|
Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 165064
Автор: Деркач А., Зазыкин В.
Название: Акмеология: Учебное пособие. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Отмеченные категории и понятия являются на сегодняшний день базовыми для акмеологии. Работа по уточнению имеющихся и обоснованию новых акмеологических категорий продолжается. Этот процесс носит естественный характер, потому что категориальный строй любой науки зависит от состояния ее развития, а акмеология — наука, динамично развивающаяся, поэтому нет сомнения в том, что в скором времени она обогатится новыми категориями, понятиями и определениями.
Отмеченные базовые акмеологические категории не единственные. В дальнейшем по ходу обсуждения проблем акмеологии будут обоснованы и представлены и другие, в частности: • акмеологический, акмеографический и акмеоцентрический подходы; • акмеограмма; • акмеологические критерии и показатели; • акмеографические описания; • акмеологические технологии; • акмеологическое воздействие. 1.3. Акмеологические методы, модели и технологии Становление акмеологии как науки, эффективность научных акмеологических исследований, решение акмеологических задач, связанных с прогрессивным развитием зрелой личности, достижением ею профессионализма во многом зависят от возможностей применяемых методов исследования, строгого и информативного критериального аппарата, технологического обеспечения процессов развития, иными словами — от методического инструментария данной науки. Методический инструментарий акмеологии создавался, расширялся и совершенствовался на всех этапах ее формирования и становления, начиная с момента научного оформления акмеологических идей, обоснования ее предмета. На его формирование существенное влияние оказали два главных фактора: комплексный, интегративный характер акмеологии как науки и ее близость к родовой науке — психологии. В результате в акмеологических исследованиях и акмеологической практике можно было обнаружить широкий спектр применяемых методов — как общенаучных, так и методов других наук, особенно тех, которые входят в комплекс человекознания. В то же время по мере становления акмеологии, расширения ее проблемного и предметного полей все острее ставился вопрос о создании собственно акмеологических методов и технологий. В этом направлении стали проводиться интенсивные научные исследования, результатом которых явились разработка таких методов, как акмеографические описания и акмеограммы, обоснование методического инструментария акмеологического и акмеографического подходов, разработка акмеологических технологий гуманистически направленного личностно-профессионального развития. В настоящее время они широко используются при решении акмеологических проблем и задач, но в то же время идет процесс их постоянного совершенствования. Рассмотрим более подробно главные из них. 1.3.1. Акмеологические методы Прежде всего хотелось бы обратиться к методам, применяемым в акмеологии, и, конечно же, к собственно акмеологическим методам, потому что от них зависит результативность акмеологических исследований и эффективность решения практических задач. На ранних этапах становления акмеологии и по настоящее время акмеологов интересовали вопросы правомочности применения общенаучных методов и методов некоторых наук, прежде всего психологии. Проведенные исследования доказали такую правомочность. В акмеологических кругах сложилось устойчивое мнение, что, вообще говоря, акмеологическими можно считать любые научные методы, помогающие эффективно решать акмеологические задачи и проблемы. При этом, правда, делалась принципиальная оговорка, что точнее было бы называть такие методы — методами акмеологических исследований, но при этом отмечалось, что в акмеологии уже созданы собственные оригинальные акмеологические методы и этот процесс продолжается. Как нами неоднократно подчеркивалось, методы акмеологических исследований отличаются значительным разнообразием. Составление классификаций методов акмеологических исследований является сложной теоретической проблемой. В настоящее время ее разработка осуществляется в теоретической акмеологии. Можно утверждать, что уже получены перспективные результаты. Считается, что все научные методы, применяемые в акмеологии, можно классифицировать по двум основаниям, соответственно выделив теоретические и инструментально-практические. В свою очередь, данные два класса методов содержат несколько подгрупп. В своем единстве они образуют следующую систему.* * Анисимов С. А., Деркач А. А., Конюхов Н. И., Павлов Б. С. Методы акмеологических исследований. — М.: РАГС, 2000. В этой системе в класс теоретических методов акмеологических исследований входят: а) логические: анализ, синтез, индукция, дедукция, мысленный эксперимент; б) математические методы анализа: корреляционный, факторный, дисперсионный, дискриминатный, кластерный и др.; в) междисциплинарные методы-подходы: комплексный, системный, функциональный, генетический, лонгитюдный, модельный, биографический, ситуативный и др. В класс инструментально-практических методов исследования входят: а) общенаучные: наблюдение, эксперимент, экспертные оценки; б) методы частых наук: • психологические (тестирование, наблюдение, беседа, самонаблюдение, самоотчет, психосемантические); • социологические (перепись, опрос, интервьюирование, анкетирование); • психофизиологические; в) акмеологические. Данная классификация общенаучных и частных методов акмеологических исследований может быть принята как базисная, хотя, очевидно, возможно ее дополнение и коррекция. В то же время важной перспективной задачей является ее наполнение акмеологическим содержанием, то есть непосредственная демонстрация возможностей перечисленных методов, описание процедур их применения при решении конкретных акмеологических проблем. Отдавая должное многим из отмеченных методов, подчеркнем, что все же ведущую роль в акмеологических исследованиях и акмеологической практике играют психологические методы. Пожалуй, нет такой акмеологической задачи или проблемы, в решении которой в той или иной мере они не использовались. В то же время в их применении существует один важный момент: анализ полученных данных, их осмысление и интерпретация в значительной степени осуществляются с акмеологических, а не только исключительно психологических позиций. В результате сугубо психологические методы как бы приобретают новое качество, акмеологическую специфику. Для пояснения данной мысли проведем аспектный сравнительный анализ между подходами, принятыми в акмеологии и профессиональной психологии и психологии труда, направленными на изучение и развитие профессионального мастерства и профессионализма. В настоящее время при решении актуальных практических задач, связанных с подбором кадров, их расстановкой, аттестацией, определением путей их профессионального развития и роста, часто применяется профессиологический, или профессиографический, подход. В рамках данного подхода осуществляется разработка профессиограмм, психограмм, проводятся профессиографические описания, определяется профессиональная пригодность субъекта труда к конкретному виду профессиональной деятельности, выявляются психологические и иные противопоказания. Профессиограммы позволяют не только дать качественное описание профессиональной деятельности, но и сформулировать нормативные требования к специалистам, а психограммы — к их психическим процессам, функциям и психологическим качествам, которые влияют на эффективность профессиональной деятельности. Но с акмеологической точки зрения важным является то общее, что их объединяет, — они нацелены, как подчеркивается в таких работах, на достижение определенного уровня профессиональных знаний, умений и навыков, которые бы обеспечили субъекту общественно-приемлемое качество труда. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|