Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 121901

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ГЛОССАРИЙ ■ 623
Бред — объективно ложное, обусловленное болезненными причинами суждение, возникающее у человека без адекватных внешних поводов, не поддающееся разубеждению и всегда вовлекающее личность больного. В отличие от ошибочных суждений, бред не корригируется при разубеждении или разъяснении. Бред противостоит даже самым веским доводам.
Бред ущерба как подвид бреда преследования — разновидность бредовых идей, ведущее место в которых занимают представления о причинении морального (придирки, сплетни, издевательства, оскорбления) и материального ущерба (порча имущества, воровство). При этом характерна многочисленность и крайняя детализация бредовых иллюзий, связанных с расположением и внешним видом окружающих человека предметов. В позднем возрасте для бредовых идей характерна конкретность, обыденность содержания, узкий круг «преследователей», включающий лиц, с которыми человек встречается в повседневной жизни.
D
шЛербалъная агрессия — выражение негативных чувств в словесной форме (проклятия, угрозы, крик).
Вербальная память — вид памяти, который определяет способность запоминать, сохранять и воспроизводить речевую (словесную) информацию.
Вербальные функции (лат. verbalis — словесный) — процесс оперирования различными формами знакового (словесного) материала.
Вербальные функции интеллекта — функции интеллекта, связанные с оперированием словами, в том числе возможность получения и анализ речевой информации, понимание смысла слов и др.
Витальные потребности — жизненно важные, органические потребности; потребности, непосредственно связанные с органической жизнью; состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и предметах, необходимых для его биологического существования, и выступающее источником его активности.
Внешние факторы трудовой деятельности — поддержка удовлетворенности человека процессом труда за счет внешне организованных стимулов: повышенной заработной платы, премий, комфортных условий труда, досрочного выхода на пенсию и т. д.
Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном.
Внутренние факторы трудовой деятельности — поддержка интереса человека и высокой мотивации его труда в силу увлекательности, ценности, сложности и значимости самого рабочего процесса.
Внутренний мотивационный конфликт — противоречие, возникающее в результате борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых мотивов.
Внутренний самоотчет — сравнение желаний и целей, убеждений и чувств с социальными установками, ценностями, ожиданиями.
Внутренняя речь — вид речи, обеспечивающий процессы мышления и саморегуляции поведения.
Возрастно-психологический контекст — возрастная специфичность потребностей и ценностей.
Возрастные часы — внутренний временной график возрастного развития индивида, который позволяет судить о том, насколько человек отстает или опережает ключевые события в жизни: обучение в вузе, вступление в брак, рождение детей, достижение определенного социального статуса и др.

624 ■ Психология человека от рождения до смерти
Воображение — процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создания на этой основе новых представлений.
Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих в сознании человека при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности его органов чувств.
Враждебность — агрессия, при которой главной целью агрессора является причинение страданий и вреда жертве.
Временные нервные связи — механизм замыкания в коре головного мозга условно-рефлекторных нервных связей при сочетании условных и безусловных раздражителей и появлении соответственно двух очагов возбуждения; путь прохождения нервного импульса в определенный промежуток времени.
Время реакции — временной интервал между предъявлением какого-либо сигнала (оптического, акустического, тактильного и т. д.) и началом обусловленного инструкцией (при проведении обследования) ответа на этот сигнал.
Вторичная (долговременная) память — память, обеспечивающая сохранение и возможность воспроизведения информации на длительный срок.
Вторичные, или интегративные, поля коры головного мозга — участки коры головного мозга, обеспечивающие синтез сенсорной информации, полученной от отдельных первичных полей коры головного мозга, в целостный психический образ.
Высокий статус — значимое положение в группе и активное влияние на динамику отношений в группе.
Высшие психические процессы — сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. К числу высших психических процессов относятся произвольная память, произвольное внимание, мышление, речь и др.
Высшие чувства — эмоциональные процессы, выражающие целостное отношение человека к миру и окружающим его людям, отражающие его морально-нравственную позицию.
I ендерные особенности — особенности, связанные с признаками половой принадлежности.
Тендерные роли — существующая в данной культуре модель полового поведения, определяемая системой традиций, стереотипов, предписаний, экспектаций, которую индивид должен усвоить и которой должен соответствовать.
Тендерные схемы — набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.
Генерализованные движения (лат. generalis — общий) — двигательная активность, подтверждающая (или сопровождающая) эмоциональное состояние, эмоциональные реакции; представлены одновременными движениями конечностей, учащением дыхания, голосовыми реакциями.
Генетическая психология — изучает проблемы возникновения и развития психических процессов, отвечая на вопрос, как происходит то или иное психическое движение, как происходят процессы, результатом которых является мысль.
Генетический фактор — влияние на развитие ребенка процессов в организме, обусловленных унаследованным от родителей набором генов.
Генитальная стадия — четвертая стадия психосексуального развития (приходится на подростковый период и всю последующую взрослую жизнь человека), в течение которой формируются и реализуются зрелые гетеросексуальные отношения. Генитальный характер — это символ идеального психического здоровья. Это зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях человек, вносящий свой вклад в общество благодаря продуктивной деятельности.
Генотип — совокупность всех генов, генетическая конституция организма.

ГЛОССАРИЙ ■ 625
Геронтогенез — один из возрастных периодов в жизни человека — период старения, который начинается после 60 лет.
Гетеросоциальный характер общения — общение, в ходе которого ребенок стремится быть в обществе представителей обоих полов.
Гетерохронность — разновременность, асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций.
Гипертим — личность гипертимного типа. Центральными свойствами личности данного типа являются: оптимизм, повышенный фон настроения, активность, общительность, инициативность, авантюристичность, социальная гибкость и легкость в общении, некоторая поверхностность в межличностных отношениях, необязательность, легкое отношение к вопросам морали. Тяжело переносят одиночество, дисциплину и ограничение их активности.
Гипопротекция (гипоопека) — в крайнем варианте — полная безнадзорность, чаще же лишь недостаток опеки и контроля за поведением детей. Наиболее неблагоприятна при акцентуациях по неустойчивому и конформному типам.
Гипоталамус (греч. hypo + thalamos комната; син.: подбугорье, гипоталамическая область, подбугровая область) — отдел промежуточного мозга, расположенный к низу от таламуса под гипоталамической бороздой и представляющий собой скопление нервных клеток с многочисленными афферентными и эфферентными связями.
Гипотеза несоответствия — положение когнитивной теории, согласно которому в возрасте примерно 7 месяцев дети создают образы, схемы знакомых объектов. Когда перед ребенком появляется новый объект, не соответствующий уже известным ему образам, он испытывает неуверенность и тревогу.
Гистологический анализ — метод современной медицины, используемый для исследования особенностей строения и развития тканей человеческого организма.
Глубина чувства — определяется тем, насколько существенны для данной личности данное чувство и та сфера, с которой оно связано.
Голосовые реакции (лат. re — против + actio — действие) — воспроизведение звуков, подражание звуковым раздражителям (человеческой речи, звукам животных, шуму и т. п.).
Гомосоциальный характер общения — общение, в ходе которого ребенок предпочитает общество детей своего пола.
Госпитализм (франц. hospital — больница) — синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его институализации. Общими признаками гос-питализма являются: потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и т. д. В крайних формах госпитализм может привести к серьезным душевным заболеваниям ребенка (младенческие маразмы и т. п.), хроническому инфицированию, а иногда и к смерти малыша.
фш^вигательные навыки — навыки выполнения определенных движений.
Девиантное поведение — отклоняющееся от принятых в обществе правовых или нравственных норм поведение.
Декларативные знания — знания типа «что», т. е. знания об объектах и явлениях окружающего мира описательного характера.
Делинквентное поведение — разновидность отклоняющегося поведения; противоправное, преступное поведение.
Делинквентный подросток — подросток-правонарушитель.
21 Психология человека



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Васильева Дарья Александровна. Агрессия у детей дошкольного возраста
  • Котова Альбина Александровна. Презентация для родителей 'От агрессии до агрессивности'
  • Саватеева Светлана Павловна. Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
  • Григорий Чаусовский. Окситоциновые психотехнологии. Система нейтрализации агрессивного поведения в системе «человек-жизненная среда»
  • Жаркова Л.Г. Формирование агрессии и работа с ней
  • Жаркова Л.Г. Формирование агрессии и работа с ней
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Психоаналитическая трактовка агрессивности.
  • Омётова Олеся Васильевна. ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ (практикум для педагогов и детей старшего дошкольного возраста).
  • Чубрикова Татьяна Николаевна Ружанская Екатерина Ивановна Щетинкина Тавтьяна Федоровна. Психолого-педагогические особенности агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста
  • Можгинский Ю.Б. Эмоциональные основы агрессии
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Цыгвинцева Ольга Анатольевна. Мастер-класс для родителей на тему: «Как избежать детской агрессии?»
  • Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.
  • Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.
  • Брутман В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери
  • Сыпкова Светлана Павловна. Работа по профилактике агрессивного поведения
  • Казакова Екатерина Анатольевна. Агрессивный ребенок.
  • Агрессия; agression
  • Выявление агрессивности методом наблюдения (А.И.Захаров)
  • Лободенко Наталья Леонидовна. «ПОЛЕЗНОЕ» ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.
  • Роль детско-родительских отношений в формировании личности ребенка
  • Криттенден П. Трансформация отношений привязанности в юности
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция борьбы.
  • Агрессия и страх
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Стремление любить конкретный объект с инфантильным удовлетворением агрессии. S+0
  • Плетников В.В. Опыт психологического консультирования в ситуациях родительского запроса на изменение поведения ребенка
  • Психология трудного подростка, повышенная сопротивляемость
  • Матриархальная стадия. Три аспекта в отношениях матери и ребенка.
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Вина; guilt
  • Влечение к агрессии
  • Соколова Ольга Геннадьевна. Формирование социального поведения у детей раннего дошкольного возраста.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Коррекция немотивированной агрессии у детей.
  • Логвина Алена Александровна. Как снизить детскую агрессивность.
  • Признаки аддиктивного поведения у интеллектуально одаренных подростков в процессе познавательной деятельности
  • Прибыткова Виктория Анатольевна. Содержательные блоки системы педагогической работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения дошкольников.
  • Тутынина Татьяна Юрьевна. Коррекция родительской позиции отцов как условие эмоционального благополучия дошкольников
  • Аутоэротизм, аугоэротический; auto-erotism, -erotic
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Объект; object
  • Психологические особенности работы с гиперактивными, тревожными, агрессивными детьми. Игровые методы коррекции поведения. Тезисы психолога к семинару для педагогов
  • Кернберг Отто - Агрессия при расстройствах личности
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Гаддини Е. Агрессия и принцип удовольствия: к психоаналитической теории агрессии
  • Удовлетворённые мужественность, активность, агрессия, садизм. Тенденция 0s
  • Импринтинг (раннее запечатления у животных и человека)
  • Горячева Елена Михайловна. Агрессивное поведение детей



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь