Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 25952

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

С учетом сказанного выше представляется, что главной задачей на пути дальнейшего развития психологии субъекта является исследование места и роли личностно-смысловой регуляции в системе осознанного саморегулирования. Решение этой задачи равносильно возвращению личности изначальных и неотчуждаемых функций субъекта всех форм психической регуляции. Если же по-прежнему выносить за рамки внимания функции личностно-смысловой регуляции, то концептуальная модель психической саморегуляции сохранится в своем урезанном, несубъектном виде. В таком виде модель вызывает нарекания со стороны исследователей, изучающих психическую регуляцию более сложных и интенсивно окрашенных личностью видов деятельности, нежели сенсомоторная деятельность, пулевая стрельба и т.д. Возможно, тот факт, что структурно-функциональная модель осознанной саморегуляции явилась обобщением результатов психологических исследований простейших, личностно-нейтральных видов деятельности, и обусловил выпадение мотивационно-смыслового звена. Так, например, И.А.Кудрявцев и Н.А.Ратинова, используя указанную модель в исследованиях психической регуляции криминального поведения, обнаружили неполноту в концептуальном освещении смысловой и мотивационной саморегуляции. «Несомненным достоинством предложенной модели являются четкость и разработанность критериев, их функциональная комплиментарность. В то же время из поля рассмотрения автора исключен высший уровень детерминации и регуляции поведения - мотивационный» [130, с. 39]. Это замечание приобретает еще более глубокий смысл, если учесть, что с точки зрения общей теории систем мотивация и потребности системы являются ключевыми факторами самоорганизации [39; 219]. Оно также согласуется с представлениями о ведущей роли мотивации в деятельности самоуправляющихся биологических систем, наделенных аппаратом психической регуляции поведения [19]. Н.А.Бернштейн констатирует, что для объяснения самопричинности и саморегуляции «в применении к биологическим объектам к вопросам «как?» и «почему?», исчерпывающе достаточным в физике или химии, необходимо добавить еще третий, равноправный с ними вопрос «ради чего?» [38, с. 67]. Про-изводность цели от личностного звена мотивации в целостной структуре психической саморегуляции вскрыл В.Э.Чудновский на материале нравственной саморегуляции личности [232].
81
Можно предполагать, что смысловая регуляция составляет «функциональное ядро» всей системы осознанной саморегуляции, которое определяет, модулирует, стабилизирует и интегрирует все ее функциональные звенья и компоненты. Смысловая регуляция непосредственно реализует «волю» личности и в этом назначении является специфическим «орудием» субъекта при построении, координации, наладке контура психической регуляции. Это закономерно в силу того, что от эффективного построения и организации системы психической саморегуляции деятельности, зависит успешность воплощения жизненных отношений личности. Смысловые процессы выступают здесь как «сквозные психические процессы» (Л.М.Веккер), которые соединяют разрозненные психические функции в единую систему осознанной саморегуляции. Не случайно, например, А.Н.Леонтьев понимал личность с ее функциями смысловой регуляции как центр всей душевной жизни, как интегративную основу психической регуляции активности человека. Концептуальное положение его теории «заключается в признании за личностью роли высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами» [133, с. 160]. Вообще с позиций смыслового подхода личность в системе психической регуляции выполняет системообразующую функцию -функцию «сшивания швов» между отдельными психическими процессами, атакже между отдельными деятельностями [133, с. 179]. В этой связи правомерны попытки исследователей представить человеческую психику в «пансмысловой» перспективе, то есть как пронизанную смысловыми структурами и процессами [10; 163]. Соотношение смысловой регуляции, идущей от личности, и системы осознанного произвольного саморегулирования таково: смысловая регуляция обусловливает функциональную целостность, стабильность, слаженность всех звеньев и компонентов системы осознанной саморегуляции. В этом конкретно проявляется включенность в процесс саморегуляции личности, заинтересованной в максимизации возможностей деятельности и минимизации ее дефектов.
Любое теоретическое и эмпирическое исследование системы психической саморегуляции необходимо начинать с подсистемы смысловой регуляции. По мере прохождения отдельных функциональных звеньев через фокус внимания исследователей вопрос о функциях смысловой регуляции будет неотрывно преследовать их. Это вызвано тем, что практически в каждом из выделенных звеньев системы осознанной саморегуляции присут-
82
ствуют элементы смысловой регуляции. Другими словами, на каждом этапе осознанной саморегуляции неизбежно участвует личность; выключение личности на определенном этапе снижает эффективность саморегуляции или вовсе прекращает, прерывает процесс саморегуляции за его ненужностью.
Так, считается, что важнейшим, центральным, системообразующим звеном процесса осознанного регулирования является принятая субъектом цель деятельности [119; 120]. Действительно, регуляция деятельности через сознание не может осуществляться без актуального осознания ее целей. Но возникает ряд вопросов, на которые невозможно ответить без апелляции к функциям личностно-смысловой регуляции деятельности. В частности, это вопросы о том, чем обусловлена побудительная сила и личностная привлекательность цели, кто и по каким критериям отбирает конкретную цель из зоны потенциальный целей, в связи с чем все люди одинаково поставленные цели понимают по-разному, то есть вкладывают в них индивидуальный смысл, а также вопрос о том, при помощи каких процессов цель разветвляется на «дерево» задач. Между тем исследования показывают, что мыслительная разработка целей и задач как звеньев осознанной регуляции деятельности, является формированием, развитием и взаимодействием смысловых образований различного ранга [212; 214; 215]. Согласно современным воззрениям на смысловую регуляцию, образование цели и задач - это опредмечивание динамических смысловых систем личности в наличных или прогнозируемых условиях развития деятельности [144, с. 237]. Процесс превращения динамических смысловых систем личности в актуально осознаваемые цели и дробление целей на задачи адекватно схватывается понятиями «ситуативное развитие мотивации» или «ситуативная динамика смыслов» [32; 69; 144; 172]. Исходной структурой, активирующей всю систему осознанной саморегуляции, является динамическая смысловая система личности, которая функционирует в роли собственного «мотива» реализуемой деятельности. Не только релевантная деятельность, но также система осознанной саморегуляции поставлена «на службу» динамической смысловой системе личности.
Функционирование блока программирования исполнительских действий также до конца не понять без специального анализа функций смысловой регуляции. Смысловая регуляция требуется при построении модели значимых условий, ведь именно по смысловым критериям весь комплекс ориентировочной информа-
83
ции ранжируется на кластеры значимых и незначимых условий. Только при посредстве смысловых процессов и структур «субъективная модель значимых условий выполняет и функцию абстрагирования от значительного круга незначимых или второстепенных условий, максимально сокращая число степеней свободы при выборе субъектом программы действий, т.е. облегчая такой выбор» [120, с. 209]. Маркировка в субъектном образе ситуации значимых и незначимых условий также традиционно относится к функциям смысловой регуляции [70, 133]. Моделирование картины значимых условий ситуации определяется проекцией динамической смысловой системы на субъективный образ мира, существующий в сознании личности. В процессе осмысления ситуационных условий деятельности на базе смысловых структур личности (ДСС - Л) складываются динамические смысловые системы сознания (ДСС - С) [144, с. 238]. Смысловые системы сознания являются наиболее динамичными и пластичными среди всех смысловых систем, что помогает субъекту оперативно уточнять модель значимых условий, вести осознанный и осмысленный контроль за текучими условиями ситуации. Кроме того, процессы смыслообразования, протекающие на уровне сознания в единстве с познавательными процессами, позволяют предвосхищать и упреждать значимые условия деятельности во временной перспективе. В свою очередь динамические смысловые системы сознания, оформленные в виде субъективной модели значимых условий, определяют программирование исполнительских действий. Отражение этих условий помогает субъекту сформировать программу, определить оптимальный (с его точки зрения) способ достижения цели. О.А.Конопкин прямо указывает, что личностный смысл условий детерминирует принятие и фиксацию определенной программы деятельности [120, с. 208, 216]. Скомпонованная субъектом программа действий с позиций смыслового подхода представляется не чем иным как динамической смысловой системой деятельности (ДСС - Д), составленной из операциональных смыслов отдельных действий. Эта смысловая система регламентирует структурный порядок, последовательность и личностную значимость практических внешних или внутренних действий в структуре выполняемой деятельности. Динамические смысловые структуры деятельности «складываются внутри актуально разворачивающейся деятельности и регулируют ее протекание в соответствии с высшими смыслообразую-щими инстанциями, представленными в ДСС - Л» [144, с. 238].
84



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Людмила Анатольевна Панова. Развитие самостоятельной познавательной активности детей через проектную деятельность
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Земскова Надежда Александровна. Ознакомление детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Смирнова Марина Николаевна. Статья «Игровая самостоятельная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развитие и поддержка детской творческой активности»
  • Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности
  • Ванцына Наталья Витальевна. Доклад на тему: «Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ в соответствии ФГОС»
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье школьников
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Кекенджинова Эльвира Очировна. Доклад на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Габайдуллина Алена Владимировна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности
  • Сафиуллина Динара Рафаэловна. Использование проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Гулюза Хазиева. Отчет по самообразованию
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Зюзина Алена Ильинична, Мащук Татьяна Николаевна. РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ АКТИВНОЙ ИГРОВОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТОВ
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. План по самообразованию «Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания»
  • Полина Евдокимова. Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на психологическое развитие ребенка
  • Ледовских Марина Александровна. Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Не огнем горит она, батарейками полна»
  • Шестовских Анастасия. Влияние предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста
  • Конструктивное
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Вохмянина Наталья Сергеевна. Организация простейших опытов в процессе исследовательской деятельности с детьми 3-4 лет
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Савельева Галина Сергеевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
  • Кальчик Лариса Александровна. Как развить творческие способностей у детей дошкольного возраста через театральную и досуговую деятельность
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания
  • Емельянова Наталья Александровна. Конспект образовательной деятельности «Превращения воды»
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь