|
Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 72324
Автор: Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л.
Название: Клиническая психиатрия. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В экспертной практике наблюдаются случаи сочетания дебильности с психопатизацией, протекающей по возбудимому типу. При решении вопроса о вменяемости, дееспособности лиц, страдающих дебильностью, необходимо быть очень осторожным. Следует учитывать характер совершенного правонарушения.
Вопрос о вменяемости нельзя решать, исходя только из уровня социальной адаптации. Возможно изменение экспертных оценок в зависимости от динамики состояния. Идиотия, имбецильность и глубокая дебильность являются основанием для определения недееспособности и нуждаемости в опеке. ГЛАВА 16 КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУИЦИДОЛОГИИ ОБЩАЯ СУИЦИДОЛОГИЯ Феномен самоубийства известен с давних времен. Судьба самоубийц во многом переплетается с судьбой душевнобольных. Сообщения о самоубийствах в древности найдены в Китае, Индии и Японии. Буддизм учил, что весь мир обладает общей душой, которая не требует у человека отчета в его делах, что человеческая душа — это лишь частица мирового духа и после своей смерти сливается с ним. 456 Поэтому самоубийство в этих странах считалось похвальным. Так, японец, решивший лишить себя жизни, произносил о своем предстоящем «подвиге» публичные речи, а толпа друзей окружала его и всячески поощряла это решение, убеждая в ничтожности жизни. В Индии секта гимнософистов культивировала равнодушное отношение к жизни, а в кончине человека видела лишь перемену места жительства. Не удивительно, что еще до начала XX в. в Индии существовал обычай самосожжения жен после смерти мужей. В Египте во времена Марка Антония существовала академия — синапофименон, члены которой в порядке очередности заканчивали свою жизнь самоубийством, а на заседаниях обсуждали и придумывали новые легкие и «приятные» его способы. В Европе у древних кельтов считалось позорным умереть в постели. Предчувствуя смерть, они устраивали пышный и почетный пир, а после празднества бросались со скал в море. Несколько иным было отношение к самоубийцам в Римской империи и Греции. Если в Римской империи вопрос о позволительности суицидального акта решал суд, то в Греции суицидентов объявляли преступниками, отсекали им руки и хоронили отдельно. Высказывания древних философов в некоторой степени отражают характер общественного отношения к самоубийцам в то время. Так, Сенека хладнокровно говорил: «Если вам нравится жизнь, то живите, а если надоела, идите туда, откуда пришли». Плиний называл самоубийство «величайшей милостью, которая дана человеку». Он считал, что «человек... может лишить себя жизни, когда ему угодно». В России самоубийц ожидал позорный ритуал осуждения, узаконенный Петром I в воинском уставе: «...Палачу тело самоубийцы отволочь в нечистое место и закопать, а до этого проволочь тело по главным, многолюдным улицам». Дискриминационные меры в отношении суицидентов сохранялись в России до 1917 г., чему в значительной мере способствовало христианство, строго осуждавшее попытки покушения на собственную жизнь. Капитализм привел к значительному росту суицидальных случаев. Во всех европейских государствах происходило медленное, но неуклонное возрастание количества самоубийств (Я. Лейбович, 1923). Некоторое снижение числа суицидальных актов отмечалось лишь в годы острых социальных потрясений — войн и революций. Так, в годы первой мировой войны количество суицидальных случаев уменьшилось, по сравнению с довоенным временем, в Японии на 9 %, в Швеции на 7 %, в России на 25—30 %, однако в периоды экономических кризисов эти показатели резко возрастали (Н. А. Башлыков, 1971). Распространение суицидов вызывало озабоченность врачей, педагогов, юристов. В свет вышли работы, носившие преимущественно описательно-статистический характер. В этих работах суицидальные попытки рассматриваются как продукт исключительно болезненной психики, как результат анатомической дегенерации и следствие разрыва социальных связей личности. Однако организованные научные исследования в области суицидологии 457 в конце XIX и начале XX вв. еще не проводились, не было также специализированных учреждений по оказанию медицинской помощи суи- цидентам. Вторая половина XX в. характеризуется резким увеличением количества самоубийств и покушений на собственную жизнь. Эта негативная тенденция особенно заметна в экономически развитых странах. Так, по данным ВОЗ (1960), в возрастной группе от 15 до 44 лет самоубийство является второй из основных причин смерти в Японии, третьей — в ФРГ, Дании, Швеции и Швейцарии, четвертой — в Канаде, Австралии и США. Около 500 000 человек во всем мире ежегодно заканчивают жизнь самоубийством (ВОЗ, 1972). В последнее десятилетие резко увеличилась частота суицидальных актов в Польше, США, и Великобритании, высокий показатель самоубийств (от 15 до 40 на 100 000 населения) в европейских странах. По мнению большинства авторов, цифры, характеризующие суицидальную активность населения, в действительности выше официально приводимых: суицидальные попытки часто скрываются самими суицидентами и их близкими, а ряд самоубийств ошибочно квалифицируются и регистрируются как несчастные случаи и убийства. В нашей стране на длительное время были прекращены научные разработки в области суицидологии, что можно объяснить главным образом проникновением в научную суицидологию идей вульгарного социологизма. Со справедливой критикой порочных социологизатор-ских представлений о самоубийстве неоднократно выступала А. Г. Амбрумова и другие ученые. В частности, С. Б. Семичов (1970) указывал на неприемлемость взгляда на самоубийство при социализме как на явление, всецело зависимое от тяжелых экономических условий. Возрождению научного интереса к проблеме самоубийства в значительной мере способствовали научные исследования ряда авторов (Н. Е. Бачериков, 1965; Б. А. Целибеев, 1966, и др.). Проведенное Б. Д. Петраковым и Н. А. Башлыковым (1973) углубленное социальногигиеническое и психопатологическое исследование показало, что такие факторы, как трудные материальные условия или плохие условия труда, не являются в нашей стране причинами самоубийства. Среди причин суицидальных поступков авторы называют злоупотребление алкоголем, нервно-психические расстройства, одиночество отдельных лиц, хронические заболевания, конфликты на работе, религиозное сек-танство, низкий уровень культуры и образования, пассивность в общественной жизни. К. А. Баюков и В. В. Фролов (1975) указывают на увеличение числа завершенных самоубийств среди психически больных, а Г. И. Брегман (1970) и Л. Вайчене с соавторами (1975) отмечают высокую занятость коечного фонда некоторых психиатрических больниц лицами, совершившими суицидальные попытки. Теории самоубийства. Психопатологическая концепция, берущая начало в работах первой половины XIX в., рассматривала самоубийство как продукт болезненно измененной психики, квалифицируя суи- 458 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|