|
Шейнов В.П. 12 секретов успехаКатегория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 26281
Автор: Шейнов В.П.
Название: 12 секретов успеха Формат: DOC, DJVU Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Скачать по прямой ссылке - зеркало никогда не было.
Учитель принял игру, предложенную учеником, и довел ее до абсурда. Мишенью контрманипуляции явилась любознательность учеников. Интересным рассказом учитель добился аттракции, привлек к себе внимание класса, а следовательно и его симпатию. Но ведь именно внимания и симпатии класса и добивался нарушитель дисциплины. Учитель стал более интересен, вызвал большую аттракцию у учеников, чем незадачливый нарушитель, после чего положение последнего стало просто смешным. Больше этот ученик учителю не мешал. Манипуляция «Толстокожий» Некий ученик не хочет сидеть на уроках одной из учительниц. Но просто пропускать ее уроки — вызовут родителей. Тогда он решает использовать невоздержанность учительницы на язык: когда она выведена из себя, может и обозвать. ' Ученик с начала урока начинает «доводить» ее. Она делает ему одно замечание, другое, третье. Поскольку до него «не доходит», она начинает давать ему нелестные эпитеты, а поскольку он «толстокожий» и не реагирует, то, наращивая силу конфликтогенов, постепенно доходит и до оскорблений. Тут манипулятор с шумом поднимается: «Я не намерен терпеть оскорбления», — и покидает класс, точно зная, что учительница не будет на него жаловаться. Можно пропустить и еще несколько ее уроков. Поднимать шум ей не с руки — всплывет то, что она оскорбляет учеников. Мишень воздействия — слабость учительницы, проявляющаяся в ее несдержанности. Приманка — впечатление «толстокожести», созданное нарушителем дисциплины. Трансактный анализ показывает: потеряв контроль над собой, учитель перешел из позиции Родитель (учит) в позицию Дитя (преобладание чувств). Манипуляция «Мнимый больной» Совсем примитивная и потому наиболее часто разыгрываемая манипуляция, имеющая целью уйти с урока, — притворится больным. «Болит живот (голова)» — наверное, привычные жалобы, имеющие причиной обычную лень. Мишенью воздействия здесь является чувство милосердия, которое взрослые должны проявлять (и проявляют) к детям. Приманкой — невозможность в условиях школы проверить обоснованность этих жалоб. Манипуляция «Столкнуть лбами взрослых» Например, столкнуть родителей с учителем. Вот некоторые ма-нипулятивные высказывания учеников: Моя мать говорит, что это глупое задание. Я не мог сделать домашнее задание, потому что вчера у нас были гости. Мой отец считает, что это пустая трата времени. Мишень воздействия — чувство достоинства сталкиваемых людей1. Или настроить одного учителя на другого: Мы не смогли сделать ваше задание, потому что по математике (физике, химии и т.п.) нам столько задали, что на ваш предмет уже не осталось времени. И так каждый раз! В обоих случаях сталкиваются позиции Р учителя и родителя. Мишенью воздействия в последнем случае является несогласованность действий учителей. Приманкой — сравнение действий или высказываний противопоставляемых сторон. Манипуляция «Какое чудесное платье!» Ученица не выучила урок и со страхом ждет появления учительницы в классе — ведь, судя по отметкам, ее сегодня должны спросить. Появляется учительница. На ней новое платье. Юная манипуля-торша видит — это шанс для нее! Восторженными глазами смотрит она на учительницу, всем своим видом выражая восхищение новым нарядом учительницы. Как и всякая женщина, учительница понимает смысл этих взглядов девочки. И это не оставляет ее равнодушной. Поняв это, ученица тянет руку «дополнить ответ» отвечающего одноклассника. И получает эту легкую возможность отличиться, ведь раскрытый учебник — перед ее глазами. Мишенью воздействия является желание женщины вызывать восхищение. Приманкой — восторженная оценка ее нового платья. Учителя манипулируют учениками Манипуляция «Доносчики» ' Некоторые учителя (и воспитатели детских дошкольных учреждений) приучают детей докладывать, кто нарушает установленные правила (сквернословит, хулиганит, курит и т.п.). Ябед поощряют. Мишенью воздействия является желание ребенка получить похвалу и поддержку старшего. Приманкой — поощрения и «особые отношения». Изнанкой этой манипуляции является, во-первых, ненависть, которой платят дети «ябедам». Во-вторых, вырабатывается привычка к доносам, которая в нашем обществе осуждается. Манипуляция «Любимчики» Учителю спокойнее, когда среди учеников есть «свои», которых он подкупил тем, что более лояльно относится к их ответам и письменным работам." Мишень воздействия и приманка здесь точно такие же, как и в предыдущей манипуляции. Пагубность наличия любимчиков в том, что дети (большинство из них) страдают от несправедливого отношения к ним. А дети относятся к несправедливости крайне болезненно. Из любимчиков же вырастают подхалимы, еще в детстве вкусившие блага от расположения лиц, обладающих какой-то властью. Манипуляция «Оставляю после уроков весь класс!» Обычно такая угроза делается, чтобы обратить на нарушителей недовольство всего класса, в надежде повлиять таким образом на виновников. Этой манипуляцией учитель перекладывает ответственность за поддержание порядка на учащихся. Но это обязанность учителя. Дети интуитивно чувствуют, что здесь что-то нечестно. И возмущение свое направляют на учителя. Мишенью воздействия на нарушителей учитель делает желание детей идти домой, а приманкой — выставление нарушителей в качестве причины задержки всего класса. Эта манипуляция приносит учителю не тот результат, на который он рассчитывал. Причина (вместо аттракции) — негодование учеников. Расписываясь в своей неспособности призвать к порядку нарушителей, учитель одновременно теряет часть своего авторитета. Манипуляция «Снижение оценки» Учитель не имеет права снижать оценку ученику по своему предмету за плохое его поведение. Есть специальные отметки за поведение, можно писать замечания в дневнике, вызывать родителей и т.д. Манипулятивность снижения оценки в том, что это фактически злоупотребление учителя своей властью над учениками. Мишень воздействия здесь — желание ученика иметь ту оценку, которую он заслужил. Приманка — фактическая невозможность опротестовать оценку, ведь разбор этого инцидента выставит ученика в еще худшем свете — вскроются его «подвиги». Попытки изменить ситуацию обречены на провал в силу корпоративной солидарности учителей. И классный руководитель, и завуч, и директор сами натерпелись от возмутителей спокойствия, поэтому определенно поддержат учителя. Именно поэтому протест пострадавших от этой манипуляции не идет дальше возмущения в разговоре с самим учителем. Манипуляция «Ты у нас самый умный» Так реагируют некоторые учителя на трудные для них вопросы ученика. Это одна из форм ответа, когда учитель не знает, как ответить. Возможны и другие: Ученик: А почему Непер положил в основу логарифмов именно число «е»? Учитель: Я его об этом не спрашивал. Класс смеется, зная, что Непер умер давным-давно. Это «остроумие» учителя хуже вредительства: больше любознательные ученики никогда не потревожат этого учителя вопросами. А жаль. Ведь именно так убивается стремление к познанию. Скрытое управление со стороны учителей Скрытое управление детьми играет положительную роль, если имеет целью (в отличие от манипуляции) пощадить их самолюбие и достоинство и не создавать конфликтных ситуаций. Насмешки над нарушителями Они относятся к скрытому управлению. Дети — и подростки, и старшеклассники чуть ли не больше всего на свете боятся быть осмеянным классом. Вызвать смех учеников легко, ведь потребность смеяться у них огромна (и значительно превышает соответствующую потребность взрослых). И потому мало-мальски остроумный, находчивый учитель может организовать дружный смех над кем-то из учеников. Таких учителей побаиваются. Потенциальные нарушители на его уроках «берегут силы» для других учителей. Таким образом, если насмешки ожидают только нарушителей дисциплины или ленивых, то претензий к такому виду скрытого управления не имеется. Другое дело, если насмешки используются учителем для давления на учеников без особой к тому необходимости, а тем более — для унижения кого-либо из них. «Равняйся на старшего брата» Если старшие брат или сестра учились в той же школе и лучше младшего ребенка, то сравнение с их успеваемостью постоянно довлеет над учеником. Практика показывает, что этот способ скрытого управления со стороны учителей весьма действен, особенно если проводится неназойливо. Довольно часто приходится слышать рассказы бывших учеников о том, как пришлось всю свою школьную жизнь «догонять пятерки» своего старшего брата, сестры. Мишенью воздействия здесь является конкуренция детей в семье за право быть лучшим. А арбитрами выступают учителя и родители. Приманка — сравнение успеваемости. Письма родителям Письма из деканата родителям студентов — это, как оказалось, сильнейшее средство мотивации студентов к улучшению отношения к занятиям. Вырвавшись из-под родительской опеки (особенно те, кто уехал из дома) и пользуясь слабым контролем в вузах за посещаемостью занятий, некоторые нагуливают себе большое число пропусков, и, как результат, — плохие оценки в сессии. Многие из них «берутся за ум», лишь узнав, что деканат может сообщить родителям, как их дитятко оправдывает усилия семьи по содержанию его в стенах института. Это — удачный пример скрытого управления студентами. Глава 4 Используйте психологические факторы Прокладывай дорогу к разуму человека через его сердце. Чесгерфилд 4.1. Незримые составляющие общения Вопросы для самопроверки: 1. Как действует на собеседника применение вами слов, терми- нов, непонятных для него? а) я получаю преимущество; б) это вызовет его раздражение; в) в целом нейтрально, так как противоположные чувства уравновешиваются. 2. Собеседник вмешивается в ваш рассказ, не давая изложить суть. Как вы отреагируете на это? а) «сначала выслушай, а потом — критикуй»; б) «давай дадим друг другу по 5 минут, послушаем, не пере- бивая, а потом обсудим». 3. Правильно ли поступил управляющий одной из фирм, кото- рый ввел правило: не приходить к нему обсуждать вопрос, не имея собственного предложения? а) правильно; б) неправильно. Ответы 1. Применение в деловой беседе слов или терминов, непонятных для собеседника, обычно воспринимается как способ произвести впечатление, добиться психологического преимущества: «смотри, я умнее тебя». Это, как говорят психологи, пристройка сверху. А проявления превосходства обычно вызывают сопротивление или, по крайней мере, внутренний протест. Поэтому к этому приему следует отнестись отрицательно. Наоборот, большее уважение вызывают те, кто умеет очень доходчиво объяснить самые сложные вещи, не прибегая к непонятным терминам. По существу, Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|