|
Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения.Категория: Возрастная психология, Психоанализ | Просмотров: 13209
Автор: Шторк Й.
Название: Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Еще одну причину того, что нарциссист чувствует себя виновным, можно усмотреть в его фантазиях о возвращении. В бессознательном доступность нарциссического удовлетворения смешивается с возвращением в утробу матери (Grunberger 1971, 333). Как известно, эти эдиповы фантазии сопровождаются интенсивным чувством вины.
Грунбергер, однако, не удовлетворяется этими двумя объяснениями. По его мнению, причина нарциссического чувства вины заключается в конечном счете в том, что нарциссическое желание само по себе неосуществимо, поскольку оно восходит к раннему нарциссическому, квазиабсолютному состоянию, которое характеризуется желанием того, чего желать невозможно. Поэтому оно постоянно оказывается фрустрированным и отягощенным чувством вины. Тем самым чувство вины (здесь Грунбергер ссылается на Эрнеста Джонса) связано не с запретом, а с ощущением бессилия (там же, 1971, 338). Субъект чувствует себя виновным за все, что он не способен сделать. Грунбергер заключает свои рассуждения так: "Однако человек не может жить, не превращая свое внутреннее несовершенство в кастрацию, произведенную извне, и не усматривая в своей врожденной слабости запрет и непомерное наказание" (там же, 1971, 51). Согласно метапсихологическим рассуждениям Грунбергера о природе нарциссизма, в самом начале человеческой жизни существуют односторонние отношения, которые после рождения превращаются в двусторонние отношения между матерью и ребенком и в которые позднее в качестве третьего человека вступает отец, образуя эдипов треугольник. Мы уже упоминали, что среди прочих исследователей особенно резко против концепции нарциссизма высказался Винникотт, поскольку "односторонние" отношения в действительности невозможны - без матери необходимые достижения нарциссизма не только не могут использоваться, но и даже возникнуть. Кроме того, без вмешательства отца зависимость от матери внутри диады становится невыносимой и не может разрешиться. Как показал и сам Грунбергер своими рассуждениями о нарциссическом чувстве вины, "чистый" нарциссизм, равно как и "чистая" диада, скорее является гипотетической конструкцией, нежели реальностью; необходимость в ней возникает в силу того, что мы мыслим модельными представлениями. В конечном счете это означает, что в той или иной форме проявления уже с самого начала имеются трехсторонние отношения. В этом смысле и следует понимать слова Грунбергера, когда он в обобщенном виде формулирует спекулятивную гипотезу: "Если Фрейд установил эдипов возраст между тремя и четырьмя годами, то другими исследователями он был смещен ко второму году жизни, а для Мелани Кляйн, как мы знаем, эдипов период совпадает со второй половиной первого года жизни. Тем самым мы все более приближаемся к началу постнатального существования, и можно задать себе вопрос, нет ли у нас причин, чтобы распространить наши исследования и по ту сторону этих границ" (Grunberger 1966, 333)26. X. Кохут, также ведущий представитель психоаналитической теории нарциссизма, под влиянием психоаналитической психологии Я и генетической школы развивал иной взгляд на эту проблему (см. также соответствующую статью X. Хензелера в т. I). КОНЦЕПЦИЯ МАТЕРИНСКОГО И ОТЦОВСКОГО ИМАГО Обращение к теме имаго матери и отца позволило расширить наши знания об отдельных аспектах раннего развития ребенка. Возникли новые представления, существенно углубившие наше понимание первоначальной зависимости ребенка от матери. В первую очередь этой проблематикой занимался французский психоанализ27. Под термином "имаго" понимается "бессознательное психическое отображение влечений, возникающее после конфронтации с объектом" (Mendel 1968,125). В соответствии с этим воззрением имаго отводится роль активного функционального центра на уровне бессознательного, который наряду с эдиповым конфликтом занимает в нем центральное место. При этом имаго отца и матери представляют для маленького ребенка две противоположные сущности и сферы переживания, которые в своем чистом, абстрагированном виде находятся в противоречии, однако в реальности во многих отношениях обусловливают и дополняют друг друга. Представления об имаго отца и матери, с одной стороны, проистекают из рассуждений о роли и функции отца в ранней жизни ребенка, а именно до того, как он выступает в качестве репрессивного отца и запрещающей инстанции в эдиповом конфликте. Долгое время сохранялось представление, что отец как отдельная от матери и структурирующая фигура приобретает значение для развития ребенка лишь в связи с эдиповым комплексом в возрасте между тремя и шестью годами. С другой стороны, оно было дополнено концепцией "злой" матери. Различные психоаналитические школы склоняются к тому, чтобы в своем подходе учитывать концепцию "доброй" матери и рассматривать ее как надежную реальность, имеющую большое значение для развития ребенка. "Злая" мать, которая противопоставляется "доброй" матери-фее как парциальный объект, то есть ведьма и мачеха из мира фантазии наших детей, структурирующей функцией не обладает. Она является отображением плохой матери, которая не может достаточно любить ребенка и становится основным причинным фактором психических заболеваний. Подойти к этой теме нам поможет ряд исследовательских, а также эмпирико-статистических работ авторов, занятых в различных сферах психоанализа. Они отчетливо показывают, что в многочисленных случаях психических заболеваний можно установить отсутствие авторитета отца и неустойчивость образа отца с чертами пассивности, дистанцированности, недостаточной мужественности, словом, с чертами "слабого" отца. Данный факт подводит к заключению, что отца следует рассматривать как чрезвычайно важный фактор в развитии ребенка. Еще более важным результатом этих работ представляется следующее: установлено, что при самых разных психических заболеваниях "слабому" образу отца противостоит авторитарная, слишком властная и слишком опекающая мать, не способная признать мужа и его сексуальность. Психоанализ по праву обозначил такой образ матери как кастрирующий и фаллический, поскольку именно таким он предстает в мире фантазии и в мифах. Аналогичные результаты дало исследование влияния отца и матери на ребенка, страдающего шизофренией, и взаимосвязи родительских имаго. Эти данные, однако, имеют одну особенность, которая представляется важной для понимания функции отца в семье. В литературе постоянно подчеркивается фаллический характер матерей шизофренических больных. Статистический анализ позволяет прийти к выводу об огромном значении фактора "авторитарной матери" (результат получен с помощью Parential Attitude Research Instrument) для развития шизофрении (Rabin et al. 1969, 223 и далее). В свою очередь отец больного шизофренией описывается как человек, неуверенный в своей мужской роли и зависящий от восхищения со стороны жены. Ему могут быть присущи мстительные и садистские чувства, однако по сути остается слабым и неспособным исполнять роль отца по отношению к своему ребенку (Lidz 1959/60). Лапланш (Laplanche 1961, 45) соглашается с Розеном в том, что при шизофреническом процессе отец выступает лишь своего рода матерью для ребенка. В таком случае становится ясным, что черты характера "слабого" отца часто интегрируются также в образ деспотического, властолюбивого и излишне строгого отца. Труды Жака Лакана (Lacan 1932), его последователей Лапланша (Laplanche 1961), Грина (Green 1957), Менделя (Mendel 1968,1969), Биграса (Bigras 1971), Ве-ленса (Waehlens 1972) и других аналитиков позволили сделать еще один шаг вперед. Эти авторы сумели на основе биографических заметок президента сената Шребера (Лакан), на примере Гёльдерлина (Лапланш), а также клинических случаев (Грин) показать, что отец больного шизофренией не только "слаб", не выполняет конституирующей и структурирующей функции, но и подвержен forclusion (так Лакан переводит и истолковывает фрейдовский термин "отвержение") или аннигиляции (Грин). Своим отсутствием, непричастностью отец играет фундаментальную роль в развитии психоза. Ребенок полностью лишен символической функции отца, а потому вынужденно застревает в симбиотическом единстве с матерью. Он не может опереться на отца (Лакан говорит: на закон отца или на фаллос отца) и в состоянии определить себя только через дуальные отношения с другим, в которых устранена какая-либо дистанция. Отец не способен содействовать разделению примитивного единства между матерью и ребенком. Угнетающее отсутствие дистанции с образом матери заставляет больного шизофренией регрессировать на стадию бессильной зависимости, пройдя через представления о всемогуществе. Эти архаические любовные отношения, исключающие отца, не позволяют разрешиться эдипову конфликту, не допускают индивидуальности и субъективности. "Поэтому, когда отсутствует образ отца, судьбой инцестуозного желания становится психоз, то есть конец человека и конец общества" (Mendel 1969, нем. изд., 50). Подводя итоги, можно сказать: частичное или полное отсутствие отца, по-видимому, является основным этиологическим фактором психических заболеваний. Эти данные открывают новый подход к обсуждению функции отца в раннем развитии ребенка. Значение частичного или полного отсутствия отца как причинного фактора в психопатологии, а также его особая роль в развитии шизофрении, которая, как известно, объясняется нарушением объектных отношений в раннем детстве (см. статью В. Бистера), поднимают вопрос о том, в какой момент в жизнь ребенка входит отец и вместе с ним эдипова проблематика и с какого возраста мы вправе говорить о функции отца. Эта тема имеет также большое значение для метапсихоло-гических рассуждений, поскольку она заставляет нас задаться вопросом о сущности эдипова конфликта, а именно о том, является ли он историческим событием или же структурным элементом человеческого бытия и не направляется ли действительное инцестуозное желание всегда на мать независимо от пола ребенка. Фрейд, если отвлечься от нюансов, описывал доэдипову фазу, в которой имеют место исключительно дуальные отношения между матерью и ребенком (Laplanche, Pontalis 1967, нем. изд., 395-396). Согласно классической концепции эдипова комплекса, отец вначале появляется в качестве соперника и запрещающей инстанции (то есть отдельно от матери и как специфически отцовский элемент) только на третьем году жизни. На отрезке развития между третьим и шестым годом важнейшая задача отца, как мы не раз уже отмечали выше, состоит в том, чтобы разрушить диаду матери и ребенка, воспрепятствовать истощению ребенка в дуальных отношениях и с помощью отцовских запретов заставить его обратиться к реальности и к другим людям. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|