Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60384

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ующей в Тибете ваджраяны, но и из
многих других источников, представляющих многочисленные направления и течения в буддизме.
Здесь следует сказать несколько слов о полемическом мастерстве Далай-Ламы. Часто, когда он слушает презентации ученых, где они проводят связи между различными явлениями, чтобы подкрепить свои доводы, его ухо полемиста воспринимает это критически. В ходе наших диалогов Далай-Лама постоянно подчеркивает, что обсуждаемые проблемы можно рассматривать с многочисленных точек зрения. Корреляции, или связи, не являются стабильными: в одном случае они сохраняются, в другом нет. И поэтому в таких случаях он предлагает стимулирующие работу мысли контрпримеры или вопросы. Это умение в сочетании с его познаниями в том, что исследователь буддизма Роберт Турман называет «внутренними науками», делает Далай-Ламу ценным собеседником для тех, кто занимается научными изысканиями в области разума.
Природная интуиция Далай-Ламы в вопросах научной методологии становится очевидной, когда он ведет дискуссии с учеными на тему их работы. Сколько раз мне приходилось видеть, как он внимательно выслушивает представителя той или иной области науки, который описывает направление своих исследований. Затем Его Святейшество выносит на рассмотрение ряд исключительно точных методологических вопросов, предложений или возражений, после чего какой-либо ученый обычно признается: «Вообще-то, Ваше Святейшество, это именно тот эксперимент, который мы собираемся поставить».
Ключевым фактором успеха наших конференций является правильный внутренний настрой. Титулы и регалии присутствующих не имеют значения. Безапелляционным, напыщенным или самовлюбленным личностям здесь не место. Тот, кто намерен просидеть рядом с Да-
лай-Ламой эти пять дней, должен приходить на встречу с таким же настроем, какой был у участников интеллектуальных монастырских дебатов, где новые откровения рождаются в результате перетягивания каната доводов и контрдоводов.
«Это примерно то же самое, что участвовать в дебатах на монастырском дворе, — говорит Тхуптен Джинпа, один из главных переводчиков на этих диалогах. — Когда вы встречаетесь с участниками, которые полностью открыты, восприимчивы, готовы думать вслух и играть с идеями, у вас все получается».
В этом смысле наша встреча — восьмая конференция Разума и Жизни, посвященная деструктивным эмоциям, — оказалась неожиданно плодотворной. Эта конференция принесла богатейший научный урожай, в первую очередь благодаря сотрудничеству, результатом которого стал эксперимент в Мэдисоне. Но исследование в Мэдисоне — это всего один из множества научных плодов нашей встречи. И все эти плоды стали естественными продуктами уникального открытого обмена идеями и находками. Следующие главы помогут вам самим стать свидетелями этого диалога, мозгового штурма на переднем крае современной науки.
День первый: что есть деструктивные
эмоции? ♦
Дхарамсала, Индия 20 марта 2000 года
Глава 3
Западная точка зрения
Один за другим мы заселились в отель «Imperial», элегантный островок британского владычества, находящийся всего в паре кварталов от Коннот-Серкл, индийского варианта лондонской Таймс-сквер. Мы прибыли из разных стран: Соединенных Штатов, Франции, Таиланда, Канады, Непала. Нас было десять человек: два нейроло- га, три психолога, два буддийских монаха (один тибетской школы и один тхеравадской), один специалист по философии сознания и два опытных переводчика тибетского языка, отлично разбирающихся в философии и знакомых с научной терминологией.
Темой нашей недельной дискуссии с Далай-Ламой должны были стать деструктивные эмоции. Но помимо усталости, которую в тот момент мы ощущали сильнее всего, у нас было рвение, ощущение тихого ликования и предвкушение будущих событий.
Это был мой второй опыт выступления в качестве ведущего, или, как теперь принято говорить, модератора, недельной дискуссии между Далай-Ламой и группой ученых; в 1990 году я уже провел одну конференцию Разума и Жизни, посвященную теме эмоций и здоровья. Самый опытный среди нас, Франсиско Варела, специалист
4 Зак. 581
в области когнитивной нейронауки из исследовательского института в Париже, был не только соавтором идеи проведения таких диалогов и участником трех предыдущих встреч, но и хорошим знакомым Далай-Ламы. Нас очень беспокоило здоровье Франсиско. В течение нескольких последних лет он боролся с раком печени и всего за несколько месяцев до конференции перенес трансплантацию печени. Однако, несмотря на смертельную болезнь, он не терял присутствия духа.
Другим «ветераном» программы был Ричард Дэвидсон, руководитель лаборатории аффективной нейронауки Вис- консинского университета. Два года назад он провел конференцию Института Разума и Жизни, посвященную альтруизму и состраданию. В диалогах также принимали участие два переводчика: Тхуптен Джинпа, бывший монах, а теперь руководитель проекта перевода классических тибетских текстов и основной английский переводчик Далай-Ламы в его поездках по всему миру, и Алан Уоллес, также бывший тибетский монах, в то время преподаватель Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (научное образование и свободное владение тибетским языком делали его незаменимым в роли переводчика на наших конференциях, что он уже неоднократно доказывал ранее); Маттье Рикар, парижанин, ставший буддийским монахом (в настоящее время живет в одном из непальских монастырей и выполняет функции переводчика Далай-Ламы в поездках по франкоязычным странам).
Остальные были новичками, им предстояло встретиться с Далай-Ламой впервые. Среди них: Оуэн Фланаган, специалист по философии сознания из университета Дыо- ка; Джин Цай, психолог и эксперт по вопросам влияния культуры на эмоции, в то время преподаватель университета штата Миннесота; ее наставник, Пол Экман, всемирно известный эксперт по вопросам эмоций из Калифорнийского университета в Сан-Франциско; Марк Гринберг,
пионер в области школьных программ социального и эмоционального обучения, занимающийся исследованиями в Пенсильванском университете; и наконец, досточтимый Сомчай Кусаласитто, буддийский монах из Таиланда, которого пригласили по личной просьбе Далай-Ламы.
Выполняя функции модератора и, на пару с Аланом Уоллесом, сопредседателя конференции, я отвечал за отбор и приглашение участников. Так же, как при организации большого торжественного банкета, мне требовалось, с одной стороны, обеспечить верное соотношение старых друзей и новичков, а с другой — привлечь к участию в оживленном диалоге представителей различных научных школ. За пару месяцев до этого мы уже собирались на двухдневную предварительную встречу в Гарварде, но сейчас должны были прожить вместе целую неделю, в ходе которой можно было завязать прочные дружеские отношения.
На следующее утро мы сели в автобус, чтобы совершить паломничество в Дхарамсалу — городок в Гималайских горах, где жил Далай-Лама. Дорога до делийского аэропорта была подготовлена к прибытию президента Клинтона, который совершал поездку по Индии в ту самую неделю, когда мы встречались с Далай-Ламой. По такому торжественному случаю Нью-Дели превратили в потемкинскую деревню: главные улицы украсили разноцветными атласными флагами, в город понавезли кучи свежей красной земли, которую собирались разбрасывать на улицах. Лачуги из жести и картона и палатки бедного люда, теснившиеся на многочисленных городских пустырях, замаскировали декоративными разноцветными полотнищами.
Весной индийский климат переносится легче, чем в другие времена года. Температура в Дели все еще была терпимой, а ранним утром даже приятной. Но к тому моменту, как наш самолет вылетел в Джамму, покрыва
ло смога успело полностью закрыть раскинувшуюся внизу серо-бурую столицу.
Стоянка при выходе из аэровокзала в Джамму, на которой мы пересели в другой автобус, была окружена пыльными деревьями, под которыми лежали солдаты в камуфляже. Воздух раскалялся. Несмотря на ужасное движение по шоссе, безбрежность сельских пейзажей и ритм дороги поднимали нам настроение. Нако



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь