Томашек Нино. Системный коучинг. Целеориентированный подход в консультировании.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 12786

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

сы создают свободу для рефлексии, объем, в котором никогда не думали. Это опять-таки означает, что коуч дает клиенту возможность принять новые взгляды и позиции, чтобы иметь больше возможностей для действий. В работе с проблемой этот способ консультирования основан на предположении, что проблемы, проблемные ситуации и обстоятельства дела не являются «принятыми по умолчанию», как, например, в статических системах, где они обладают свойством состоять из самих себя. «Вещи сами по себе», то есть состояния, положения вещей и проблемы, в динамичной сложно-социальной системе должны активно поддерживаться участниками системы, так как в противном случае они будут изменяться. Поэтому в консультировании стараются «дезобъек-тивировать» проблемы, дифференцировать и специфицировать их. В результате этого должна произойти контекстуализация проблем в отношения и взаимодействия в системе. В большинстве случаев клиент переживает проблему как нечто непоколебимое, обстоятельное, что нельзя изменить. Здесь может помочь только парадоксальная методика обостряющих вопросов:
♦ Что должно случиться, чтобы проблема еще больше усложнилась?

♦ Что Вы должны сделать, чтобы проблема еще больше усложнилась?
На первый взгляд, кажется, что эти вопросы абсурдны и не ведут к цели. Тем не менее, при устоявшихся, проблемно-центрированных точках зрения эти вопросы служат для того, чтобы заставить клиента заметить, что на проблему можно влиять. Как правило, клиент очень быстро находит ответ, что должно случиться или кто и какие действия должен предпринять, чтобы проблема еще больше обострилась. Если консультанту удалось довести клиента до того, чтобы он мог обострить проблему, тогда он может привести его и к тому, чтобы принять, что независимо от него проблемы не существуют. То есть, клиент может влиять на них. Поэтому клиент может позитивно на них повлиять и, соответственно, содействовать решению.
5.2.2. «Волшебные» вопросы
Для западных, рационально мыслящих людей «волшебные» вопросы в системно-конструктивистской работе с проблемой тоже абсурдны. Все же в консультировании клиентов, которые уже принимали участие коучинг-процессе, вопросы, звучащие парадоксально, если они заданы коучем

правильно и в подходящий момент времени, крайне эффективны. Ведь постановка этих конструктивных вопросов открывает новые подходы к проблеме. Инсу Ким Берг и Скот Д. Миллер привели пример, как можно работать с «волшебством»:
«Представьте на минуточку, что сегодня вечером, после того, как Вы ляжете в кровать и заснете, произойдет чудо! Чудо состоит в том, что проблема или проблемы, над которыми Вы бьетесь, исчезнут! Именно так! Но поскольку Вы спите, Вы не знаете, что произошло чудо! Вы просто все это проспали. Когда Вы проснетесь завтра рано утром, что будет первым, что придет Вам в голову, что было по-другому, и что укажет Вам на то, что произошло чудо и Ваша проблема разрешена? »
Здесь речь идет о том, чтобы клиент целенаправленно задумался о том, как выглядела бы ситуация, если бы проблемы больше не существовало. Причем задача консультанта состоит в том, чтобы сформулировать абсурдные вопросы так, чтобы клиент мог с ними что-то делать, и они его не отпугнули. Вот примеры «волшебных» вопросов:
♦ Если ночью произойдет чудо и проблема исчезнет, что тогда для Вас изменится? Что будет иначе в Вашем окружении?
♦ Предположим, к Вам придет фея и выполнит 3 Ваших желания, что Вы пожелаете?

♦ Если бы я мог сделать чудо, что бы это было?
Важным в «чуде» является операционализа-ция. То есть, к какому эффекту и к каким изменениям могло бы привести такое чудо? Ведь вопрос о чуде не самоцель такого вопроса. Цель - чтобы клиент задумался о решениях проблемной ситуации и выделил конкретные признаки, по которым можно определить, что проблема стала меньше:
«— Если чудо произойдет, для Вас это будет иметь какую-то разницу?
- Какие изменения Вы заметите в себе, если чудо произойдет?
- Какие изменения заметят в Вас другие, если про-
изойдет чудо?
- Что изменится в Вашей жизни, если произойдет
чудо?
- Если чудо произойдет, что Вы сможете сделать,
чего не могли делать раньше?»
5.2.3. Конструктивно-конструктивистские вопросы
Дальше мы кратко познакомимся с вопросами, которые достаточно эффективны в консультировании на этапе разработки мероприятий совместно с клиентом.

♦ Кто или что достаточно хорошо, чтобы остаться таким же, каким это было прежде, или стать еще лучше?
♦ Чего мы, прежде всего, достигнем с помощью этого мероприятия?
♦ Кто и что должен сделать, чтобы что-то изменилось?
♦ Кто и что должен сделать, чтобы все осталось так, как оно есть?
♦ Что можете сделать Вы, и что могут сделать другие, чтобы мероприятие не было успешным?
♦ Кто больше всех может повлиять на успех мероприятия?
♦ Как Вы объясняете сами себе прежние успехи/неудачи при замысле или проведении мероприятия?
♦ Как описал бы ситуацию внешний наблюдатель?
♦ Что было бы, если бы Вы сами были для себя коучем; что бы Вы сказали?
♦ Какие аргументы Вам еще необходимы, чтобы окончательно убедиться в форме/содержании мероприятия?

♦ Кто может подтолкнуть Вас изменить мероприятие? Какие аргументы он должен привести?
♦ Как это было бы, если бы мероприятие спланировали, провели другие люди? Что тогда было бы иначе?
♦ Что делали бы по-другому Вы/другие люди, если бы мероприятие было успешным?
♦ Предположим, мероприятие будет реализовано, кого оно коснется больше всех, кого -меньше всех?
♦ Предположим, Вы можете успешно провести только часть мероприятия, что это за часть?
♦ Предположим, мероприятие закончилось неудачей, какую функцию эта неудача могла бы иметь в системе?
♦ Если мероприятие будет проведено успешно, какие другие проблемы могут в результате этого возникнуть?
♦ Если мы через 6 месяцев снова встретимся для того, чтобы поговорить о мероприятии, что Вы мне расскажите?
♦ Что было бы, если...

♦ Предположим,...
♦ А вот такая идея:...

5.3. Стив де Шейцер: ключ к решению
Предложенный Стивом де Шейцером ориентированный на решение подход кратковременной терапии - важная база для этой коучинг-модели, так как мы можем использовать его методы и приемы. Выведенный им базовый принцип сотрудничества с клиентом - это базовый принцип и для Кильской модели консультирования, точно так же, как и основополагающая ориентация на будущее. Для де Шейцера взаимоувязка настоящего и будущего - основной ориентир для действий.
Центральный подход в кратковременной терапии - это выбор способа действий в отношении проблемы клиента: в процессе консультирования мы больше не занимаемся проблемой, клиент сделал это уже в достаточной мере, мы больше занимаемся решением проблемы. Ориентированный на решение процесс можно запустить, например, с помощью целенаправленных расспросов о решении.
Вопросы о решении:
♦ Мне кажется, что, если Вы точно опишите здесь свою проблему, Вы сможете найти для нее название, заголовок - итак, название для проблемы: ... А сейчас мне, в принципе, интересно, как бы Вы обозначили свое решение?



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Притча «Получасовая лекция»
  • Коннер Р. Стратегическая Психотерапия Ступень 2.
  • Блох Артур. Закон Мерфи.
  • Притча «В парикмахерской»
  • Притча «Мне не нужна молитва»
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Малейчук Г.И. Портрет современного клиента: общая характеристика
  • Малюкевич Юлия Владимировна. Статья «Правила безопасного поведения»
  • Хлебова Вероника. Раненый Ребенок больше не одинок
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Притча «Земля и Коровы»
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Притча «Про парикмахера»
  • Притча «39 секунд»
  • Тест "Боги и Богини"
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Притча «Бесстрастие»
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Что будет, если вам повезет?
  • Редактор. Зайчишка из шишки
  • Шипачева Елена. Шпаргалка для родителей
  • Главный Редактор. Рекомендациии начинающим заниматься спортом
  • Притча «Тень жизни»
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Метафоры, для воодушевления людей, для создания команды.
  • Кейт Феррацци. Принятие успеха
  • Притча «Бедный самурай»
  • Главный Редактор. 50 вопросов на которые должен отвечать ребенок перед поступлению в школу
  • Аналитическая психология К. Г. Юнга
  • Семь психологических правил, которые помогают жить
  • Моральная дилемма и проблема вагонетки: что мы выбираем
  • Георгий Почепцов. Новые подходы к анализу социосистем: есть ли здесь место ценностям?
  • Притча «Большая Глупость»
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Бэйдер Э. Ступени на пути к близости: позитивный взгляд на проблемы в отношениях пары
  • Ирина Млодик. Психолог в школе.
  • Каганер Анна Григорьевна, Нарицин Николай Николаевич. Помощь на расстоянии: о психологическом консультировании в Сети
  • Лао-Цзюнь. РАССУЖДЕНИЕ О СТА ЗАБОЛЕВАНИЯХ
  • Бретт Блюменталь. Практика медитации: путь к успеху
  • Егор Горд. Как развить уверенность в себе и стать сильной личностью?
  • «Чего хочу Я, чего хочет ОН»
  • Юнг К.-Г. Трансцендентальная функция.
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Притча «Как появились притчи»
  • Редактор. Выпускной в детском саду - сценарий
  • Хелен Эдвардс. Секреты успешных продаж: психологические уловки в супермаркетах



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь