Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50330

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Посетив в 1963 году сеченовский институт физиологии, отец кибернетики Норберт Виннер познакомился с работами П. К. Анохина. Каково же было удивление Виннера, когда он узнал, что основной принцип кибернетики – принцип обратных связей – был открыт Анохиным еще в начале 30-х годов.
В его лаборатории у животного изменяли связи нервных центров с периферией. Так, ветви блуждающего нерва, связывающие мозг с легкими и желудком, подшивали к нервам левой ноги собаки. После этого с ней происходили чудеса. При почесывании ноги она начинала кашлять, а при сдавливании мышц ее тошнило.
Это было вполне понятно. Загадкой оставалось другое: через некоторое время эти эффекты исчезали.
Рефлекторная теория объяснить этого не могла. П. К. Анохин пришел к выводу, что информация о результатах действия идет обратно в мозг, где происходит сравнение совершенного с тем, что было запрограммировано.
Благодаря обратной связи мозг собаки в опытах с блуждающим нервом узнавал о том, что перепутаны нервные пути, благодаря ей в организме восстанавливалось нормальное информационное сообщение.
На смену учения о рефлекторной дуге пришла разработанная профессором Анохиным и его сотрудниками теория "функциональной системы", в которую как главная составляющая входила обратная связь.
* Анохин П. К. Философский смысл проблемы интеллекта // Вопросы философии. 1973. № 6. С. 90.

Любая деятельность всегда заканчивается сравнением сделанного с задуманным. Где происходит это сравнение? Что в мозге является "адресатом", который получает информацию о результатах действия и сравнивает ее с поставленной целью? В ответах на эти вопросы лежит разгадка многих явлений в поведении животных и человека. Мозг способен в одно мгновение отразить цепь событий, которые еще только должны совершиться. Это явление называется 'опережающим отражением действительности.
Птенцы мухоловки-пеструшки сразу открывают рты и вытягивают шеи, стоит только загородить дупло от света. Почему? Вход в гнездо – маленькое отверстие, и родители всегда загораживают свет, когда приносят корм. Так было на протяжении многих поколений. Временное затемнение стало сигналом кормления. Грачонок, вылупившийся из яйца, уже способен воспринимать все то, что всегда сопровождает кормление.
Опережающее отражение действительности мозгом лежит в основе приспособительной деятельности животных и человека. На этом принципиальном механизме базируется все – от простейших действий до творческого акта. Как только раздражения восприняты мозгом, в нем сразу воссоздаются все мельчайшие подробности прошлых результатов от подобных раздражений. И раньше, чем сформировалась ответная реакция, уже замкнулись все необходимые контакты в мозгу и созрела "идеальная модель" ответа.
В формировании поведенческой реакции принимают участие десятки, сотни разнообразных раздражителей. Так, когда человек идет по улице, он не только реагирует на глазок светофора, но и сопоставляет каждый свой шаг с движением машин на улице, их скоростью и числом. Этот синтез всех раздражителей, предшествующий ответному действию, и есть афферентный синтез, на основе которого складывается акцептор действия – аппарат сравнения и контроля, производящий сопоставление "идеальной модели" с совершаемым действием.
Афферентный синтез, акцептор действия, обратная афферентация – таковы три основных звена саморегулирующейся функциональной системы, пришедшей на смену "первобытной" рефлекторной дуге (рис. 15).
В отличие от Павлова П. К. Анохин трактует подкрепление поведенческих актов не только эффектом действия безусловного раздражителя. Действие, по Анохину, подкрепляется его правильностью – афферентными сигналами о его адекватности ранее сформированной программе – благодаря механизму сопоставления полученных результатов с заранее сформированным психическим образом этого результата.


Рис. 15. Схема функциональной системы, как модели поведенческого акта (по П. К. Анохину).

Теория функциональный системы включила в единую систему такие компоненты поведения, как мотивация, память, эмоции, предвидение событий, программирование будущих результатов поведения. Отказавшись от упрощенно-универсальной схемы "стимул–реакция", П. К. Анохин раскрыл сложный механизм поведенческой саморегуляции организма.
"Вряд ли можно сомневаться в том, что многие поведенческие акты формируются не в ответ на какой-то внешний стимул по типу "стимул – реакция", а на основе внутренних изменений и постепенно нарастающих возбуждений определенных структурных образований на уровне подкорки. Мы знаем много состояний, когда именно это состояние, а не внешний стимул определяет форму поведения животного и человека..."*
* Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968. С. 69–70.

Раскрыв механизм целенаправленных поведенческих актов, П. К. Анохин поднял нейрофизиологию на современный системный уровень, содействовал ее интеграции с психологией.

§ 3. Типологические особенности высшей нервной деятельности

В опытах И. П. Павлова было установлено, что действие тех или иных раздражителей зависит не только от их качества, но и от типологических особенностей высшей нервной деятельности. Под типологическими особенностями высшей нервной деятельности подразумевается динамика протекания нервных процессов (возбуждения и торможения) у отдельных индивидуумов.
Тип нервной деятельности характеризуется следующими тремя физиологическими свойствами нервной системы:
1) силой нервных процессов – работоспособностью нервных клеток при возбуждении и торможении;
2) уравновешенностью нервных процессов – соотношением между силой процессов возбуждения и торможения, их сбалансированностью или преобладанием одного процесса над другим;
3) подвижностью нервных процессов – скоростью смены процессов возбуждения и торможения*.
* Наряду с подвижностью нервных процессов в 60-х годах стали выделять лабильность нервных процессов (В. Д. Небылицын), под которой понимается скорость возникновения и прекращения нервных процессов.

В зависимости от сочетания вышеуказанных свойств выделяются четыре типа высшей нервной деятельности.
Первый тип отличается повышенной силой нервных процессов, их уравновешенностью и высокой подвижностью (живой тип, по определению И. П., Павлова).
Второй тип также характеризуется повышенной силой нервных процессов, но они неуравновешенны, возбудительный процесс преобладает над тормозным (безудержный тип).
Третьему типу свойственны повышенная сила нервных процессов, их уравновешенность, но малая подвижность (спокойный тип).
Четвертый тип характеризуется пониженной силой нервных процессов, пониженной их подвижностью (слабый тип).
Различные типы высшей нервной деятельности – врожденная основа четырех темпераментов: сангвинического, холерического, флегматического, меланхолического.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Выбор любовного партнера: у большинства «свой типаж»
  • Сыроватко Светлана Михайловна. Простые советы логопеда родителям
  • Если во взаимоотношении нет понимания: прием имаго-метода в семейном психологическом консультировании
  • Татьяна Васильева. Межличностный конфликт. Поведение в конфликте
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Джон Готтман. Четыре признака грядущего развода
  • В чем секрет счастливого брака?
  • Выбор партнера: в любви противоположности не притягиваются
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • 9 признаков подходящего партнера для длительных отношений
  • Елена Бутивщенко. NON-Конфликт. Деловые переговоры и работа с возражениями. - Елена Бутивщенко
  • Язык тела: признаки женской симпатии
  • Бэйдер Э., Пирсон П. 7 стратегий установления позитивного контакта в терапии пар
  • Анна Березовская. «Я одна, и он один...». Одиночество в паре
  • Рисуночный тест на определение склонности доверять окружающим
  • Символы любви и счастья. Как привлечь свечами желаемого партнера.
  • Атватер И. Невербальное общение.
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Притча «Любовь или нет?»
  • Рогалевич Людмила. Cборник занятий по здоровому образу жизни дошкольников
  • Общение как говорить, чтобы тебя поняли?
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Почему отношения превращаются в манипулирование друг другом.
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Хелен Костер. 12 способов распознать ложь делового партнера
  • Ирина Кобевко. «Любовь» до тех пор, пока взгляды совпадают? Любовь и взаимопонимание
  • Формы невербального поведения ног и стоп. Движение стоп вопреки силе тяжести.
  • Притча «Советы непальских мудрецов»
  • Отвернет избранника от соперницы сексуальный отворот
  • Заговоры на любовь и их негативные последствия
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Тигры»
  • Предупреждение для использующих заговоры
  • Умение убеждать и строить аргументацию.
  • Бубер М. Я И ТЫ
  • Редактор. Как выигрывать в спорах?
  • Десять правил эффективной расшифровки невербальных проявлений. Правило 5-е
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Евгений Ильин. Как войти в доверие: психологические приемы вызова доверия
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Притча «Жизнь не может ждать»
  • Хлебова Вероника. Почему так трудно ценить?
  • Ж. Мессинжер. Речь тела: о чем нам говорят жесты?
  • Идеализация партнера в добрачных отношениях. Любовь и самооценка
  • Три упражнения, которые помогут заговорить на иностранном языке
  • Варианты успокаивающего поведения
  • Бэйдер Э., Пирсон П. Преодоление пассивности и пассивно-агрессивного поведения на ранних стадиях терапии пар
  • Зависимость глубины и прочности союза от уровня, на котором сделан выбор партнера
  • Когда бедные и богатые сотрудничают
  • Ермолина Ирина Александровна. РОДИТЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь