|
Джеймс Холлис 'Под тенью Сатурна: мужские психические травмы и их исцеление'Категория: Библиотека » Постъюнгианство | Просмотров: 28776Так современные мужчины несут в себе вечные черты древнегомифа - характерные черты раненого Короля-Рыбака, Амфортаса. История Амфортаса,имя которого является производным от французского слова emfertez, "мягкотелость",рассказывалась и передавалась много-много раз исходя из разных версий: отлегенды о Святом Граале до ее современного толкования в книге Роберта Джонсона "Он:Глубинные аспекты мужской психологии". Суть легенды заключается в том, чтоАмфортас страдал от ужасной раны (в разных вариантах она описана по-разному: водних версиях он был поражен в бедро, в других - в яички). Он был ранен в томесто, от которого зависит воспроизводство и которое служит основой егомужского естества. Эта рана остается неизлечимой, пока он не обретет ЧашуГрааля, средневековый символ вместилища души. Хотя современный мужчина можетиметь шикарную машину, стоящую в подземном гараже его дворца, стены которого украшенытрофеями, свидетельствующими о его победах на рынке товаров и услуг, онинтуитивно ощущает свою внутреннюю пустоту, свою боль, свою неизлечимую рануКаким бы грандиозным ни выглядел построенный им замок, какими бы крепкими никазались возведенные им защиты, он знает, что господствует над пустотой, а еговладения - эмоциональная пустыня.
Этот повторяющийся мифологический мотив лежит в основеизвестной поэмы Т. С. Элиота "Бесплодная земля". Лондон, центрбизнеса и созданных мужчинами социальных структур, центр "мужских"игр, детально изображен в ней: Призрачный город, Толпы в буром тумане зимней зари, Лондонский мост на веку повидал столь многих, Никогда не думал, что смертьунесла столь многих71. Элиот Т. С. Полыелюди. СПб.: Кристалл, 2000. С. 337. В час пик Элиот видит не утверждающую себя жизнь, адуховную смерть. Именно поэтому он цитирует прекрасные строки из "Божественнойкомедии" Данте, в которой автор шесть веков назад описал, как спускался вАд ("Никогда не думал, что смерть унесла столь многих"). Если то, чтосделали люди и чему они посвятили свою жизнь, в дальнейшем не служит им, ониоказываются в пустыне души среди духов смерти. Джозеф Кэмпбелл объясняет этоследующим образом: "Бесплодная земля... это любой мир, в котором... есть сила инет любви, где в законах жизни преобладают догматизм, а не образование, власть,а не опыт и где внедряемые и воспринимаемые мифы и ритуалы никогда не связаны сактуальными внутренними представлениями, потребностями и возможностями тех, накого они оказывают воздействие"72. Если внешний мир и внутренняя истина находятся в конфликтемежду собой, человек страдает от душевной травмы. Мужчины справедливоподозревают, что достижение материального успеха или высокой должности сбольшими полномочиями не даст им умиротворения, но они боятся отвергнуть то,что, как они это понимают, является единственной приемлемой для них игрой.Поэтому происходит только нагноение раны, без нового видения и исцеления. Делмор Шварц в коротком рассказе описывает молодогочеловека, который в ночь перед днем своего рождения, когда ему должен былисполниться 21 год, видит себя во сне в кинотеатре. К своему изумлению, онузнает своих родителей, которые на экране влюбляются и ходят друг к другу насвидания. Он смотрит фильм и осознает, что они совершают ужасную ошибку - туошибку, из-за которой он однажды появился на свет. Он встает и начинаеткричать, чтобы прекратили показывать этот фильм. К нему обращается билетер иделает строгое замечание: "Вы не должны так себя вести, даже если вынаходитесь один в зале! Вы пожалеете, если не будете себя вести так, какследует, ваше поведение совершенно неприемлемо, и вы это очень скоро поймете!"73 Таким образом, в момент наступления физического состояниявзрослости юноша познает бремя семейных мифов, которые будут формировать еголичность. Отвергая жизнь родителей до своего рождения, он отвергает и своюбудущую жизнь, так как является их ребенком. Так же поступают многие мужчины,которые несут в себе тайную грусть и ярость, вызванные тем, что семейный икультурный контексты, образы и ожидания, которые их сформировали, несогласуются с их внутренней истиной. Конфликт между внешними представлениями и внутреннейистиной создает для мужчин неразрешимое противоречие. Мужчина в серомфланелевом костюме, мужчина - член какой-либо организации или игрок той илииной команды - все они испытывают такое же огромное давление со стороныобщества, заставляющее их становиться конформными и пагубно воздействующее надушу, как и то, которое так часто испытывают на себе женщины. Этот конфликт,который дает о себе знать и в телесных ощущениях, и в духовной сфере, даже еслион при этом не осознается, приводит нас к еще одной, шестой мужской истине,которая в меньшей степени, чем другие, является тайной: жизнь мужчин полнанасилия, так как насилию подверглась их душа. Мужское насилие прорывается в актах убийства иизнасилования, а также в бесчинствах толпы и в войнах, возникающих вследствиепсихического заражения. Если заглянуть поглубже в душу любого мужчины, можноувидеть не только море слез, но и гору ненависти и напластования гнева, которыенакапливались с детства и теперь медленно выталкивают всю эту лаву наповерхность, чтобы в какой-то момент началось ее извержение. Однажды я беседовал с мужчиной, который взялся вести дела впошатнувшемся отцовском бизнесе, как только у отца появились проблемы создоровьем. В течение сорока лет он работал по шестьдесят часов в неделю, ставзащитой и опорой своим родителям, пока они не умерли в условиях относительногоматериального комфорта. Затем он стал опорой двум своим сыновьям, защищая их отмучений, которые приносит тень Сатурна, когда, по словам Джерарда МэнлиХопкинса, "все, что продается, стареет, мутнеет и блекнет от тяжелоготруда и несет на себе мужскую грязь и запах мужского пота"74. Имеятакую защиту, его сыновья остались дома, став требовательными и зависимыми. Прималейшем поводе он взрывался от гнева и разряжался на свою бедную притихшую изапуганную жену. Его ярость была вызвана гневом, накопленным в процессе всейего утраченной жизни, которую он отдал другим, и прежде всего - Сатурну. Приэтом он выполнял все священные заповеди, традиционные для своей культуры:заботься о своих родителях, обеспечивай свою семью, создай условия для лучшейжизни своих детей. Он делал все, что следовало, кроме одного: он не жилсобственной жизнью, а потому был полон ярости. Другой известный мне мужчина посвятил свою жизнь борьбе замир между народами. Он был директором общеизвестного института, которыйзанимался разработкой идей для разрешения международных конфликтов; он велпереговоры во всех частях света и потому часто бывал в командировках. Я никогдане видел его раздраженным и не слышал, чтобы он повышал свой голос. Сначала ябыл в недоумении, не понимая, где скрывается его гнев. Затем он мне рассказал,как около месяца тому назад он страшно страдал от мигрени. Его закономерный,справедливый гнев обратился внутрь. Он нашел лишь одну мишень, на которую еготонкая чувствительность разрешила ему направить свое раздражение,- самого себя. Как-то в понедельник утром, в час пик, вместе с другимиводителями я надолго застрял в пробке на улицах Филадельфии; никто не могбыстро выбраться из этой пробки. На перекрестке два мужчины вылезли из своихшикарных лимузинов и прямо так, как были, в дорогих костюмах и галстуках,потрясая кулаками, стали кричать друг на друга. Я полагаю, они дали волю тойярости, которая накапливалась у них в течение жизни, не осознавая, что всенаходившееся в глубине, когда они пребывали в своих уважаемых фирмах, вырвалосьнаружу в виде неподконтрольного им эмоционального взрыва. Точно так же я всегда бдителен, когда прихожу на футбольныйматч команды "Филадельфия Иглс". Место парковки машин и более дешевыезрительские места представляют собой зону повышенной опасности для нормальногочеловека. Там толпы мужчин под воздействием алкоголя и марихуаны избивают другдруга и любого, кто встанет на их пути. За время одного посещения стадиона мы сдочерью насчитали шестнадцать драк только в нашем секторе. В другой раз нам сженой угрожали прямо, поскольку мы непредусмотрительно поставили свою машинуслишком близко к автобусу каких-то болельщиков из золотой молодежи, которыепрямо перед игрой стали распивать спиртные напитки, закусывая хлебом. Еще одинраз какого-то пожилого человека в одежде американского индейца избили дважды вовремя игры "Иглс" и "Редскинс": первый раз - прямо настадионе, второй - у выхода. Потом у него почему-то больше не возникло желанияснова посетить этот "Город братской любви". О чем говорят эти примеры? Для молодых футбольныхболельщиков неделя перед игрой представляет собой сатурнианский круг скучной,надоедливой и низкооплачиваемой работы, практически без надежд на какие-тоизменения, с кровавым стилизованным зрелищем организованного насилия инепременным сопутствующим употреблением спиртного - дьявольского зелья,разжигающего гнев. Они входят в ярость в силу той роли, на которую обреченысудьбой. Они злятся на женщин из-за своего бессознательного материнскогокомплекса. Каждый испытывает гнев, потому что он является мужчиной, ибессознательно отыгрывает свою ярость: "Они взбираются на здания, гоняют мяч, колотят своих братьевв наполненном ненавистью городе... ...Воют во сне, так как натянутый над пропастью канат вибрирует у них подногами, угрожая им падением. Их неуверенные движения вызывают ужас"75. Эти юные представители рабочего класса, по всейвероятности, навсегда останутся в замкнутом круге сатурнианского колеса судьбы.Они будут бить близких женщин, пить, чтобы скрыть свою боль, подозревать другдруга, всегда оставаться в страхе и одиночестве. Их более образованные илиболее богатые сверстники будут более успешными по социальным меркам. Но и тетоже, в своих сверкающих лимузинах, в своих фирменных костюмах от "БратьевБрукс", должны будут подчиниться силе неразвитой маскулинности - всоответствии с единственными известными им правилами игры. Поскольку ярость большинства современных мужчиносновательна и даже монументальна, они не могут говорить о ней честно, неиспытывая при этом стыда, и потому плывут по течению и оказываются водиночестве. Тогда их ярость обращается на них же. Они употребляют наркотики,напиваются допьяна или до изнеможения работают. Они должны найти какое-топристанище, где перестанут ощущать боль и смогут немного замедлить свою гонку.Многие из них являются трудоголиками; работа удерживает их от столкновений стребованиями их анимы. Работа иссушает и опустошает их, пока у них неподкосятся ноги и они, совершенно истощенные, доблестно не упадут в кровать. Ненужно быть терапевтом, чтобы знать: обращенный внутрь гнев может вызватьсоматические недомогания или состояние депрессии. Так как уровень стрессаподдается измерению, с ним поможет справиться даже популярная психология,несмотря на то что является достаточно поверхностной. Последствиями такогостресса становятся сердечные приступы, повышенное артериальное давление, атакже желудочные и головные боли. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|