Алексеев А. В. Воля к превосходству.

Категория: Психология, Философия | Просмотров: 20718

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

4. Принцип максимального разнообразия. По мнению Д.Лурье и его коллег живым системам присуще адаптивное поведение, которое обусловлено конкуренцией между двумя тенденциями – тенденцией к большему разнообразию, происходящей из постоянного появления ошибок в генетическом коде, и тенденцией к меньшему разнообразию из-за естественного отбора.
5. Экстремальный принцип: сообщество видов, конкурирующих за один или несколько ресурсов, эволюционирует в сторону увеличения мощности или скорости протекания через него энергии, причем в равновесии эта мощность (или скорость) максимальна. Сообщество конкурирующих за жизненное пространство видов эволюционирует к состоянию с максимально плотной упаковкой, причем в процессе эволюции плотность упаковки сообщества всегда возрастает, достигая в равновесном состоянии максимально возможного для данной среды значения.
6. Ф.Вашида предложил гипотезу, согласно которой система стремится организовать свою биологическую конфигурацию так, чтобы максимизировать суммарное дыхание.
7. В основе исследований А.И.Зотина и А.А.Зотина в области макроэволюционных изменений лежит термодинамика, которая является общей феноменологической теорией любых процессов и явлений, протекающих в природе, сопровождающихся диссипацией энергии, т.е. возникновением энтропии. Согласно предложенному принципу наименьшей диссипации энергии в устойчивом состоянии любой термодинамической системы скорость диссипации энергии в ней минимальна. Этот новый термодинамический принцип включает в себя второе начало термодинамики и охватывает практически все явления природы. Указанный принцип является конечной характеристикой равновесного состояния. Для описания самого переходного процесса формулируется принцип наискорейшего спуска: в процессе приближения термодинамической системы к равновесному или стационарному состоянию функция внешней диссипации убывает наискорейшим возможным способом».
8. Синергетический принцип Пригожина - Гленсдорфа: «Живая система, ее составляющие видоизменяются, самоорганизуются так, что используют потребляемую извне энергию наиболее оптимальным способом».

Почему математика столь много внимания уделяет рассмотрению задач об экстремумах? Потому что экстремумы суть предельные положения определенных качеств, за границы которых, без потери этих качеств, не возможен выход; экстремумы есть граничные положения бытия определенного качества; пограничные личности.
Одна из основных миссий человека на земле — осуществлять становление в соответствии с этим принципом, этот принцип есть выражение воли Логоса. Человек может соединить (интегрировать) элементы так, чтобы проявить новое качество. В этом суть изучения, в этом суть производства. Природа же со своей стороны жестока к человеку, она заставляет его работать, ставя лицом перед этой необходимостью.
Может показаться, что развитие Природы вообще не соответствует принципу оптимальности, это есть глубокое заблуждение, ибо вспомним принцип явления, следствием которого являлось то, что бытие в каждой момент времени и в каждой точке пространства раскрывает себя в полном возможном объеме. Человеку со стороны, конечно, может показаться, что что-то совершается не в соответствии с этим принципом, но это есть всего на всего мнение, ибо что-то может не происходить только из-за отсутствия чего-то, и всегда, я уверяю вас, можно найти причину, почему что-то совершается не так, как нам бы этого хотелось.
Наличие принципа оптимальности обосновывает и обеспечивает то, что мир в своем раскрытии устремлен к максимуму совершенства. С другой стороны, руководствоваться в поступках принципом наилучшей выгоды, - не говорит ли это красноречиво о том, что жизнь есть стремление к превосходству? Принцип оптимальности обосновывает это.

Примечание. «Можно также отметить, что в математическом обосновании золотого сечения заложены принципы оптимальности, и под структурной гармонией можно понимать не только оптимальность строения, но и устойчивость, стационарность и целостность систем, а также устойчивость нестационарных процессов в сложных самоорганизующихся системах».

1.1
Интересно отметить, что трезвое состояние человека наилучшим, наиболее адекватным образом отражает окружающий мир. В целом же, это оптимальное состояние трудно улучшить действием каких либо препаратов, или лишь в каком-то узком направлении, причем, за счет снижения в другом удается достичь улучшения этого состояние. Таким образом, нормальное душевное состояние отвечает принципу наилучшести. Говоря о том, что следует сдерживать эмоции, быть умеренным, беспристрастным, неявно говорят, что это наиболее оптимальное состояние для принятия решения и адекватного восприятия действительности.

2
Интересен вопрос: как соотносится принцип оптимальности с принципом определенности? Заметим, что с понятием «оптимальности» совершающегося, неразрывно связано понятие «возможности»; ибо оптимальность совершающегося есть реализация наилучшей возможности, где «наилучшесть» определяет критерий оптимальности. Но что есть бытие возможности? Бытие возможности есть всегда отражение бытия реального (внешнего по отношению к восприятию). То есть бытие возможного находится в сознании человека (в случае отражения на уровне человека). Без отражения «возможности» не существует. То есть мы хотим сказать, что свое бытие «возможность» приобретает только через отражение; без этого объективная возможность как посыл не есть возможность. Не случайно говорят: существует теоретическая возможность: возможность проявляет себя как отражение, как видение субъекта (на уровне человека). Возможность проявляет себя в единстве субъекта и объекта. То есть, бытие «возможность» обретает в отражении человеком окружающего мира. Возможность всегда предполагает элемент управления — то, что сможет реализовать эту возможность. Элемент же управления на уровне человеческого бытия есть разум, который в принципе и осуществляет относительную свободу выбора (в рамках чувствительности к условиям). Отсюда, кстати сказать, следует, что, чем более чувствителен человек, тем у него относительная свобода выбора больше. Нечувствительные же люди часто поступают только по жесткой, ограниченной необходимости.
Можно ли говорить об объективной возможности без осознания ее? Объективной возможности без осознания не существует; точнее, она существует, но способ выбора, элемент управления, на уровне бессознательного – это, к примеру, действие критерия оптимальности в бессознательной Природе, реализация по этому критерию; в этом проявляется сложный ум Природы; не зная возможности, может ли Природа поступать оптимальным образом; не предполагает ли это, что Природа бессознательно должна знать возможности, чтобы поступать оптимальным образом? Это осуществляется опять же через отражение на более низком уровне.
Приведем пример. Только с появлением сознания появилась возможность заглянуть в будущее, способность спрогнозировать его и, таким образом, родилось понятие «возможность» как таковое. До появления сознания степень отражения мира была достаточно низкой и свободы выбора, как мы ее все понимаем, не существовало: можно ли говорить о свободе выбора растения? Нет! Не существует возможности выбора для растения! То же мы признаем и для животного, но с натяжкой, ибо животное поступает в соответствии с инстинктами. Также и относительно человека можно сказать, что человек, по сути, представляет собой всего на всего более сложную систему отражения и кажущаяся свобода выбора человека есть всего на всего более сложная качественная степень ветвления бытия, более чувствительная что ли, где полная детерминированность принятия решения затмевается сложностью системы. Действительно, по существу, основным отличием человека от животного является наличие сознания у первого, благодаря которому и появляется понятие «свободы выбора», но эту свободу выбора, это ветвление бытия осуществляет разум, как узловое место, который в свою очередь является детерминированным. Таким образом, понятие «свободы» можно понимать лишь как наше отношение к разуму, к этому элементу управления раскрытием бытия, который реализует кажущуюся свободу.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Юлия Латкина. Хочешь быть счастливым? — будь им...
  • Притча «Иллюзия Превосходства»
  • Притча «Уединение»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Притча «Не делать»
  • Притча «Бесстрастие»
  • Екатерина Александровна Стулова. Педагогический совет в ДОУ на тему 'Организация работы ДОУ по внедрению новых форм физического развития, привитию навыков здорового образа жизни'
  • Пико делла Мирандола Дж. РЕЧЬ О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА
  • Притча «Полюбить свое тело»
  • Притча «Будь лучшим!»
  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Притча «Изгнание»
  • Дьявол Таро
  • Эрих Фром говорил…
  • Притча «Про любовь»
  • Тест "Боги и Богини"
  • Тамара Филиппова. Свобода человека
  • Прокофьева Татьяна Андреевна. Познавательно — творческий проект: «Мама» есть имя Бога на устах и в сердцах малышей.
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Притча «Ключи Дао»
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Бердяев Н. СПАСЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО
  • Рамиль Гарифуллин. Этот недосягаемый феномен нашего «Я»
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Лао-Цзюнь. РАССУЖДЕНИЕ О СТА ЗАБОЛЕВАНИЯХ
  • Притча «Наставления»
  • Е.В. Повешенный. Человеческое сознание бессознательно
  • Притча «Быть может лишь кажется мне...»
  • Рязанцева Нина Петровна. Сочинение: «Природа в жизни людей»
  • Дух; Spirit; Geist
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Притча «Желание»
  • Бого-образ; God-image; Gottbild
  • Бретт Блюменталь. Практика медитации: путь к успеху
  • Нaтaлья Аксeновa. Запретный плод воображения
  • Бернарда Шоу о жизни.
  • Знакомство со своей Тенью
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • Прист С. Теории сознания.
  • Притча «Несуществующий клад»
  • Лао Цзы. ДАО ДЭ ЦЗИH
  • Дворянов С. В. Проблема Абсолюта и духовной индивидуальности в философском диалоге Лосского, Вышеславцева и Франка.
  • Афоризмы психотерапевтов: Валерио Альбисетти
  • Притча «Четыре Веды»
  • Гадамер Г. ИСТОРИЯ ПОНЯТИЙ КАК ФИЛОСОФИЯ
  • Притча «Будь Мудрей»
  • Притча «Должен ли быть руководитель лучшим?»
  • Шпет Г. СОЗНАНИЕ И ЕГО СОБСТВЕННИК
  • Зло; Evil; Bose



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь