Крайг Грэйс. Психология развития.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 142795

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Глава 1. Развитие человека перспективы, процессы и методы исследования
Stoller Е. Р. & Gibson R. С. Worlds of difference: Inequality in the aging experience. — Thousand Oaks, CA: Pine Forge Press, 1994.
Авторы дают представление о взглядах социологии и литературы на факторы, определяющие жизнь человека в процессе развития. Особое место в книге уделяется историческим и социальным факторам.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977.
Книга содержит избранные труды выдающегося отечественного психолога, академика Б. Г. Ананьева, посвященные методологическим вопросам комплексных исследований в психологии и конкретным проблемам индивидуального развития человека в перспективе жизненного пути.
Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации / / Возрастная физиология. (Руководство по физиологии.) — Л.: Наука, 1975, с. 5-67. Предлагается периодизация онтогенеза с точки зрения современной физиологии.
Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М.: Педагогика-Пресс, 1993.
Книга классиков современной психологии Л. С. Выготского и А. Р. Лурия раскрывает основные положения теории культурно-исторического развития психики.
Кон И. С. Ребенок и общество. (Историко-этнографическая перспектива.) — М.: Наука, 1988. Книга содержит более глубокий анализ проблем, затрагиваемых в главе 1 данного учебника. Используя понятийный аппарат и фактические данные этнографии, истории, социологии и психологии, автор анализирует понятие возраста и различные подходы к описанию развития человека, соотношение целей и средств воспитания, особенности социализации мальчиков и девочек, специфику родительских установок и функций в разных обществах Востока и Запада.
Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. (Пер. с англ.) — М.: Когито-Центр; изд-во «Институт психологии РАН», 1997.
Известный американский психолог Майкл Коул, определяя психологию развития как культурно-историческую науку, обращается в этой книге к нескольким фундаментальным вопросам:
что значит — научно изучать развитие человека? Какого рода науку мы получаем? Как широко она применима? Какую пользу можно из нее извлечь? И, наконец, почему психологам так трудно учитывать культуру?
Развитие ребенка. (Пер с англ.)/ Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 1968.
Уникальная книга — введение в лабораторию творческой мысли крупнейших ученых (Р. Заз-зо, К. Лоренца, М. Мид, Ж. Пиаже, Дж. Таннера, Г. Уолтера и др.), обсуждающих такие важные проблемы, как стадиальность физического и психического развития ребенка, инстинктивные механизмы поведения и их роль в онтогенезе человека, роль социальных и биологических факторов в физическом и психическом развитии.
Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. — Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1990.
В пособии с позиций системного подхода рассматриваются возрастные изменения и развитие психики человека на протяжении всей его жизни.

Глава 2 Теории развития человека: введение
ЗАДАЧИ ГЛАВЫ
Закончив изучение этой главы, вы должны суметь справиться со следующими заданиями:
1. Объяснить сущность трех спорных вопросов, которые поднимаются в теориях развития ребенка
2. Охарактеризовать основные теории научения, включая бихевиоризм.
3. Изложить основные положения когнитивного подхода в психологии и объяснить, наскольк работы Ж. Пиаже и авторов информационных и социально-когнитивных теорий вписываются рамки этого подхода.
4. Объяснить основные принципы психоаналитической школы, включая работы 3. Фрейда, Э. Эриксона.
5. Изложить основные положения теорий «Я» и гуманистической психологии, включая наиболе значительные идеи А. Маслоу и К. Роджерса.
6. Проанализировать связь между этологией (наукой о поведении животных) и развитием человека.
7. Сопоставить основные теории развития человека: теории научения, когнитивные, психоаналитические и гуманистические теории, теории «Я» и этологию.

• Сьюзен Смит, молодая мать из Южной Каролины, утопила двух своих маленьких сыновей, загнав машину, в которой они спали, в озеро.
• Сотни тысяч жертв землетрясения в японском городе Кобэ спокойно, терпеливо и стоически переносят свое тяжелое положение. Они безропотно стоят
в длинных очередях, чтобы получить пищу, кров и медицинскую помощь, не устраивают никаких беспорядков.
• В детстве роль Билла Клинтона, отчим которого был алкоголиком и бил свою жену, заключалась в том, чтобы примирить своих ссорящихся родителей. Деятельность Клинтона на посту президента проходит под знаком примирения и компромисса.
Какова сущность человеческой натуры? Следуем мы велениям разума и осознанным целям или полностью зависим от игры страстей? Как происходит научение благодаря внезапным открытиям и озарениям или постепенному продвижению
60
Глава 2 Теории развития человека введение
простого к сложному? Какие мотивы нами движут — награда, боль, любопытство или внутреннее влечение? Что такое совесть и как она развивается? Способны ли мы совладать с ней, или ее формируют силы, над которыми мы не властны? Время от времени мы размышляем о развитии человека, стремясь найти ответы на эти вечные вопросы и узнать, почему такие люди, как Сьюзен Смит, жертвы землетрясения в Кобэ и президент Билл Клинтон поступают именно так, а не иначе. Какой бы ответ мы ни нашли, он, вероятно, будет опираться на одну из теорий развития человека, то есть на упорядоченное множество принципов или предположений о поведении человека, которое придает структуру конкретному массиву данных.
ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИЙ
Большие массивы данных, с которыми трудно иметь дело, с помощью теорий приводятся в порядок. Ученые, занимающиеся социальными науками, пользуются теориями для формулирования важных вопросов, для отбора и организации полученных в ходе исследований данных и их истолкования с более общих позиций. Извлекаемая в результате информация, вместе с более широкой теорией, позволяет ученым предсказывать будущее поведение.
Если вы задумаетесь над поставленными выше вопросами, то, скорее всего, осознаете, что для ответа на них у вас есть свои собственные теории. Вы склоняетесь к тому или иному объяснению конкретной проблемы, и предположения, которые неявно присутствуют в вашем объяснении, вероятно, тесно связаны с вашими представлениями о других людях. Например, вы можете рассматривать малолетних правонарушителей либо как людей, несущих ответственность за свои действия, либо как жертв внешней среды или воспитания в раннем детстве. Возможно, вы считаете, что шестилетние дети способны сами решать, чему им учиться в школе, или что нельзя ожидать, чтобы они знали, чего хотят. Вероятно, у вас есть собственные предположения о том, в какой степени каждый из нас несет ответственность за свое поведение и в какой мере можно полагаться на то, что разум человека правильно руководит его поступками.
Ясное понимание теорий развития человека позволяет нам перепроверить предположения, стоящие за нашими убеждениями, и определить степень их соответствия реальному положению вещей. Знакомясь с различными теориями, мы также можем анализировать поведение с нескольких точек зрения и оценивать другие объяснения.
Теории систематизируют наблюдения, придавая им организованную структуру. Они также дают рациональное объяснение тому, как и почему происходит наблюдаемое явление. Любая из теорий может быть верной и по праву заслуживать изучения, при этом не объясняя причин какого-то конкретного процесса развития. У каждой теории есть свои положительные и отрицательные стороны, но вряд ли найдется такая, которую можно было бы назвать единственно верной. Таким образом, маловероятно, что какая-либо одна теория может полностью объяснить все процессы развития и формы поведения. Это не означает, что все теории неверны. Дело в том, что вследствие сложности процессов развития различные теории нацелены на объяснение разрозненных аспектов развития.
61



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Куашева Татьяна Александровна. Риторика как технология развития речи дошкольников.
  • Журавлева Елена Викторовна. Конспект НОД по познавательному развитию «Легенды о первоцветах»
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Отказ от изучения математики негативно влияет на мозг и когнитивное развитие подростков
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Панина Людмила Николаевна. Психология семейных отношений и влияние их на развитие ребенка.
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Шестакова Юлия Ивановна. Особенности и закономерности развития детей раннего возраста
  • Буянова Марина Николаевна. Тема педагогического опыта: 'Развитие мелкой моторики рук у детей с ТНР'
  • Чернова Наталья Михайловна. Памятка для родителей - Коротко: ФГТ по дошкольному образованию
  • Османова Гульнара. Физическое воспитание дошкольников
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Краснова Надежда Владимировна. Обобщение опыта «Влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста»
  • Иоша Алла Степановна. Развитие речи в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности.
  • Хасимова Рузиля Рамилевна. Использование подвижных игр в современном образовательном пространстве.
  • Феликс Божонка. Что такое раннее развитие ребенка?
  • Шабловская Елена Викторовна. Опыт работы по формированию основ Валеологии у младших дошкольников
  • Туркина Ольга Владимировна. Конспект с использованием ИКТ по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в научную лабораторию» Старшая группа.
  • Менщикова Марина Александровна. Развитие речи: игры в кругу семьи
  • Соколова Алевтина Анатольевна. Развитие мелкой моторики рук у детей
  • Клочко Наталья Николаевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования
  • Шишко Алеся Евгеньевна. Развитие мелкой моторики у детей с ОНР.
  • Главный Редактор. Развитие речи
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Медкова Екатерина Сергеевна. Статья на тему: Развитие речи на занятиях по физической культуре в ДОУ
  • Стюарт-Гамильтон Ян. Психология старения.
  • Дружинин В. Н. - Психология семьи
  • Желтова С.А, Шагинова Е.А.. Статья на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей».
  • Шабардина Елена Геннадьевна. Роль и влияние общения в семье на развитие ребёнка
  • Александра Викторовна Чеканова. Влияние предметно – развивающей среды на личностное развитие ребенка раннего возраста
  • Меняйло Юлия Геннадьевна. «Русское народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»
  • Евгения Шнайдер. Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада для развития двигательной активности детей
  • Людмила Николаевна Выжанова. Развитие двигательных качеств детей дошкольного возраста посредством использования степ - платформ
  • Юналиева Татьяна Александровна. Роль, значение и влияние социальных ситуаций в подвижной игре на физическое развитие старших дошкольников
  • Головина Светлана Владимировна. Конспект комплексного занятия по математике «Путешествие на поезде»
  • Арбузова Виолетта Генриховна. «Развитие психомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи»
  • Шамсутдинова Зиёда Зиявийдиновна. «Стимулирование сенсомоторного развития в раннем возрасте»
  • Леонова Ольга Михайловна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
  • Хрыкина Александра Викторовна. Папка передвижка для родителей «Влияние арт-терапии на развитие детей шестого года жизни»
  • Погодаева Ирина Викторовна. Развитие ранней профессиональной ориентации у дошкольников
  • Свинцова Наталья Александровна. Развитие речи дошкольников с ОНР с использованием средств ОТСМ-РТВ-ТРИЗ»
  • Самигина Гульнара Тагировна. Сенсорное воспитание (развитие) детей 2-3 года жизни.
  • Солдаткина Светлана Вениаминовна. Родительское собрание в старшей группе «Калейдоскоп эмоций» или «Развитие речи старших дошкольников»
  • Перепечаева Светлана Николаевна. «Развивающая среда в домашних условиях»
  • Наталия Лермонтова. Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь