Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 121913

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В исследовании К. Осиса было показано, что характер видений является относительно независимым от физиологических, культурных и личностных особенностей, вида заболевания, уровня образования и религиозности человека. И это, пожалуй, одно из самых поразительных открытий данного исследования. Похожие выводы были получены в других работах, при изучении опыта посмертных переживаний людей, переживших клиническую смерть и вернувшихся к жизни. Было констатировано, что имеется огромное сходство во всех изученных посмертных описаниях видений и переживаемых событий. При этом подчеркивается, что описания видений вернувшихся к жизни не связаны с культуральными особенностями и не согласуются с принятыми в данной культуре представлениями о смерти (Moody, 1975).
Согласно анализу Р. Нойеса, в описаниях переживаний состояния близости к смерти и самой смерти выделяются три стадии: сопротивление, обзор жизни, трансцендентность (Noyes R., 1971). Исследование Р. Нойеса касается не умирания как длительного процесса, а непосредственно самой смерти. В частности, в результате какой-либо критической, экстремальной ситуации.
На первой из выделенных им стадий — стадии сопротивления — происходит осознание опасности, появление чувства страха, направленность на борьбу с опасностью. Как правило, пока сохраняются хотя бы какие-то шансы на выживание, у человека четко выражено осознание опасности ситуации и активное противостояние ей. В момент осознания тщетности попыток выжить и отказа от сопротивления страх исчезает и человек начинает ощущать безмятежность и спокойствие.
Вторая стадия — обзор жизни — следует непосредственно за отказом от активного сопротивления. Обзор жизни проходит в форме панорамы воспоминаний, сменяющих друг друга в быстрой последовательности и охватывающих все прошлое человека. Все это чаще всего сопровождается ощущением положительных эмоций, в более редких случаях — негативными переживаниями.
Третья стадия трансцендентности является логическим следствием происшедшего обзора жизни. Люди воспринимают свое прошлое со все большим отдалением. В конце концов они способны достичь состояния, при котором их жизнь видится как единое целое и вместе с тем в ней различима каждая деталь. Затем преодолевается даже и этот уровень, .и умирающий, как бы выходя за пределы самого себя, испытывает трансцендентальное состояние, иногда обозначаемое как космическое сознание (Noyes R., 1971; Гроф С, Хэлифакс Д., 1996).
Другой исследователь, Р. Муди, изучил 150 случаев посмертных переживаний. На основе этого анализа он построил «полную модель смерти», включающую в себя общие элементы в типичной для них последовательно-

ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ ГЛАВА 6. СМЕРТЬ и УМИРАНИЕ ■ 611
сти (Moody R., 1975, 1992). Кратко описание этой модели сводится к следующему. В момент смерти человек начинает слышать неприятный шум, громкий звон или жужжание и в то же время чувствует, что очень быстро движется через длинный темный туннель. Затем человек замечает, что оказался снаружи собственного физического тела. При этом он видит свое тело со стороны, находясь как бы в роли наблюдателя. Затем появляются духи умерших ранее родственников и друзей, которые хотят встретить его и помочь ему. Многие видят также дух незнакомый, ранее не встречавшийся ни разу. Это любящее существо из света, которое, не прибегая к звуковой речи, задает вопросы, позволяющие дать оценку собственной жизни; это существо помогает также провести эту оценку посредством мгновенного просмотра панорамы главных событий жизни человека.
Мы можем заметить,что результаты этого исследования в основном согласуются с выводами, полученными в других исследованиях, на некоторых из которых мы останавливались ранее. Большинство специалистов интерпретируют подобные переживания как галлюцинации умирающего мозга. Однако некоторые возражают против такой трактовки (Moody R., 1975, 1992; Osis К., 1961; Grof S., Halifax J., 1978, 1996). При этом в качестве аргументации ссылаются на большое сходство многочисленных проанализированных посмертных переживаний; независимость посмертных переживаний от индивидуально-психологических и личностных особенностей людей; независимость посмертного опыта от культуральных особенностей среды, уровня образования и религиозного воспитания. Подчеркивается также, что события, переживаемые умирающим, поразительно совпадают с тем, что написано в древних эзотерических источниках, хотя сами эти источники были совершенно неизвестны большинству людей, описавших свой посмертный опыт.
ДОБРОВОЛЬНЫЙ УХОД ИЗ ЖИЗНИ

Имеет ли человек право на добровольный уход из жизни, если земной путь уже почти завершен, а впереди только новые болезни и немощь? Христианская религия отвечает на этот вопрос однозначно отрицательно. Жизнь — это величайшее благо, дарованное человеку Богом. А потому, отказываясь от жизни, человек отказывается и от Бога. Кроме того, человеку неизвестен промысел Божий: может быть, и самая тяжелая болезнь завершится излечением; а если это даже и не так, то, может быть, в этих болезнях и страданиях заложен особый, неявленный человеку смысл.
Эвтаназия (буквально: «хорошая смерть», от греч. ей — хороший и thanatos — смерть) — действия врача, целью которых является вызвать смерть безнадежно больных людей.
Светский ответ не столь однозначен. Одни полагают, что человек волен сам распоряжаться своей жизнью и вправе прекратить ее немучительно, когда возраст и болезни все равно не оставляют никаких перспектив. Другие, напротив, считают, что умирать надо только естественной смертью, несмотря на все имеющиеся фатальные болезни, ибо со стопроцентной вероятностью никто не скажет, действительно ли в данном конкретном случае болезнь закончится летальным исходом или нет.
В последние годы ведутся активные дискуссии по поводу возмож-
20*

612 ■ Часть VIII. Поздняя взрослость и старость (60... 75...)
ности оформления правового статуса эвтаназии. Эвтаназия (буквально: «хорошая смерть», от греч. ей — хороший и thanatos — смерть) — это действия врача, целью которых является вызвать смерть безнадежно больных людей. Различают активную и пассивную эвтаназию.
При активной эвтаназии врач использует специальные средства, ускоряющие наступление смерти. Это может быть смертельная инъекция какого-либо вещества, передозировка снотворного и пр.
Пассивная эвтаназия означает отказ от мер, способствующих поддержанию жизни. Таким образом, пассивная эвтаназия не предполагает никаких активных действий, непосредственно приводящих к смерти. В данном случае речь идет о прекращении поддерживающих жизнь процедур, в результате чего смерть наступает естественным путем.
С юридической точки зрения активная эвтаназия недопустима. В настоящее время она рассматривается как безусловно противозаконное действие, а врач, проводящий активную эвтаназию, подлежит наказанию по суду. Этический кодекс врача, выраженный Гиппократом, также не допускает проведение активной эвтаназии: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла». Несмотря на это, случаи активной эвтаназии все-таки имеют место.
В случае пассивной эвтаназии главной проблемой является вопрос: когда врачи уже имеют достаточные основания для того, чтобы отключить системы, поддерживающие жизнь больного? То есть, по существу, пассивная эвтаназия связана с ответом на вопрос: произошли ли необратимые изменения, не совместимые с жизнью, или нет? В настоящее время этот вопрос решается в соответствии с критериями установления необратимого прекращения функционирования, то есть смерти мозга. В качестве таких критериев называются следующие (Kastenbaum R., 1986; КрайгГ., 2000):
— невосприимчивость и отсутствие реакций;
— отсутствие движения и самостоятельного дыхания; отсутствие любой
самопроизвольной мышечной активности;
— отсутствие рефлексов;
— ровная линия электроэнцефалограммы (ЭЭГ), свидетельствующая об
отсутствии активности мозга;
— отсутствие притока крови к мозгу и циркуляции внутри него.
АВТОЭВТАНАЗИЯ
В связи с правовой неприемлемостью и уголовной преследуемостью активной эвтаназии в последние годы достаточно интенсивно обсуждается вопрос об автоэвтаназии. По мнению сторонников этого подхода (Хамфри Д., Ларью Дж., Скотт Р.), если обычный суицид — это в различных разновидностях эмоциональное или иррациональное убийство себя, то эвтаназия — это рациональное самоубийство.
В соответствии с этой точкой зрения автоэвтаназия этически оправданна при наличии следующих причин:
— далеко зашедшее неизлечимое заболевание, вызывающее непереносимые страдания;
— тяжелая физическая инвалидизация, столь сковывающая, что человек не может переносить подобное ограничение существования (HamphryD., 1992).
При этом первая причина рассматривается как основная и наиболее распространенная, а вторая — как более редкая.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Васильева Дарья Александровна. Агрессия у детей дошкольного возраста
  • Котова Альбина Александровна. Презентация для родителей 'От агрессии до агрессивности'
  • Саватеева Светлана Павловна. Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
  • Григорий Чаусовский. Окситоциновые психотехнологии. Система нейтрализации агрессивного поведения в системе «человек-жизненная среда»
  • Жаркова Л.Г. Формирование агрессии и работа с ней
  • Жаркова Л.Г. Формирование агрессии и работа с ней
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Психоаналитическая трактовка агрессивности.
  • Омётова Олеся Васильевна. ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ (практикум для педагогов и детей старшего дошкольного возраста).
  • Чубрикова Татьяна Николаевна Ружанская Екатерина Ивановна Щетинкина Тавтьяна Федоровна. Психолого-педагогические особенности агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста
  • Можгинский Ю.Б. Эмоциональные основы агрессии
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Цыгвинцева Ольга Анатольевна. Мастер-класс для родителей на тему: «Как избежать детской агрессии?»
  • Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.
  • Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.
  • Брутман В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери
  • Сыпкова Светлана Павловна. Работа по профилактике агрессивного поведения
  • Казакова Екатерина Анатольевна. Агрессивный ребенок.
  • Агрессия; agression
  • Выявление агрессивности методом наблюдения (А.И.Захаров)
  • Лободенко Наталья Леонидовна. «ПОЛЕЗНОЕ» ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.
  • Роль детско-родительских отношений в формировании личности ребенка
  • Криттенден П. Трансформация отношений привязанности в юности
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция борьбы.
  • Агрессия и страх
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Стремление любить конкретный объект с инфантильным удовлетворением агрессии. S+0
  • Плетников В.В. Опыт психологического консультирования в ситуациях родительского запроса на изменение поведения ребенка
  • Психология трудного подростка, повышенная сопротивляемость
  • Матриархальная стадия. Три аспекта в отношениях матери и ребенка.
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Вина; guilt
  • Влечение к агрессии
  • Соколова Ольга Геннадьевна. Формирование социального поведения у детей раннего дошкольного возраста.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Коррекция немотивированной агрессии у детей.
  • Логвина Алена Александровна. Как снизить детскую агрессивность.
  • Признаки аддиктивного поведения у интеллектуально одаренных подростков в процессе познавательной деятельности
  • Прибыткова Виктория Анатольевна. Содержательные блоки системы педагогической работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения дошкольников.
  • Тутынина Татьяна Юрьевна. Коррекция родительской позиции отцов как условие эмоционального благополучия дошкольников
  • Аутоэротизм, аугоэротический; auto-erotism, -erotic
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Объект; object
  • Психологические особенности работы с гиперактивными, тревожными, агрессивными детьми. Игровые методы коррекции поведения. Тезисы психолога к семинару для педагогов
  • Кернберг Отто - Агрессия при расстройствах личности
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Гаддини Е. Агрессия и принцип удовольствия: к психоаналитической теории агрессии
  • Удовлетворённые мужественность, активность, агрессия, садизм. Тенденция 0s
  • Импринтинг (раннее запечатления у животных и человека)
  • Горячева Елена Михайловна. Агрессивное поведение детей



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь