|
Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 58374
Автор: Регуш Л. А.
Название: Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Проблемы развития новорожденных могут быть связаны с налаживанием питания, а также режима сна и бодрствования.
Уже у новорожденного могут быть определены некоторые признаки развития сенсорики и психомоторики, а также рефлексы, обеспечивающие связь с внешним миром20. Показатели развития новорожденного (Мамайчук И. И., 1998): • рефлексы вызываются все (сосательный, глотательный, автоматическая ходьба, рефлекс опоры — выпрямление туловища при опоре на ноги и др.); • симметричный гипертонус мышц-сгибателей, преодолеваемый при пассивных движениях; • жмурится и беспокоится при ярком свете, короткое не-стигматоидное слежение за предметом; • вздрагивает при резком звуке; • редкие атетоидные движения, червеобразные движения пальцев кисти, редкий спонтанный симптом веера на стопе (симптом Бабинского). Данные исследований Первые признаки проявления привязанности Женщина-мать значительно теснее отца связана со своим ребенком. Их контакт, имеющий первоначально характер симбиоза, начинается уже в утробной фазе развития и закрепляется в дальнейшем. В одном психологическом эксперименте 27 матерей должны были отличить по магнитофонной записи голос своего 3-7-дневного ребенка от голосов четырех других младенцев; 22 матери сделали это безошибочно. В свою очередь, новорожденные (однодневные младенцы) обнаруживают способность отличать и предпочитать голос собственной матери другим женским голосам. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988. С. 224. 20 Подробнее см.: Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992. С.114-115. 75 Образы детства и ранняя социализация В одной и той же западноевропейской культуре Л. Стоун зарегистрировала четыре альтернативных образа новорожденного ребенка и каждому из них соответствовал определенный стиль воспитания: 1. Традиционный христианский взгляд, что новорожденный несет на себе печать первородного греха и спасти его можно только подавлением воли, подчинением его родителями (репрессивная педагогика, направленная на подавление природного начала в ребенке). 2. Ребенок по природе не склонен ни к добру, ни к злу, а представляет собой чистую доску, на которой могут написать что угодно (идея социализации — целенаправленного формирования личности путем направленного обучения). 3. Характер и возможности ребенка предопределены до его рождения — природный детерминизм (реализуется принцип развития природных задатков и ограничения отрицательных проявлений). 4. Ребенок рождается хорошим, добрым и портится только под влиянием общества (педагогика саморазвития и невмешательства). В каждом обществе на каждом этапе его развития сосуществуют разные стили воспитания, в которых прослеживаются многочисленные, сословные, классовые, региональные, религиозные, семейные и прочие вариации. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988. С. 137. Эмоциональные реакции и проявления темперамента Группа ученых наблюдала 141 новорожденного и многое узнала об их темпераменте — неповторимом стиле взаимодействия детей с окружающими. Было установлено, что 65% детей четко различаются по темпераменту на «легких», «тяжелых» и «средних» . Оставшиеся 35% характеризуются смешением трех типов темперамента. 76 Новорожденные с «легким» темпераментом отличаются регулярностью проявлений своих биологических функций — голода, сна, испражнений; положительным отношением к новым людям и ситуациям, быстрым привыканием к изменению распорядка дня и, наконец, в целом, мягким, покладистым настроением. Новорожденным с «тяжелым» темпераментом присущи нерегулярность проявлений биологических функций, негативное (до резкого непринятия) отношение к новым людям и ситуациям, неспособность быстро и легко приспосабливаться к изменениям и бурное, негативно окрашенное настроение. У новорожденных со средним темпераментом отмечаются несколько негативно окрашенные реакции на новых людей и ситуации, они медленнее привыкают к ним, труднее осваиваются в незнакомых ситуациях. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992. С.122. В цитируемом исследовании было показано, что особенности темперамента новорожденных оказывают влияние на установление бондинга (развития эмоциональной привязанности младенца в период, начинающийся сразу после рождения и продолжающийся несколько месяцев). Раздражительный, непредсказуемый ребенок может нервировать родителей, он осложняет уход за ним и не всегда по отношению к такому ребенку устанавливается теплое, мягкое отношение, что становится одной из проблем в развитии привязанности. Мотивы отказа матери от новорожденного ребенка Психологическое интервью установило, что принятие решения отказаться от новорожденного у этих женщин возникает, как правило, задолго до рождения ребенка. В это время женщины обычно переживают тяжелый психологический кризис, имеющий в разных случаях свое содержание. Однако 77 общим для всех является борьба мотивов — когда инстинктивному стремлению женщины к материнству и давлению общественной морали противостоит недоверие к своим силам и возможностям. Обращает на себя внимание тот факт, что недовольны собой 60% опрошенных, не удовлетворены тем, как складывается жизнь в целом, — 75%. Отказ бывает связан не только с реальными трудностями, но и с мнимыми переживаниями физической или моральной несостоятельности, с ощущением, неспособности и нежеланием преодолевать жизненные трудности. Видимо, поэтому наиболее частыми ссылками на непосредственные причины отказа являются материальные условия (нет жилья, денег и т. д.), они составляют 50%. За ними следуют ссылки на молодой возраст и на то, что бросил отец ребенка (по 20%). Определенное значение имеют осуждение родителей (25%) и советы друзей не обременять себя ребенком (10%), «ребенок помешает мне жить так, как я хочу» (15%). К этому прибавляются переживания актуальных личных конфликтов, неудач с прерыванием беременности, тягостное ожидание момента, когда придется объявить об отказе в семье и в родильном доме. Брутман В. И., Панкратова М. Г., Ениколопов С. Н. Некоторые результаты обследованиия женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 31. Социально-психологические характеристики женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей Результаты исследований указывают на то, что большинство будущих «отказниц» (75%) в детстве были, по их словам, «сыты и одеты, хотя не имели ничего сверх этого», но у 6% таких семей едва хватало на еду. Более трети семей были обеспечены ниже среднего уровня. Свои жилищные условия большинство респонденток считают средними. Плохими их назвали 6% опрошенных, хорошими — 11%. При этом 11% женщин жили 78 в коммунальной квартире, 30% не имели своего места (угла, комнаты) для учебы и игры. В половине семей случались драки, скандалы. Ранее проведенные исследования показали, что помимо экономического положения на качество материнства влияет образованность женщины. Было установлено, что большинство «отказниц» имели низкое общее и профессиональное образование, редко получали престижные должности и соответственно имели низкий социальный статус. К аналогичным выводам подводит и наше исследование. В силу молодости, но еще более в силу личностных особенностей образование наших респонденток оказалось довольно низким. Около половины их окончили ПТУ, немногим более трети удалось окончить техникум или получить среднее образование. Более того, 11 % женщин не смогли «вытянуть» больше 4 классов. Продолжали же учебу только 6% обследованных. Брутман В. И., Панкратова М. Г., Ениколопов С. Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 31. Диссертационные исследования Ледина В. Ю. Комплексная модель подготовки беременных к родам в профилактике психосоматических дезадаптации рожениц. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2004. Коваленко Н. П. Психологические особенности коррекции эмоциональных состояний женщины в период беременности и родов. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 1998. Колпакова М. Ю. Духовно ориентированный диалог в выявлении и разрешении внутреннего конфликта у матерей, отказывающихся от новорожденного. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1999. 79 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|