|
Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54535
Автор: Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др.
Название: Практикум по возрастной и педагогической психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке «Как-то давно темным вечером случилось мне плыть по угрю-
мой сибирской реке. Плыли долго. Вдруг за поворотом вдалеке мелькнул яркий, светящийся огонек. «Ну, слава богу», — вздохнул я, надеясь, что мы скоро приплывем к огоньку. — Далече еще,—ответил лодочник, налегая на весла. А ого- нек все светил. Он призывал к себе, обещая что-то, маня, пере- двигался среди темной, непроглядной сибирской реки. Свойство таких огоньков — только обещать, манить, призывать, завлекать. Кажется, еще два-три шага и ты дойдешь до него, но увы! Огонек исчезает. Мы плыли на огонек, но он только нас манил, уходя все дальше и дальше от нас. Среди темной ночи грозными вста- вали силуэты гор, чернели берега реки, а огонек все призывал нас. 84 Так и в жизни. Нам светит огонек. Он притягивает нас к себе своею властной силой, и, очарованные его светом, мы идем, бежим за ним, а он исчезает. Но в жизни все течет, все изменяется. Нам светят на пути огоньки, то исчезая, то появляясь, и в этом прелесть жизни». Вопросы 1. Укажите возрастные особенности психических процессов, проявившиеся у школьников при воспроизведении рассказа. 2. Отметьте специфику единства интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлений личности школьников разных возрас- тов при воспроизведении ими рассказа. Задача 4 В структуре формирующейся личности подрастающего человека большую роль играет характер. Он наиболее полно выражает цельность личности. Характер складывается и совершенствуется в практической деятельности человека. Для становления характера личности большое значение имеет мировоззрение, устойчивая об- щественно значимая мотивация поведения, волевая активность, выдержка и самообладание. Внимательно прочитайте высказывания А. Воробьева, А. И. Вы- соцкого, Э. Бердюковой и дайте ответы на вопросы. А. Воробьев: «Все знают: после войны ленинградские ребятиш- ки не отличались ни крепким здоровьем, ни хорошим физическим развитием. И вот в одну из ленинградских секций по тяжелой атле- тике вскоре после Дня Победы является маленький щупленький паренек. Тренеры, атлеты измерили его глазом: «Ты скажи, друг, в чем у тебя душа держится? У нас нет еще твоей весовой катего- рии!» Суровый приговор. От такого приема другой опустил бы руки. Но этот парень оказался с характером... Пришедшего звали Дима Иванов. Несмотря на малые годы и хлипкое телосложение, он уже сам зарабатывал на хлеб—рабо- тал водопроводчиком. Упорный парнишка смастерил штангу и стал заниматься с ней каждый день. А когда через год Дима появился в том же самом тренировочном зале, его не узнали. Он был креп- ко сложен, мускулы упругими мячами вздувались под рубашкой. Вскоре он добился звания мастера спорта, а затем побеждал на чемпионатах СССР и мира, неоднократно устанавливал мировые рекорды. Воля и характер помогли ему «сотворить себя»'. А. И. Высоцкий: «Всякий волевой акт характеризуется волевым усилием, т. е. сознательной мобилизацией человеком всех психи- ческих и физических возможностей для преодоления трудностей. На разных этапах волевого действия (при постановке цели, пла- нировании, исполнении) волевые усилия могут иметь неодинаковую степень выраженности. С помощью волевых усилий человек не только может побудить себя к деятельности, но и тормозить Воробьев А. Плюс воля к победе//Правда.'— 1980.— 14 янв. 85 действия, мешающие достижению цели. Таким образом, благодаря волевым усилиям осуществляется регуляция поведения. Исследования показали, что волевая активность имеет сложную психологическую структуру: непосредственными побудителями во- левой активности школьников являются внешние воздействия, мо- тивация и сознательная самостимуляция. Однако (как установлено в исследовании) воздействия внеш- него мира (предметов и всевозможные воздействия людей) имеют неодинаковую побудительную силу. Побудительная сила внешних воздействий определяется не только их интенсивностью, но и от- ношением личности к этим воздействиям. 20 лет работает Тамара Григорьевна в 39-м саду. Очень лю- бит детей. Никогда не повышает на них голоса, не наказывает — только беседа, только разъяснение и убеждение, и те охотно выполняют ее задания, требования. Главное, чтобы дети росли добрыми и трудолюбивыми, счи- тает воспитательница, без этих качеств человеку в коллективе всегда трудно. Как сформировать такие черты характера? Тамара Григорьевна убеждена, ребенок—не «заготовка» завт- рашнего человека, это уже маленький, ранимый, с неустойчивым поведением, но человек. И говорить с ним надо на равных, без сюсюканья, но и без взрослого «зазнайства». Тем более что, по общему мнению, дети теперь приходят более развитые, более вос- питанные. И подготовить их к жизни—это значит научить жить среди людей, интересами коллектива, воспитать потребность при- носить людям пользу и радость»2. Вопросы 1. Укажите, какие психологические компоненты входят в струк- туру характера личности. 2. Расскажите, какими качествами личности должен обладать учитель, чтобы распознавать внутренний мир ребенка, понять его думы и чаяния, заставить его критически оценить свое поведение ' Высоцкий А. И. Волевая активность школьников и методы ее изуче- ния. — Челябинск, 1979.—С. 5—11. 2 Бердюков Э. Талант и доброта//Учительская газета.—1980.—1 июля. 86 и принять правильное решение, отвечающее нормам коммунисти- ческой морали. 3. Докажите, почему для формирования у детей коммунисти- ческих черт характера нового человека необходимо особое вни- мание обращать на воспитание мировоззрения, воли и трудолю- бия, чуткости к людям, осознанного отношения к поступкам лю- дей, критичности в самооценке своего поведения, ответственнос- ти за свои действия. Темы курсовых исследований 1. Динамика психического отражения школьниками социаль- ных явлений в мире людей на разных этапах возрастного раз- вития. 2. Проблема соотношения знаний и мышления при решении задач на разных возрастных этапах психического развития школь- ника. 3. Психические особенности формирования потребности в тру- де на разных возрастных этапах психического развития школь- ника. 4. Учебная деятельность как фактор психического развития школьника. Раздел I! ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Тема 4. Психическое развитие ребенка до поступления в школу Методические указания При изучении данной темы необходимо обратить особое вни- мание на психологические условия развития ребенка до поступ- ления в школу. В соответствии с принятой возрастной классифи- кацией в психическом развитии ребенка принято выделять три стадии: младенчество (от 0 до 1 года), раннее детство (от 1 до 3 лет) и дошкольный возраст (от 3 до 6—7 лет). Для каждой из этих стадий психического развития ребенка характерны свои особенности. Вскрывая их, следует опираться на следующие ме- тодологические положения: 1) развитие психики ребенка с са- мого начала есть социальный процесс; 2) развитие психики осу- ществляется в процессе активной деятельности самого ребенка; 3) деятельность ребенка всегда опосредована отношениями ребен- ка и взрослых. В процессе своего развития ребенок вступает в особые, спе- цифические отношения с окружающим его миром предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями людей. Ре- бенок активно присваивает себе достижения человечества, овла- девает ими. Овладение миром предметов и действиями с ними, языком, человеческими отношениями, развитие мотивов челове- ческой деятельности, способностей должно осуществляться через посредство взрослых. Психические особенности ребенка разви- ваются в активной деятельности, направляемой и организуемой взрослыми. На каждой возрастной стадии выделяется ведущая деятель- ность, т. е. такая «деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятель- ности (...), в которой формируются или перестраиваются част- ные психические процессы..., от которой ближайшим образом за- висят наблюдаемые в данный период развития основные психо- логические изменения личности ребенка»'. Смена ведущей дея- тельности знаменует переход ребенка из одной стадии в другую. Ведущей деятельностью на первой стадии (младенчество) выступает эмоциональное общение со взрослыми. Все отношения младенца с окружающей действительностью преломляются через призму отношений со взрослыми. В течение первого полу- ' Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики.—М., 1972.—С. 505—506. годия у ребенка формируется сложная форма поведения при об- щении со взрослыми — «комплекс оживления». Это первая про- стейшая форма взаимодействия ребенка с окружающим миром. «Комплекс оживления» составляют следующие компоненты: вы- деление ребенком из окружающей среды взрослого человека (за- мирание); мимическое (улыбка) и специфическое голосовое (гу- лекие) общение со взрослым человеком; активное привлечение взрослого к общению (движения конечностей и тела). По дан- ным М. И. Лисиной, систематическое эмоционально-словесное воз- действие взрослого, начиная с 2,5 месяцев, оказывает положи- тельное влияние на повышение общей активности ребенка, су- щественно влияет на развитие его познавательной деятельности, направленной на ознакомление с предметами. Взрослый не только удовлетворяет растущие потребности ре- бенка, учит его действовать с предметами, но и определенным образом оценивает поведение ребенка (интонация речи, слова, мимика и т. д.), благодаря чему малыш начинает усваивать по- ложительные способы поведения. На первых порах деятельность ребенка слита с деятельностью взрослого. В совместной деятельности ребенка со взрослым на протяжении младенческого периода развивается способность к подражанию, что существенно расширяет возможности обучения. На основе подражания младенец овладевает отдельными само- стоятельными действиями с предметами. При этом ему прихо- дится обращаться к_взрослым за помощью. Так возникает потреб- ность в речевом общении со взрослыми. Это та основа, на кото- рой строится сначала понимание речи, а затем и активная речь самого ребенка. Не только в истории человечества речь возникла из потребности «что-то сказать друг другу» (Ф. Энгельс), но и в онтогенезе речь возникает из потребности общаться со взрос- лыми. Возникновение потребности в речевом общении, подго- товка речедвигательного и слухового аппарата к активному функционированию — важнейшие достижения младенческого воз- раста. На основе организуемой взрослыми деятельности у ребенка к концу младенчества складывается первоначальное представ- ление об окружающем мчре, возникают элементарные формы восприятия и мышления, обеспечивающие ему ориентировку в этом мире и составляющие необходимую предпосылку для пере- хода к усвоению общественного опыта в раннем детстве. Исходя из того, что развитие психики носит социальный ха- рактер, при изучении темы особо следует выделить роль языка в общем психическом развитии ребенка на всех стадиях; пока- зать, как овладение речью перестраивает чувственное познание ребенка; подчеркнуть роль овладения родным языком в расши- рении границ познания ребенком окружающего мира, возмож- ность выхода за пределы непосредственно воспринимаемого. Основными достижениями раннего детства, определяющими развитие психики ребенка, являются овладение ходьбой (прямой 89 походкой), предметной деятельностью и речью. Овладение ходь- бой расширяет возможности ознакомления ребенка с окружаю- щей действительностью, а также переход к предметным дейст- виям, что приводит к изменению его отношений со взрослыми. Эмоциональное общение отходит на второй план, а на первый выступает деловое, практическое сотрудничество. Предметная дея; тельность становится ведущей потребностью ребенка. Ребенок учит- ся действовать с окружающими его предметами, использовать их по назначению. На основе подражания и с помощью речевых указаний — инструкций взрослого — формируются первые быто- вые навыки ребенка. Переходя от простых манипулятивных дей- ствий к собственно предметной деятельности, ребенок открывает функции предметов, их скрытые свойства. Но познает их ребенок только в совместной деятельности со взрослыми. Овладение пред- метными действиями можно рассматривать как трехступенчатый процесс. На первой ступени ребенок может выполнять с предме- том любое известное ему действие, на второй предмет употребля- ется только по прямому назначению, и на третьей ступени, зная основную функцию 'предмета, ребенок может свободно употреблять предмет в разных назначениях. Для психического развития особое значение имеют соотнося- щие и орудийные действия. Формируются эти действия в процес- . се обучения. Соотносящие действия развивают координацию рук под контролем зрения и формируются в процессе обучения. Ов- ладение орудийными действиями позволяет использовать какое- либо орудие в качестве посредника между рукой ребенка и пред- метами, на которые он воздействует, т. е. деятельность ребенка приобретает опосредованный характер. На основе предметной деятельности начинают складываться более сложные виды деятельности: появляются элементы сюжет- но-ролевои игры, различные продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование, элементы трудовой деятель- ности). Обучение, которое осуществляется в совместной со взрослыми деятельности, невозможно без речевого общения. Речь использу- ется главным образом' для налаживания сотрудничества со взрос- лыми в ходе совместной предметной деятельности. Она выступа- ет как средство деловых контактов ребенка со взрослыми. Раннее детство признано сензитнвным периодом для усвоения речи. Решающее значение в этом возрасте для развития речи имеет изменение форм общения со взрослыми, происходящее в связи с овладением предметной деятельностью. Совершенствуется понимание речи, и формируется собственная активная речь ре- бенка. Существенным достижением в развитии понимания речи в конце преддошкольного периода является овладение слушани- ем. Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, создают возможность ис- пользовать речь как основное средство познания действительнос- ти, недоступной непосредственному опыту ребенка. На основе слу- 90 шания развивается умение сосредоточиться, воспринимать речь, запоминать, переживать и т. д. В формировании активной речи от произнесения нескольких одно-двухсложных слов малыш проходит путь .до использования речи как основного способа общения. Словарь ребенка наполня- ется всеми частями речи, он овладевает многими элементами грам- матического строя родного языка, научается произносить боль- шинство фонем. . . " В этот период интенсивно формируются все функции речи:' обозначающая, обобщающая, коммуникативная и регулятивная. Слово как обозначение чего-то служит для ребенка средством выделения, вычленения предметов, их признаков, действия или связей. Слово как обобщение служит средством объединения мно- гих предметов в группы, категории. Обозначая связи, отношения между предметами, слово обеспечивает их восприятие в разно- образных взаимозависимостях (пространственных, функциональ- ных, причинных, целевых), что необходимо для развития детско- го мышления. Умственное развитие малыша теснейшим образом связано с основными" "достижениями возраста: овладением пред- метными действиями и речью. В раннем возрасте появляются пер- вичные формы наглядно-действенного мышления, возникающего в процессе овладения опосредованной деятельностью и в связи с ее развитием'. Через слово малыш усваивает первые правила поведения, предъявляемые требования, запреты. Взрослые дают словесную оценку его поведению. Эти оценки формируют первоначальные отношения ребенка к окружающему миру. Так он постепенно на- чинает овладевать формами поведения, свойственными человеку, что лежит в основе предпосылок развития личностных свойств: самосознания, выражающегося в самооценке и элементах само- контроля; зачатков воли, что проявляется в возникновении эле- ментов произвольности поведения и деятельности, в послушании, основанном на подражании и привычке; элементов этичности лич- ности, что связано с овладением некоторыми этическими норма- ми и правилами поведения и началом формирования нравствен- ных чувств. Изменившиеся возможности ребенка порождают и новые потребности. На основе овладения многими навыками дея- тельности и поведения появляется стремление к самостоятельнос- ти, что лежит в основе «кризиса трех лет». Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|