуждение. Вопросы, которые надо затронуть: как проявлены у терапевта качества, обеспечивающие процесс; «удачи* и «ошибки*, замеченные в беседе; наблюдается ли связь между действиями терапевта и изменениями клиента? Дома пишется индивидуальный отчет. Оформление отчета 1 занятие I, Краткое теоретическое введение II р Аппаратура IIL Методика наблюдения за VII стадиями IV. Результаты наблюдения (протокол) V, Обсуждение результатов 2 занятие 1. Краткое теоретическое введение П. Аппаратура III. Методика наблюдения за работой психотерапевта IV- Результаты наблюдения (протокол) V, Обсуждение результатов В разделе * Выводы* студент должен ответить на следующие вопросы: 1) На какой стадии психотерапевтического процесса находится клиент? 2) Какие из трех выделенных для наблюдения категорий поведения клиента являются более подвижными, какие более жесткими? 3) В какой степени поведение терапевта отвечает принципам роджерианской клиенто-центрированной терапии? В заключение, в качестве самостоятельной работы, студен-там предлагается самостоятельно написать, в каком направлении и каким образом они сами продолжили бы работу с этим клиентом. 92 Таблица 1 Стадии психотерапевтического процесса Кате~ горни наблюдения Чувства и личностные смыслы Личностные конструкты Отношение к проблеме Психотерапия Стадия 1 Чувства и личностные смыслы не осознается и не относятся к самому себе Исключительно статичные Индивид видит себя человеком без проблем. Проблемы внешние Игра или групповая психотерапия 2 Чувства описываются как объекты в прошлом. ИедивиДУУм отделен от непосредственного переживания Стагщчны и воспринимаются как факты Есть проблемы и конфликты как факты внешнего мира Многие клиенты находятся на этой стадии. Ус-лехи весьма скромны 3 Описываются чувства е прошлом, в основном как плохие, неприемлемые, постыд-кые Статичны, но осознаются как таковые, а не как внешние факты Признаются противоречий в опыте Многие клиенты находятся именно на этой стадии, Они могут на ней находиться долго, изучая себя как объект 4 Текут более свободно. Описываются сильные чувства в прошлом, Иногда прорываются сильные чувства в настоящем. Возникает страх и недоверие перед этой возможностью Происходит открытие личностных конструктов. Возникают сомнения в их значимости Появляется чувство личной ответственности за проблемы -■ Скачки и колебания 5 Чувст&а выражаются свободно, относятся к настоящему моменту. Они «прорываются». Удивление и испуг, редко удовольствие. Личностные смыслы начинают осознаваться Многие личностные конструкты вызывают сомнение возрастает личная ответственность за встающие проблемы Скачки и колебания 6 Чувства текут, переживаются в настоящем ► Страх по поведу сильньк чувств отсутствует Происходит как бы растворение личностных конструктов в моменты переживания. Прочность личностных конструктов потрясает Нет ни внешних, ни внутренних проблем, человек субъективно живет какой-то частью своей проблемы Критическая стадия 7 Новые чувства переживаются во всем многообразии. Есть доверие к этому Личностные конструкты проверяются в опыте. Вероятностное отношение к личностным конструктам Полная ответственность за свои проблемы. Клиент чувствует и отвечает ээ свою жизнь во всех ее аспектах - ________93 Таблица 2 Протокол наблюдения за клиентом Тема Стадия Примечания Таблица 3 Протокол наблюдения за проявлением терапевтических качеств Категория наблюдения Определение Проявления в поведении тераписта Принятие Конгруэнтность Эмпатия Таблица 4 Протокол наблюдения за работой терапевта Тема Стадия Наличие необходимых качеств Примечания VI. МЕТОД БЕСЕДЫ В ПРАКТИКЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ: БЕСЕДА НА ТЕЛЕФОНЕ ДОВЕРИЯ Понятие индивидуально-профессионального конструкта Эта глава посвящена очень интересной и во многом нетрадиционной форме оказания психологической помощи* Речь пойдет о телефонном консультировании, но с определенной позиции — позиции консультанта. Очень хочется «залезть к нему внутрь» и посмотреть на беседу его глазами. Как он понимает то, что происходит между собеседниками, и благодаря каким психотехническим механизмам он видит то или иное? Представьте» что вы познакомились с какой-либо консультативной беседой (услышали аудиозапись, посмотрели видеозапись) > Если вы выскажете свои впечатления о ней и послушаете мнение других, максимально пытаясь развернуть их интерпретацию, то окажется, что в основе таких аргументов присутствуют некоторые моменты взаимодействия в диаде По сути, финал разговора. Ориентация на этот блок в начале разговора — ошибка. Непосредственное обращение к нему — в кратких, экстремальных случаях, требующих немедленного вмешательства и руководства при жесткой лимитированности времени (например, угроза нападения). План — результат его (абонента), а не вашей работы• Если отвлечься от второстепенных деталей, внутренняя логика построения беседы такова: беседа начинается с терпеливого бескритичного выслушивания, в ходе которого происходит эмоциональное отреагирование на значимые аспекты проблемной ситуации, что создает предпосылки для когнитивного овладения проблемной ситуацией и в дальнейшем к планированию действий. Ключевые вопросы: 1) Что именно плохо? 2) Почему, в силу каких причин у меня возникла эта проблема? 3) Сколько времени эта проблема существует? 4) Как эта проблема меня ограничивает? 5) Что эта проблема не дает мне делать? 6) Чья вина» что у меня имеется эта проблема? 7) Когда эта проблема меня особенно беспокоит? Нетрудно заметить, что временной фокус обсуждения проблемной ситуации переходит с актуальных переживаний (блок 1; вопрос 1) к установлению причинно-следственных связей (как абонент сам понимает причину тех или иных событий и своих состояний — отнесенность к ближнему психологичен 106____________________________________ .___________ кому прошлому (блок 5; вопрос 2), Понимание причин возникновения проблемной ситуации работает на ее осознание. Стоит напомнить, что это — одна из психотерапевтических возможностей (хотя и очень мощных). Это чозарение» высвечивает новые грани проблемы. Например: Блок 5 — Блок 2: понимание причин по-новому структурирует выделение актуальной проблемной ситуации, происходит ее рациональная переоценка-Блок 5 — Блок 4: понимание причин по-новому организует отношение к эмоциональным переживаниям психологического прошлого («А я-то думал,„ так мучился!»). Блок 5 — Блок 3: понимание причин рождает новые отношения к актуальным действиям абонента или к тем действиям, которые он предпринимал раньше (Блок 5 — Блок в). Ключевые вопросы (продолжение): если абонент во время беседы способен ответить с вашей помощью на подобные вопросы, то можно проверить, готов ли он, поняв проблему, сам ее решить. Для этого ему важно попробовать ответить на Другую группу вопросов: 1) Что бы мне хотелось? 2) Когда бы мне этого хотелось? 3) Как я узнаю» что я этого достиг? 4) Когда я получу то, что я хочу, что я буду иметь кроме этого и что изменится в моей жизни? 5) Какие у меня есть средства и ресурсы? 6) Как мне лучше использовать те средства, которые у меня есть? 7) Что я буду делать прямо сейчас для решения этой проблемы? Эти вопросы отражают смещение временного фокуса обсуждения в беседе к психологическому будущему. Достаточно частая ситуация, когда абонент может изложить проблему, обсуждает различные ее аспекты, но само ее решение вызывает сопротивление. Он не столь конструктивен, чтобы продвигаться в этой логике. В этом случае трудно ожидать, что _____________________________________________________107 результатом будет * продвижение абонента к соответствующему действию...* (блок 9) . Образ психологического будущего расплывчат и нереалистичен (блок 9). Отношение к нему амбивалентно: с одной стороны — надежда, что «можно справиться ъ> с другой — неуверенность в собственных силах, растерянность и страх (блок 7), Излишнее усердие консультанта — стремление дать совет, рекомендацию — вряд ли уместно, хотя готовность их воспринимать абонентом сейчас выше, нежели если бы беседа строилась по типу «вопрос — ответ* или на начальных этапах (блок 1), Здесь победой будет максимальный конструктивный сдвиг в видении своей ситуации, и такая маленькая разница в самочувствии и будет результатом первого разговора по телефону. Это самая простая схема разговора, отражающая динамику развития беседы: контакт — раппорт — маленькое изменение — закрепление изменения — прогноз движения дальше. Телефонная беседа: взгляд изнутри В предыдущем разделе мы остановились на логике проведения телефонной беседы и продемонстрировали некоторые возможности консультанта по «ощупыванию» проблемы абонента в совместной работе- Однако построение логических схем ориентировано на рефлексивный анализ, внешний по отношению к психологической беседе. Каковы механизмы понимания консультантом абонента и своей профессиональной деятельности непосредственно в ситуации телефонного диалога, на что реально ориентируется консультант в процессе беседы? Это позиция участника диалога, и взгляд на происходящее — субъективный взгляд деятеля, творящего реальность психологического взаимодействия. Остановимся лишь на одном частном моменте — возникновении негативных эмоциональных переживаний консультанта и их рефлексивном использовании в качестве инструмента лучшего понимания абонента. Вообще телефонное экстренное психологическое консультирование сопровождается широким спектром переживаний 108___________________________________________________ консультанта,. неразрывно связанных со спецификой работы. Примером могут быть фрагменты записей из засекреченного (исключительно для служебного пользования!) бортового журнала службы. Они интересны потому, что: — одна из функций журнала — психопрофилактическая: канализация (со всеми нюансами понимания слова) эмоциональных переживаний; — сделаны сразу же после окончания звонка (потом некогда — новый звонок) или даже во время него; — в большинстве, авторы— студенты-стажеры («зубры» более сдержанны, по-видимому, необходимость в таком психотехническом средстве с увеличением стажа ослабевает). Записи выбраны без особой тщательности по результатам трех месяцев. Хочется предостеречь от поспешных выводов о связи их с аналогичными проявлениями во взаимодействии с абонентом, - Условные обозначения: м/г — мужской голос, ж/г — женский голос, п/а — постоянный абонент Критерий подбора: записи должны отражать эмоциональные реакции (выражаемые открыто или понятные по контексту). Орфография и пунктуация сохранены* м/г — Я еще вам ничего не сказал, а вы уже слушаете! (очень зло)* И ничего не скажу* м/г — 49 лет орал благим матом хочу жениться, а его друг Мч 35 лет слушал на параллельном телефоне. Наверное, хорошо отпраздновал день рождения. п/а — Ия^ (которая постоянно звонит). Попрощались, наверное, навсегда. Сказала, что что-то сделала с собой и умирает. Весьма похоже. п/а — Онанист уж так меня упрашивал! jw/z — Обругала, но очень неразборчиво! м/г — Мужик мудак, так и представился (7!) С — * Афганец*. Инвалид. Хотел познакомиться. Угрожал, что достанет меня из-под земли* — Психически ненормальный! человек? ж/г — Решила узнать как меня зовут, чтобы перезвонить после шокового эксперимента с сыном. Она ничего не поняла. Грустно! __________________________________________________________109 ж/г — Диагноз; психастения, вообще на учете. В постоянно возбужденном состоянии. Могли бы мы ей помочь пережить воскресенье, т* е, время до приема врача, м/г — Какие должны быть размеры мужского члена? А как его увеличить? ж/г — Идиотка! Напилась и решила узнать, чем мы можем ей помочь и вообще кому-то. Полчаса капала мне на мозги, что мы «вешаем лапшу на уши>>? что я такая вся из себя молодая, не знаю жизни и никому не могу помочь, что надо немедленно закрывать все ТД, что все дерьмо собачье! Коза! Ир, п/а — Ия все-таки умерла. Оказывается она была подругой Ир. Переживает по поводу смерти подруги, м/г — (очень сдавленный, хриплый). Обозвал меня (Г.) как- то очень по-детски это сделал* Что ж, я поблагодарил за обратную связь обломанного манипулятора* ж/г — Манипуляторша, хр-ва. Ой дура-дура-дура-дура. Бестолочь с претензиями* Мразь а-а-а—у-у-у!! [Обсуждались отношения с мужчинами — приписка сбоку]* ж/г — (около 20 лет) *как мне легче себя убить?» Р-ка п/а — Ой, да она никак травиться собралась! ж/г Р-ка — А она оказывается не отравилась! [Запись на следующий день.] ж/г — Можно ли заразиться через оральный секс? А что де- лать со спермой? {Собирайте в коробочку — детям покажите). м/г — (24 года) 2,5 часа пытался мне понравиться, под конец рассказал о моче. Единственное, что у этого козла классно получается, так это цитировать отрывки из кинофильмов. Р-ка — «Хождение по раскаленным углям». ж/г — 38 лет. Господи, нельзя же меня так хвалить, я ведь потолок головой пробью!!! дев. — А почему вы в таком месте определитель номера ставите? Нехорошо-.. И энное количество раз перезванивает. Ну и идиотка! [Определитель номера никогда не устанавливается. Не было его и во время этого звонка.] Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|